Музыка живая и мертвая

Если вы любите музыку, то рано или поздно обсуждая качество звучания вам предложат сходить на живой концерт и понять, что есть настоящая “живая” музыка. Следовательно все иное попадает в категорию мертвой.

Неужели концертное живое исполнение – это и в самом деле истинный грааль аудиофили, лакмусовая бумажка сравнения с вашей домашней аудиосистемой?

Достаточно прийти на концерт и вы сразу поймете, какая гадость, эта ваша заливная рыба, то есть набор аудиокомпонентов Nad, Marantz, Rotel и тд и тп?

Предположу что такие слухи сильно преувеличены. На концерте вы действительно можете увидеть любимого исполнителя, посмотреть как он ведет себя в живую, как поет в реальности и тд, но помимо этого будет масса ограничивающих факторов, которые очень лютые по сравнению с вашим домашним сетапом.

Дома многие не “заморачиваются” обработкой помещения для прослушивания, но в большом числе случаев это оказывается не сильно и нужно. Я об обработке помещения задумался только после переезда в другую квартиру, где оказались кошмарные резонансы убивавшие музыкальное разрешение до мультимедиа-уровня с любого класса аппаратурой. При этом на прежнем месте жительства у меня был в комнате прекрасный звук без каких то ухищрений, кроме плотных штор и ковра, конечно.

В концертном зале может оказаться неважная акустика, кроме того многие современные реновации рассматривают концертные залы не как акустическое пространство для выступлений, а как повод блеснуть дизайном.

Здесь звук на Пикник-е был просто “каша”

Я знаю, что сейчас последуют возражения, что: “а вот в Москве есть концертные залы с прекрасной акустикой”. Но,это всего один, пусть с Питером, два, города на всю страну, а в стране у нас 1100 городов, друзья, в которых акустика помещений оставляет желать лучшего.

Я достаточно много присутствую на живых выступлениях, это и военные оркестры и симфонические, и камерные джаз-составы и тд. Прослушивание происходит в совершенно разных условиях – и на улице, и в помещениях плохо для этого предназначенных, и в перемещениях как-бы для этого предназначенных, но с неубедительным результатом.

Например, когда я был на концерте группы Пикник в театре оперы и балета, звук был настолько плох, что я не просто расслышать что именно поет Шклярский. Мне понадобилось оставить свое место переместившись к сцене. Речи об аудиофильности подачи не могло и быть.

Прежде чем перейти к конкретным примерам, могу интерполировать мой опыт в следующие выводы:

Живое выступление во первых порой сильно ограничивается качеством используемой аппаратуры. Может быть плохой микрофон, плохой пульт, плохие концертные колонки, плохая работа звукорежисера в реальном времени.

Качество помещения способно превратить звук в непотребную какофонию.


Услышать живой звук и умереть. Скорее услышать живой звук и не умереть от разочарования. Высокое музыкальное разрешение в живом выступлении – это скорее фикция, чем реальность. Оно и близко несравнимо с качеством аудиофильного погружения в студии, когда микрофон засовывается буквально в саксофон, а микрофоны стоят тысячи долларов. На концерт дорогой микрофон исполнитель врятли станет брать. В живом выступлении это скорее расходник.

Да и усилительная часть аппаратуры расчитана больше на мощность, чем на качество.

Вы слышите, что при живом исполнении громко фонит гитара – это нормально, это вам не “мертвый” звук, вкусите все прелести, как есть.

Но вернемся к музыкальному разрешению. Уже владея не слишком дорогими компонентами в районе 1000 долларов, например Parasound A23, Yamaha P2100 и тд – вы услышите, что ваш домашний звук ощутимо превосходит любое живое выступление по музыкальному разрешению, даже если вы в буквальном смысле нависли над исполнителем в момент выступления.

Аудиофильское ухо четко слышит, что живое исполнение мутное, словно из под вуали, нет массы деталей и нюансов. Немного из этой канвы за счет более резкого звука выбивается труба и саксофон, которые не дают так сильно скушать разрешение, но все же оно не уровня студийной записи.

Голос может “сибилянтить”, или “цифрить” – о привет тебе дешевый микрофон.
Если вы жаждете услышать живое выступление, то оно будет отличаться от комфортного домашнего прослушивания еще и таким никак вами не управляемым фактором, как громкость. Громкость будет очень высокая, возможно через час вы будете готовы убежать от грохота.

Шум. Вы прекрасно понимаете, что в зале помимо вас находиться большое количество других людей, их фоновый шум безусловно уменьшит динамический диапазон, опять же привет мутность звучания, прощай хорошее разрешение.

Само помещение может резонировать, гудеть, быть ужасным.

Я подобрал несколько примеров в разных условиях живых выступлений, где я присутствовал как слушатель.

Для начала, как вы думаете, должен ли быть хороший звук в филармонии? На этот вопрос вам ответит выступление группы Синяя птица и видео ниже.

Не думайте, что это так записал микрофон – примерно такие же ощущения были и на концерте. Грохот, муть – вся прелесть живого выступления. Что касается именно ВИА и их выступления, то меня впечатлило выступление Александра Дроздова. Он пел только в живую и с таким увлечением, что вместо отведенных полутора часов, концерт шел более двух с половиной. Начав исполнение я услышал его немного сипловатый голос, и подумал, что сейчас полчасика и он сядет, как у многих исполнителей, но Александр Дроздов только распевался и распевался, а его голос становился только мощнее и этот уровень рос вплоть до конца концерта. Песни были конечно прекрасные, но их приятнее послушать в домашней обстановке. Здесь же импонировало наблюдать выступление исполнителя, его качества, как вокалиста, но никак не качество звука.

Другой пример – живое выступление на открытом воздухе.

Мутность звучания безусловно слышна. Да, красиво, с элементами волшебства. Но это опять же визуальный, а не звуковой ряд. Я же не в кино пришел. Но на самом деле было достаточно холодно, я конкретно задубел, и реально погрузиться в звук из-за такого дискомфорта не получилось.

Еще один пример, когда помещение было по акустическим параметрам очень даже неплохое. Тут свою роль сыграли испорченные вкусы музыкантов. Они выкрутили на пульте низкие и высокие частоты до упора. В результате чего псыкали сибилянтами, бас ухал и гудел резонансами – такой бумбокс стайл. И даже саксофон ничего с этим не мог поделать.

И последний пример, когда выступающая группа в хорошем (том же) зале понимает что делает.

Здесь со звуком все хорошо, но опять же музыкальное разрешение примерно на уровне таких усилителей, как Denon PMA-720ae или Yamaha A-S500, а это простите совсем не уровень Parasound A23 или Yamaha A-1000.

Так что, друзья, музыка живая или мертвая вторично – важно ваше отношение к музыке, чтобы вам нравилось то, что вы слушаете и по музыкальному материалу, исполнению, и по качеству звучания.

1,143 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Share

19 Comments on Музыка живая и мертвая

  1. Всё очень верно написанно. Сам имею подобный опыт. Концертная аппаратура до домашнего хай фая не дотягивает никак. Единственное исключение это выступление музыкантов без звукоусиливающей техники, даже не в сильно подходящем помещении.В этом варианте любой хай энд сдуется сразу. И это будет понятно даже не аудифилу.

  2. Проблема звука на концертах родилась не вчера. Часто на концертах звук отвратный, я тоже тут сходил послушать Крематорий в наш ТРЦ. Плевался, не досидели до конца, ушли с женой домой. Проблема проста как гвоздь, концертирущим порой плевать на местный звук, отработали , бабки получили и досвидос. Звукооператоров нашего ТРЦ весь город знает, хорошего мнения нет ни у кого, челы реально скурили учебник физики. Я посмотрел на их работу во время концерта, сидят себе в наушниках и плевать им , как вокруг все звучит.
    Другое место нашей деревни, уже концерт БГ. Звук поставлен отлично, я перед концертом заходил в зал. Борисыч со звукорежиссером в зале отслушивал и руководил настройкой звука в зале. Опять же здесь должны сойтись звёзды, режиссер что-то должен в этом понимать и знать свой зал, иначе это все масса суетливых движений, как говорил г-н Кант.
    Недавняя поездка в консерваторию, зал Рахманинова, Вивальди. Звук ни с чем не сравнить, нет микрофонов.
    Ла Скала, Италия. Зал такой, что, если у солиста не хватает децибел в организме, слышно просто писк. Солист с сильным голосом слышится настолько детально, что но коментс. В Венской опере не был.
    Театр оперы и балета в Москве акустически не обычный, оркестр в яме, прямого звукового поля в зал почти нет. Только отраженка, но, парни этоже театр для балета, там балерины не поют.
    Более ранний экскурс, 93 год, дворцовая площадь, концерт ДДТ. Я вас уверяю, аппаратура была не бог весть, Юра стихами в паузах тянул время , чтобы усилки остыли. Но звук был отличный, даже на старье.
    Александр, я был в вашей филармонии в 96 м, постановка звука была замечательная.
    КМК люди на местах решают все.

  3. На первом видео отчетливо слышно весь “замечательный” звук там. Они перестраивали зал, как я понял в итоге – в угоду современного дизайна. Я туда ходил не только на птицу, теримо звучат только какие то симфонические произведения, чтобы не задействовалась аппаратура короче.

  4. Знакомый попросил написать тут, так как он не может зарегистрироваться:

    Проблема многих современных залов в том, что акустическую обработку не делают. Мы с товарищем недавно на концерт Шнура ходили в зенит арену. Я не мог половины слов разобрать. Почему это не делается – другой вопрос.
    По моему мнению, в основном из-за того, что с точки зрения владельцев зала у него вместимость должна быть больше 300 человек, иначе в него никто не поедет. А с точки зрения ФЗ номер 123, который ввели после Хромой Лошади, стены и потолки в таких помещениях должны быть не ниже, чем КМ0, то есть выполнены из негорючих материалов. А материалов с хорошим коэффициентом звукопоглощения и при этом негорючих не бывает. Если владелец зала понимает в теме, то заморочиться и решить проблему можно. Но заморачиваются в лучшем случае 10%. Остальным наплевать.
    Извините за «много букав» (с), наболело…

  5. Акустическая обработка-это излишество, даже резонаторов не вешают. В зале, куда приезжал БГ ремонт не делали лет 30, кресла поменяли только, да не дай бог, изуродую звук.
    В залах мало предназначенных для акустических мероприятий сильно падает рассеиваемая мощность, но дибил звукооператор об этом не знает, у него уже опилки в голове и знает он только громкость.
    Что касается вопроса о разнице между студией и залом. КМК музыка в зале и студии суть разные вещи и пишутся по разному и звучат. Концепция зала-музыка+зал, в зале есть зоны аккустического комфорта, в каждом свои. Зал -это процесс, каждый зал надо знать , брать билеты туда, где в зале вам комфортно.
    Студия другое, там пишут музыку без влияния зала, взаимодействие музыки и слушателя берет на себя звукорежиссер, он сводит звук, мы слышим то, что он хочет. Поэтому локализация инструментов может быть самая разная , порой весьма гм, необычная.
    Можно сколько угодно совершентствовать свой тракт, но это будет лишь ваша музыка, которая может иметь мало общего с концертами и залами.

  6. В феврале к нам “Ария” с концертом приедет, с новым альбомом. Послушал их свежий альбом- хрень полнейшая, второй раз точно слушать не захочу. Несколько лет назад “Ария” уже у нас пела. Вспоминаю свои впечатления от концерта: звук- полный отстой, показалось, что с ноутбука включили МР-3 самого низкого битрейта. А вот на концерт пойду всё равно, хоть и не нравится мне современная “Ария” со своими убогими песнями и вокалом Житнякова. Просто соскучился по драйву от “живого” рычания гитар и звону в ушах после концерта)))

  7. все это индивидуально каждый слышит на своем уровне..меня поразил концерт в далеких 80 алексея козлова ” арсенал” они играли мощный джаз- рок. инструменты аппаратура играло на уровне очень дорогого hi-end/ было громко но каждый инструмент был гармоничен ничего не выпирало а когда козлов заиграл на саксофоне вообще настал полный оргазм..потом я в этом же зале слушал оркестр гленна миллера BBC также филигранно все звучало когда вступала мощная духовая группа небыло ощущения что что то выпирает. потом я говорил с музыкантами про зал филлармонии ее построили очень давно когда аккустики зала уделяли громадное внимание..в этом я убедился. потом я был на концерте” машина времени” в летнем театре на воздухе..аппаратуры было много звука как такового не было вовсе..сквозь гул и шум вырывалось блеяние макара о том стоит ли прогибаться где когда и за сколько??? пьяное быдло сидевшее рядом кричало давай смокен зе вотар..наверно это быдло перепутало машину и дипп пюрпле..я выдержал 15 минут…и свалил к бениной маме..больше я не ходил на такие концерты…а ходил на концерты классической музыки в филлармонию где прекрасная аккустика и приходят люди чтобы слушать музыку…
    а еще запомнился концерт александра градского в 1985 тогда я был комсоргом на работе и достались билеты..концерт проходил в заводском клубе мест на 300 пришло половина которая и не знала кто такой градский. он был удивительнно худой и стройный в черных брюках и черной водолазке…когда он запел все выпали в осадок и гитара и голос было что то одно монументальное и пронизывающее….
    он много говорил о разном сказал что популярная группа модерн токинг это группа однодневка завтра которую все забудут..прошло более 30 лет но модерн токинг не забыли а напротив она вошла в лучшую десятку диско групп 80.

  8. @ malsv:
    Ария – это Кипелов. А то что после него зовется Арией – это несерьезно.Назвались бы как то иначе, там Соната, Фуга, тогда бы небыло неприятия. До вокала Кипелова, тому кто там пытается петь, как пешком до Луны. Посню был клнцерт, смотрел на видео, Ария 20 лет чтоли. Так там час пели те, кто щас в Арии – ну так себе ажиотаж и реакция. И тут с середины выходит Кипелов и почти весь альбом Герой асфальта поет – вот тут люди взывыли от восторга и сразу ясно кто есть кто и что может и что из себя представляет.

  9. Жаркий летний вечер,2003год,выступление “Арии” на городском стадионе в городе Николаеве. Пофиг какой там был звук , главное эмоции! Дома в самой лучшей системе такого не получить , как не пытайся.

  10. 89 год Москва, концерт Скорпионс. Звук был отличный, концерт запомнился.
    Да, было дорого, но блин скарпы!!!
    Девяностые, я тогда часто гонял на концерты классической музыки, билеты не дорогие, классика не особо востребована, ласковый май, мираж , фаинчики дядюшки Барри, да. В зале человек сто. Я помню носился в перерыве по залу, искал место с лучшим акустическим комфортом. Дядечка один , говорит, не метайтесь молодой человек, красивый звук в этом зале с 4 по 9 ряд ближе к центру. Я тогда и не думал искать что-то из классики, если можно послушать в живую. Все подряд слушал, бухать с пацанами в общаге не хотелось, а потом жена , она оказалась дикой фанаткой классики, мы после работы ехали 120 км до филармонии на стареньком , но бодром москвиче в филармонию, в консерваторию, куда угодно.
    Друзья в это время ездили на толкучки, черкизон, Митино, горбушка и пр.

  11. @ hifi-audio.ru:
    такое сплошь и рядом приезжал uriah heep одно название только осталось. один выживший участник погоды не делает. хипы держались на байроне и хенсли их не стало и хипов не стало. а вот nazareth остался тем самым и дэн маккаферти так же классно поет. а квин без меркури кому он нужен ? в мире бизнеса деньги не пахнут если есть брэнд то будут качать баблосы немеренно..

  12. Вернемся к звучанию.
    Я не претендую на истину, давайте начнем сначала. Оперные театры, филармонии, консерватории строились для музыки, да это дом, в котором есть звук, такой каким его видели классики, они там играли и считали , что их музыка там звучит великолепно без микрофонов и усилителей. Мы не можем этого оспаривать у авторов.Появились студии, в них начали писать музыку, всю без исключений. Те, кто режиссировал эти записи наверняка слышали оригиналы в живом звуке и первое время страрались , чтобы их работа была близка к оригиналу, т.е записывали с влиянием зала. Т.е любой человек, у которого есть хайфай мог послушать дома Шуберта, так как он звучит в Венской опере, в Гранд Опера, Ла Скала, Карнеги Холл, Тью Йорке, Берлине, Москве. КМК это было верно. Сони пикчерс предложило всяким ВИА иной метод, пишем каждую партию каждого инструмента на студии, сводим и получаем офигенные аккустические галюцинации. Получилось оригинально , мне нравится Нирвана мастеринга Сони, этническая музыка народов Африки в таком стиле звучит потрясающе. Однако японцы пошли дальше всех, они это провернули с целыми оркестрами классической музыки. Мне попался дисочек с Бетховеном такого ремастеринга, Токийкая студия кмк или Нагасаки. Звучит интересно, на аппаратуре начального уровня не понятно, на сетапе среднего уровня замысел японцев становится понятным. Замысел простой , как гвоздь. Они убрали влияние зала, других инструментов, причесали, добавили аккустических эффектов. Такой кристальный звук в пространстве. Присутствия человека нет вообще. Я когда слушал, у меня такая ассоциация сложилась https://www.google.com/search?rlz=1C1CHBD_ruRU790RU790&tbm=isch&sa=1&ei=3SdfXLngK7KrmwXVz65Q&q=%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%B2+%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B5&oq=%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%B2+%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B5&gs_l=img.12…19830.23819..25755…0.0..0.44.213.5……1….1..gws-wiz-img.6uZs22ITHVI#imgrc=nuCBnc8aAg7TaM:
    И вроде бы все есть и на месте, но живая ли это музыка?

  13. Visher Цитата:

    красивый звук в этом зале с 4 по 9 ряд ближе к центру.

    У нас, в Ярославской филармонии, такая же хрень. Симфонический оркестр можно слушать только из этих мест. В других местах каша. Если не попадаем на эти места, то после концерта приходим домой, включаем старый винил и очищаемся. В Костроме, наши знакомые, оказалось тоже очищаются. Их терминологию мы и переняли. А вот в концертном зале “Милениум” в Ярославле, звук течет как вода и обволакивает.

  14. Это нормально, все помещения , которые были адаптированы к музыке такие . После революции филармоний для народного искусства понаделали море, до конца 30-х это действо носило стихийный характер. В филармонию могли превратить любой особняк близко подходящий по размерам, но вот заставить звук расходиться по комустически не вышло, физика. В некоторых городах особняки перестраивали со знанием дела, там аккустический комфорт отличный. С 50-х патриотическое воспитание молодежи поставили во главу угла вместе с важнейшим из икусств. Дома культуры , кинотеатры 60-70 х типовые, но акустика в них очень даже. Ходил на елку с мелким, актеры без микрофонов обходятся. МБ не везде конечно. У нас в соседней деревне дом культуры совхозный, послевоенный имеет отличную акустику.

  15. Был я пару раз на рок концертах . Один раз в клубе ,где вентиляция видимо не работала и сигаретный дым стоял как туман. Душно и громко , потом голова болит)
    Но за то видно как музыканты по сцене скачут упоённо ,энергично.

    второй раз на летней сцене в парке , бесплатный сборный концерт местных захудалых рокеров,фестиваль на целый день.. Площадка небольшая, зрителей человек сто)
    Звук так себе . А там скамейки возле сцены стоят , одна пустая, на второй сидят спокойно люди за пультом.
    Ну я такой думаю “стоять надоело, тоже посижу” Сел ,а там колонка в 5 метрах орёт,аж ушам больно, я хоть ухо и прикрывал ,но на неделю на одно оглох)
    А тем людям за пультом пофиг , они видимо уже глухие.

    С тех пор я знаю ,что на концертах лучше подальше от колонок ,а то можно реально слух испортить,и сами музыканты похоже все глухие давно.

    Хотя у меня такой слух ,что даже когда на 9 мая солдаты торжественно стреляют холостыми из АК в воздух , моим ушам больно ,при том что я стою в 30 метрах от выстрелов.

  16. А ещё летом в одном из парков проводят бесплатные танцы для тех кому за 50 на летней сцене. Просто музыку крутят эстрадную 80х
    Ну я так мимо на велосипеде проезжал и в позапрошлом году сел и залип там , концертная колонка ,по моему даже моно – звучала довольно сладко и живо ,явно лучше домашних мультимедиа колонок.Мне понравилось. С виду обычная.
    И я либо источник качественный , или колонка хорошая импортная, а может это советская на 4а-32.
    Остаётся только гадать.

    На следующий год я был там и звук уже другой ,не интересный. Колонки уже какие то обычные современные , которые годятся только трансляци торжественных речей, а не музыки.

  17. А счёт группы Ария , то до 2000 года они вещи делали , последний удачный альбом Химера. Мелодично ,качественно, и вокал прекрасный.
    С уходом Кипелова Ария на мой взгляд выпускает какой то проходняк , а что печально – группа “Кипелов” делает примерно то же самое.

    В школе слушал Арию , потом как распались , так я и не в курсе был как у них дела.
    Пару лет назад переслушал дискографию , все альбомы до Химеры включительно – отличные.
    А потом всё кончилось, и у Кипелова тоже

  18. Два дня назад ходил на концерт Арии, с их новым альбомом. В этот раз, звук был на удивление , хорошим. Наверное старого звукооператора уволили и взяли более толкового))) Гитары рычали просто офигенно, да и вокал Житнякова был хорош. И не важно было, что пели какую то “фигню” из нового альбома. Концерт удался на славу, удовольствия давно такого не испытывал. Всё таки музыканты в Арии- профессионалы супер класса, играли технично, ни разу не сфальшивили и не сбились. Житняков тоже был “на высоте”. Им бы ещё автора песен найти путёвого, а этого, что написал им последние альбомы- гнать пинками. После прослушивания диска остается совсем другое,бледненькое впечатление. А вот на концерт бы сходил с удовольствием, ещё раз.

Leave a Reply