Виниловый проигрыватель для начинающих: картриджи и шелы

Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание, что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:

В данных примерах отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.

Что такое шел.

Шел — это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.

Выглядит он примерно вот так:

Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.

Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм — такая длинная прямая или S-образная палка с помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.

Смотрите примеры тонармов на картинке с уже установленными шелами и без:

Это S-образные тонармы, а это прямые:

Сейчас любят нести всякую пургу про то, что лучшая вертушка с прямым тонармом, да еще и с пасиком на приводе, но просто знайте, всегда ценились вертушки именно с прямым приводом (Direct Drive, DD) и с S-образным тонармом, который обеспечивает лучшее перемещение иглы по всей поверхности диска от начала до конца. Если это не так, и вертушка с прямым тонармом, то она должна быть не простой, а с серводвигателями и миникомпьютером, который будет точно выверять движение иглы — яркий пример — достойная недорогая машинка Victor QL-Y44F

Здесь прямой тонарм компенсирован микрокомпьютером и сервоприводами в тонарме.

Еще один пример сервопривода на вертушке Denon DP-37F:

Более дорогие модели имеют еще более навороченную систему:

Видите насколько массивным стал блок расположения сервоприводов на тонарме (внутри они выглядят такими намотанными кружочками из проволоки)

Другой вариант достижения того же — S-образный тонарм:

Как видите примитивный противовес из грузика и S-образный тонарм в купе с массивным непоколебимым основанием и тяжелым диском способны обеспечить достойное воспроизведение.

Самая доступная классика уже много лет — это безусловно Techncis SL-1200

Несмотря на пластмассовый вид, он действительно пластмассовый,. как говорят из композитного материала, но пластмасса эта больше похожа на камень в реальности — аппарат очень тяжелый — килограмм 12.

Но он тоже очень простой, не полный автомат, для меня, как пользователя это совсем не плюс, а неудобство, так как винил вообще не очень комфортный вид прослушивания — вам нужно постоянно отвлекаться от этого приятного занятия бегая и переворачивая пластинки каждые 15-20 минут и протирая их от пыли. Скорее не прослушивание, а занятие уборкой.

Есть много пуристов,которым достаточно прямой палки и убогого грузика на ней + втирание по ушам про тонарм из кевлара, но стоит попробовать настоящую нормальную японскую вертушку, и все эти бредни пиара разобьются о реальность.

Но возвратимся к шелам. Как видите шелов существует много и по виду вроде бы они похожие, но как бы не так.

Хотя в шеле есть длинные пазы, позволяющие разместить и закрепить картридж в разном положении по горизонтали (ближе к тонарму или дальше), но есть такие вертушки, которые пытались выпрыгнуть из штанов в момент своего создания и оснащены нестандартными не только шелами, но и креплениями этих шелов. Один из таких примеров — шелы к вертушке Denon DP-37F или Denon DP-45F.

Вы видите какой шел короткий? Если вам предлагают такую вертушку без шела, то найти на нее ее особый шел будем довольно проблематично. Сторонний шел не подходит по креплениям, а кроме того сам картридж будет дальше чем нужно и не будет попадать нормально в дорожки.

На моем фото — дальний шел с картриджем Audio Technica AT-91 не подойдет к вертушке Denon DP-54F, а на ближний родной шел вполне можно перекрутить картридж с несовместимого шела.

Т.е. из этого следует, что шелы бывают разные и при выборе вертушки без шела, нужно знать  какой у нее родной шел. К счастью многие вертушки по шелам более менее стандартизированы (но далеко не все).

Итак шел у вертушки есть, но многие на зарубежных площадках предлагают вертушки без картриджа.

Что такое картридж?

Картридж, или головка звукоснимателя — это устройство преобразующее механическую энергию (трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).

Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые)  и с подвижной катушкой (МС).

Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:

«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом, ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.

По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM) и подвижной катушкой (MC). Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки индуктивности, а во втором — с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»

Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично я приведу с определения сайта  audiomania.ru:

«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»

В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса (а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ), то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать  фонокорректором поддерживающим MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип, хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей).  Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.

Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа.  таких картриджей довольно много — их выпускает или выпускали множество фирм. Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж, тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.

Что такое кантилевер — по простому — это металическая палочка к которой приварен кончик иглы. Кончик иглы может быть металлическим или алмазным. Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса (самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).

Кантилевер под микроскопом

Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:

 

 

Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91

При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.

Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже, тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:

Картридж Audio Technics AT150

Картридж Audio Technics AT450

Картриджи Grado

Картриджи Ortofon

Вот так выглядят  при желании разработчика картриджи МС:

Ну смысл вроде понятен.

Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы. Это важно, так как игла очень быстро стирается, и буквально через полгода вы отметите ухудшение звучания, станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым — причина этого — сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать — купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж. Выглядит это вот так:

 

Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.

Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой. Некоторые вставки подходят к разным картриджам.

Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.

Это делается вот так:

Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка. Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:

Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то

справа сверху — синий

слева сверху —  зеленый

Справа снизу — белый

Слева снизу — красный провод.

Постарайтесь как можно качественнее закрепить — контакт в этой области важен. Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит — очень возможно, что именно плохой контакт в этой области  — отсоедините, протрите контакты спиртом или контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.

Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле. Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.

Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками, то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов, чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа.  Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах, но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки, на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко — поднеся магнит, магнитится не должно.

Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости (это называется установка азимута), смотрите картинку:

На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.

На следующем шаге мы будем настраивать тонарм,  противовесы и антискейтинг.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

7 Комментарии

  1. Спасибо,вам за вашу прекрасную статью,мне как новичку в виниле она оказалась очень полезной,жду продолжения виниловой темы.

  2. Супер. Нигде в интернете не видел столь подробной информации о виниле. Обычно всё разрозненно, без фото, но при этом с кучей терминов, поэтому зачастую очень сложно понять новичку, а тут всё понятно.

  3. Владимир с дружественного сайта http://аналогсаунд.рф внес свои дополнения и уточнения, на новой неделе выложу его статью. Он сделал дополнение для более матерых любителей винила, которые положили глаз на элитные модели, исходя из его обширного опыта.

  4. чем лучше головки мс чем мм не знает никто. чем хуже знают все.
    по мне так вставки с конусом гораздо приемлемы чем эллипс проще в установке и уверенно ведут себя. проверенно. имею штук 40 винтажных головок без вставок покупка реплик всегда лотерея поэтому надо очень внимательно подходить к этому вопросу. как то хотел купить сменную вставку на шур-15 тип 4 нашел jico пишут что не уступает оригиналу судя по цене таки не должна уступать более 300$
    подумал зачем огород городить. прочитал в сети что вставки шур от 3 типа подходят к 4 только не будет щеточки…а она вообще то нужна???? думаю нет.
    нашел немца таккера рейтинг продаж бешенный рейтинг 100% цена с доставкой 20$
    купил получил осмотрел сделанно очень аккуратно немец пишет made in japan
    попробовал включил звучит очень хорошо даже без притирки часов через 10 заиграла почти как оригинал.вот и мораль зачем вестись на поводу рекламы.

  5. @ Игорь Карасев:
    я выбираю в первую очередь состояние проигрывателя.. если есть трещинка на крышке особенно в местах замков..то дальше меня уже не интересует. следущий фактор цена..если она меня не устраивает то тоже отпадает. потом я никогда не куплю 100 вольтовый проигрыватель. потом не куплю с хитрым шелом чтоб не бодатся с головками и тонармом который принимает далеко не все картриджи .потом в вашем списке надежные вертушки сл 1500 сл 1900 они не ломаются как правило и если в них не ступала нога человека стоит посмотреть. комплектовались картриджем панасоник епс 270 с.

Отправить ответ