
Казалось бы какая связь между акустическими системами и литрами? На деле – связь прямая, объем акустических систем измеряется в литрах.
Посмотрите на ваши колонки – почему они именно такого размера, как это определено? Объем акустических систем рассчитывается исходя из параметров используемого динамика.
Допустим вы можете прочитать, что некие акустические системы имеют объём 60 литров. Как вы думаете – это большие колонки или маленькие, как определить, чему равен литр. Разумеется 1 литр равен 1000 миллилитров, но сколько сантиметрам равен 1 литр? Согласитесь – непривычный вопрос.
Начнем с простого примера и простого вопроса – покажите руками, как заядлые рыбаки – литр это сколько в объеме?
Упрощу вашу задачу.
Представьте куб стороны которого равны 10 см, и высота тоже равна 10 см.
Rуб размером 10 х 10 х 10 см – это литр.
Из этого несложно определить, что 1 литр = 10*10*10 = 1000 см или 10 кубических сантиметров.
Вернемся к первому вопросу – акустика с объемом в 60 литров – это большая акустика или нет?
Давайте попробуем посчитать.
Нам нужно перемножить между собой ширину, глубину и высоту и получить литраж.
Получается примерно вот такая формула:
60л = Ширина * Глубина * Высота
Давайте произвольно зададим высоту и ширину, пусть ширина будет равна 35 см, а высота 50 см.
Для корректного расчета переведем литры в сантиметры:
60 литров = 60*1000 = 60000 см
Подставим в формулу:
60000 = 35* Г *50
Г= 60000/(35*50) = 34,3 см
Проверим, чтобы получить литраж, нужно перемножить ширину, глубину и высоту между собой и должно получится искомое число в сантиметрах.
Ширина = 35
Глубина = 34,3 см
Высота = 50 см
35* 34,3* 50 = 60025 см
Разделим на 1000, чтобы получить литры.
60025 / 1000 = 60,025 литра
Вывод, акустика литражом в 60 литров – это короб примерно следующего размера – 50 см в высоту, 35 см в ширину и 34 см в глубину. В общем то не маленькие АС, но и не большие. Точно, что это большие полочники.
Так же существует такое понятие, как золотое сечение акустической системы. Если сказать как можно проще, нужно все размеры соотнести с соотношением 1,6.
Т.е. одна сторона пусть равно 1 метр, тогда вторая сторона 1*1,6=1,6 м, а оставшаяся 1/1,6= 0,6 метра
Это конечно большой размер. Возьмем более приземленные размеры, например 0,5м.
0,5*1,6=0,8
0,5/1,6 = 0,3
В результате у нас вырисовывается АС с шириной фронта 50см, глубиной 30 см, и высотой 80 см. К золотому сечению в старые времена пришли опытным путем, получив что такое соотношение сторон минимизирует резонансы.
Закрепим полученные знания на практике. Даны популярные акустические системы Technics SB-6 следующих размеров:
Ширина 35 см
Высота 60,6 см
Глубина 31,8 см
Вопрос: какой литраж у этих АС?
Считаем:
35 * 60,6 * 31,8 = 67448 см
Что равно 67448/1000 = 67,4 литра.
Правильный ответ – литраж Technics SB-6 67,4 литров?
Не совсем так. Мы же считаем пустой объем корпуса, а он, в реальности будет занят в какой-то мере динамиками – сами прикинте, если литр – это кубик 10 на 10 на 10 см, то сколько примерно займут в корпусе динамики. Могу предположить, что 5-7 литров они занимают, поэтому реальный литраж у этих АС около 60 литров.
С другой стороны если вы сами решили создать АС, например на широкополосном динамике – если это первая ваша попытка, то пусть это будет что-то очень дешевое, например такое:
На aliexpress такие динамики стоят около 3,5 тысяч рублей за пару. Традиционно 8 Омные динамики звучат более деликатно.
Копипаст с одноименного лота:
4-дюймовый широкополосный динамик Aiyima или аналогичные.
Сопротивление: 4ом/8Ω
Форма: круглая/восьмиугольная
Номинальная мощность: 15 Вт
Диапазон мощности: 15-30 Вт (максимальная мощность 30 Вт)
Диаметр звуковой катушки: 25 мм
Частотный диапазон отклика: 50 Гц-20 кГц
Чувствительность: 88 ± 3 дБ
ДКП: 0,77
Объем: 5.6L
Здесь мы видим эквивалентный объем динамика 5,6 литра, и ДКП 0,77.
Могу предположить, что ДКП – это в переводе с китайского – добротность.
Если добротность 0,77, то что это значит?
Добротность бывает разная, бывает и 0,2 и 1 или более, но вам важно уяснить только один момент.
Если добротность равна 1, то после того как звук замолчал, динамик сделает еще целый 1 ход по инерции. Соответственно даст больше послезвучий, конечно он приврет, но бас будет точно более глубокий, но и более, как бы сказать, рыхлый или аморфный. Если же динамик будет с добротностью 0,2, то динамик встает как вкопанный почти сразу после того, как исчез звуковой сигнал, и это означает, что опять же, тех самых послезвучий будет поменьше, баса будет поменьше, но такой динамик будет более точен. Исходя из этого ясно что хороша золотая середина, например 0,5. Имея добротность 0,7 мы может предположить, что динамик даст более “густой”, “протяжный” во времени звук.
Конечно глубокого баса от широкополосника, тем более вот с таким графиком (смотрим ниже), ждать не стоит. Но он будет глубже, чем ожидается от такого размера – 4 дюйма – это примерно 10-11 см.
Что мы видим на этом графике?
Конечно можно сказать, что динамик копает от 20 Гц, но хотя формально то – да, но реально – нет. И вот почему: если громкость звучания какой-то низкой частоты ниже на 5-6 дБ, то вы ее не услышите, ее перекроет звук более высокой частоты.
В спецификациях указано, что динамик работает от 50 Гц, что довольно круто для такого динамика, это верно?
Посмотрим. На графике мы видим, что у частоты 50 гц громкость составляет 79 дБ, а примерно ровная общая линия громкости всех частот в том числе ближайших чуть более высоких больше.
Мы видим, что 50 Гц нам никак не услышать, их перебьет звук на 76 Гц, который громче аж на 11 дБ.
Исходя из этого можно сказать что от данного динамика можно ждать реальную работу от частоты примерно в 80 Гц. Эту частоту можно искусственно понизить, но это делается выбором оформления – щит, открытый ящик, ЗЯ, фазоинвертор и тд.
На мой взгляд по параметрам довольно неплохой динамик, на котором можно начать экспериментировать. Кроме того я знаю, что многие уже на нем поэкспериментировали с неплохим результатом со слов разработчиков любителей.
Главный минус у данного динамика мне заочно видится в двух моментах – низкой чувствительности – 88 дБ. Вроде бы и широкополосник, а к ламповому усилителю уже не подойдет, его стезя транзисторы. И второй момент – резиновый подвес, который скорее всего съест часть деликатности звучания.
Можно попробовать и более совершенные динамики, например Visaton B200 или сильно более дешевый Visaton BG20, но обзор у нас был все же не об этом, а сколько мерить литров в метрах.
Не согласны с обзором, что-то сказано не верно, хотите поправить, имеете дополнительную информацию – пишите в комментариях.
Послезвучие это паразитное явление – это звук где его не должно быть.
То что вы имеете введу называется не послезвучий, а затухание.
Затухание – это способность воспроизвести сигнал от его начало и до его конца.
Динамик с низкой добротностью достигаются путем жесткостью и веса подвижки, переборщив и потеряем затухание.
Динамик с высокой добротностью задавит затухание своим послезвучием.
Короче послезвучие в звуке быть не должно.
@ Breeze:
Не путайте людей. Затухание динамика достигается в подавляющем большинстве , электрическими параметрами, если речь идет о демпфировании в низкочастотном диапазоне.
Некоторые недобросовестные производители акустики пишут граничную нижнюю частоту по уровню минус 15Дб. Общие рекомендации это -8ДБ , но я всегда бы исходил с параметра f3, по частоте среза -3 Дб , что и будет говорить о реальных параметрах. Но все это данные на акустику вы скорей всего не найдёте. И будете читать на колонках или в паспорте на них то, что решит производитель. А тот в свою очередь может вписать любые стандарты измерений, если это не оговоренно каким либо образом законадательно
Золотой серединой добротности динамика в корпусе считается добротность около 0,7. Закрытый ящик с мешьшей добротностью и плохой отдачей будет в басу просто дохлый. Особенно если речь идёт о маломерках. С большими лапухами можно и поиграться. Но нужно учитывать что эти добротности расчитываются от усилителя работающего с бесконечно большим, нулевым выходным сопротивлением, что в жизни встречается редко. Плюс сюда следует добавить омические потери в контактах и кабелях. Вот мы и получаем повышенный бубнеж в колонке, которая была как бы расчитанна под идеальные 0,7.
Проблемой правильного баса в своё время я посветил много времени, в том числе и в области автозвука. Эта система с многими переменными. Кто хочет правильного , точного и быстрого баса во всем его диапазоне , в первую очередь стоит вообще забыть за динамики меньше 8-10 дюймов. Иначе нет смысла с этим заморачиваться.
Vladimiroff Цитата:
В большинстве это сколько?
Vladimiroff Цитата:
Быстрый бас и большие лапухи это только в стране фантазии. Фактор ускорения у маленьких басовиков всегда будет выше больших.
Вы просто помешаны на количестве баса, а не качестве. Замечу что качества баса не зависит от размера динамика.
Breeze Цитата:
Почитайте любую спецификацию на динамические головки и увидите. Если сможете понять написанное. У каждого динамика соотношение электрического демпфирования и механического разные. Но думаю суть вы поймёте.
Breeze Цитата:
Я не на чём не помешан. Чтобы делать выводы, сначала послушайте разные варианты. Вы должны понимать , что для качественного и глубокого баса размер имеет значение. На скорость баса более тяжелая подвижка не повлияет при условии хорошей мощности мотора динамика. А вот на граничную нижнюю частоту большой дифузор повлияет с хорошей стороны… Маленький динамик воспроизводит нижние частоты с огромными искажениями…
О скорости динамика можно судить косвенно не по его весу , а по таким параметрам как BL и Qts Чем больше первый и ниже второй параметр , тем динамик будет быстрей. Более подробно просто лень писать. Всё это уже пережёванно на профильных форумах сто раз.
@ Breeze:
Вообще хватит писать эту ерунду о весе динамиков ,работающих в НЧ диапазоне. Ваши хвалёные наушники от Сони вчистую сольют многим динамикам с подвижкой 150-200 грамм и по скорости в том числе…
Vladimiroff Цитата:
Вообще хватит писать эту ерунду о сравнение наушников и динамиков.
Vladimiroff Цитата:
Скорее с меньшим количеством баса. Искажения растут на большой мощности.
Не преувеличивайте. Я прекрасно помню что вы сторонник лопухов, но не надо всем навязывать свое мнение.
Я вообще бас в квартире воспринимаю как что-то лишнее.
@ Breeze:
Если вам бас неважен, хотя вы всегда пишите другое, то зачем тогда спорите о том в чём не разбираетесь? Неважно на чем слушаете музыку , будь то наушники или акустика. Скорость баса и звук воспринимается ушами. Или у вас другой орган чувст? Или наушникам нужно простить невнятный бас?
Vladimiroff Цитата:
Вы сказали, я услышал. Жевать одно и тоже мне неинтересно. Удачи.
@ Breeze:
Вы не обижайтесь. К аргументированному разговору я всегда готов. Вы возможно разбираетесь в чём то лучше в другой области. Но в плане акустики я уже “собаку сьел”, в других областях “я ещё только учусь” , как было сказанно в одном хорошем советском фильме.
@ Vladimiroff:
Я обижаться. На кого? На сказочника. Вы хотя бы читайте внимательно что я пишу.
Вот статейка одна есть:http://www.sound-consulting.net/ru/?page_id=1420
@ Breeze:
Ну ка раскажите мне что такого вы услышали “сказочного”? Меня больше всего удивляют такие самоучки как вы , берущиеся судить что им не ведомо, или недоучки начитавшиеся форумов и неимеющие за собой никакого образования и технической аргументации, а лишь плодящие заблуждения и всякую ерунду с этих же форумов. При этом в жизни не слушавши ничего и не попробывав готовы с пеной у рта доказывать что то, о чём и представления не имеют. Товарищ Бриз , вы пишите иногда откровенную чушь, но то что находиться в сфере акустики я ваши искажения и интерпритации поправляю, чтоб вы не вводили в заблуждения людей неподготовленных, читающих этот форум. В своё время теме акустики я посветил хороший кусок жизни и компетентен в этом вопросе. Имею право обсуждать и спорить об этом. Чего не делаю в других темах, в которых вы тоже высказываете тоже свое неоднозначное, мягко говоря , иногда странное мнение. Но в тех вопросах я обладаю поверхтностым знанием, поэтому предпочитаю не дискутировать. Там я могу в чём то ошибаться и быть подвержен личному мнению и восприятию. Но тема акустики это была одной из моих первых проффесий и образований, поэтому извольте…
SenyaG Цитата:
Хорошая статья. Достаточно давно я нечто подобное читал. В своё время , когда акустику строили инженеры а не маркетологи ,была тенденция к увеличению габаритов акустических систем . Но потом бизнес решил пойти вопреки законам физики, ведь проще изготовить маленькую колоночку по цене большой… меньше габариты, меньше материалов, меньше затрат на всё.
@ Vladimiroff:
Вы сами по себе сказочник. Вырывающий из контекста то что вам выгодно, даже не вникая в суть. Вы как будто целый день ждете какого-то комментария чтоб только удовлетворить свои сказочные потребности.
Да я смотри вы еще и экстрасенс прям, посредственный конечно, но пытаетесь.
Вам Александр выделил место для вашей биографии. Ну так вперед. Почитаем, а потом поговорим. Сказочник.
@ Breeze:
Никаких доводов и аргументов… что и следовало ожидать. Общение с вами перестало быть мне интересным.
Vladimiroff Цитата:
Сказал тот, кто никогда не приводил доводов и аргументов.
Я уже давно понял, что тролей лучше не кормить.
Акустические системы, использующие электродинамические головки есть прибор , рассчитанный в соответствии с теоретической электротехникой(раздел электромагнитная индукция), теоретической механикой(раздел движение твердых тел) в приложении к теории волновых колебаний. Методика расчета сводится к решению системы уравнений с несколькими неизвестными. Есть 2 метода решения , 1 метод подстановки, используется в программах для ЭВМ, т.к вручную имеет очень громоздкий аппарат элементарных вычислений изменения значения остальных переменных относительно одной заданной, при количестве переменных более 9 массив данных весьма велик.
2 способ Матричный, менее точен, в его основе лежит вычисление влияния каждой переменной на остальные. Способ позволяет вычислить области минимального влияния переменной в системе и отсечь их из расчетов, уменьшив объем вычислений в десятки раз. Разумеется в системе уравнений есть такие переменные, как искажения в определенных диапазонах воспроизводимой частоты. Переменные с небольшой областью влияния заменяются коэффициентами для уменьшения объемов вычисления, вычисляются фокусные точки, которые далее именуются золотыми сечениями чего либо.
Любая электродинамическая головка есть устройство исторгающее звуковую волну в соответствии с обусловленными конструкцией математически подчиненными процессами, описанными в виде систем уравнений, максимально упрощенного вида.
Господа, упоминая отдельные эфемерные параметры вы выдергиваете из контекста сложной системы куски и поэму вы считаете друг друга некомпетентными.
Ни одна конструкция ЭДГ не является совершенной, поэтому расчет АС производится методом геометрического сложения характеристик, метод позволяет компенсирать, нивелировать , выравнивать общую кривую работы сопрягать наиболее оптимальные участки ЭДГ в суммарную характеристику.
В итоге мы имеем объективно(математически) точно рассчитанный объект, оцениваемый субъективным восприятием. Это один из иррациональных подходов, которые люди считают верным.
Александр, в статье, пытается провести элементарный анализ графическим методом, достаточно верно это делает, используя графики.
Сочинители АС в своих расчетах используют графический метод в первом приближении при конструировании и далее алгебраический в уточняющих расчетах. Другого пути не придумали, всякое толкование качества звучания вне учета внешних факторов больше похожа на цыганщину и пр гадания. Оно вам надо?
лежит в упаковке новая пара TESLA ARO 835 в сети про них пишут клоны легендарных klangfilm kl-405 но почему то ничего не хочется делать лень и апатия…да еще и новая пара шириков 15 гд-12 и та же история..
постояно глючит сайт это только у меня?
У меня сайт нормально, наверное у тебя.
раньше небыло такого.
только сейчас открыл для себя “новую” команду группа ноль как это было можно раньше их не услышать ????
Было бы неплохо посвятить статью Ice Power ASX , это название на слуху , всякие ютюб блогеры его хвалят. Это теперь как вроде суперзвезда среди доступных усилителей.
И можно сделать инструкцию для самых тупых и начинающих , о том какая версия Ice Power лучше 50 или 100 . Стоит ли выбирать готовое изделие в корпусе и с регулятором громкости ,или если покупать только плату , то как и где правильно купить регулятор громкости , блок питания ,всякие там разьёмы и тд. Чтобы всё подошло по параметрам и плату не сжечь.
И Будет ли это выгодней ,чем готовое изделие ,если попытаться корпус делать самостоятельно.
@ Capitan Tenkesh:
Настоящему индейцу нужно только одного…
https://youtu.be/SRLk0iqEJD8
а вот тут повеселее
https://www.youtube.com/watch?v=d2VMAh_HBM0
Pavel Pavel Цитата:
Брать не ниже 125ASX2.
50ASX2 всего 22ватт на канал.
SenyaG Цитата:
все так и Vladimiroff сделал же себе нормальный БАС.Вот примерно так и должно быть у тех кто осилит https://www.youtube.com/watch?v=qZ3WJkG583U
SenyaG Цитата:
Очередная теоретическая чушь. Такое часто бывает, когда аудиофил перестает получать удовольствие от музыки и начинает умничать.
Еще более бредовой статьи мне не приходилось читать.
@ Breeze:
газодинамика пусть чушь.а если нч динамик можно сделать поменьше по вашему.то и вч динамик почему бы не сделать побольше .или что-то не понял вашей аргументации
@ electric0:
Делайте, никто же не запрещает.
Добрый день .
У меня такой ?
Строил акустику откр.ящт но в процессе вставил перегородку между боковыми стенками и звук сильно ухудшился , убрать без порчи всей конструкции не возможен и пришлось делать нижнюю секцию в З,Я но для динамика 15″ 61литр очень мал ему нужен как минимум 100 а оптимальный 120 с фи , что можно сделать с этой проблемой , новый корпус не могу делать менять динамик тоже нет , слышал что можно вложить ,,вату,, вроде как до 1/5 раза может вертикально увеличить объем , но не сильно верю но Вера есть ! И сколько ее туда класть на слух или как , динамик 15″ 40/ 5000 selestion g15z-200
Спасибо заранее.