Музыка живая и мертвая

Если вы любите музыку, то рано или поздно обсуждая качество звучания вам предложат сходить на живой концерт и понять, что есть настоящая “живая” музыка. Следовательно все иное попадает в категорию мертвой.

Неужели концертное живое исполнение – это и в самом деле истинный грааль аудиофили, лакмусовая бумажка сравнения с вашей домашней аудиосистемой?

Достаточно прийти на концерт и вы сразу поймете, какая гадость, эта ваша заливная рыба, то есть набор аудиокомпонентов Nad, Marantz, Rotel и тд и тп?

Предположу что такие слухи сильно преувеличены. На концерте вы действительно можете увидеть любимого исполнителя, посмотреть как он ведет себя в живую, как поет в реальности и тд, но помимо этого будет масса ограничивающих факторов, которые очень лютые по сравнению с вашим домашним сетапом.

Дома многие не “заморачиваются” обработкой помещения для прослушивания, но в большом числе случаев это оказывается не сильно и нужно. Я об обработке помещения задумался только после переезда в другую квартиру, где оказались кошмарные резонансы убивавшие музыкальное разрешение до мультимедиа-уровня с любого класса аппаратурой. При этом на прежнем месте жительства у меня был в комнате прекрасный звук без каких то ухищрений, кроме плотных штор и ковра, конечно.

В концертном зале может оказаться неважная акустика, кроме того многие современные реновации рассматривают концертные залы не как акустическое пространство для выступлений, а как повод блеснуть дизайном.

Здесь звук на Пикник-е был просто “каша”

Я знаю, что сейчас последуют возражения, что: “а вот в Москве есть концертные залы с прекрасной акустикой”. Но,это всего один, пусть с Питером, два, города на всю страну, а в стране у нас 1100 городов, друзья, в которых акустика помещений оставляет желать лучшего.

Я достаточно много присутствую на живых выступлениях, это и военные оркестры и симфонические, и камерные джаз-составы и тд. Прослушивание происходит в совершенно разных условиях – и на улице, и в помещениях плохо для этого предназначенных, и в перемещениях как-бы для этого предназначенных, но с неубедительным результатом.

Например, когда я был на концерте группы Пикник в театре оперы и балета, звук был настолько плох, что я не просто расслышать что именно поет Шклярский. Мне понадобилось оставить свое место переместившись к сцене. Речи об аудиофильности подачи не могло и быть.

Прежде чем перейти к конкретным примерам, могу интерполировать мой опыт в следующие выводы:

Живое выступление во первых порой сильно ограничивается качеством используемой аппаратуры. Может быть плохой микрофон, плохой пульт, плохие концертные колонки, плохая работа звукорежисера в реальном времени.

Качество помещения способно превратить звук в непотребную какофонию.

Услышать живой звук и умереть. Скорее услышать живой звук и не умереть от разочарования. Высокое музыкальное разрешение в живом выступлении – это скорее фикция, чем реальность. Оно и близко несравнимо с качеством аудиофильного погружения в студии, когда микрофон засовывается буквально в саксофон, а микрофоны стоят тысячи долларов. На концерт дорогой микрофон исполнитель врятли станет брать. В живом выступлении это скорее расходник.

Да и усилительная часть аппаратуры расчитана больше на мощность, чем на качество.

Вы слышите, что при живом исполнении громко фонит гитара – это нормально, это вам не “мертвый” звук, вкусите все прелести, как есть.

Но вернемся к музыкальному разрешению. Уже владея не слишком дорогими компонентами в районе 1000 долларов, например Parasound A23, Yamaha P2100 и тд – вы услышите, что ваш домашний звук ощутимо превосходит любое живое выступление по музыкальному разрешению, даже если вы в буквальном смысле нависли над исполнителем в момент выступления.

Аудиофильское ухо четко слышит, что живое исполнение мутное, словно из под вуали, нет массы деталей и нюансов. Немного из этой канвы за счет более резкого звука выбивается труба и саксофон, которые не дают так сильно скушать разрешение, но все же оно не уровня студийной записи.

Голос может “сибилянтить”, или “цифрить” – о привет тебе дешевый микрофон. Если вы жаждете услышать живое выступление, то оно будет отличаться от комфортного домашнего прослушивания еще и таким никак вами не управляемым фактором, как громкость. Громкость будет очень высокая, возможно через час вы будете готовы убежать от грохота.

Шум. Вы прекрасно понимаете, что в зале помимо вас находиться большое количество других людей, их фоновый шум безусловно уменьшит динамический диапазон, опять же привет мутность звучания, прощай хорошее разрешение.

Само помещение может резонировать, гудеть, быть ужасным.

Я подобрал несколько примеров в разных условиях живых выступлений, где я присутствовал как слушатель.

Для начала, как вы думаете, должен ли быть хороший звук в филармонии? На этот вопрос вам ответит выступление группы Синяя птица и видео ниже.

Не думайте, что это так записал микрофон – примерно такие же ощущения были и на концерте. Грохот, муть – вся прелесть живого выступления. Что касается именно ВИА и их выступления, то меня впечатлило выступление Александра Дроздова. Он пел только в живую и с таким увлечением, что вместо отведенных полутора часов, концерт шел более двух с половиной. Начав исполнение я услышал его немного сипловатый голос, и подумал, что сейчас полчасика и он сядет, как у многих исполнителей, но Александр Дроздов только распевался и распевался, а его голос становился только мощнее и этот уровень рос вплоть до конца концерта. Песни были конечно прекрасные, но их приятнее послушать в домашней обстановке. Здесь же импонировало наблюдать выступление исполнителя, его качества, как вокалиста, но никак не качество звука.

Другой пример – живое выступление на открытом воздухе.

Мутность звучания безусловно слышна. Да, красиво, с элементами волшебства. Но это опять же визуальный, а не звуковой ряд. Я же не в кино пришел. Но на самом деле было достаточно холодно, я конкретно задубел, и реально погрузиться в звук из-за такого дискомфорта не получилось.

Еще один пример, когда помещение было по акустическим параметрам очень даже неплохое. Тут свою роль сыграли испорченные вкусы музыкантов. Они выкрутили на пульте низкие и высокие частоты до упора. В результате чего псыкали сибилянтами, бас ухал и гудел резонансами – такой бумбокс стайл. И даже саксофон ничего с этим не мог поделать.

И последний пример, когда выступающая группа в хорошем (том же) зале понимает что делает.

 

Так что, друзья, музыка живая или мертвая вторично – важно ваше отношение к музыке, чтобы вам нравилось то, что вы слушаете и по музыкальному материалу, исполнению, и по качеству звучания.

Здесь со звуком все хорошо, но опять же музыкальное разрешение примерно на уровне таких усилителей, как Denon PMA-720ae или Yamaha A-S500, а это простите совсем не уровень Parasound A23 или Yamaha A-1000.

Так что, друзья, музыка живая или мертвая вторично – важно ваше отношение к музыке, чтобы вам нравилось то, что вы слушаете и по музыкальному материалу, исполнению, и по качеству звучания.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий