Китайские ламповые усилители

Бывает так – индифферентно, индифферентно, а потом вдруг что-то где-то проскользнуло в сознании и интерес возвращается. Так же стоял у меня на полочке ламповый усилитель давно купленный в Китае, красивый ужасно, кушать не просил, но и я его особо не баловал. Даже не прогретый. А тут сошлось и желание и любопытство, надо же аппарату дать шанс.

Мой аппарат, ультралинейное включение, 2 х 8 ват

Знаю многие смеются от речей про прогрев аппаратуры и меня тоже не нужно спрашивать насколько это нужно и нужно ли. Думаю это может быть применительно разве что к конкретным изделиям, а не в принципе. То, что для некоторых устройств нужен “прогрев” – тут сомневаться не приходится – не особо даже интересно почему так, я себя успокоил мыслью, что новые детали должны немножко приработаться и войти в штатный режим.

Например, я покупал цап на Sabre ES9018 + LME49710 – и при первом включении он звучал здорово, сладко, задорно, искристо. Эта искристость мне здорово понравилась, я ее отметил как одну из приятных особенностей.

Но спустя примерно дня три прослушки, я услышал, что звук мигрировал в более мягкую плоскость, исчезла излишняя очерченность краев, а искры скорее превратились в бархат. Явно произошел в течении трех дней дрейф звука от одной парадигмы к другой. Детали вошли в штатный режим и более звучание уже не изменялось, хотя я бы предпочел первый вариант.

Да, здесь от “прогрева” звук поменялся. Но, был у меня например такой аппарат, как интегральный усилитель Yamaha A-S500 –  я его брал новым в магазине и за время его работы в звуке небыло со временем никаких изменений. Звучал он конечно не ахти, но применительно к нему термин “прогрев” не имел смысла.

Если же почитать в сети, то “греют” все что только можно, и провода, и усилители, и проигрыватели, и кота и собаку. Я не думаю, что во многих из этих случаев есть смысл.

Но что касается ламповой аппаратуры, то здесь элемент “прогрева” присутствует. На “холодную” лампа “не звучит”. Просто даже вспомните ламповые телевизоры, вы первые кадры могли после включения нормально увидеть минут через 10-15 после включения, ибо ждали, когда лампы нагреются и войдут в свой штатный режим, тут видно тоже самое.

 

Относительно же лампового усилителя, если вы купили новый аппарат, то его рекомендуют сперва слушать без претензий на качество звука часов 50-100 (вычитал такое в сети), после чего ему “получшеет”.

От себя могу сказать, что на конкретно моем экземпляре на лампах EL34 “чудо” случается после часа скорее не прогрева, а “нагрева” – рождается чувственность и резкость тонов.

Но прежде чем рассказать о моем ламповом усилителе, я затрону тему вообще китайских ламповых усилителей.

Так повелось, что на территории бывшего СССР очень много людей знающих и помнящих ламповую технику, поэтому есть реально много владельцев ламповых усилителей и ламповых фонокорректоров.  Это чаще всего может быть самоделка изготовленная вручную либо знакомым мастером.

Ламповый усилитель – это самое простое усилительное устройство с минимумом деталей. Даже если вы не в зуб ногой в электронике, ламповый усилитель по схеме сможете собрать – и будет у вас класс А и прочие бонусы. Кроме того большинство “гениальных современных” схем вы с удивлением обнаружите в обычных книжках 60-х годов выпуска.

Там даже расскажут как сделать трансформаторное железо из консервной банки (обжечь на костре и нарезать полосками) и тд. Раньше все было проще, рассказывалось  как есть, без коммерческой шелухи и налета “гениальности создателя”. Поэтому по ламповой схемотехнике поищите именно старые книги, а потом сможете попытаться сопрягать их с “современными” наработками.

В Китае довольно быстро сообразили, что ламповый усилитель крайне незатратен и по времени создания (если у вас все автоматизировано и есть нужные детали) и по марже, которая просто запредельная, если аппарат чуть  известнее, чем нонейм.

Многие с недоверием относятся к китайской продукции, но качество там очень высокое. Не нравятся китайские современные лампы – ставьте советсткие или американские.

У китайцев не все лампы одинаковые, есть так называемой Hi-Fi редакции получше и простые похуже.

Качество изготовления отличное, схемотехника  – некая смесь японского стиля с элементами привнесенными китайцами.

Но это не “помойка” типа американской схемотехники и не ряды стройных элементов “английской”.

Английская школа

Американская школа

По аккуратности и внятности схемотехники мне импонирует больше  японская и китайская школы.

Японская школа

Китайская школа

Современная “советская” школа тяготеет к “американской” модели – помойка из гор деталей и вороха непонятно куда идущих проводов.

Впервые на китайские ламповые усилитель я обратил внимание уже довольно давно.

Это была модель Yaqin MC-100B на KT88. Я был буквально заворожен красотой этого аппарата.

В Китае много очень красивых усилителей на самых разнообразных лампах – 300b, EL34, 6н14p и тд.

Цены так же варьируются, они доступны, но главный минус – аппараты тяжелые, поэтому очень дорогая доставка – по цене как сам усилитель или дороже.

На самом деле вы даже можете купить усилитель в виде запчастей и самостоятельно собрать его – большинство усилителей использует навесной монтаж – это стандартный метод монтажа лампового усилителя, т.е. платы нет вообще – резисторы сразу припаяны к ногам разъема лампы и тд.

Вот и все, что входит в ламповый усилитель.

Да, если у вас возникнет тяга стать обладателем лампового усилителя, то визуальная красота – страшная сила. По внешнему виду сложно судить об усилителе,  здесь скорее обращать внимание на тип ламп, метод включения (однотакт, двухтакт), детали, трансформаторы (количество и качество) и прочие аспекты.

Аппарат так же может быть выполнен в моноблочной структуре, по одному усилителю на канал. Как правило ламповый аппарат обладает невысокой мощностью по сравнению с транзисторным, и поэтому требует более чувствительной акустики. Знаю, советую от 95-100 дБ, но и с 90 дБ звучит замечательно, громко.

Но вернемся к моему экземпляру на 2х EL34 + 2х 6Н9P + 5z3p.

Аппарат включен в ультралинейном режиме. Это значит, что это нечто среднее между триодом и пентодом, он более мощный, чем триодное включение, и более чистый, чем пентодное.

Мощность 8 ват на канал при <1% искажений.

Подключал усилитель я к цап (тоже китайскому) на Sabre ES9018 + 2x Muses8920 + 2x AD797 + 2x R-Core трансформатора.

Акустические системы были выбраны Diatone DS-1000ZA, 1994 года выпуска, стоившие в ретейле 260.000 японских йен. Если грубо интерпретировать, то около 3000 долларов в 1994.

Акустика в роскошной отделке – очень красивая, вкупе с не менее завораживающим видом лампового усилителя  буквально гипнотизирует.

Ламповый усилитель совершенно новый, после покупки долго лежал в коробке, по той причине, что был куплен у производителя и приехал  в таком состоянии, что краска еще не совсем высохла и довольно сильно пахла. Но пара-тройка месяцев лежания в коробке и краска высохла и аппарат только с конвеера у меня в руках, ранее слушанный не более получаса.

Как уже писал, ему потребовался минимум час, чтобы войти в свой стабильный режим. Это и первый после завода прогрев ламп и конденсаторов и прочих элементов.

Первое включение не оставило особо хороших впечатлений – вяловатый звук, небольшая детальность,эмоциональность серенькая. Но нужно быть терпеливым. Производитель советует не торопится с выводами и дать усилителю проработать хотя бы первые 50 часов, после чего ваше мнение должно измениться. В моем случае это было около часа времени, возможно попозже будет еще получше, а может и нет. Только не говорите, что я просто прислушался. Я включил аппарат, оценил звук и ушел. Спустя час я пришел уже слушать и включил первую композицию. Аппарату явно полегчало.

Что мне понравилось – звук очень “настоящий” в плане духовых инструментов – труба или саксофон играют в пространстве осязаемо. Переливы звука яркие, сочные. Бас мягкий, удивительно глубокий, обволакивающий. Могу точно сказать, что не предполагал, что мои Diatone DS-1000ZA могут звучать по низу настолько глубоко. Вокал – в первую очередь джазовый – крайне естественно, осязаемо.

Поэтому если вы сели послушать Армстронга, Нину Симон, Тирней Саттон – то вы будете очарованы. Великолепно удаются композиции старых годов, времен свинга. Это конечно 30е, но и 40е-50е и 60е тоже самое то.

В джазовых записях есть объем, пространство, дыхание. Оркестровые записи, классика очень хороши.

Разрешение естественное, не аудиофильное, но его реальность впечатляет.

Теперь про поругать. Очень жанровозависимый аппарат, очень привередливый к записям. Допустим очень старый джаз, который и изначально не был особо хорошо записан вас может впечатлить, а какой то современный альбом может ввергнуть вас в уныние серостью и унылостью подачи.

По жанрам – джаз, класика, оркестровки и электроника (синти-поп) – конек этого лампового усилителя.

Например джаз, особенно малосоставный – это просто здорово. Вокал прекрасно. Оркестровки блещут мелью, фанфары заставляют бурлить кровь.

По электронике – тот же Yello (альбом Baby) просто 5 балов из 5.

Но вот если взять например близкий достаточно по манере Dire Straits, то начав слушать альбом Every  Street мне показалось, что это довольно беззубо. Гитара подается вяловато.

Серьезно говорить об удовольствии от прослушивания хэви метал или трэш-метал я бы не стал – не хватает напора, эмоций и энергетики. Хотя Крейтор был вполне слушабелен.

Но вы включаете джаз, с трубой, с фортепиано и сразу прощаете ламповому аппарату все.

Микродинамика крайне условна, я бы сказал что по сути ее вовсе нет. Но вот есть другое – ощущение реального присутствия. Начинает играть труба и вы дергаетесь – ах, вот оно здесь , вот отсюда звучит.

В целом звук с глубоким мягким обволакивающим басом. Для малосоставного джаза это хорошо, эмоционально, но вообще бас – скорее аморфная глубокая размазня, которая обхватывает вас бархатными ручонками, что как не странно приятно.

В целом звук другой, это необычно и это требует привыкания, по мере которого вы в эту манеру подачи начинаете проникаться сами.

По вокалу – не каждый вокал по душе моему аппарату на El34. Например при прослушивании Анны Герман есть вся эмоция чувств – от “как же это красиво звучит” до “что это за звучание вплоть до раздражения?”.

Поп-музыка, метал – не конек данного аппарата – не хватит артикуляции, скорости, напора, энергетики, иногда подача серая, скучная.

В джазе, электронике, классике наблюдается наоборот полная синергия.

Ну и как восхитительно красив сам усилитель. В какой то момент я просто выключил внешнее освещение и остался только ореол слабо тлеющих нитей ламп усилителя и пространство с самой музыкой в кромешной тьме. Образы, эффекты содрогались, перемещались оставляя эффект присутствия. Вот очень хорошо это было.

Это не аудиофильный звук, этот аппарат не может воспроизвести супердетально все, что только можно из записей, но он глубокий, с эффектом присутствия.

Впечатлило, каким прекрасным получилось сочетание акустики Diatone DS-1000ZA и лампового усиления на EL34 – роскошный тандем, глубокий обволакивающий бас, чарующий “живой” вокал, и совершенно феноменальная труба или саксофон – это нечто.

А вот акустическая гитара отыгрывается на мой вгляд не особо хорошо, теряя детали и микродинамику, что для нее довольно важные составляющие.

Электроника звучит сочно, упруго, увлекательно и красиво.

Глубокая жанровая зависимость не дает возможности использовать описанный мной ламповый усилитель на EL34, как универсал, но если ваши вкусы сойдутся с его предпочтениями, то получается прекрасный тандем.

Забыл только отметить, что у аппарата сзади есть выход на АС с нагрузкой 4 и 8 Ом. Так как мои Diatone DS-1000ZA имеют импенданс 6 Ом, то я мог подключить и туда и туда, что я и попробовал. Итого – в паре именно с моей акустикой звук на 4 Омных клемах более сочный и живой, а 8 ОМ – явно слышимая деградация впечатлений. Diatone посоветую подключать к 4 Омным клемам этого лампового усилителя.

1,316 просмотров всего, 18 просмотров сегодня

Share

18 Comments on Китайские ламповые усилители

  1. Усе законно! Живые легкие жанры хорошая лампа отыграет лучше транзистора, и наоборот, для драйва, напора, атаки, панча лучше подойдет камень. Речь идет о ценовом диапазоне до 2 тыс уе. За лямы соберут такую лампу, которая отыграет и трэш, как вам и не снилось…

  2. У меня и треш на лампе звучит офигительно и при этом никаких лямов.Правда у моего усилителя не восемь ватт на канал,а пятьдесят.

  3. Даже больше скажу,может это для кого то покажется парадоксальным,но тяжёлые жанры(задиристый хард-рок или металл типа Zonata,Accept,Motorhead и пр.) лично меня на лампе цепляют больше нежели на транзисторе.Правда сегодня меня с обеими указанными технологиями примирил гибридный монстр из солнечной Калифорнии,но об этом чуть позже.

  4. Да,повыше,но в принципе укладывается в ценовой диапазон который ты озвучил в первом посте.Извини конечно,но ты,Сергей,не совсем прав-тут градуировки расставляются несколько иначе.Впрочем не суть важно.

  5. @ Alex:
    Да я согласен, что не всегда ценник отражает качество, особенно в наше смутное время!

  6. Хотелось бы спросить Александра: А что Вы подразумеваете под “современной “советской” школой”?

  7. То,что изображено на данной картинке,стол какого-то “самоделкина” и называть это школой(советской,японской,американской или китайской) …ну я не знаю.Такие творения есть у многих мастеров без разделения на национальности.А школой стоит считать серийные или хотя бы мелкосерийные изделия.И сравнивать именно в этом ключе.Правда ни “советской” ни “российской” ламповой школы я думаю просто нет.Есть отдельные изделия(некоторые кстати, сделаны ничуть не хуже чем у известных брендов,но есть и довольно кустарные),а вот школы нет.Зато есть советские лампы которые ценит весь мир.Я ничего этим не пытаюсь сказать,а тем более доказать-просто хочу расставить правильно акценты.

  8. @ Alex:
    Да, советская лампа очень ценится во всем мире, только я пока еще в ней не рабираюсь. А какой наш завод и сейчас делает прекрасную лампу, что даже буржуины покупают!?

  9. Насчёт “сейчас” со 100% уверенностью не скажу.Подозреваю что никакой.Но может кто-то, где-то,как-то…В основном питаемся старыми запасами.Но шансы есть.

  10. Sergik Цитата:

    А какой наш завод и сейчас делает прекрасную лампу, что даже буржуины покупают!?

    Питерская “Светлана”, саратовский “Рефлектор” выпускают радиолампы

  11. @ Kosinus:
    так точно ! Саратовская лампа очень ценится – один из наших производителей усилков об этом говорил. А кто у нас в Саратове живет?)))) или рядом с ним

  12. Это не поможет, в городе эти лампы не продаются. Завод принадлежит американцу. Как то там их потом смотрят какие получше получают другое брендовое название, электрогармоникс чтоли, и якобы становятся маде ин сша. Другие идут на завод Светлана, где у него (владельца завода) жена чтоли работает/владеет. Короче это все производство под экспорт. Несколько лет у него этот завод хотели отжать рейдерским захватом, но так как он американец, вроде обломались. Точно не знаю ,не вникал в суть – в прессе об этом рассказывали – если интересно сами найдете статьи.

  13. @ hifi-audio.ru:
    это лишь подтверждает качество продукции. америкосы не будут вкладываться в куйню

Leave a Reply