Объемный звук на СД – 360 SOUND, DERAM и другие

Если вы увлекаетесь хорошим звуком, то при выборе пополнения в аудиоколлекцию вам вполне могли встретится СД-диски, с любопытной надписью STEREO “360 SOUND”. 

Такую надпись можно видеть на коробке японского издания СД-диска Miles Davis “Seven steeps to heaven” или на диске Bob Dylan “The Times The Yare A-changin” и др.

Возможно вы задавались вопросом – что это означает?

В век PR ничему верить не стоит, но к счастью данная надпись сообщает не о рекламном шаге, а о конкретном особом методе записи.

davismsevenstepjapncd

 

Образно надпись  STEREO “360 SOUND” можно перевести, как “окружающий звук”, термин сегодня модный в мире домашних кинотеатров – surround.

В отличие от особых кинотеатральных ресиверов, которые специальным процессором создают иллюзию объема, методика “360 SOUND” оставалась полностью аналоговой.

Она была применена на студии Columbia (но под другими названиями этот метод применяли и другие студии).

Смысл “360 SOUND” заключался в том, чтобы передать слушателю не только звук инструментов из вакуума, но и окружение, где разыгрывается музыкальное действо. Саксофон, допустим в какой то момент может не играть, но звуковые волны все равно отражаются от саксофониста и вы можете почувствовать его присутствие. Вы так же, чтобы перенестись в зал или студию, где играют музыканты должны ощутить это помещение – его размер, его отражающие характеристики. Иначе у нас музыканты играют в абсолютном вакууме, без отражений звука.

Студия Columbia пошла на логичный шаг – она разместила несколько дополнительных всенаправленных микрофонов непосредственно в помещении, где производилась запись, чтобы они уловили атмосферу комнаты, ее акустические свойства и способности.

 

images

 

Это дало возможность буквально оживить музыку придав ей плоть, дав точку апоры в виде помещения и его атмосферы.

Оркестровые записи выполненные по такой технологии могут заворожить слушателя, словно он попал в первый ряд на концерт любимых исполнителей.

Метод “360 SOUND” используемый при записи получил признание любителей музыки. Записи выполненные в формате “360 SOUND” обладали прекрасным объемным звучанием.

 

 

Повышение качества звучания и отчего оно произошло имеет логичный ответ. Дополнительные микрофоны передавая акустику самого помещения снижали динамический диапазон повышая планку для самых тихих звуков. Это можно назвать своеобразной акустической “компрессией”. Так снижался динамический диапазон и более тихи звуки оказывались звучащими более громко, что давало возможность расслышать мельчашие детали, которые при обычной записи в стандартной громкости просто небыли бы слышны.

Записи “360 SOUND” выполнялись в специально разработанной для этого студии  компании Columbia через 16 канальные консоли на мультиканальные магнитофоны с выдающимся соотношением сигнал/шум. Позднее из многоканального звук сводился звукорежисером в двух-канальный и уже был способен передать реализм акустики помещения, его объемность и акустические свойства.

 

miles-seven-steps-for-sound-engineers-final

 

К сожалению аудиофильское счастье длилось недолго – этот метод требовал больших расходов, нежели обычная запись и “360 SOUND” перестали использовать для записи мейнстрима.

Очевидно, что запись методом “360 SOUND” оказывалась более высококачественной, нежели средний уровень записи в студиях того времени.

Подобный метод использовала так же студия Deram называя его "All Around Sound" (например альбом The Moody Blues' "Days of Future Passed") и на этом поприще она добилась еще более выдающихся успехов.

 

TheMoodyBlues-album-daysoffuturepassed

 

Джазовые квинтеты записанные по такому методу звучали просто потрясно, с реалистичной динамикой, ощущением размещения музыкантов в пространстве.

Позднее, на поприще звукозаписи, появилась и чисто электронная новая технология QSound изначально нашедшая применение в аркадных играх компании Capcom, которая создавала иллюзию объемного звука.

 

Sting-The_Soul_Cages-5-Back-

 

К такой имитации акустического пространства при записи своих альбомов прибегли такие известные исполнители, как Sting "The Soul Cages" , Madonna "The Immaculate Collection" и другие, предлагая слушателю новый опыт.

 

Qsound

 

Вот небольшой список записей выполненных по технологии QSound:

Luther Vandross – Power of Love/Love Power

Madonna – The Immaculate Collection

Pink Floyd – Pulse

Richard Wright – Broken China

Robin Hood: Prince of Thieves (soundtrack)

Roger Waters – Amused To Death

Sting – The Soul Cages

Abdula Paula Spellbound

Robin Hood Prince Of Theives Film Soundtrack

Lennon Julian Help Yourself

mBP9HsxBnBra6b9nJH2u4dg

В заключение можно сказать, что благодаря усилиям звукозаписывающих студий Columbia и других, применявших для своего времени инновационные методы звукозаписи "360 sound",  Deram и тд, многие исполнители сегодня прямо с компакт-диска готовы создать у слушателя полное ощущение их присутствия и передать тончайшие интонации музыкальных произведений.

СЛУШАЕМ И СРАВНИВАЕМ

Конечно это еще не конец, как можно понять, что все описанное соответствует действительности без прослушивания. Для прослушивания был выбран японский СД-диск  Miles Davis “Seven steeps to heaven” использующий технологию "360 SOUND".

Для прослушивания использовался топовый усилитель мощности Pioneer M-90 (1986, 200000 ¥).  В качестве источники я задействовал топовый сд-проигрыватель Kenwood DP-7090 (8 цап, 1.4Mhz, 22 bit, 1997, 69800 ¥), но основная масса прослушиваний и сравнений была произведена на основательно выполненном СД-проигрывателе Pioneer PD-T05 (1990, 80000 ¥). В качестве акустических систем были задействованы колонки Lo-D HS-40F (динамики с уникальным строением, 1981, 96000 ¥  за пару) и модель с более простым звучанием – Tannoy Revolution DC6T (используются коаксиальные динамики, $2200).

При прослушивании Miles Davis “Seven steeps to heaven” на  Lo-D HS-40F слышна акустика помещения. Она не доминирует, но вполне можно представить размеры помещения в котором производилась запись. Звук качественный, с хорошей, но не ультра, детализацией, довольно естественный. При прослушивании на Kenwood DP-7090 так же появилось дополнительное ощущение, что можно понять не только где именно находится солирующий инструмент, но и как бы "увидеть" его даже со спины.

В целом инструменты строго очерчены в пространстве и можно с уверенностью сказать, где находится каждый музыкант. Качество записи достойное, но по современным меркам стандартное.

Да, есть немного объема, но он не доминирует, а ощущается в медленных композициях, где дается шанс показать себя звуковым отражениям помещения.

При прослушивании на Tannoy DC6T ощущение объемности несколько падает.

В целом данная технология положительно влияет не столько на объем,  как таковой, сколько на возможность более естественной акустической записи.

Miles Davis “Seven steeps to heaven” "360 SOUND" – это хороший, качественно записанный по интересной технологии диск.

Но мне стало любопытно насколько отличается эта запись выполненная аналоговыми методами от обычной современной записи.

Поэтому я сравнил звучание с современным диском не имеющим никаких особых заявленных технологий – Tierney Sutton "Blue in Green".

Этот американский СД-диск выпущен Telarc. Для записи он использовал изначально цифровой мастер с качеством 88,2Khz 20 bit и с помощью теларковского оборудования сконвертирован к 44,1 для тиражирования СД.

Диск Tierney Sutton "Blue in Green" на той же системе сразу звучит более объемно, более "прорисовано". Размер помещения так же легко определяется. Без сомнений современный диск Tierney Sutton "Blue in Green" записан на ступеньку лучше, чем это было возможно во времена целиком аналоговой записи.

5,880 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Share

7 Comments on Объемный звук на СД – 360 SOUND, DERAM и другие

  1. Слушаю Вас с удовольствием!

    Очень короткая статья, а тема раскрыта таким образом, что для любопытного сформирован полный образ, а для въедливого создана хорошая информационная площадка для дальнейших изысканий!

    Гармонично!

  2. Описание ощущений от прослушивания музыки , как бальзам на душу. Точно также вслушиваюсь , когда слушаю какую либо композицию. Вообще на сайт зашёл впервые и оторопел , что кто-то тоже также щепетильно относится к звучанию и так хорошо всё это опишет. Большое спасибо!!! Просто по юности очень увлекался разной аппаратурой , но в первую очередь конечно музыкой. Были и Бриг ,Барк,Амфитон,Одиссей ,Вега конечно .Из катушек Илеть ,Сатурн и уже не помню. Потом всё забросил ,семья
    бытовуха но музыку слушал стабильно и вот после 40 что то проснулось опять,после того как прочитал ваши материалы аж уши зачесались ,оказывается душу не обманешь ,как я жалею , что так отстал . Откопал я свои старые усилки Акай и Кенвуд буду реанимировать, потом буду искать СД и АС и вперёд . Да здравствует Аудиофилизм. Музыка бессмертна!

  3. хочу поделится. имею сд проигрыватель harman kardon hd 750, у него есть так называемый декодер HDCD, который позволяет диски записанные в данном формате раскрыть по настоящему. обычно учитывая что диски в HDCD стоят дороже записывают на них достойную музыку…это дар стрэйтс нора джонс диана кралл ну и все в таком духе. когда слушаешь полный улет сцена увеличивается в разы звуки начинают летать по комнате и появляются ни откуда ощущение что звуки идут не из колонок а не понятно откуда. слушал формат sacd не так понравилось…hdcd понравился больше.

  4. Анатолий, вы знаете, я уже почти зарекся обзывать какие то записи плохими. Вот есть у меня СД-диск Паров Стелар, считал что на нем компрессия ощутимая. По ДР 9-10 наверное (на слух) будет.
    Тут включаю этот диск на связке Yamaha CA-1000 III + Kenwood DP-1001G + АС Coral X III в чистом классе А – и не слышу никакой компрессии в звучании. Так что есть тракты в которых компрессия заметна, а есть в которых нет, при условии что в обоих случаях система демонстрирует очень высокое разрешение.

  5. согласен александр но плохо записаный диск на очень хорошей аппаратуре проявятся все недостатки его плохости…..а вообще то у меня знакомый постоянно жалуется что у electric light orchestra. мало низов бедняга он так и умрет не поняв что электрик так записан изначально.

  6. Мне низы, как низы, давно просто не интересны. Мне важно просто как все в целом звучит – и оно или нравится или не нравится. А дробить на СЧ/ВЧ/НЧ – смысл?

  7. согласен полностью музыка или воспринимается или нет. заставлять себя слушать что не нравится, смысла нет.

Leave a Reply

Войти с помощью: