Naim NAP140 – китайский кит (Upd)

Речь пойдет о китайском клоне усилителя Naim Nap 140 и преде Naim Nac 152 XS. Эйфория от удачной сборки прошла с более серьёзной отслушкой и замерами и пришлось внести некоторые коррективы, чтобы вывести звучание на достойный уровень. Но вот я снова хочу несколько вариантов разных элементов от Naim сделать. Это и другой вариант преда, и другой вариант мощника, и с фонокорректорами попробовать… И может только тогда будет свежая и всеобъемлющая статья. А пока, что было в самом начале:
Покупка дорогостоящей аудиотехники высокой верности в магазине — не единственный путь достижения заветной цели. Самостоятельный расчет усилителя или использование готовых схем — тоже вариант, но уже не для всех. Есть между этими двумя вариантами и золотая середина, которая способна быть компромисом между финансовыми затратами и вашими усилиями — готовые киты (наборы) усилителей, которые нужно только спаять. А особо ленивым можно заказать такие киты и вовсе уже спаянными и настроенными. Если вы надумаете купить кит клона известного усилителя (в Китае доступны наборы клонов усилителей Marantz 9, Quad 450, Musical Fidelity, Naim и тд), то вам конечно никто не гарантирует финальный результат аналогичный оригинальному продукту, но и открытия нового уровня звучания, если все сложится, вас не разочаруют.
Можно только отметить, что самый дешевый вариант покупки кита — это неспаянный набор из плат и деталей. Но не радуйтесь низкой ценой такого набора (Naim NAP140 обходится от 3200 до 5600 руб), так как набор не включает в себя трансформатор. Трансформатор может стоить от 2-3 тыс руб (например производства Торел) или дороже (иностранные). Если вы найдете дешевле или приспособите старые, то это будет существенной экономией. Второй весомый по расходам элемент — корпус. Если вы решите заказать корпус из Китая, то с доставкой одна только железяка может стоить до 10.000 руб! А в России корпуса для усилителей не делают, максимум какие то распределительные, убогого вида коробки, которые вы будете пытаться приспособить под внутренности усилителя. Если уж развивать кружок умелые ручки, то самое простое — это изготовить корпус из оргстекла. Оно отлично пилится и обрабатывается, скручивается болтиками и креплениями от материнских плат. А после всего его еще и можно покрасить. Другой вариант — конструирование корпуса из алюминиевых уголков. Эти варианты конечно нудные и муторные, особенно для тех у кого руки торчат из других мест (как у меня).
Насколько хороши киты клонов известных усилителей из Китая, на нашем сайте, пока под вопросом, будем пробовать, изучать.

Но сегодня у нас уже есть первопроходец, наш активный участник на форуме и сайте — пользователь с ником Vovans. Он уже купил кит усилителя Naim NAP140. И не только купил, но и собрал его!

Об особенностях китайского кита и сборке читайте далее прекрасный обзор от Vovans.

Почитав обзоры и отзывы Александра я задался вопросом — а если не только ЦАП, а и УМЗЧ (усилитель мощности звуковой частоты) купить у китайцев? Меня больше всего заинтересовали diy-киты, которые можно самому попаять. Спросил у Александра, он назвал какую-то цифру в рублях и рекомендовал ниже неё не смотреть, а выше может даже что-то стоящее и попадётся, почему и нет. Стало ещё интереснее. Значит есть шанс найти что-то толковое. Но как? Я ничего толком не нашёл на эту тему. А то, что находил, сильно отличалось от моих взглядов и представлений. Я не хотел никакие отечественные разработки наших умельцев — собирать годами УЗМЧ я не хочу. А в Китае уже и платы готовые, и набор составных радиоэлементов можно сразу взять. Самостоятельно всё это собирать по крохам — муторное дело. Долго и дорого. В крайнем случае, если что-то вызовет сомнения, можно заказать отдельно и заменить. Но хотелось бы сразу иметь всё, чтобы оно заработало и можно было сложить какое-то представление.

Начал искать сам на свой риск. Чего только нет, как они только не называются, эти киты. Но информации по ним с гулькин нос. Да и по китайским китам зачастую обсуждения типа — раскачать какие-то убитые советские колонки, доработанные моментом и какой-то матерью. И многим, в таких темах, наушники на 300 рублей могут классно звучать. С одной стороны суперспецы, собирающие супер-разработки наших кулибиных, с другой, пардон, нищеброды, которым лишь бы качало.
В итоге я наткнулся на некоторый Naim. Почитал наши форумы. Крайне неоднозначно о них отзывались. Как правило, публика делилась на редких единиц, которые слушали… Их там, вообще хорошо если человека три, я на тот момент нашёл и те, которые умели читать схемы. Первые были в восторге, вторые поливали грязью и Найм, и его схемы, и тех, кто на это клюнул. И схемотехника 60-х годов прямо из учебника, и там самый наитранзисторнийший звук, и чего только не написано ими на сей счёт.

Подход и в самом деле интересный у Naim. К тому моменту я уже знал, что все аудиофилы твёрдо уверены — танталовым конденсаторам не место в звуке. Их удел — цифра. А тут Танталы прямо в пути следования звука, а не просто в звуковом тракте. Какое кощунство.

И глянул я на цену усилителей Naim. И задумался сильно. Слишком много противоречий. Конский ценник, при этом танталы в тракте! При этом схемотехника примитивна. И элементов минимум — у Naim Nap 140 всего 10 транзисторов на канал (если исключить защиту, а её обычно все выпаивают). У них якобы межкаскадные электролиты (танталы) неверной полярностью стоят. Выходные транзисторы работают в классе B!
Тантал и класс B!!!
Не A и даже не AB. Так попрать права любителей звука.
Смешных размеров радиатор на оба канала:

Противоречий много, грязи на отечественных форумах на них много — интересно.

Сперва хотел купить Naim Nap 200. Но читал, читал, прочитал мысль, чем проще и ниже классом (в разумных пределах), тем музыкальнее, поэтому якобы 200-й должен быть правильнее, а 140-й — музыкальнее. Может я вообще не так мысль понял, кто знает ), но я решил начать свои пробы именно с Naim Nap 140.

Кстати, схемотехника у них у всех схожа. Naim от остальных тем и отличается, что они взяли одну схему и вылизывают её десятилетиями. И если вы слушали 5-10 лет какой-то их усилитель, то при покупке нового вас едва ли ждёт разочарование. Это будет практически то же самое. Никаких отчаянных бросков из стороны в сторону, из крайности в крайность.

Предусилитель.

Многие утверждают, что наймовский знаменитый звук вы не слышите на одном оконечнике. Обязательно он должен быть с предусилителем. Я пересмотрел всё, что есть. Наибольшее доверие внушил клон Naim Nac 152 XS. Остальные выглядят какими-то огрызками.

Не хотелось вложиться во всё это и разочароваться. Если брать Nap 140, то брать и пред. Если брать пред, то лучший, что есть из клонов (лучший ли он по звуку — кто знает?) — Nac 152 XS. По цене последний вышел дороже самого усилителя и весь эксперимент стал заметно дороже.

Сказать честно, сколько чего я не менял в тракте, оставляя акустику и ресивер, никакой разницы не слышал — tda1543 во всех вариациях (с лампами, транзисторами, резисторами, ОУ в выхлопе), ak4490 и всякое такое. И ни на какое «вау» при использовании отдельного усилителя не ожидал. Думал, что и разницы не замечу. А если и замечу, то она будет трудноуловима и особого смысла в этом не будет. Но когда я включил весь собранный тракт клонов Naim, это было «вау» три раза. Если не больше. Такого разрыва я не ожидал. Думал, что либо я глух, либо у тех, кто много слышит — самовнушение. Но звук изменился совершенно! Низкие! Я до этого заказал две пары полочников в Японии, которые всё ещё в пути, считая что НЧ меня не интересуют, а мне важнее качество. Но с Naim я получил такие НЧ, которых от текущих колонок-башенок современных я не ожидал. Музыке начала подыгрывать вся комната. Пол, диван, всё. Теперь аудиоподготовка комнаты — не пустой звук. На электронной музыке даже при средней (небольшой) громкости есть ощущение клуба. Бас собранный, динамичный. Явно УМЗЧ это дело хорошо контролирует. Средние хороши, ВЧ чисты. Но сам звук стал каким-то более насыщенным или плотным или не знаю как это сказать. С ресивером мне мой тракт нравился тем, что даже при вполне неплохой громкости в комнате прослушивания, в остальных звука почти не слышно и никого не напрягает он. Теперь всё изменилось. И в комнате прослушивания он звучит вроде как не сильно громко, но и в остальных его слышно хорошо. Однозначно ресивер не играл. Погремушка для фильмов.

С Naim Nap 140 вкупе с Nac 152 XS я стал задумываться, а не зря ли я заказал Yamaha P2100. Ибо то, что я собрал, меня устраивает очень и очень. Но нужно всё же сравнивать. Да и пример английского и японского звука — это хорошо ? Я не мастер описывать, что как звучит и не могу это расписать подробнее, но я действительно в восторге вот уже недели две. Осталось дождаться сравнения с японцем, но уже можно уверенно сказать, что этот набор достоен и внимания, и вложенных в него денег.

И НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОБНОСТИ

На фото вы можете увидеть мой трансформатор, который я выбрал для Nap 140.

Огромное спасибо ростовской компании Тортранс. За вполне приемлемую плату они мне намотали трансформатор на 400Вт 4х30В с пониженной индукцией 1.25 Тесла и экраном между первичкой и вторичкой. Он не то что не греется, он даже не теплеет. Незначительный гул заметил только при КЗ.

Так же были заказаны трансформаторы на ЦАП (16+16+10) и просто для ОУ (16+16). И эти с пониженной индукцией и экраном.

Так же, не забрав ещё предыдущие, заказал три для ламповых фотокорректоров с высоким анодным напряжением и низковольтной обмоткой с приличным током для анодного питания. Все три уже использовал, надо заказывать ещё ?
Кроме того, буду заказывать понижающий транс на 100В 500Вт для едущей Ямахи p2100 и отдельный транс для предусилителя. Сперва я думал, что пред и мощник буду вместе, но позже решил их сделать отдельными устройствами со своими трансами и корпусами, а ещё стрелочки с подсветкой хочу ) но об этом ещё будет писаться позже.
Трансформатор — это один из самых важных элементов, который вносит немалый вклад в звук. Будь то УЗМЧ, пред, ЦАП, фонокорректор или ещё что. И найти того, кто их хорошо и недорого мотает — это сложно, знаю по себе ? Тортранс пошёл на встречу во всех вопросах — аудиофильских капризах о пониженной индукции, в кол-ве обмоток, которое нужно именно мне, а не тех, которые хорошо продаются, сделали экран по просьбе, предложили хорошую цену, могут ещё и пропитать, и обмотать чем надо, но я в этом смысла не вижу. На звук это не влияет.

Кроме того, был у них в гостях. Заказов у них очень много и от крупных заказчиков. Удивлён, что они готовы возиться и с такими радиолюбителями, как я.

Кроме всего прочего, они делают свои ламповые усилители. Одно и двухтактные. Очень жалею, что не сфотографировал плату усилителя, которую мне показывали. Вообще, все фото в теме пока мои. И у меня всегда столько фото, что чужие я крайне редко прилагаю. Так что смело можно задавать вопросы по любым фото в моих постах по любой теме ))

Я действительно рекомендую Тортранс, так как мне очень понравилось с ними работать. Очень многие вопросы с питанием решились сами собой. За две недели я заказал 6 трансформаторов и есть ещё ряд планов в этом направлении. Naim Nap 140 мой отлично отыгрывает НЧ и не захлёбывался даже на полной мощности, никакого фона, помех, гула. Пониженная индукция и уход в железо, а не в медь по мощности — это залог успеха для мощника. Я все глаза сломал, пока форумы на эту тематику перечитал. Ко всему надо подходить ответственно, чтобы получать ожидаемый результат ?
Вот бы найти ещё того, кто делает корпуса и ППМ (платы) так же качественно и недорого и вообще можно своё дело открывать.

Немного по сторонним отзывам о Naim:

Что представляет из себя звук усилителей фирмы NAIM? Это — звучание простой схемы, отработанной Дж.Верекером — до совершенства. Где все детали, с их параметрами, максимально подобраны друг к другу. Где любое «улучшение» в схеме способно нарушить выверенный баланс звучания и превратить звук в «посредственный транзисторный». Это — звучание выходного каскада, в B-классе, которое вполне способно конкурировать с HI-ENDными решениями на лампах в SE.

Ну, и наконец, это схема, которая напрочь игнорируется, для повторения, на российских ресурсах…
Самое краткое и точное описание того, что выше, было сформулировано пользователем GUNFU с Торнадо Акустик:

«На счет транзисторов для аудио, поищи плиз в инете на западных форумах, что применяет Naim. Они «собаку съели» на подборе компонентов, для своей классической схемы из справочника RCA. Аппараты, звучат отлично, тепло, динамично и без транзисторного хруста свойственному дешевым УМЗЧ.»

http://www.tornadoacoustics.ru/forum/7-191-1

Это и есть «тайна NAIM».

Ещё приведу отзыв одного человека. Ну как после такого не попробовать Naim?

Являюсь уже лет пять обладателем комплекта из предварительного и оконечного усилителя собранных по концепции схем NAIM 250 и преда серии NAC… Отличие от 140 — наличие стабилизированного питания оконечника.Это даёт мощь и контроль баса. Желательно делать такой вариант. Говорить об искажениях в данном случае нет смысла, для меняя интереснее, как он звучит. Фирма, допустим, заявляет 0,01%, если проверить на симуляторе, то и 0,05-0,08% набежит, ну и… ВАМ слушать или мерить?

Если говорить о характере самого звука, то он почти полностью повторяет… однотактник на 300В, но с СУЩЕСТВЕННЫМ ДОПОЛНЕНИЕМ МОЩНОСТИ и СИЛЫ БАСА,при этом звук не ограничен в верхнем диапазоне, ясен, воздушен, но без пресловутой «яркости». На слух АБСОЛЮТНО НЕУТОМИТЕЛЕН и музыкальные жанры могут простираться от DIANA KRALL до NIGHTWISH — ограничений нет. Найденная характеристика звучания аппаратуры-оригинала подтвердила мои впечатления:«звучание воспринимается как усилитель класса А, ещё и без обратной связи…»
Знакомый музыкант-гитарист отметил передачу атаки звука.
«Транзисторного» звука — точно НЕТ! Слушали даже заядлые ламповики… Звук ровный и комфортный.
Знаю, что многими уже не воспринимают такие простые схемы, но они прекрасно звучат. Выпускаются серийно.Любителям «броского», излишне «детального» звука, наверное не подойдёт. А вот МЕЛОМАНАМ с разными жанровыми пристрастиями — скорее понравится. Да, и однотакт заменит, расширит звук лампы с сохранением его достоинств.

схема стабилизатора питания naim nap 250
Схема стабилизации питания, которая делает из Nap140 практически полный аналог nap250. Тут ещё одно отличие Naim от прочих — мало кто применяет стабилизацию питания в УЗМЧ.
Планирую попробовать и себе собрать. Хотя читал у китайцев, что они рекомендуют попробовать Sigma22:

Источник:

http://www.hifidiy.net/..

Плюсы:

1. Низкий уровень шума и высокий PSRR2. Нет ограничения по току благодаря выходным MOSFE’ам. Sigma22 способна выдавать большое значение мгновенного тока3. Высокая пропускная способность. Заявляется, что Sigma22 имеет даже меньший импенданс, чем лучшие и довольно дорогие low-ESR электролиты. Скорость разряда-заряда очень велика.4. Легко выставляется нужное выходное напряжение.

Входное напряжение S22 должно быть на 8~9В выше выходного для поддержания работы МОП-транзистора для достижения наилучших результатов работы стабилизатора.
Последнее прямо идеально для меня ? у меня на конденсаторах получилось порядка 45 на плечо, а для Nap140 30-34 с головой.

Из переписки цитаты:

«Звучит волшебно, на мой взгляд. Я не ожидал, что моя недорогая акустика способна так насыщено звучать и выдавать такие низы. И высокие на уровне, чистенькие. »

Да, вот-вот! И, элементарная схема, при этом со скрытым потенциалом! Низы и ДИНАМИКА звучания — её характерная черта. Верх — чистый и в меру ИНФОРМАТИВНЫЙ, конечно найдутся УМ, плана «ВВ»( с малыми Кг), которые могут «очаровать кристальными» ВЧ, НО….дальше будет зависеть от вашего слухового предпочтения и возможности адаптации к такой подаче….Есть вероятность, что слушать разную музыку, длительное время — на них будет не комфортно.

На ДИНАМИКУ звучания струнных НАЙМА-clon особо обратил внимание даже человек серьёзно занимающийся игрой на гитаре…
Правильно, что начали делать комплект с предом. Пред даёт часть того самого фирменного звука NAIM. Подтверждения есть и от владельцев фирменных их систем… Стабилизированное питание позволяет полностью сформироваться звуку и выйти на уровень NAP-250. А, он считается одним из…верхних…воплотивших в себе все достоинства звука этой марки.

«Ну, не знаю, не знаю. Пока не нарадуюсь им.»

В том — то и дело, что «элементарная схема», с которой нельзя показываться на отечественных технических форума….рвёт шаблоны, при доскональной её реализации.

И ещё:

Вы нашли тему, которую я когда-то открывал на Коте… Знаете, у нас тема клонирования этого усилителя абсолютно не развита, почти от слова «вообще». Всех тех, кто пытался повторить клон 140 или в более полном варианте 250 — можно реально перещетать по пальцам. На Веге, это Олег Трубин (один из первых), потом ещё Тимофей из Барнаула (ArtTim), кажется ещё там один-два человека были в его теме, пытавшихся….Там — всё. На Паяльнике, один человек спросил, что есть 140 clon….я попытался объяснить….и началось….Там у них есть один молодой и горячий (теперь ещё и модер), разработчик ОМ….Апломба… Короче, понеслось «метание какашками»….Но, товарищ, интересовавшийся, клон 140, что прислали — собрал, по крайней мере мнения, что это «явный отстой» — от него не последовало.

Да, и в профильной теме «наймитов» есть тема по сборке 200…В ней я тоже немного засветился, а также пользователь из Пензы(Игорь, кажется), который и на всемирном форуме, совсем недавно выкладывал пару сообщений… Да, и там еще один товарищ комплект МОЩНИК-СТАБИЛИЗАТОР, ввиде наборов готовых плат от АВОНДАЛЕ приобрёл….
Ну, в общем-то и всё, грубо говоря — на всю страну….
Меня же, на эту марку — тоже один товарищ «подсадил», НЕ АФИШИРУЯ ИЗНАЧАЛЬНО МАРКУ и СХЕМУ, самого УМ….А, просто, дав послушать…А, на тот момент, у меня, действительно, был SE на «светлановской 300». Т.е., тут нет ни слова выдумки: NAIM, вполне может стать заменой однотакту в А-классе….
Уверяю Вас, если бы мне показали схему заранее и сказали об этом я бы НЕ ПОВЕРИЛ! Слишком она — классическая и режим, почти B, а это…совсем не А….

Кстати говоря, у меня nap 140 с «пакетом улучшений» за 3 с копейками уе. В пакете две пары транзисторов диф каскада (входные) практически идеально подобранные, но с затёртой маркировкой. Что интересно, они разные, это видно по месту отлома. А по схеме они одинаковые. Так же другие часть резисторов и конденсаторов. Из описания улучшения я ничего не понял, но сразу впаял именно его. Прилагаю скрин:

Имея схему и фото пустой платы легко вычислить, что менялось. Схема:

Скажем спасибо Vovans за такое интересное исследование, а в завершение я хочу надеяться, что тема использования китов-клонов не завершится на этом материале, а получит свое развитие в виде сборки и прослушивания других моделей усилителей.
Всем прекрасного звука в домашней системе!

4,006 просмотров всего, 0 просмотров сегодня

Share

55 Comments on Naim NAP140 – китайский кит (Upd)

  1. Про предусилителю. Скажу так, мне пришлось свой отключить, так как мне понадобился трансформатор для очередного проекта и остался только nap140. Ну, там и динамика чувствуется, и по НЧ хорошая отдача, и ВЧ вроде бы на месте. Но чего-то не хватает. От такого звука не было бы того восторга, который был после включения nap140+nac152xs. И очень хорошо, что взял пред, иначе случилось бы то, чего опасался – отправил бы nap в корзину с бархлом и посчитал бы идеи Naim сомнительными, а английский звук неподходящим. Да, понятно, что этот самодел не Naim как таковой, но всё же. С предом усилитель играл так, что я всерьёз боялся заказывать трансформатор на 230В в 100В для ожидаемого в начале марта Yamaha P2100, так как опасался, японец может мне либо не понравиться, либо звучать примерно так же хорошо, а держать два одинаково хороших усилителя смысла нет.

    Имейте в виду, что я искал комплект подороже. Предложения очень разные по цене. Если выберете дешёвый вариант, не говорите, что вас обманули и звук плохой )

    Выходные транзисторы взвешивал на кухонных весах, предварительно нагуглив вес монет и подобрав их таким же, как и должны весить оригиналы. Вес болтался между 18-19. Оригинал весит 18 с небольшим, фейк же 15 с хвостом.

    И nac 152 xs не обязательно наверно брать. Есть человек, у которого клон nac 42.5 и он доволен. Читал в интернетах, что nac 72 и nap 140 идеально сочитаются по музыкальности. Находил картинку со схемой 42.5, но с названием файла nac72. Англичане консервативны и вполне вероятно, что 42.5 и 72 очень близки.

    Надеюсь, никто не разочаруется, если поверит мне и повторит опыт ) я в своё время поверил в эту связку и не жалею.

  2. Да, приведу ещё цитату по преду, взятую отсюда:

    https://vk.com/club137949121

    Раз часто возникают вопросы, у начавших клонировать NAIM, в плане того: как комплект звучит с ПРЕДОМ и без, то решил освежить впечатления – заново провести эксперимент по этой теме. И, так, в прослушивании участвовали диски THOM ROTELLA BAND студия DMP; QUEENSRYCHE Empire студия EMI; NIGHTWISH Once студия ROADRUNNER RECORDS. Транспорт SONY XB-770 и DAC на AD1862. Регулятор уровня-потенциометр 20КОм -был подключен непосредственно на выходные разъёмы DACа…

    И, так, Том Ротелла…

    Первое, что бросилось в уши, при отсутствии преда – ушло ощущение объёмности сцены, как в глубину, так и по ширине…Обычно, аккустические инструменты с этого диска локализуются более чётко в пространстве…Второе – это, как стали преподноситься тихие высокочастотные звуки, которых на этом диске, тоже предостаточно. Нет, не в том дело, что их стало существенно меньше, они присутствовали, но изменение их по уровню, от момента возникновения – до окончания, ощущалось менее заметно…Как полный предел деградации этих звуков – может только служить воспроизведение этого диска, когда источником была системная плата компьютера, со встроенным Реалтеком. С ней, этих тихих высокочастотных звуков – почти напрочь не осталось! Как с кассетного магнитофона, класса так 2-го…Что сподвигло меня, даже проверить частотку на ВЧ этой “интегрёнки”, но нет…явного “завала” там не нашлось….

    И, так, при прослушивании этого диска выявилось ухудшение сцены и микродинамики, в передаче малых сигналов.

    Диск QUEENSRYCHE….

    Первое ощущение, когда он зазвучал – оказалось слишком необычно! Неожидал и не был готов к такому повороту…Как будто изменили темп воспроизведения, музыканты “заиграли быстрее”…Это вот первое, что сразу бросилось в уши. Потом, слушая дальше, обратил внимание, что в некоторых моментах тарелочки – явно приблизились к слушателю. Навязчивыми, они при этом не стали, но общий баланс звучания стал – уверенно “светлее”, усилитель пытался “закосить” под что-то типа “ВВшника”….Нельзя сказать, что от этого поплохело….Но ощущения ОСНОВАТЕЛЬНОСТИ в звучании стало чуть меньше. Повторю ещё раз, что критического ощущения яркости и “песка” – тоже не появилось. Ну, возможно этому способствовали и пищалки АС, РингРады-Ревелаторы, которые не склонны( на мой ух) подчёркивать сибилянты и “грязь”.

    Третий диск от NIGHTWISH.

    При сравнении этого диска выявилось следующее различие. Без ПРЕДА явно хуже передавались ритмические акценты. Даже не знаю, как правильно это сформулировать, но с предом, при прослушивании композиций: постепенно, то рука, то ступня – непроизвольно втягивались в отбивание ритма…Динамика это или АТАКА( которую когда-то подметил человек, лично играющий на басс-гитаре…) – не знаю…Но, я специально переключался около десятка раз….и эффект оставался…

    Ещё, голос Тарьи, с ПРЕДОМ – звучит более основательно, на фоне довольно жёсткой музыки, а также в композиции WISH I HAD AN ANGEL, бэк вокал бассиста Марко Хиеталы – более акцентирован и насыщен более жёсткими-ревущими нотами.

    Да, без ПРЕДА, можно сказать, что опять уходит основательность и акцентированность из тех моментов, которые в ней нуждаются.
    Всё-таки. послушав и попереключав так туда-сюда, вынес суждение: с ПРЕДОМ – всё-таки лучше….Если совсем коротко основательнее звучит и сфокусированнее. Попытка, без ПРЕДА, сыграть в “псевдо ВВшник” – особо не впечатлила…

    И, ещё хочется высказать такое мнение, что ПРЕД помогает мощнику “подстроиться” под жанр музыки, как это происходит….? Но, ощущение их слаженной работы, для получения качественного результата на выходе – возникает не без основания.

  3. Да, глядя на схему с трудом верится что оно может играть, работать да. И пред еще чего то там подкрашивает\искажает…В классе Б на моей памяти только одна из схем Акулиничева достойно играла, но была низкая выходная мощность. Где то валяются у меня китайские клоны Quad 405-выброшенные деньги-разрешение как у радиотехники у101. Есть много приличных схем-унч Зуева с многопетлевой оос, унч Брагина, умзч вв Сухова (не очень рекомендую), унч натали-это те немногие варианты для повторения которые я делал. Разумеется все играют по разному, но у всех просто громадное разрешение и слышно это простому человеку на s30, слышно сразу не надо вслушиваться чего то переключать…Платы не проблема заказать в том же Китае, с деталями тоже нет проблем, можно даже из старых партий найти на ebay. И еще, если уж делать с нуля то только двойное моно,у меня никакие раздельные обмотки не дают такую сцену, подумываю и в цапе все что после цифры от отдельных трансформаторов пробовать питать.

  4. нет у меня 1862 и я даже не представляю, что это.

    Думаю, что небольшая разница будет, одит транс или два, если поставить на каждый канал по стабу типа Sigma22. Очень низкий ESR, причём, в отличии от электролитов, во всём диапазоне частот. А следовательно и сигнал будет идти по малому контуру: полевые транзисторы – выходные транзисторы узмч. Ну, на сколько я это понимаю.

    Чем на устраивают наши кулибины – не известно, что они там изобрели. Кто это слушал, кроме кучки энтузиастов? Где это послушать? Платы нужно грамотно разведённые быть, их нужно где-то заказывать.

    Ситуация с Naim – это мировой бренд, зарекомендовавший себя в звуке. Эта схема 140-го практически 1 в 1 плюс табилизатор – это топовый naim nap 250, который выпускается уже десятилетиями, отслушан до нельзя, и до сих пор от него не отказываются.

    В реальности заработало всё сразу, звучит классно на мой вкус, заметно переигрывает ресивер. Не просто чуть-чуть в деталях, а ревльно не на одну голову выше.

    Что такое высокое разрешение – я пока не знаю. Как придёт Ямаха p2100, может быть пойму, о чём речь. И после ямахи и клона nain едва ли я захочу ещё возиться с нашими форумными разработками, так как по любому один из них, а может быть и оба окажутся настолько хороши, что на это время и деньги тратить больше смысла нет.

    И да, класс В может звучать.

    По поводу влияния преда я уже не уверен. И без него сейчас всё устраивает. Послушаю ещё какое-то время, привыкну, вернусь на пред, отпишусь.

    На разные Quad 405 не повёлся, не внушили доверия. Да и по деталям очень разные реализации одних и тех же клонов есть, всегда можно нарваться на откровенное *****. А так как многие любят поискать, найти подешевле ” то же самое” и купить его. А потом упс, ***** какое.

  5. Я понимаю, что это ЦАП. Но у меня его не было и я даже не представляю, мультибит это или дельта-сигма. Когда заитересуюсь, почитаю, конечно. Но пока у меня в планах повторить схему Николая на TDA1543. Всё собираюсь печатку заказать для него.

  6. Александр, расшифруй , плиз : Я Алчеми ДДЕ3 на нем слушал на двух или 4 чипах. И как звучание относительно китайца на Сабре? И вообще, китаец на Сабре – идеал, или еще можешь посоветовать ЦАПы , можно модели, созданные много ранее ?

  7. “Ситуация с Naim — это мировой бренд”-и что? Я вот сейчас потрошу Rotel 840 по моему, тоже схема как из букваря, даже проходных электролитов нет и звука нет. Останется только блок питания и будет “Натали”. Просто с этими схемами как из учебника, как бы объяснить,-вот если жигулю спойлер поставить, супорта красным покрасить, глушитель спортивный воткнуть-он все равно останется жигулем-мировой бренд. Я к тому что сколько годами не вылизывай схему кардинальных улучшений не будет. Quad я покупал ради спортивного интереса-в свое время унч Солнцева не собрал(и правильно сделал), а это тоже самое…В том то и дело что ширпотреб он и есть ширпотреб, а кучка энтузиастов может применять нестандартные решения, отслушать несколько десятков оу, поиграться с типом конденсаторов,и т.д. И платы есть, как они могут быть не грамотные если заявленный гармоники к примеру 0.0006% ??? Только не надо рассказывать что эти цифры ничего не значат и ламповые с 3% лучше.

  8. Нужна конкретика. Составьте материал – обзор отечественных кулибиных. Вот описание, вот обсуждение, вот наиболее характерные отзывы, вот печатки. Или хотя бы в рамках комментария – рекомендую вот это, там и печатка и всё есть, гарантирую что хороший УЗМЧ. А так не понятно и на что смотреть. Выискивать и вычитывать по всем фамилиям – извините, времени совсем нет. Нужны более конкретные примеры. Я нашёл, собрал, проверил, расписал всё – от мотивации, до завершения. И я считаю, что эта схема звучит. За лампы я вообще ничего не говорил. Но и действительно 0,00000***% ни о чём не говорит.

  9. 2 Sergik

    есть ветка на ixbt, где люди всерьёз считают, сто дешёвыя платка с ак4490 по даташитной схеме с тремя ОУ на канал переигрывает большинство реализация Сабры. Сабру очень сложно правильно приготовить. Многие комплекты оной не звучат совсем. Чтобы они зазвучали, надо сильно перелопатить всё – и питание, и элементарную базу. Это если разводка и компановка достаточно удачная. Так же есть мнение, что ЦАПы АКМ более музыкальные и Сабра далеко не всем понравится даже вполне удачно сделанная. Так же там человек покупал PCM1702 за 100 уе и очень востаргался ЦАПом. Но после некоторого прогрева писал что все плюшки ушли и ЦАП стал таким же, как и прочие в его наборе. Дальше не следил за темой, но вроде как PCM1702 вполне ничего можно купить – недорого и вполне качественно.

    У самого та самая недорогая реализация ак4490 с 6 ОУ, сами ОУ поставил такие, какие рекомендовались именно для этой платы. Было бы с кем сравнить, с удовольствием бы это сделал. Но сравнивать в Ростове мне особо не с кем 🙁 без сравнения могу сказать, что звучит достойно, свои деньги 100% отбивает!

  10. @ Sergik:
    Sergik Цитата:

    Александр, расшифруй , плиз : Я Алчеми ДДЕ3 на нем слушал на двух или 4 чипах. И как звучание относительно китайца на Сабре? И вообще, китаец на Сабре — идеал, или еще можешь посоветовать ЦАПы , можно модели, созданные много ранее ?

    Алчеми звучал неплохо, но без восторгов. Немного суховато. На сабре с двумя трансами уровень звука сильно выше. В первую очередь объем и ясность глобально лучше.
    Про идеал – это врятли, меня устраивает. Товарищ говорит, что сидишник Yamaha cdx-2000 эту китайскую сабру делает и в хвост и в гриву.

  11. vovans Цитата:

    Нужна конкретика. Составьте материал — обзор отечественных кулибиных.

    Да, когда касается местных схем – одна вода, потому что нет реальных сравнений с известными моделями. Нужно же не просто сказать, что усилитель такое обалденный, а пояснить относительно чего. На уровне какого зарубежного аппарата он, а лучше, лучше чем какой. А так не поймешь, что собираешь. От такого обзора наших мастеров, кто что сделал и на каком уровне я думаю никто бы не отказался.

  12. @ vovans:
    AK4490/5 самый начальный вариант, его не советую вообще. Если только после свенов-микролабов, на таком уровне понимания он достойно звучит.
    А вот AD1862, 1702, Sabre9018, 1794 – это вообще другая лига. Даже если не осилишь нормальную реализаци, все равно это будет лучше, чем на изначально более слабых чипах пытаться мучиться.
    Если хочешь экспериментов – посоветую PCM1794. Несложно сопритыкнуть с тем, что ты уже знаешь, рост качества и точности будет, по крайней мере по сравнению с АК.

  13. Последняя цена на PCM1704 была больше 80 долларов за штучку. Например в проигрывателе Kenwood DP-7090 стоит таких чипов 8 штук. А в Denon 1650AL – 4 чипа.
    Как у китайцев собранная плата стоит 45 долларов без понятия, если я правильно китайскю валюту перевел.

  14. Такое может звучать и стоит ли оно 15к?

    https://vk.com/wall-130027766_22

    А слепо верить тоже никому нельзя ) всё надо проверять ))

    Я уже вот-вот начну, как обещал, собирать схему Николая в том виде, как он описал это, а не на макетке. Общался с ним, он до сих пор от неё в восторге. А делая фонокорректоры и собрав всё это дело с Naim, я познакомился с теми, кто мотает отличные трансформаторы на любой вменяемый каприз, кто делает корпуса и платы. Так что, в принципе, могу не только для себя делать, но и “серийно” собирать )))) Постараюсь уже в марте собрать. На праздники мне еда ли кто-то печатку станет делать )

  15. Узнал стоимость изготовления плат ) Блин, полторы штуки надо готовить только на них для tda1543. Остаётся надеяться, что схема заиграет и кому-то ещё станет интересна.

    Раз пошла такая пьянка, жду предложения по усилителям. Нет повода не проверить один из достойных вариантов. Надеюсь, Stax предложит что-то конкретное. Будет о чём потом обзор написать. Хороший или плохой ))

    Я ещё стал бывать у товарища со странным трактом при отслушивании своих фонокорректоров:

    https://vk.com/wall-124092979_5883

    У него же, кстати, ЦАП на tda1543 со всей ламповой обвязкой, фото которого выкладывал в профиольной ветке. В принципе, у меня фоток на материал хватит, вот только видео пока в таком качестве, как по ссылке. Вот только что писать на этот счёт, я не знаю ) нет у меня такого слуха и опыта, чтобы …

    Ну, разве что, что-то вроде этого:

    https://vk.com/wall262936711_1697

    https://pp.vk.me/c836433/v836433711/1efdc/q49smW7atSU.jpg

  16. Я помню про три ссылки и никуда не тороплюсь. По первой ссылке – девайс стоит внимания за 15 тыс на kit? Ваше мнение?

  17. @ vovans:
    Эти цифры как минимум говорят о качестве исполнения (грамотная разводка),и приблизительно о разрешении, ведь будет хорошее отношение сигнал\шум-иначе такого не намеришь. Обзор отечественных кулибиных-это конечно перебор, кто я такой что-б судить. А вот свой пример постройки унч Натали эа2012 могу описать со всеми ссылками где платы делал, что да как, с фотографиями, если Александр поможет…Сравнивать мне особо было не с чем 616 Pioneer-ну там с первых секунд ясно что глобально разные весовые категории, а прочее барахло что у меня было хоть и весило по 15кг даже до 616 не дотягивало-все распродал:-).Вот что пишет Lys07 на форуме,-“После вчерашнего слепого прослушивания пришли к единуму мнению, зачем платить бешаные деньги за усилители если они по звучанию ничем не лучше звучат.Сравнивали Marantz PM 15S2, Yamaha A-S2000, Denon PMA-2020 AE и ЭА2012. Все отметили что ЭА2012 звучит совсем по другому, его звучание понравилось всем и признали звучание его нравится больше чем именитые. Все таки слепое прослушивание дает свои результаты. Если ты незнаеш какой усилитель включен то выбираеш только звук. Я даже выбрал композиции такие, что они их на своих усилках неслышали и определить чей усилитель звучит, невозможно. Так что победа за нами.” Я этих аппаратов не слышал, может Александр пояснит? Сейчас собираю два унч (себе и другу) ,мой играет для второго ждем детали,конкретно от сюда http://forum.cxem.net/index.php?/topic/129579-%D1%8D%D0%B0-2012-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0/ там и схема и плата без ошибок. Вопрос будет ли это интересно здесь? Или ну его нафиг-слишком сложно?

  18. Ну, почитал я несколько страниц комментариев по второй и по третей версии, посмотрел схемы… В общем, я теперь понимаю, почему я осенью не остановился ни на одном “нашем” решении.

    И по Naim, как и писалось, сколько слышал их осуждение, это всегда было заочное чтение по схеме. Пока ни разу не попался отзыв, что “слушал вчера, оказалось полное г***но, как, собственно, и ожидалось”.

    Жаль, Александр далековато находится ) было бы что послушать обоим, думаю. В общем, надо заказывать корпус побыстрее, уламывать кого-нибудь из местных и ехать на прослушку. Самосборные усилители крайне неохотно народ слушать хочет у себя )

    И на ЦАП на TDA1543 1200 за 5 плат думаю достойный эксперимент будет. Не могу не верить Николаю, раз он до сих пор доволен результатом. Следовательно и покупатель обязательно найдётся на остальные 4. И себестоимость их должна быть вменямой.

  19. @ Stax:
    Конечно опишите, очень интересно, подправлю, оформлю материал без проблем. Можете мне на емайл кинуть текст и фото на aforeve2001@mail.ru
    Marantz PM 15S2, Yamaha A-S2000, Denon PMA-2020 AE и ЭА2012 – аппараты очень высокого уровня.

  20. @ vovans:
    У самосборных усилителей одна беда, самодельщики втыкаются в корпус, ибо нормальный дорого, а колхоз как-бы некрасиво. У большинства самодельные аппараты – это по виду тот еще колхоз (сам такой), а хочется в красивом корпусе. Но как на цену корпуса в Китае глянешь, все амбиции сдуваются.

  21. @ vovans:
    “Ну, почитал я несколько страниц комментариев по второй и по третей версии, посмотрел схемы… В общем, я теперь понимаю, почему я осенью не остановился ни на одном «нашем» решении.”- Так написали б почему. Конечно это не китайский конструктор, нужно почитать (одного форума под 150 страниц), что то знать/понимать. Но от себя скажу что повторяемость почти 100%. Ну да ладно у каждого свой путь.

  22. @ Александр:
    Да, все верно-корпус главная беда. Да и слесарные работы на дому это что-то. Как вариант можно прикупить за недорого что то не рабочее и пробывать туда впихивать.

  23. @ Александр:
    Хорошо Александр, я вас понял. Скоро это не будет-придут транзисторы другу соберу, запустим может сюрпризы какие то будут (пока без сюрпризов-даже осцилографом не смотрел-слушать хочется). На его примере попробуем все описать. Может конец апреля-май как то так.

  24. @ Александр:
    Боюсь тут я не компетентен, да и автор слава богу жив здоров. Все расписанно/расжеванно на форуме, у меня после беглого прочтения вопросов не возникло, правда 150страниц-мне интересно. Если коротко то про всю серию можно тут почитать http://luch-elec.ru/category/proekty/usiliteli/klassy-a-av-ea-2 А как ето перепечатать-наверно нужно разрешение автора, я так думаю. Свой опыт постройки/наладки это другое дело, или я не прав? Действително на их форуме чёрт ногу сломит, так чтобы партлист, фаил платы, схема конкретно для этой платы, нигде нет. Люди творческие всё время что то меняют/улучшают:-)

  25. Stax, вот я собрал информацию со многих страниц форумов, объяснил свою мотивацию и всякое прочее. Вы же столько прочитали, а даёте только ссылку на типичнюю болтавню форумную. Мало у кого есть столько времени, чтобы прочитать 150 страниц форумной болтавни. Если человек во что-то верит, перелопатив материал, всегда есть что сказать. А так пока совсем общие слова и не понятно, в чём смысл таких сложностей в схемотехники.

  26. @ vovans:
    “в чём смысл таких сложностей в схемотехники”-Честно, не понял в чём там сложность схемотехники, в количестве деталей? Банальный симетричный унч, ну выходной каскад работает в режиме “super a”(как у pioneer,или jvc 80годов),что по сути позволяет получить дополнительный нолик в гармониках при ещё меньшем токе покоя выходного каскада чем в режиме аб, и меньший нагрев соответственно . Есть защита-отсечка.Токовый шунт-для управления тем самым режимом super a. По сути в симуляторах получается что он настолько линеен что искажения зависят от примененного на входе оу-вот для чего всё это. Три пары выходных транзисторов-что бы разгрузить их работу, что б работали в линейной области во всём диапазоне мощностей. Но подкупает не это, а сам подход автора-не получить космические цифры по приборам (они и так более чем на уровне),а что б звучало, советуют определённые оу, и даже производителя и тип корпуса оу, с самыми заурядными по нынешним меркам параметрами-потому что звучит. Здесь советуют при возможности в цепях корекции применять слюдяные конденсаторы (silver mika) и т.д. А количество деталей не есть сложность, у меня не раз гораздо более простые схемы летели в мусор так и не заработав. Да это уже какой то уровень, но не супер сложно…

  27. @ vovans:

    И на ЦАП на TDA1543 1200 за 5 плат думаю достойный эксперимент будет. Не могу не верить Николаю, раз он до сих пор доволен результатом. Следовательно и покупатель обязательно найдётся на остальные 4. И себестоимость их должна быть вменямой.

    Ты для начала бы 1 опытный образец заказал. Спаяешь, послушаешь, потом уже примешь решение. Я результатом доволен, с некоторыми оговорками. Но конечный звуковой результат будет зависеть не только от одной платы ЦАП. Во первых, меня до сих пор “терзают смутные сомнения” (с) относительно оригинальности заполонивших рынок современных TDA1543. Мой экземпляр старючий точно ).
    Во вторых-первичное питание. У меня-то все по уму сделано: синфазные дроссели, ВЧ-фильтры, отдельные трансформаторы и т. д. И я явно слышал, как может “коробиться” звук при некотором упрощении этого узла. Как у тебя это будет сделано, могу только догадываться.
    В третьих, этот ЦАП, как и любой иной простой SPDIF без реклокинга и т. п., любит “кормиться” качественным источником. Я то думал, раз NOS, то и на требования к количеству и спектру фазовых шумов источника можно спокойно относиться-нифига. Ради интереса достал нормальную звуковуху из закромов-M-Audio Revolution 7.1 (на ENVY24HT), так после Audigy 4 небо и земля, столько нового услышал! Эмоциональный отклик совсем иной.
    Ну и в четвертых. Это же NOS ЦАП практически без аналогово фильтра, конечно он не предназначен для подключения напрямую к традиционным УМЗЧ. Я его прежде всего для прослушивания через головные телефоны создавал, с этой задачей он уверенно справляется. Весной ради интереса попробую подключить к своему однотактному УМЗЧ, там нелинейностей мало, может и не наплодит интермодуляционных составляющих.

    Так что то, что нравится мне, в моих условиях и моей реализации, может совершенно по иному восприниматься кем-то иным, соответственно в иных условиях и реализациях. Это я просто предупреждаю, чтобы потом не было разочарований.

  28. А по поводу усилителей, раз уж я так беспардонно влез в эту тему :). Малые искажения, особенно померянные традиционным методом (грузим УМЗЧ резистором, подаем детерминированный сигнал, анализируем с помощью БПФ) о звуке совершенно ничего не скажет, скажет только о конкретных “косяках” в конструкции. Даже если взять “вещь в себе”-ОУ, то они, обладая высокой линейностью при замкнутой ОС, обеспечивая искажения на уровне 0,00001%, все равно умудряются по разному звучать.

  29. @ vovans:
    А мотивация как всегда-поиск звука,и спортивный интерес-столько в сети инфы, отзывов положительных-надо послушать, а вдруг остановлюсь в поиске:-).”вот я собрал информацию со многих страниц форумов”-так вы целую статью написали, честь вам и хвала. Я же пишу с телефона, где я все толковые ссылки упомню. Просили схему с платой-дал, ну Google же есть. А времени у всех одинаково-было б желание:-)Будет вам статья, сейчас начинаю понимать что может и не одна-не уложусь.

  30. @ Nick:
    Так а я очём говорю-плата грамотная. Ну всё же не слышал я ничего с высоким разрешением с 0.1%, и шумами 80дб…

  31. @ Nick:
    Ну, цена одной или пяти плат не сильно отличается. Самое дорогое, это первичные работы – 700 руб. А платы стоят копейки уже.

    Вот то, что выход не для УЗМЧ планировался – это уже “интересный” момент 🙁 А трасформаторы и т.п. я могу заказать какие нужно, это не вопрос.

    В общем, да, теперь хорошенько ещё раз подумать придётся 🙁

  32. @ vovans:

    Ты платы на производстве заказываешь? Немного доплатить и уже можно красивую 2-ухслойку с металлизацией сделать. )
    В принципе можешь не думать, а делать и проверять, как оно получится, в твоем духе, вообщем. )
    Я свой ЦАП все же подключал к ОСному микросхемному усилителю, но включал 2-х кратный оверсемплинг в настойках вывода плеера. Чистые 44.1 как-то стремно было. ) Играло вроде неплохо ( насколько позволяет качество такого примитивного усилителя). А еще читая обзоры на форумах, люди тот же NOS Metrum Octave эксплуатируют не только на ламповых усилителях.

  33. Кого заинтересовал этот клон, читайте соответствующую тему на форуме, а особенно 4-ю страницу:

    http://hifi-audio.ru/hifi/forums/topic/naim-nap-140-и-nac-152-xs/page/4/

    я внёс ряд изменений всюду, всё описал, зачем и почему, с фотографиями. Скоро прогоню тесты, выложу результаты измерений, сделаю записи во flac.

  34. Александр, большое человеческое спасибо за актуализацию статьи и вторую жизнь для неё 🙂 Я вчера редактировал её и мельком обращал внимания на текст. Я уже и забыл те первые впечатления. И независимо от них спустя полгода человек с опытом услышал мой усилитель после Yamaha pc2002m и Yamaha B-2 и сделал те же заключения, как то: детальности меньше, но звук приятнее. А такое заключение немалого стоит, учтя что он прибыл забирать приехавший для него B-2.

    Если осилю повторить наработки поляков в этом направлении, ещё постараюсь статью написать. Да и ещё там несколько планов. Преды, фонокорректоры мс и мм от naim, их коммерческие модификации, если удастся отреверсинженерить их 🙂

    У Naim свой звук. Дорогой. Качественный. Но другой.

  35. Ребят, кто собирает сам усилители и в частности автор статьи, подскажите хорошие и недорогие rca гнезда, штекеры и терминалы (банан – лопатка), с аллиэкспрес, если не трудно ссылки! Заранее благодарен!

  36. Терминалы я использую вот такие:

    https://vk.com/wall-141909738_224

    Вот тут их можно увидеть в деле:

    https://vk.com/wall-141909738_443

    Вот они:

    https://ru.aliexpress.com/item/High-Quality1Pair-Speaker-Cable-Amplifier-Terminal-Binding-Post-RBS-Connector-Coverter-New/32241003268.html

    Пока была бесплатная доставка, я их много брал, но все закончились. Взял теперь большую партию, вчера посылку получил – 24 пары и 3 с хвостом кг 🙂

    RCA такие уже третий или четвёртый раз заказал:

    https://ru.aliexpress.com/item/50-pcs-Silver-Plated-Amplifing-Audio-Terminal-RCA-Female-Jack-Panel-Mount-Chassis-Socket-connector-red/32584658168.html

    Они не магнитятся и белые внутри. Меня в целом устраивают, уже много их установил всюду. Есть такие же золотые, но эти внешне мне больше нравятся. Строже и приятнее, что ли )

    Штекеры раз брал относительно дорогие, валяются, ни разу ими не пользовался пока. Входят и плотно и хорошо сидят. Тут на своё усмотрение.

Leave a Reply