Транзистор против лампы: Denon PMA-970 vs Melody Astro Black 50

Постоянный посетитель сайта Alex в очередной раз радует своими изысканиями в аудио. Он провел сравнение лампового усилителя Melody Astro Black 50 ($2500) с высокого класса транзисторным усилителем Denon PMA-970 (~$2000), что получилось — читаем в его материале.

Желание провести подобное сравнение зрело во мне в течении последних пары лет и останавливало лишь отсутствие объекта для анализа. И вот этот самый объект,в лице ин­тегрального усилителя Denon PMA-970  1983 года рождения,стоит на моём столе.

Стоимость аппарата на момент выпуска 200000 японских иен. Воспользовавшись калькулятором на сайте я вывел эквивалент равный 2500 долларов США. Теоретически аппарат того же уровня что и Yamaha  A-2000a(195000 иен 1987 год) Можно подобрать ещё аналоги,но в данном случае думаю это не столь важно,а Ямаху я привожу в пример лишь для того,чтобы был более поня­тен класс аппарата,поскольку не знаю как в Японии,а в Россия Ямаха пожалуй более извест­на,нежели Денон. Впрочем я могу и ошибаться. Противник Denon-ламповый интегральник  Melody Astro Black 50 цена которого в 2008 году также была в р-не 2500 долларов США. Не считая 35 лет разницы в возрасте-примерный финансовый паритет. Примерный паритет и в массе испытуемых: 23 кг. у Денон и 25-26 кг. у Мелоди.

Но если для лампового усилителя подобный вес  уже де факто,то для транзистора-это косвенный признак принадлежности к верхним линейкам. Скажу сразу что конечный результат теста я предугадываю ещё не нажав кнопку «Power». Тем интересней будет узнать насколько моя интуиция права в данном кон­кретном случае. Описывать внешность и тех. данные испытуемых я не буду,поскольку внеш­ность можно оценить по прилагаемым фото,а спецификаций более чем достаточно в сети. И ещё я постараюсь быть объективным и не делать никаких итоговых выводов-пусть каждый сделает эти выводы сам. Конечно по настоящему объективное тестирование не проводится одним человеком-нужна фокус группа хотя бы из трёх экспертов. При этом желательно разного возраста и с разными музыкальными предпочтениями. Но поскольку мне двух недостающих взять в данный момент неоткуда-возьму все на себя. Надеюсь не надорвусь(если только в прямом смысле-поскольку о весе аппаратов я уже упомянул)Но работа в плане психологическом,предстояла тяжёлая. Тестирование проводилось на акустических системах Sansui SP-G300,поскольку во-первых другой акустики в данный момент не имеется,во-вторых данная линейка акустики была разработана для работы с топовыми усилителями Sansui,а значит и с топовым  Деноном теоретически должна подружиться,ну а в-третьих ввиду чувствительности 95 дб и сопротивлению 8 ом-они и для лампы являются лёгкой нагрузкой.

Данный эксперимент я условно разбил на три этапа: 1. Слушаем си-ди 2. Супераудио си-ди и файлы высокого разрешения ну а на десерт-винил. Правда в ситуации с винилом оказалось сложнее всего,поскольку свой фонокорректор оказался лишь у Денона. Поэтому я решил тестировать оба аппарата с корректором внешним,а фонокорректор Денона оценить вне конкурса.

С методикой тестирования я определился так: каждый прослушиваемый диск/файл/пластинку оцениваю по…ну скажем четырем параметрам: разрешение,сцена,тембральная достоверность и вовлечённость/комфортность. Оценки выставляю по принципу: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно(подозреваю что последнее излишне,но вдруг. )Потом оценки суммируются и выводится средний балл. Ну и по количеству итоговых баллов можно делать или не делать выводы. В аудиожурналах для тестов обычно используют пять-шесть релизов,я решил взять планку в три раза выше-так больше шансов чтобы что-то понять. Конечно я не буду слушать альбомы целиком,2-3 трека с каждого-вполне достаточно. И описывать впечатления после каждого альбома тоже не стану-это будет слишком утомительно. Но если что-то по настоящему зацепит-на этом я внимание заострю. Ну в целом как-то так. Ну пожалуй начну.

Итак этап первый.

CD.
Тестовые диски

Blondie “The Hunter”(лучший по моему мнению альбом,но на лампе звучит не ахти)
J. J. Cale&Eric Clapton “The Road To Escondido”(шикарный блюзовый релиз)
Sweet “Fanny Adams”(одинаково любим и рокерами и металлистами…и мной хотя ни к тем,ни к другим не отношусь)
Dire Straits”On Every Street”(ну может кому то и набило оскомину,но мне нравится)
Dire Straits”Dire Straits”(куда ж без «Султанов свинга» )
Mark Knopfler”Golden Heart”(на мой вкус лучший сольник Марка и не каждая система его вытягивает)
Yello “TouchYello”(ну не удержался из за 5-го трека)
Matia Bazar”Tango”( давняя любовь и…пятый трек на слабой системе показывает всё)
BoneyM”Greatest Hits”(классика,куда ж без неё)
Ayo”Joyful”(тоже серьёзная нагрузка для системы со слабым контролем баса)
Marcus Miller”Renaissance”(бас-гитара и джаз в целом)
The Next Best Thing( саундтрек к фильму «Лучший друг»)Опять контроль баса
Sonny Rollins(чистый, классический,легендарный…джаз)
БГ «Соль»(записан в Америке,причём очень хорошо записан-тут и вокал и инструментал и пр. )
Жанна Агузарова”The Best”(единственный из встреченных мной дисков Жанны записанный очень хорошо)
Нино Катамадзе”The Best”(тоже отличная запись)
Гарик Сукачёв «Мой Высоцкий»(запредельный уровень во всём)
ДДТ «Прекрасная любовь»(любимейший альбом ДДТ показывающий Шевчука со всех сторон)

Все диски фирменные и лицензионные и все очень хорошо записаны невзирая на страну происхождения.
Я проигнорировал классическую музыку,но во первых я в ней разбираюсь слабо,а во вторых достойные релизы в коллекции конечно есть,но надо искать,переслушивать,анализировать…Вобщем пока так.
Право выступать первому выпало «Денону».

Просто потому что он был в данный момент подключен,а «Мелоди» отдыхал на скамейке запасных. На данный этап теста ушло порядка пяти часов и вот первый результат: Денон получает оценку 4,49. Ну а если чуть подробней,какие то диски прозвучали предсказуемо,какие то удивили приятно или не очень. Совершенно шикарно отыграл BoneyM оправдала надежды Blondie,полноценные пять баллов получил саундтрек из «Лучшего друга»,совсем чуть-чуть не дотянул до максимума Sweet. Все остальные диски отыграли в диапазоне от 4,25 до 4,5,что и дало итоговый средний балл 4,49. Хорошо это или нет? Посмотрим как себя на данном материале покажет «Мелоди»,но тут придётся пару дней подождать-я иногда ещё и работаю. Впрочем если за эти пару дней интерес к данной теме со стороны народа не проявится…Вобщем быть продолжению или нет-решать Вам.


И всё таки привычка доводить начатое до конца-победила. Итак,отслушав тестовые CD диски на ламповом  Melody я получил результат 4,6. Не буду говорить что лампа оказалась впереди,поскольку разрыв минимально ничтожный-будем считать боевая ничья. На 5 баллов отыграли Нино Катамадзе,Yello,саундтрек из «Лучшего друга»,Гарик Сукачёв и Sonny Rollins,4,75 получил ДДТ,остальные от 4 до 4,5. Но если бы подборка тестовых дисков была иной-конечные результаты были бы тоже другими. На этом тестирование посредством CD-дисков я закончил и перешёл к SACD. Данное тестирование было можно сказать факультативным поскольку проигрывателей данного формата и соответствующих дисков у народа минимум. То есть практической ценности от данного тестирования немного,но…пусть будет.


Не буду расписывать что и как,поскольку сей процесс меня,откровенно говоря немного притомил-перейду сразу к результатам:  на этот раз вперёд вышел Denon,но с такой же незначительной разницей,как в предидущем тесте Melody. Правда супердетальность ,в некоторых релизах,  сыграла с Деноном злую шутку-запредельная точность временами утомляла.
Ну и наконец винил-то что меня больше всего интересовало. В тесте с внешним ламповым корректором  Melody достаточно уверенно отыграл потерянные очки,что в очередной раз укрепило мою уверенность в том,что для винила лампа лучше.

Тем не менее Денон был весьма неплох -свою твёрдую четвёрку ,да пожалуй что и с плюсом, он заработал. А прослушав пластинки уже за рамками сравнительного теста,через встроенный корректор Денона-я был приятно удивлён: уже пару лет как я не получал удовольствия от прослушивания пластинок через транзисторный корректор и вот ОНО…Да данный корректор уступает по моему мнению корректору ламповому,но совсем немного. Четвёрка с жирным плюсом или приз зрительских симпатий…вобщем как угодно.


Ну а что же в сухом остатке? Я считаю-победила дружба. Основным в моей системе так и остаётся ламповый усилитель,но желание включить в сборную нового игрока по имени Денон-меня не покинуло. Пусть он будет чаще на скамейке запасных,чем на игровой площадке,но он будет востребован. У кого нибудь другого может быть подобное сравнение закончилось бы совершенно иначе,но тут уж ничего не поделаешь: сколько людей-столько и мнений. Своей цели-дать информацию к размышлению-я считаю что достиг. А дальше Вы уж пожалуйста сами. Мавр сделал своё дело.

Свои соображения относительно темы поднятой Alex, как всегда высказывайте в комментариях или на нашем форуме.

43 Комментарии

  1. Я бы критерии для себя расставил с точностью до наоборот. Пять часов прослушивания- у меня после часа уже теряется чуйка… далеко не все тестовые диски слушал, но обязательно постепенно скачаю. Среди них султаны свинга и елло в зачет! Соль записана суховато, у моего любимого БГ я лично лучшим считаю Кострому! Тепло, красиво! Жаль, что не участвовала классика! Вокал, хоры, орган, опера также быстро расставляют все на свои места. А есть же фирменные тестовые диски,наконец. И опять же, сколько ни читай, а лишь сам составишь свое мнение? когда поучаствуешь в эксперименте.

  2. А в целом итог нормальный. Хотя что винил с цифрой, что лампу с камнем сравнивать чуть неккоректно — разные технологии со своими плюсами минусами. Живье лучше на лампе, тяжрок или электроника только на камне. В идеале нужно иметь пару трактов?

  3. Я и не претендовал на то, что мой тест станет эталоном-в начале материала об этом говорится-я лишь попытался высказать своё мнение,поделиться собственными взглядами.Да,с претензией на объективность,но не более того.Заметьте я никого и ничего не ругаю,но и дифирамбы особо не пою ни тому ни другому испытуемому.

  4. А насчёт пары трактов-согласен полностью.Последние пару лет эту идею вынашиваю,но не навязываю.

  5. Да никаких претензий быть не может. Мы здесь общаемся, опытом обмениваемся. Я вот по статьям хозяина сайта купил цап лайт и доволен. Свои деньги отбивает точно! Правда , с кабелями не закрыл вопрос. А усь и акустика путные к сотке тянут. А я уже сотку потратил напрасно… отсюда и куча вопросов … а ведь путь один- пока в своей комнате не зазвучит- не поверишь! А прослушивать мало кто позволяет… и т.д и т.п.

  6. А мне последние лет пять с прослушкой везёт.И частные продавцы дают без проблем и в салоне без вопросов,причём уровень доверия такой,что даже залог не оставляю.Иметь такой кредит доверия в более чем миллионном городе-очень приятно.А что касается напрасно потраченных соток…без этого никак-я вот несмотря на огромный опыт до сих пор случается ошибаюсь.Правда с аудио уже такого почти нет,но с другими гаджетами-случается.Например года три назад купил цифровую фоторамку-неделю поигрался и всё.А месяц назад наконец продал…за треть её первоначальной стоимости.

  7. Алекс, это в каком городе такое доверие??ну рамка то поди всего несколько тыр. Мобильные гаджеты самые дешевеющие

  8. Дело не в городе,хотя никакого секрета -это Омск.Просто все меломаны друг друга знают.И все коммерсанты в этой области естественно знакомы со своим контингентом.Я про взрослых людей,скажем так…от 40 и выше.А среди молодёжи по-настоящему увлечённых классическим аудио-единицы.К великому сожалению.Как там в «Куръере» : «…мы хотим знать кому передадим…»Обидно будет если некому.

  9. Почти никому, к сожалению! У молодежи другие ценности, культура, музыка. Для клубняка или рэпа ничего не надо! В мобильгой жизни — затычек хватит. У них все в фоне, не до ньюансов и красоты!Ну единицы все равно будут , но массового увлечения хай фай уже не будет никогда.

  10. Кажется , я общался с каким то продавцом с Омска на Авито, но как впервые что то покупать без рекомендации в наше нелегкое время, я не знаю. Мне столица ближе?

  11. И вот поэтому количество хорошей аппаратуры потихоньку будет уменьшаться,а цена -расти.Из сегмента массового всё уйдёт в нишевый сегмент.

  12. Насчёт рекомендаций в каких то случаях могу помочь.Многих серъёзных продавцов знаю лично в своём городе.

  13. Но если столица ближе не по духу,а географически…Опять же выбор там-да,большой.А вот с ценами бывает не очень.

  14. я знаю парней которым по 25 но они очень серьезно заражены вирусом аудиофилии.. с ними интересно говорить.. они видят и представляют многое по другому. они слушают мою точку зрения я их .. я получаю положительный опыт от такого общения..радует то что они не стоят на месте.. пытаются понять в звуке как можно больше..

  15. Так и мы на месте не топчемся,хотя,как я понимаю,большинство из тех, кто посещает сайт,в возрасте 45-55-уже не мальчики))))

  16. я про себя alex… я по жизни тормоз ленивый и консервативный.. с опаской смотрю на все новое хожу с телефоном nokia 3310.. эта модель которой я научился пользоваться. я до сих пор записываю музыку с винила на кассетную деку….тем самым привожу в недоумение всех знакомых…слава богу что они не крутят пальцем у виска…хотя кто его знает…

  17. У меня к телефонам отношение похожее.Нет я не противлюсь прогрессу,но очень долгое время считал,да и продолжаю считать,что телефон-для того чтобы звонить и все остальные прибамбасы в нём лишние.С каждым своим телефоном я ходил лет по пять,пока не умирал аккумулятор.И если бы оригинальные батареи были в продаже я бы телефоны не менял вообще.А писать с винила-это нормально.Лучше конечно на катушки,но и на кассету тоже можно.Пластинки нынче дороги,а на одну кассету/катушку можно поместить две и…хоть заслушайся.С катушки может даже интересней звучать нежели с оригинала.Если аппарат хороший естественно.

  18. писать на катушки есть тока один смысл -беречь винил! вот поэтому я предпочитаю цифру)

  19. Смысла на самом деле два.Если есть возможность у кого то взять пластинку и записать себе,вместо того чтобы покупать.Приличная катушка стоит одну тысячу рублей…да пусть даже полторы.На катушку входит две пластинки-выгода очевидна.Конечно на торрентах есть оцифровки с винила,но во-первых не все они хороши,а во-вторых магнитофон всё равно круче-я сравнивал: аналог рулит.

  20. что сравнивал: пластинку записать на ленту vs пластинка в цифру и наоборот? все будет зависеть от оборудования и мастеринга, я думаю…. а какие ленты стоят 1р? они еще продаются? ну сэкономил с катушкой, но уже при записи на ленту в качестве потерял… ну вобщем, поиск компромисса!

  21. На ленте звук более гладко звучит. Можете с СД записать и увидите, что звук станет более гладкий для уха. Причина известна, это не самовнушение, многим такое нравится.

  22. Да,примерно так.А лента и выпускается и продаётся более того,сами катушечники возвращаются :Бобинники возвращаются: немецкая Ballfinger выпустила катушечный магнитофон M 063.Компания разрабатывала новинку четыре года, и результат — настоящий бобинник 21 века. У новинки два бесщеточных (бесколлекторных) двигателя, электронный тормозящий механизм (получает данные с датчиков натяжения ленты) и три шаговых двигателя, отвечающих за механическое торможение и блокировку головок.(цитата из статьи с сайта Stereo&Video) Там кстати и фото есть.Впечатляет.Цена конечно не указана-думаю космос,но сам факт…

  23. У знакомого студийный Tascam.Пластинка записанная на нём (правда на 38-й скорости)субъективно звучит лучше чем оригинал.Такое ощущение что и динамический диапазон шире и воздуха больше.Впрочем обсуждать данный вопрос нецелесообразно по причине его не то что немассовости,а пожалуй штучности.

  24. а мне нравиться момент в фильме «криминальное чтиво» когда траволта под кайфом приходит в дом мио и включает катушечник тик 2000 и из него льется прекрасная мелодия…по моему если не ошибаюсь это нил даймонд.

  25. Не может ни одна копия звучать лучше оригинала! Осталось сказать, что кассеты пора вернуть! А бобинник вернули, потому что мастер лент много в коллекциях, и может студии захотят вернуться к аналоговой записи? А мож для понта?

  26. Бобинник вернули потому что Дима Медведев попросил)))))Наигрался со старыми гаджетами-захотелось новых.А если серъёзно…да какая разница лучше или не лучше в техническом плане-на слух неотличимо-уже хорошо.А то что есть ещё энтузиасты-замечательно.В противном случае придётся нашим детям и внукам все эти аппараты в музеях рассматривать.А мёртвый экспонат-это мёртвый экспонат.

  27. Ну вот и ценник на Ballfinger объявили:27000 евро…где то лимон семьсот наших.Как раз как моя квартира-вот бы поменяться))))))

  28. Две недели слушал Денон,а сегодня переключил всё на лампу…Ну что сказать,лично для себя я точку в этом вечном споре поставил.Даже две…точки,одна над другой)))))) : что-то только на лампе,что-то только на транзисторе.Так и только так !

  29. А я тебе уже говорил про два тракта! Но ты прав на все сто! Винил на лампе, диски на транзисторе-все в соответствии с развитием технологий! И направлений музыки?

  30. «Винил на лампе, диски на транзисторе»-не совсем верно.Носитель в данном случае ключевой роли не играет.Играют роль жанры музыки.Но и тут не без исключений.Например электронная музыка в большинстве своём лучше звучит на транзисторе,но Yello в частности, на лампе лично меня зацепило сильнее.

  31. «ну сэкономил с катушкой, но уже при записи на ленту в качестве потерял…»

    Да сколько там потерял? 2%? 3? Зато запах бобин я с детства помню :,( и как они крутятся… А если ещё и индикаторы стрелочные… Эх… Жаль только, что они тяжёлые и из Японии недёшево получатся. Да и профилактика нужна, механики много. И новые бобины не такие уж и дешёвые :(

  32. А я вот собрал таки клон naim nap 140 + nac 152 xs, всё это вместе скрутил + ЦАП на AK4490 с даташитным выхлопом на три ОУ на канал. Думал, что не будет особой разницы с ресивером, так как я наверно глухой, но нет, три раза «вау» и это «вау» так и не проходит.

    Через полторы-две недели придёт Ямаха p2100 — будет интересно сравнить, способен ли китайский кит тягаться с таким монстром. Это, конечно, сравнение не лампы с транзистором, но для меня очень важно. И хорошо иметь пример «английского» и японского звука. Английского конечно же в кавычках. Наверняка он от оригинала отличается. Но контроль низких, сама плотность или насыщенность звука, не знаю как это назвать… В общем, пока, до сравнения, от всего в восторге. Надо наверно тему в самоделкинской ветке создать.

  33. Ностальгией ни по винилу, ни по катушкам, ни по дискам, ни по стрелкам не страдаю. Могу слушать любой носитель ,хоть поток- лишь бы результат вставлял!

  34. Ну вот читал мнение, что катушки практически не теряют в качестве. Там разница в единицы процентов.

    А стрелки — это прикольно в мощнике ) ну, мне так кажется.

Отправить ответ