В 2021 году, в мире заполоненном разнообразными ЦАП, владение СД-проигрывателем кажется временным анахронизмом, парадоксом. И вовсе не от того, что формат СД устарел по звучанию. Несмотря на поражающие воображение параметры современных форматов — DSD1024, PCM1536, по качеству звучания стандартный 44.1 кГц 16 бит по прежнему удовлетворяет все мыслимые желания, разве что с одним «но» — вы должны обладать принципиально качественной аудиоаппаратурой.
Если посмотреть на построение современных ЦАП-ов, то их архитектура, как это не странно слышать, упростилась. С появлением чипов ЦАП, которые стали по умолчанию предоставлять удивительные параметры, разработчики просто опустили руки, зачем что-то выдумывать, стремится к совершенству, не проще ли просто немного подождать очередной чип, который добавит новую цифру после запятой. Какие уникальные новые решения сегодня можно встретить в стационарных ЦАП? Новые дельта-сигма чипы с лучшими характеристиками и банальный выход на операционных усилителях — вот и все чем балуют разработчики сегодня. Многочисленные фильтры, которые может использовать ЦАП — это лишь заслуга конкретного чипа в которые встроены эти фильтры — только сиди и тыкай пальцем на пульте, их переключая. Хотите большего — и тут без откровений — выход на операционных усилителях заменяется на дискретный. С дискретным тоже можно колдовать, разработав схему без обратной связи. Любите стим-панк и пожалуйста — древние технологии R2-R в новом обличии на FPGA или так называемых вентильных матрицах. Вот пожалуй и весь арсенал, который сегодня использует промышленность в цапостроении. Даже апсемплинг в последнее время стали использовать неохотно, ибо современные форматы сами по себе имеют высокую тактовую частоту и избыточное число бит для домашнего прослушивания. И разработчики вас таких возможностей как бы и не лишают, но и смысла в них уже не так много. Например многим известный ЦАП от компании Wadia — 121, любую входящую цифру своей внутренней процессорной технологией преобразует в формат 1 миллион 400 тысяч герц 32 бита — уже становится немного интереснее, согласитесь?
Или ЦАП от российкой компании Digilab 202 так-же имеет на борту чип оверсемлинга и вы можете слушать формат СД с повышенными (искуственно) характеристиками. При передискретизации на мой слух звучание становится менее острым, с налетом пелены, а вот в режиме NOS обретает большую резкость и живость, но все это разумеется относительно конкретных моделей ЦАП. Но если вы ахнули при словах 1,4 Мгц 32 бит на Wadia, не то что на каких то старых СД, то боюсь вас разочарую — такие параметры были уже давно доступны индустрии. Например модель СД-проигрывателя Kenwood DP-7090 имея на борту 8 чипов PCM1702 вышедшая в 1997 году (24 года назад) на лицевой панели демонстрирует надпись 32FS 22 бит.
Что означает 32FS — это 32 кратное повышение частоты с 44100 герц. 44100*32=1 411 200 Да, получились все те же 1 миллион 400 тысяч герц, которыми бравирует Wadia, но в проигрывателе значительно более дешевом — 69800 японских йен (примерно 700 долларов). Kenwood заявляет о повышении битности до 22 и внушительным значении соотношения сигнал-шум в 120 дБ (и сегодня многие устройства бравируют показателями в 110-115 дБ). Конечно 120 дБ далеко не рекорд. Например усилитель Panasonic SU-MA10 имеющий на борту встроенный ЦАП на технологии MASH выдавал в 1989 году 140 дБ.
Для достижения таких космических значений и схемы названной Digital Direct Drive, благодаря чем и красуется уникальное пояснение на фронтальной панели, не существовало вариантов регулировать звук. Поэтому суть DDD заключалась в изменении коэффициента преобразования в I/U преобразователе, что позволяло менять громкость не ухудшая соотношение сигнал-шум.
Но вернемся к СД, как видите, хотя цифры характеристик современных девайсов поражают, но все это было и раньше. Возьмем для примера и немного более дешевый CD-проигрыватель Kenwood DP-5090 выпущенный в том же 1997 году. При цене в 50,000 йен (~500 долларов), используя крайне интересный чип KAN05, который по сути не являлся самим чипом ЦАП, а лишь позволял реализовать крайне интересный метод, благодаря которому параметры достигали 24 бит (больше, чем 7090), так же предлагал передискретизацию до 1 миллион 400 тысяч герц.
Имея не столь совершенные чипы ЦАП компании в 90-е годы использовали уникальные решения позволяющие получить невероятный результат, другими словами раньше волки были более зубастыми, что и вызывает интерес у любителей качественного звука. В одной точке сходятся и неординарные решения и редкие чипы, поэтому не таким уж и неоправданной выглядит обладание СД-проигрывателем сегодня. Разные компании предлагали свои решения — Victor использовал очень навороченную схему избавления от джитера названную К2 из-за того, что два ведущих инженера разрабатывавших эту технологию имели фамилии начинающиеся на букву К.
Компания Yamaha использовали как свои собственные чипы, так и чипы от других фирм, например известную технологию (чип) MASH от компании Technics. MASH расшифровывается как Multi-stage Noise Shaping — многоступенчатое формирование шума. Мне довелось на технологии MASH послушать, например СД проигрыватель Yamaha CDX-1030 и это был действительно красивый и достойный звук в своем уровне аппаратуры (средний и предтоповый Hi-Fi). В былые времена компания Technics/Panasonic была очень влиятельным игроком в аудио — вспомнить хотя бы их катушечные магнитофоны, например модель Technics RS-1500U, 1700 и тд., или проигрыватель винила Technics SL-1200.
СД-проигрыватели компания Technics тоже выдавала знаковые — это и необычная «касса» SL-P1200, и фантастически красивый SL-P2000 (¥ 200 000, 1992).
Это были прекрасные аппараты, но и стоили они внушительно, что не каждому доступно, поэтому мы затронем интересные аппараты более низкого ценового диапазона, а именно — Technics SL-PS840 и Technics SL-PS860. Эти модели являются по сути верхними моделями в своих линейках, выше них только уже аппараты премиального сегмента — 900 и 2000. И при схожести названий эти модели не похожи. Начнем с того, что СД-проигрыватель Technics SL-PS840 имеет начинку на MOS FET транзисторах в проприетарном классе АА, что дает густой насыщенный звук. Модель Technics SL-PS860 использует биполярные транзисторы, но работающие в чистом классе А. Стоит также отметить, что модель 860 выпускалась только для Японии, это эксклюзив, в котором попытались в ограниченном бюджете превзойти звучание 840-й модели, которая продавалась и в Японии и в других странах. Чипы MASH в аппаратах так же были разные. В 840 стоял чип MN64761 MASH. Этот чип по классификации Васильтека (правда довольно старой) характеризовался им как «MN64761 – 1 бит, MASH – лучшие из Panasonic». MN — это сокращение от названия компании — вспомним, что и Panasonic и Technics лишь торговые марки компании Matsushita National. Позволю напомнить немного историю (взято из wikipedia): «В 1918 году японским бизнесменом Коносукэ Мацусита был основан завод Matsushita Electric Factory, начавший производство электрических розеток и вилок. В 1927 году была представлена торговая марка National, под которой завод начал выпуск велосипедных фонарей. В 1931 году ассортимент продукции пополнился радиоприёмниками и сухими гальваническими элементами и тд…» Проигрыватель Technics SL-PS860 имел на борту иной чип, но тоже MASH — MN64733. Васильтек так же охарактеризовал его, как «MN64733 – 1 бит, MASH – лучшие из Panasonic». Хочу отметить, что Васильтек сообщал, что табличка с описаниями ЦАП написана им очень давно, поэтому с тех пор разумеется мнения по поводу звучания чипов могли меняться, имейте это ввиду.
По ценам 860 модель была дороже. Technics SL-PS840 предлагался по цене 49800 йен (+ налог с продаж), а Technics SL-PS860 стоил 54800 йен. Ниже я приведу перевод с японкого по модели Technics SL-PS860. CD-проигрыватель оснащен высококачественной звуковой технологией S-advanced MASH/ЦАП класса A, и виртуальным питанием от батареи. S-продвинутый ЦАП класса A/MASH является частью цифро-аналогового преобразования. Эта схема имеет конфигурацию 3-LSI S-advanced MASH и две выходные ИС PWM класса A, принятые в моделях более высокого уровня, и улучшены за счет включения схемы формирования шума 4-го порядка и схемы цифрового уменьшения в усовершенствованном MASH. Выходная ИС ШИМ каждой БИС части MASH и левый и правый каналы разделены за счет разделения БИС на 3 микросхемы, что позволяет избежать влияния цифрового шума и уменьшить перекрестные искажения между каналами. Секция вывода PWM была изменена с обычного C-MOS (в прежней модели 840) на биполярный в SL-PS860, чтобы уменьшить генерацию сквозного тока из-за резкого изменения тока в точке изменения формы импульса, что приводиkj к перерегулированию или недорегулированию PWM сигнала. Новая схема стабилизировала пиковое значение импульса и реализовала идеальный выход ШИМ.
Кроме того, джиттер тактовых импульсов подавляется за счет размещения схемы кварцевого генератора рядом с цифроаналоговым преобразователем. Схема работы виртуальной батареи является частю источника энергии — элемент полевого транзистора включен в схему источника питания, шум, смешанный в аудиосхеме с шумом источника питания переменного тока, и генерация эталонного источника питания отсекается стороной заряда конденсатора, а шум смешивается в аудиосигнале. Цифровой сервопривод вносит изменения в работу подстраиваясь автоматически под качество каждого диска.
Используется бесшумный механизм, лоток для диска расширен до 140 мм, механизм расположен в центре с хорошим балансом веса. Кроме того, TNRC многослойной структурой металла и BMC используется, в результате чего вибрация снаружи уменьшается. SL1, превосходно тихий механизм, дает ясность звука обеспечивая подавлением механических резонансов. Кроме того, бесшумная работа достигается за счет использования оригинальной системы привода поворотного рычага.
Цепь класса AA принимается как линейная цепь, и идеальная операция класса A реализуется. THCB (Technics Hybrid Construction Base) приобрела отличные характеристики гашения вибрации за счет сочетания стальной пластины и вязкоупругого корпуса, а четыре больших изолятора уменьшают внутренние и внешние вибрации. Кроме того, вибрация механизма подавляется за счет размещения механизма оптической деки в центральной части с хорошей балансировкой веса и плавучести с двойным изолятором. Есть оптический выход.. Есть функцию отключения дисплея. Линейный выходной разъем покрыт золотом. Поставляется с беспроводным пультом дистанционного управления.
Характеристики аппарата:
Модель | Technics SL-PS860 |
Частотная характеристика | 2 Гц-20 кГц ± 0,2 дБ |
Динамический диапазон | 100 дБ или более (EIAJ) |
Соотношение сигнал / шум | 120 дБ или более (EIAJ) |
Общее гармоническое искажение | 0,0017% или менее (EIAJ) |
Разделение каналов | 110 дБ или более (EIAJ) |
Вау и трепыхаться | Ниже предела измерения (EIAJ) |
Выходной уровень наушников | Максимум 15 мВт / 32 Ом (переменная) |
источник питания | AC100V, 50 Гц / 60 Гц |
потребляемая мощность | 14 Вт |
Внешние размеры | Ширина 430 x высота 125 x глубина 335 мм |
масса | 5,6 кг |
Прикрепил | Беспроводное дистанционное управление |
На мой взгляд модель 860 выглядит крайне любопытно для исследователя Hi-Fi аппаратуры. СД-проигрыватели 840 и 860 выходили не одномоментно. SL-PS840 вышел в 1992 году, а SL-PS860 в 1994. Technics SL-SP840 была более дешевой моделью. На сайту audio-heritage.jp Technics SL-SP840 описан следующим образом (перевод с японского):
Проигрыватель компакт-дисков использует виртуальную батарею и усовершенствованный MASH/1-битный ЦАП. Работа от виртуальной батареи принимается как часть источника энергии. Эта схема источника питания представляет собой схему, разработанную с максимальным использованием характеристик MOS-FET для получение высококачественного звука за счет сокращения шума от источника питания и цифровой схемы. Чтобы уменьшить негативное влияние на качество звука из-за внешней вибрации, используется недавно разработанная конструкция виброизоляции THCB. В этой конструкции внешняя вибрация подавляется эффективным сочетанием стальной пластины и вязкоупругого тела.
Недавно разработанный усовершенствованный 1-битный ЦАП MASH принимается как часть цифро-аналогового преобразования. Шумовая составляющая отсекается дифференциальной схемой состава 8DAC, и достигается высокое отношение сигнал/шум, что дает низкие искажения и высокую линейность. В дифференциальной цепи, мы добиваемся высокой точности и воспроизведения с высокой точностью. Цифровой сервопривод присутствует для лучшего считывания каждого диска. В этой схеме протекание тока минимизировано, а пульсации сервотока уменьшены путем регулирования до соответствующей и стабильной величины сервопривода в соответствии с состоянием компакт-диска.
SL1 находится в загрузочном механизме. Лоток для диска изготовлен из TNRC, который имеет отличные характеристики гашения вибрации, а оригинальная система привода поворотного рычага обеспечивает плавную работу. Цепь класса AA принимается как линейная цепь, и реализуется точная передача формы волны, на которую не влияет нагрузка. Высококачественный звуковой резистор из углеродной пленки, который использовал крышку из немагнитного материала, принимается как резистор. Кроме того, качество звука улучшено за счет использования электролитического конденсатора и полипропиленового конденсатора для аудио. Цифровой оптический выходной терминал есть. Клеммы линейного выхода позолочены. Дисплей может быть выключен, чтобы не влиял на звук! Поставляется с беспроводным пультом дистанционного управления.
Модель | Technics SL-PS840 |
Частотная характеристика | 2 Гц-20 кГц ± 0,3 дБ |
Динамический диапазон | 99 дБ или более (EIAJ) |
Соотношение сигнал / шум | 118 дБ или более (EIAJ) |
Коэффициент гармонических искажений | 0,0015% или менее (EIAJ, гармонические составляющие до 10-го порядка) |
Разделение каналов | 110 дБ или более (EIAJ) |
Вау и трепыхаться | Ниже предела измерения (EIAJ) |
Выходной уровень наушников | Максимум 15 мВт / 32 Ом (переменная) |
источник питания | AC100V, 50 Гц / 60 Гц |
потребляемая мощность | 12 Вт |
Внешние размеры | Ширина 430 x высота 125 x глубина 335 мм |
масса | 6,3 кг |
Прикрепил | Беспроводное дистанционное управление |
Как видите мы рассматрели два довольно интересных аппарата заслуживающих любопытства. О звучании Technics SL-SP860 я обязательно расскажу в будущих материалах, а пока возможно вам любопытно, что же случилось с компанией Technics, почему она так стремительно упала, подобно Икару с недосягаемых для обычного смертного вершит?
Ответ на этот вопрос я нашел как в японской периодике, так и в откровениях японских мастеров по ремонту аудиотехники ведущих блоги. Суть была в следующем — многие компании пользовались чипами MASH от Technics и в грамотной реализации это были очень хорошие по звучанию чипы, но Technics повела себя неправильно по отношению к партнерам отказавшись предоставлять новейшие чипы. Technics/Panasonic посчитала, что будет разумным не предоставлять конкурентам новейшие чипы технологии MASH, устанавливая их только в свои фирменные СД-проигрыватели. Конкурентам-партнерам — Yamaha, Sansui, Dual, JVC, NAD, Onkyo, Teac и др., с какого то периода времени стали предлагаться только устаревшие чипы, что разумеется никого не устроило и повлекло массовый исход — срочное форсирование разработок своих чипов и отказ от использования знаменитого MASH. Именно поэтому в моделях компании Yamaha мы видим такую чехарду с чипами в модельном ряду. Например модель Yamaha CDX-1020 вышла на двух PCM58, 1030 на MASH, а вот к выходу 1050 подоспел чип от самой Yamaha, который они наконец смогли создать, в том числе и из-за отказа от чипов Technics.
Вторая причина падения — негатив по поводу компании, который образовался из-за неудачной элементной базы -многие модели, например усилителей имели сильный нагрев и недостаточную площадь радиаторов, не спасали и установленные штатно вентиляторы — это вызывало более ранний выход из строя аппаратуры из-за неверного температурного режима, микротрещины плат или пайки и выход из строев конденсаторов одной популярной марки, которая в аппаратуре Technics использовалась чаще всего. Так же репутацию MASH подмочило и просто огромное число очень дешевых СД-проигрывателей, которые использовали самые примитивные схемы воспроизведения, отчего заслужили славу не очень хорошо звучачих аппаратов. Как видите к краху привело много факторов, что не отменяет и того, что несмотря на чрезмерное продвижение самой бюджетной аппаратуры, не желание предоставлять партнерам новые чипы, компания Technics выпускала и истинные брилианты, которые по прежнему ослепительно ярко сияют на небосклоне высокоточного аудио.
Отправить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.