Tripath-магия

“Новая революция в мире аудио”, “Микрочип, который потряс мир” – примерно такие настроения на грани истерии постепенно то подымались, но стихали, подобно волнам в течении 2000-х годов и относились к новой технологии построения усилителей Tripath.

Данная технология является частным случаем реализации усилителя класса D, но с помощью проприетарного механизма DPP (Digital Power Processing) позволяет достичь более эффективного и качественного аудиоусиления.

Данные изменения класса D были запатентованы компанией-разработчиком  Tripath Technology во главе с ее создателем  Adya S. Tripathi, как новый класс усиления Т, а усилители стали называть – усилители Т-класса.

На выставке электроники в Лас-Вегас в 2001 году демонстрировался усилитель, как компонент автомобильной аудиосистемы, но журналисты описывающие это событие буквально потеряли голову, иначе, как объяснить подобные высказывания:

«…внутри корпусов половины новых моделей автомобильных усилителей на выставке красовалась микросхема с уже узнаваемым логотипом в форме буквы «Т». Делайте со мной что хотите, но это — революция, однозначно».

Журнал IEEE Spectrum в 2009 году в статье  “25 Microchips That Shook the World”  – “25 микросхем, которые потрясли мир”, как одно из таких чудес преподносит микросхему Tripath TA-2020, которая и является сердцем усилителя T-класса.

И это официальная пресса, не говоря уже о подсуетишихся на этой теме сайтах 6moons.com и другие, воспевших форменную оду усилителям Tripath – “кристальная прозачность, звучание подобное лампе, чудесный бас, шелковые верха” и так далее – это были их слова.

Адья Трипатхи, создатель Т-класса рассказывает, что при показе чипа на выставках “мы играли очень романтичную песню из кинофильма Титаник”, и это производило впечатление.

Как и большинство усилителей класса D, чип Tripath TA2020 был очень энергоэффективным и практически не требовал радиатора, что позволяло использовать его во встраиваемых устройствах, автоусилителях, домашних кинотетрах, телевизорах, игровых автоматах и тд. 15-ваттная версия TA2020 продавалась за $3 и часто использовалась стерео-минисистемах.

 

Крупные компании Sony , Panasonic и Blaupunkt так же использовали Tripath-чип  для построения автомобильных стереосистем и домашних кинотетатров.

Интересный факт, что чип Tripath использвался компанией Apple для ее, тогда, новейшего компьютера  Power Mac G4 Cube (который признан произведением искусства и находится в американском музее современного скусства) и  Power Mac G4.

Компания Tripath заявляла, что чип TA2020 стоит намного меньше, чем любой сопоставимый транзисторный усилитель.

Несмотря на то, что архитектура t чипа закрыта патентами извество, что доступные в настоящее время реализации используют (далее приводится машинный перевод google) обратную связь, похожую на более высокого порядка дельта-сигма (ΔΣ) (или сигма-дельта) модуляцию, с внутренними цифровые часы, чтобы контролировать образец компаратора. Два ключевых аспекта этой топологии, что (1), обратная связь берется непосредственно из коммутационного узла, а не фильтрованного выхода, и (2), выше, петли порядок предусматривает гораздо более высокий коэффициент усиления контура при высоких звуковых частот, чем это было бы возможно в обычном усилителе.

При первом знакомстве с усилителями Tripath по сравнению с классичесики усилителями класса А/AB поражал крошечный размер усилителя. Сложно было поверить, что в корпус, чуть больше пары пачек сигарет умещен полноценный компьютер Hi-Fi уровня. Именно этот контраст в основном и являлся катализатором хвалебной истерии, ведь эта кроха еще и играла.

Пик интереса к усилителям Tripath пришелся на вторую половину 2000-х годов, хотя сама компания и ее Tripath-технология существовали еще с 1995 года.

Банкротство компании в 2007 году снова обратило интерес к Т-классу, а в настоящее время его подогревают изделия китайских производителей, главным образом своей крайне низкой ценой 40-60 долларов за усилитеть

Многие производители из Китая, Кореи и тд.,   успешно клонируют Tripath-чип и сейчас несложно купить эти микросхемы – TA2021,TA2024, TA2022 по цене не дороже 2 долларов за штуку.

Сегодня несложно купить и готовое изделие – усилитель на технологии Tripath – SMSL SA-S3 на чипе TA2021 не дороже 40 долларов.

Проанализируеи, чем же привлекают людей эти усилители, по крайней мере по информации из сети, а затем проведем реальное прослушивание.

Чаще всего приводятся следующие аргументы:

  1. Звук подобный ламповому.

  2. Высочайший КПД достигающий 88%

  3. Маленький размер.

Вобщем то впечатлятся маленькому размеру не имеет смысла, так как практически любой усилитель класса D имеет небольшой размер, а развитие этого  направления привело к тому, что многие компании применяют в усилении класса D технологии подобные по действию, тому что предлагала Tripath, но имеют другое название. Например у компании Pioneer эта технология называется ICEpower.

Blaupunkt PA2150 Т-Amp, “Работает на Tripath”

Несмотря на заявленые прекрасные возможности чипа компанию Tripath Technology в 2007 году ждало банкротство.  Ее технологии перешли в том же году к компании Cirrus Logic. Но как ими воспользовалась компания Cirrus Logic и воспользовалась ли, вы узнаете чуть позже. А пока переходим к практической части – прослушиванию.

 

ТЕСТИРУЕМЫЕ МОДЕЛИ

Tripath Technology утверждала, что ее микросхемы усиления “все в одном” обладают чудесным звуком при минимальной цене.

Так же сайт 6moons.com в свое время развязал форменную истерию о “ламповом” звучании этих усилителей Т-класса, совершенно серьезно сравнив усилитель Tripath за $39   с аппаратами высокого класса вплоть до Hi-End и делая выбор в пользу Tripath. Что это было – искреннее восхищение или продажный пиар – будем разбираться  

Исходя из этого утверждения я подобрал в Китае ряд усилителей на базе основных моделей микросхемы Tripath.

Я остановил свой выбор на моделях:

SMSL SA-S1 (TA2020) – $73

SMSL SA-4S (TA2024) – $73

SMSL SA-S3 (TA2021) – $43

SMSL SA-80 (TA2022) – $220

Topping TP-41 (TA2021B) – $209

Как видите – довольно большой разброс в ценах. Можно было так же приобрести модель Blaupunkt PA2150 за $115, но так как на сайте 6moons.com была указана цена в $39, то было совершенно ясно, что в обзоре речь велась об китайских усилителях.

По модельному ряду и стоимости очевидно, что SMSL SA-S3 – начальная модель, а SMSL SA-80 – высшая.

Остановимся подробнее на характеристиках модели SMSL SA-80.

 

SMSL SA-80

Китайский производитель S.M.S.L. заявляет, что это флагманский усилитель в линейке Tripath. Его прямой конкурент от компании Topping имеет название Topping TP-60.

SMSL SA-80 собран в удлиненном в глубину корпусе, где расположилось два трансформатора закрытых металическими экранами.

Усилитель построен на микросхеме Tripath TA2022.

Заявляенная выходная мощность впечатляет – 2х80 ват.

SNR: 98 dB

Конденсаторы в фильтре питания имеют емкость в 20000 mF.

Корпус алюминиевый, клемы позолочены.

На этот аппарат поставлена цена в Китае 220 долларов.

Но что сообщает даташит о возможностях этого чипа?

Мощность 100 ват при 4 Ом и 1% искажений.

Так же указаны именно параметры “Audiophile” Sound Quality”:

0.015% THD+N 70W 4Ω

0.015% THD+N 45W 8Ω

0.10% IHF-IM 25W 4Ω

В общем то в даташитах, если указано слово “аудиофильский”, то это является поводом задуматься о том, не является ли продукт больше пиарной производной.

Но как видим, китайский производитель указал данные на усилитель в пределах верных пропорций.

Рассмотрим модель SMSL SA-S3

 

SMSL SA-S3

Этот усилитель имеет очень миниатюрный корпус, питается от небольшого внешнего блока питания и заявленная мощность у него составляет 2х25 ват.

Усилитель посмтроен на микросхеме TA2021 и стоит всего 43 доллара.

Читаем даташит:

TA2021 – это 20W (4Ω) на канал Class-T цифровой аудиоусилитель мощности использующий Tripath-вскую  закрытую технологию Digital Power Processing (DPP) Class-T усилитель предлагает аудиоточность звучания класса AB и эффективную мощность Class-D.

Мне это аналогично напомнило рекламный проспект, а не источник информации.

И опять здесь присутствуют слова “аудиофильский” и тд.

Как пример, я приведу выдержку из datasheet на микросхему lm3886, на которой, как известно, тоже производили Hi-Fi компоненты:

“The LM3886 is a high-performance audio power amplifier capable of delivering 68W of continuous average power to a

4Ω load and 38W into 8Ω with 0.1% (THD + N) from 20 Hz–20 kHz.”

“LM3886 – это высокоэффективный аудиоусилитель мощности способный развивать мощность до 68 ват при нагрузке 4 Ом и 38 ват при 8 Ом с 0,1% нелинейных искажений в диапазоне от 20 до 20000 Hz.”

Т.е. никаких слов “аудиофильский”, “аудиофилия” и тд, в  техническом документе на LM3886 не присутствует, в отличии от datasheet на Tripath.

Далее расмотрим модель

 

SMSL SA-4S (TA2024) – $73

Этот усилитель в таком же корпусе, как  и SMSL SA-S3, но стоит почти в 2 раза дороже.

Он построен на микросхеме TA2024 и имеет мощность 15 ват на канал.

Datasheet соответствует таким же значениям.

И последний аппарат в обзоре, от компании конкурента

 

Topping TP-41 (TA2021B) – $209

Topping TP-41 – это предтоповый аппарат в линейке Topping. Но неожиданно он построен на том же чипе (TA2021), что и самый дешевый в этом обзоре SMSL SA-S3.

Усилитель имеет более обширный корпус и внутри находится трансформатор закрытый защитным колпаком-экраном.

Исследовав внутреннее строение всех аппаратов можно сказать, что глобально аппараты отличаются качеством питания. В самых дешевых используется маленький выносной блок-питания, в более дорогостоящих, установлен в корпус трансформатор и увеличины по емкости банки электролитических конденсаторов.

Так же вроде бы используются разные чипы, почему “вроде бы” – объясню ниже.

Из представленного ряда самые продуманные по конструкции – Topping TP-41 и SMSL SA-80.

Не буду вас томить, приступаем к реальному прослушиванию.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

Ну что же – пора окунутся в мир Т-класса, ощутить звучание подобное “ламповому”, открыть новые горизонты Hi-End, как это красочно описал сайт 6moons.com

Я включаю самый недорогой усилитель SMSL SA-S3.

маленький размер умиляет, но что со звуком?

Прослушивается диск Dire Straits.

Звучание довольно мягкое, но нижний регистр довольно странный. Нет гулкости, и может иногда показаться, что баса мала, но он есть и довольно глубок.

Но главное неприятное ощущение – отсутствие драйва.

Полная аналогия со стариком жующим беззубым ртом манную кашу. Его толкают острым локтем в бок – ну давай же, поддай жару, поторопись, но от этого шамкающий рот драйва не прибавляет. Из за этого звучание очень аморфное,  как я называю “беззубое”. Слушать быстрые жанры на таком усилителе – не лучшее времяпровождение.

Заявлено, что усилитель работает на мощности 2х25 ват, но при выкручивании ручки громкости выше 1-2 часов становятся слышны довольно сильные искажения и ручка возвращается в положение 11-12 часов. Громкость невысокая, но если вы не слушаете громко в принципе, то комнату в 15 метров этот усилитель вполне способен озвучить.

Какие главные притензии.

Низкая детальность.

По звучанию – это усилитель очень низкого, самого начального класса. Возьмите любой самый дешевый усилитель класса А-Б и вы услышите то, что слышите на этой модели, но вам будет доступна несравнимо более высокая мощность, чем на Tripath. На слух SMSL SA-S3 выдает не больше 10 ват без явно ощутимых искажений.

Ну чтоже, подключим усилитель стоящий почти в 2 раза дороже – SMSL SA-S1 на TA2020. Заявлено 2х20 ват. Теоретически микросхема другая, стоимость другая, но неожиданно при  прослушивании звучание без особых изменений, и мощность так же не дрогнула ни  на одно деление. Фактически один и тот же усилитель с разными названиями и звуком-клоном модели S3.

Включаем следующий аппарат – SMSL SA-4S на TA2024 и с меньшей мощностью 2х15 ват.

Но явно проявляется эффект плацебо – я по прежнему слышу звучание 40 долларового усилителя при том, что на стенде подключен другой аппарат с вроде бы другой микросхемой, но с большей ценой. Забавно, что мощность на слух осталась такой же, как и у предыдущих аппаратов.

Ну что же, пока ясно что микросхемы по звучанию и мощности ничем не отличаются, кроме разной маркировки – настало время послушать флагман этой компании – SMSL SA-80.

Здесь реализовано более качественное питание, а микросхема использована TA2022. И стоимость в 220 долларов уже не кажется такой привлекательной.

При прослушивании отмечается некоторый рост звукового разрешения, звучание становится немного почетче. Но неожиданно громкость, мощность усилителя все на том же уровне. Нет и в помине никаких 80 ват на канал, на слух все те же 10 ват. И бас так и остался шамкающе беззубым.

Резюмируя прослушивание SMSL SA-80 могу сказать, что это по прежнему усилитель очень начального класса, мутноватый, бездрайвовый и не имеющий принципиальных звуковых преимуществ по сравнению с более дешевыми собратьями. В конце концов вы сами можете соорудить приличное питания для любого более дешевого усилителя линейки Tripath, но я думаю оно того просто не стоит.

Ну что же вернемся к продукции-конкуренту – Topping TP-41 на TA2021, как и дешевый SMSL SA-S3. Различие опять же в более качественном питании. В Топпинге у нас стоит полноценный трансформатор и как следствие при прослушивании слышим звук чуть более детализированный по сравнению с SMSL SA-S3, но по прежнему тоже самое ощущение, что мы слушаем одну и ту же микросхему – один и то же звук, одна и та же мощность, такая же беззубость.

Но важно понять насколько усилитель хорош или плох в разных жанрах. Для хэви метал он не подходит однозначно из за отсутствия драйва, панчовости.

Но насколько естественно он способен воспроизвести акустические музыкальные инструменты – саксофон например. Поэтому продолжаем прослушивание и включаем джаз.

Слушаем David Murray c CD.

Вот тут во всей красе, вов сем блеске было показано, почему класс Д и его составляющая Т с 1958 года так и не получили признания любителей музыки.

Саксофон при проигрывании на Topping TP-41 развалился на составляющие электронные писки и скрипы – не осталось ничего от прекрасного инструмента. Я смог вынести этот звуковой апокалипсис ровно столько, чтобы рассказать свои впечатления.

Прослушивание, как вы понимаете, завершилось громким фиаско. Но как сладко пели сайты 6moons.com и другие в рассказах о чудесных усилителях Tripath, так что же это – просто продажный пиар?

Думаю, то, что технология Tripath была всецело рекламным проектом в духе времени – сомневаться не приходится. Тут как нельзя ярко выделены моменты из даташит со словами “аудиофильский” и прочее, приведенными выше. Т.е. это были такие технологические сугубо рекламные буклеты.

Но возможно я чего то не понял и мои выводы сомнительны.

Ну чтоже, будем исходить из подобных предположений.

Как вы помните, компания Tripath Technology стала банкротом в 2007 году, а ее интелектуальную собственность приобрела компания Cyrus Logic.

Вполне вероятно предположить, что такое чудесное технологическое чудо безусловно нашло бы продолжение и развитие в дальнейших разработках компании.

Но Cyrus Logic очень быстро поняла, что Tripath был лишь мыльным пузырем – пропиаренной компанией изначально созданной лишь для того, чтобы при умелом маркетинге поднять свою изначальную стоимость, чтобы продатся более крупной компании. И все действия компании были направлены на то, чтобы создать ажиотаж и найти покупателя.

Приведу слова одного из разработчиков работавших в тот момент в комании Cyrus Logic о причинах, почему небыли использованы технологии Tripath:

Я не могу говорить о Tripath непосредственно, но я могу сказать о Cirrus Logic. Я привык работать для Cirrus, и я знаю парня, который изобрел свою реализацию класса D в Cyrus. Cyrus, конечно, не стали использовать класс D Tripath, потому что, на мой взгляд, класса D от Cyrus превосходил то, что предлагал Tripath.

После того как я покинул Cirrus, Tripath пытался продать мне свои технологии несколько раз. Но у меня сложилось впечатление, что они не знали, что они делают технически. Казалось, они были больше маркетинговой компании, чем разработчиком. Либо так, либо весь их бизнес-план вращаелся вокруг поиска крупной компании, которая бы их купила. Но это просто моя догадка.”

В заключение я выскажу мнение, что сформировалось у меня за время прослушивания и изучения материалов по данному вопросу.

Такой набор позволит спаять Tripath Amp самостоятельно

Tripath-усилители, и конкретно микросхема, которую на тот момент могла продавать производителю только компания Tripath Technology содержали в себе в большей степени маркетинговые свойства. Большинство компаний на тот моент имели аналогичные решения в классе D, о чем свидетельствует и история неудачных попыток компанией Tripath найти покупателя на себя.

Что касается звучания прослушанных продуктов на базе микросхемы Tripath – их звучание можно охарактеризовать, как начальное и низкобюджетное. Такой миниатюрный усилитель можно взять с собой, напрмиер, в гости – и это интересное потребительское качество. Возможно он звучит даже не хуже музыкальных центров, но ведь как сладко пели 6moons.com, IEEE Spectrum и другие о “ламповом” Hi-End звучании, и как обычно мечта разбилась о булыжники реальности.

Послушать на видео SMSL SA-4S:

 

17 Комментарии

  1. Обзор не впечатлил, для того кто слушает “лампу”, выбор усилителя для ноутбука на чипе Tripath хороший выбор за эти деньги, при правильном подборе акустики, там есть все, бас и т.д.(не забываем о стоимости).

  2. Эта удивительная “Tripath-магия” возникла после покупки девайсов уже довольно давно, первый усилитель уже стал коллекционным:) и многие люди не проиграли судя по отзывам на форумах и масштабам предложения. Деньги небольшие, но альтернатив еще меньше. Каждый решает сам.

  3. А что там решать – это не хайфай звук _ а низкобюджетка. Если такое устраивает, то человек будет доволен. Любители хайфай такое слушать не смогут.

  4. Да, не “хайфай”, не “хайэнд”, но за ЭТИ! деньги звучит здорово, по звуку чип оставил позади массу конкурентов, что и подтвердили люди, проголосовав деньгами и обсудив на профильных форумах по всему миру, удачная разработка всего лишь.
    Разговор конечно о начальном уровне, или второй системе. Зачем тратить больше))

  5. Гениус, это для скайпа, а Tripath уже можно подключить к более менее серьезной акустике, желательно винтажной и обязательно с хорошей чувствительностью и тогда чтоб заменить Tripath, нужно купить хороший усилитель, несоизмеримый по стоимости с этой игрушкой, речь ведь об этом.

  6. Я переслушал все китайские трипаты. Его достоинство только в размере. Все аппараты очень слабые, на самом деле мощность ват 8. После половины громкости идут искажения.
    Усилитель еще более дешевый на tda2030 (покупал на алиэкспресс за 87 рублей за полностью собранный канал) выйдет подешевле и по размерам примерно схож, а звук как минимум не хуже. А на TDA7294 будет ощутимо лучше. При том, что все это все равно низкобюджетка. У трипата звук как у лампы – мутный и беззубый – нет драйва. Но бас глубок.
    Вот я записывал на видео китайский трипатовский флагман:
    https://www.youtube.com/watch?v=6GGf-gGoyEU
    Вот на более дешевом трипате (разницы особо нет):
    https://www.youtube.com/watch?v=pA65ybEFI64

  7. “У трипата звук как у лампы — мутный и беззубый — нет драйва”- вы сказали. “для того кто слушает «лампу»”- я написал в первом посте. Разные вкусы всего лишь, такое бывает сплошь и рядом, иначе одного обзора хватило бы на весь мир.

  8. а мне нравиться звук лампы за исключением усилителя “прибой” который играет хуже самого плохого транзисторного. интересно было послушать трипат на винтажной бумажной акустике типа telefunken l-71 или ful range 15 гд-12 или нечто подобном может это будет звук какого нибудь китайского лампового усилителя на 6p1

  9. От вольфсона больше и не получить, ему трипат самое то. Но если захотите в высокое качество звука шагнуть, то надо будет менять ВСЁ.

  10. Arcam, nad и ряд других – птицы невысокого полета, так что врятли это аргумент.

  11. Птицы высокого полета TDA 1540, ну или 1541, при правильном апгрейде, если плейер, или правильной схемотехнике, все остальное, за редким исключением недотягивает, если мы имеем в виду акустическую (натуральную) музыку конечно, с электронной каждый сам себе режиссер.

Оставить комментарий