Цифровой звук — это вам не аналог, если в файле нолик, то и ЦАП получит этот нолик на вход. Что считалось из файла, то и получим на конце провода — так считают неофиты, громко смеющиеся над утверждениями, что цифровые кабеля и цифровые транспорты могут влиять на звук. Ведь это невозможно. Или все же возможно?
Все было так просто, если бы не было так сложно. Например, путник вышел из пункта А в пункт Б со скоростью 5 км в час, до пункта Б расстояние 10 км. Вопрос — сколько понадобиться времени, чтобы дойти путнику из пункта А в пункт Б.
Цифровой неофит с радостным гиканьем сообщит, что ему понадобится два часа, произведя примитивные действия:
10 км/5км в час = 2 часа.
Все верно? Вроде бы все.
Дойти за 2 часа
Кроме одного нюанса — почему то в условии не сообщается, что за местность по которой будет перемещаться путник — что там — грунтовая дорога, асфальт или болото вообще. А может этот путь пересекает каньон. Так за сколько времени путник достигнет пункта Б? Здравомыслящий человек затрудниться с ответом без знания дополнительных нюансов.
Дойти за 2 часа?
Теперь вернемся к цифре, кратко пробежимся по цифровым кабелям. Несмотря на название цифровой, кабель не предает цифру, он не передает нолики или единички, потому что природа электричества аналоговая.
По кабеля течет ток с определенным напряжением. От сечения проводника зависят потери в пути (чем больше сечение, тем меньше потерь). И если кабель очень тонкий, некачественный — не медь, а сталь или крашеный алюминий или что-то еще, то на выход из кабеля доходит уже далеко не все — есть ошибки, которые уже сложно интерпретировать, как верные значения.
Теперь немного пояснения, как же так, в цифровом кабеле нет цифры? Куда она пропала и откуда тогда берется?
Есть определенные уровни логики на которых напряжение ниже некоторого значения считается условно нулем, а выше — единицей. И если вы не донесли напряжение до цели, оно уменьшилось, то интерпретировать можно и как ноль и как единица — уже никакого вам High Fidelity.
Уровни бывают разные, например есть уровень TTL поддерживаемый многими микросхемами.
Мы видим, что напряжение от 0 до 0,8 вольт интерпретируется, как нуль. А напряжение от 2вольт и до 5, как единица. Сами догадайтесь, что случится, если напряжение окажется между этими значениями по причине потерь в передаче или работы других частей аудиокомпонента.
Но помимо TTL-логики, еще бывает и CMOS логика, имеющая иные значения.
Единицей в ней считается напряжение от 3,5 вольта до 5, а нулем — от 0 до 1,5.
Я думаю уже вы понимаете, что не факт, что путник дойдет до пункта Б за два часа.
Теперь перейдем к транспортам. Казалось бы их задача лишь принять напряжение и передать на цифро-аналоговый преобразователь, как цифру — но это тоже содержит определенные нюансы.
Итак, мы уже поняли, что с, например компьютера, по USB или коаксиальному проводу, у нас передается не цифра, а совершенно «аналоговое» напряжение. И вот транспорт получает напряжение, что дальше?
Транспорт должен проанализировать, какое напряжение пришло в определенную долю секунды и присвоить ему значение ноль или один. В какую именно секунды заложено в подаваемом алгоритме, но для лучшего качества «цифры» желательно наличие качественных генераторов, которые перетактуют все по новой без потерь.
Для вычленения нулей и единиц из напряжения созданы специализированные микросхемы TTL/CMOS логики, например микросхемы сери 74HC — 74HC27N (КР1564ЛЕ4) и тд.
Разобрав напряжение, превратив его в цифру и перетактовав, транспорт подает итоговый резултат для дальнейшей интерпретации нулей и единиц в аналог цифро-аналоговому преобразователю.
Кроме того, еще на входе транспорта, замечу, хорошего транспорта, ставят гальванически развязывающий трансформатор.
Pulse — это гальваничекая развязка, трансформатор.
А теперь вернемся к путнику идущему сквозь бурелом и снежную вьюгу в пункт Б, которому туда пообещал добраться за 2 часа цифровой неофит.
В деле транспорта большое значение имеет и элементная база, насколько высококлассны те микросхемы, что вы будете использовать.
Из этого следует, что транспорт может быть достаточно некачественный, и дело не только в цене деталей, вы можете туда ставить аудиофильные конденсаторы и тд, но если вы вместо тактовых термольностабильных генераторов поставите резонатор или более простую микросхему, и еще и не развяжете вход гальванической развязкой, то результат ожидаемо кажется хуже, чем должен быть.
А как же цифра, это же цифра, ноль ушел, ноль пришел.
А если ноль ушел и не дошел, опоздал в пути (ошибки тактового генератора, или вообще не перетактовывалось), а если он уже не ноль?
Из простых микросхем для транспорта, которые гарантировано попортят вам звучание (на практике добавляют мутности в звук) могу назвать широко применяемую в ультрадешевых решениях микросхему PCM2704. Это и швец и жнец и на дуде игрец — он и ЦАП и транспорт в одном флаконе, но есть лишь одна ложка дегтя, все это он умеет, но так себе.
Транспорт PCM2704
В лидеры качества могу вывести следующие модели:
CM6631a и более новую CM6642
Amanero (катайская), оригинальная лучше
XMOS
TE7022, TE8022
SA9023
Причем CM6631a/42, XMOS и Amanero поддерживают современные HiRes форматы, кому это важно, а SA9023, TE7/8 имеют ограничения до 96кГц.
Все названые микросхемы я лично прослушивал в своей системе, они рассчитаны на USB и они все хороши, детальны.
Но, так как путник вряд ли доберется до пункта Б за 2 часа, то все эти транспорты имеют разное звучание, и это отчетливо слышно. Не требуется быть золотоухим, чтобы услышать разницу между звучанием транспорта на CM6631 и Amanero — оно сравнимо со сменой ЦАП на другую модель с другим чипом.
Мои личные предпочтения лежат между Amanero и CM6631a. CM6642 при прослушивании я не отличил от СМ6631а.
CM6631a крайне детальный транспорт, он рисует звук очень четко.
Струна гитары предельно точно определена в пространстве, стереоэффекты абсолютно ясны и точны. От максимальной подробности в вокале могут быть слышны некоторые артефакты. В повседневной жизни нет такой детальности в звуке.
Эту супер детальность, возможно излишнюю, смазывает транспорт Amanero. Переключившись на Amanero слышно, что звуки немного зализали, сгладили, четкость переходов уменьшилась, но распахнулась естественность.
Вокал лишился и намека на сибилянты, музыка потекла плавной непрерывной рекой, звук гитары больше не дробится на звуки, а представляет одно полотно, некое желе, которое подрагивает вовлекая в дрожь рядом стоящие инструменты. Низкие частоты тоже прибавляют в весе.
И вы знаете, я не готов сказать что из этих транспортов лучше, ибо получая естественность и слитность в Amanero не меньше хочется кристальной точности CM6631a.
XMOS незначительно уступает Amanero. Он имеет иной характер, не такой «аналоговый», как у Amanero, но главное — натренированное ухо слышит, что XMOS упрощает звуковую текстуру. Микродинамика прекрасна, но вы порой ощущаете, что вместо хромированного бампера вам подсовывают пластмассу покрашенную серебрянной краской.
XMOS безусловно очень хороший чип и транспорт, я слушал и первое поколение и 208, но в случая выбора, я не колеблясь сделал бы выбор в пользу Amanero.
Tenor TE7022 и TE8022 традиционно недооценивают и ставят в более простые устройства, но в действительности этот транспорт звучит отлично и его единственный минус — ограничение частоты дискретизации в 96К. Но во первых, качества 44,1/16 в хорошем тракте достаточно во всех случаях. 96к — это студийный мастер с избыточным запасом для возможностей микса/редактирования/ремастера материала в будущем.
Дома такой запас не нужен. Что касается 192к 24 бит, то такие записи во первых редки, во вторых это обычно самопальные оцифровки с винила. В третьих, даже если ваш транспорт или ЦАП не поддерживает 192к — это ерунда, любой современный проигрыватель на ПК без проблем в реальном времени способен сделать высококачественный даунсемплинг до 96К — существует достаточно много «крутых» плагинов на этот случай.
Sox для Foobar2000
Что касается SA9023, то для многих это темная лошадка. Кто-то сразу путает ее с продукцией компании ESS и ее ЦАП-ом Sabre. Нет, ребята, SA9023 выпускает совсем другая компания, основанная лютыми аудиофилами-энтузиастами, целью которых было создать максимально совершенный чип траспорта. И SA9023 — это их песня, на самом деле прекрасный чип, просто малоизвестный и пока недооцененный.
Он так же поддерживает только 96К. Разработчики так же не считали, что нужно больше. На данный момент они уже выпустили и более совершенные чипы поддерживающие какие угодно форматы, но китайские производители из-за дешевизны и качества накинулись именно на SA9023 — нам же и лучше.
Итого, кабель даже для передачи цифры может влиять на звучание, транспорт очень слышимо влияет на итоговое звучание — заменяя транспорт в своей системе вы можете получать разное звучание — яркий пример CM6631 — Amanero.
В теории, в гипотетическом вакууме, в полях, где пасется сферический конь, путник доходит из пункта А в пункт Б за два часа, а цифра «течет» по кабелям и ноль если выходит, то и приходит, но в реальной жизни это слегка не так.
Вопросы!
1) системы коррекции ошибок в USB нет никакой?
2) допустим у нас с правильного транспорта на цап идёт прекрасный чистый сигнал, а с источника, например с компа же уже пришёл с ошибками? что нам там за винигрет перетактует транспорт, если системы коррекции всё равно нет?
3) цап должен иметь асихронный приемник тогда, чтобы вся эта возня имела значение?
Все названные чипы асинхронные. Это вы только в брендах типа Аркам или PS Audio можете нарваться на доисторические неасинхронные.
Если все исправно, то с компа дойдет нормально, при условии нормального кабеля по толщине, материалам и экранированию, а что накосячится по пути (джитер), то перетактовка в нормальном цапе все исправит. Но какие то флуктуации все равно будут, иначе бы небыло различий в звуке, после разных цифровых транспортов.
Может кто-нибудь в теме, подскажет, вход в ЦАП 75 ом, если подключить от траспорта к ЦАП коаксиалом 50 ом, потери в звучании возможны. Транспорт еще в дороге, но есть хороший кабель bedea RG223 он 50 омный. Или искать хороший 75 ом? http://www.bedea.com/images/PDF/Spezialkabel/Anwendung/0201bedeaAudiokabd.pdf
А что искать хороший 75, зайди в любой крупный гипермаркет типа мвидео, эльдорадо, посмотри коакс из офс меди — все, профит. рублей 200 за метр будет хороший кабель.
Я до этого брал банбридж в мвидео — отличный был коакс. Потом купил квед в олкаблес, так он, сволота , хуже не поймешь чего из мвидео.
Отличная статья, но.,, А где передача 5-и и более канального звука? Банальная задача — с ПК (материнской платы, без внутренней на PCI или PCI-E и внейней звуковой карты) с USB 2-3.0 транспортом перегнать на coaxial DTS и DD 5.1 и далее на ресивер с хорошим DAC сигнал. Нет на плате SPDIF в никаком виде — сейчас таких мам подавляющее большинство. Да такие «старые» форматы. По HDMI не надо — нет с ресивере таких входов ( итаких море). ТВ многоканал не пропускает — проверено. Да и хочеться качество получше, чем со встроенного SPDIF. Итого — транспортов много, а по факту over дофига статей просмотрено и блокеров на тубе — и нет ответа, увы…
Может на этом уважаемом форуме автор этой прекрасной статьи или кто другой САМ подключал какой нить из описанных выше транспортов к ПК по USB, и далее по коаксиалу или оптике к ресиверу и увидел горящий значек DTS (Dolby Digital) на индикаторе своего ресивера,а?
Мертвая ветка… :-(
Уточню — по HDMI с видеокарты, и далее с цифрового выхода ТВ (коаксиал) на ресивер проходит Dolby Digital и Dolby Digital Plus, но нет DTS (что и непонятно). Конечно, только эти два потока есть и в описании драйвера.
andrymax
просто 5ти канальный звук любителям hi-fi не интересен, им 2 канала достаточно. Это больше для систем домашнего кинотеатра. Всё это попытка получить какой-то объем не качеством, а количеством.