Вопрос «как мы читаем аудио-прессу» сегодня исследует «Alex» Акимов. Я в этом плане придерживаюсь схожего мнения. Каково оно, вы узнаете прочитав материал ниже.
Тему данного материала подсказал один из форумчан сайта hifi-audio.ru по имени Сергей. Возможно это будет интересно не только ему, хотя на достоверность материал не претендует — это лишь сугубо моё видение вопроса. А суть этого самого вопроса заключается в том: можно ли верить написанному о том или ином аппарате учитывая что за написание отзыва автор, как правило, получает гонорар. Ну что же,попробуем разобраться.
Первым журналом осветившим данную тематику был,если мне не изменяет память, журнал «Stereo&Video» первый номер которого попал мне в руки осенью 1994 года.
Поначалу статьи были переводными то ли с польских, то ли с чешских версий издания и перечитывая их сейчас я считаю что по нынешним меркам материалы были больше обзорными. С годами уровень подачи рос и в конечном итоге достиг мировых стандартов. То же самое можно сказать и о других изданиях подобного толка. Особо выделить можно разве что «Аудиомагазин» -изначально это был журнал более высокого уровня, поскольку делала его крепкая команда профессионалов большинство из которых знали аппаратуру не только снаружи, но и изнутри.
Но сейчас разговор пойдёт несколько о другом: стоить ли всегда безоговорочно верить тому что написано? Я считаю что стоит, но с некоторыми оговорками. И вот обо всяких нюансах мы и поговорим.
Начнем с того что любой отзыв о конкретном аппарате (о сравнительных тестах будет чуть дальше) пишется в рамках его ценовой группы. То есть если усилитель к примеру стоит 500 долларов то его и рассматривают именно как усилитель за 500 долларов -насколько он хорош или плох с учётом своей стоимости. И тут надо понимать что чудес на свете не бывает и какими бы лестными эпитетами не был награждён испытуемый, но он окажется хорош только в своей ценовой нише, а опытный меломан знает что за такие деньги он получит аппарат самого начального уровня. Ну да он будет, допустим, в чём то лучше одноклассников, но в целом это для очень нетребовательного потребителя, стеснённого в денежных средствах.
Именно поэтому в журналах не принято писать о винтажных аппаратах, а тем более сравнивать современные с винтажными. Несколько таких материалов за все эти годы мне попадалось, но это было скорее исключение из правил.
Теперь о сравнительных тестах. Они тоже проводятся в определённых ценовых диапазонах. Такого чтобы в тесте встретились аппараты за 500 долларов и за пять тысяч -не бывает. К тому же сравнительные тесты проводятся не по выбору журналистов. Они тестируют те аппараты которые им предоставили дилеры. И если к примеру в сравнительном тесте ресиверов скажем за тысячу долларов учавствуют модели от Yamaha, Onkyo, Pioneer, Sony,то это не значит что они лучшие и выбирать надо только из них.
Просто на момент тестирования они оказались в наличии и всё. Никогда не стоит обращать внимания на новомодные функции и технологии -часто оказывается что эти функции Вам не нужны, а технологии не такие уж и новые. К примеру те же ресиверы: количество каналов втиснутых в современный ресивер уже давно перевалило за десяток,а в стандартной квартире до сих пор 5. 1 -за глаза. То же можно сказать про кучу новых звуковых форматов появившихся после Dolby Digital и DTS-нужны они единицам. И видеоформат 4К в котором до сих пор нет ни вещания, ни дисков, ни контента в сети (за исключением рекламных роликов).
А ещё ЦАПы, которые стали встраивать чуть ли не в каждый усилитель. При том что зачастую эти ЦАПы начального уровня способные улучшить разве что звучание DVD-проигрывателя.
Поэтому при прочтении обзоров вникайте в суть фильтруя ненужную шелуху. Журналисты тоже люди и они хотят кушать. Поэтому они за свою работу получают деньги. Но поскольку в большинстве своём (я надеюсь) они занимаются любимым делом, то пишут правду, только иногда несколько завуалированную. Для человека умеющего «читать между строк» это не проблема. Но даже если кто то в силу небольшого жизненного опыта на такое не способен, надеюсь мои нехитрые советы со временем помогут разобраться в словесных хитросплетениях. Я вот тоже в данный момент пишу можно сказать по заказу вышеупомянутого Сергея. Только гонорар мне не светит. Хотя даже если несколько человек скажут мне за проделанную работу «спасибо» уже неплохо…
(Комментарий от hifi-audio.ru: Alex, это точно, на hifi-audio.ru все материалы пишутся не ради денег, но если есть желание финансово поблагодарить «Alex» Акимова за его материалы, можно узнать у него номер телефона и кинуть на него какую нибудь денежку на чай, я не возражаю).
Так что если Вы собираетесь приобрести современный аппарат читайте журналы (большинство уже не выходит на бумаге, но в электронном виде ещё лучше — во первых экономятся деньги, а во-вторых не захламляется квартира. Лично я с трудом избавился от нескольких сотен журналов «нажитых непосильным трудом» за все эти годы). Читайте,но помните совет — выдёргивайте из текста суть, а беллетристику оставляйте любителям просто чтения. Но слепо полагаться на журнальные статьи тоже не стоит -журналист тоже человек, а Errare humanum est (человеку свойственно ошибаться). Обвинять же кого то в предвзятости не имея для этого веских оснований -не стоит однозначно.
И последнее. Надеюсь я данную тему более-менее раскрыл, но даже если нет, можно продолжить в обсуждениях.
P. S. Небольшое отступление не имеющеё к теме разговора непосредственного отношения, но об этом сказать тоже стоит. Я конечно повторяюсь отчасти,но любые советы/рекомендации, со страниц они аудиопрессы или с профильных сайтов либо, что ещё «страшнее», с форумов,требуют вдумчивого подхода. Тут как раз статьи аудиожурналистов наиболее нейтральная территория. Во-первых люди пишут об аппаратах которые они действительно отслушали, во-вторых перед ними не стоит задача любой ценой убедить Вас в покупке, ну а в третьих при подаче материала отсутствуют ненужные эмоции и поэтому читая ты не получаешь давления на психику.
А чем «страшны» форумы? Я не про данный конкретный форум-здесь то как раз всё обстоит прилично, поскольку пока что здесь только «свои», я про форумы общероссийского масштаба, где ежедневная посещаемость в разы выше. Так вот на таких форумах можно встретить кого угодно: от просто неуравновешенного индивидуума, до полного психопата. И если Вам дорого ваше эмоциональное спокойствие учавствуйте в таких «мероприятиях» с нордической стойкостью Штирлица или не учавствуйте вообще. Там попадаются такие «эксперты», что мама не горюй! При том что у подобного «специалиста» дома может не оказаться даже старого бабушкиного патефона, а музыку он последний раз слушал из кухонной радиоточки лет двадцать назад, он может вылить такой ушат помоев на вашу систему или ваши рассуждения…Есть категория «снобов» ,которые имеют дорогую (при этом не обязательно хорошо звучащую) систему от известного бренда/брендов и на вопрос «какой мне купить усилитель за 20 тысяч рублей» выставляют тебя на посмешище. Вобщем встретить на форуме,как и на восточном базаре,можно кого угодно. Поэтому определенными (базовыми) знаниями психологии при посещении форумов обладать абсолютно не лишне.
Конечно мы все так или иначе «больны» особенно в глазах тех, кто музыкой/аппаратурой не интересуется. Даже в рубрике «Вопрос-ответ» высказывания таких «здоровых» людей проскакивали (Александр не даст соврать) Но наша «болезнь» хотя и требует дорогостоящего лечения,всё же не смертельна. И уж во всяком случае это лучше чем бесцельно пить водку и смотреть по телевизору дебильные сериалы и не менее дебильные ток-шоу . Вот где рассадник зла! Вобщем как всегда,начал одним, а заканчиваю…
Саш, да, начал за здравие, а кончил за упокой!)) В общем ты дал неплохой расклад, но в целом. О новоделе мне ничего неинтересно))) То, кому раздали призы на последней выставке в мск, говорит о коррупции в этой сфере)) Я хотел другое узнать. Если золотая эра хай-фай это 90—е годы, начало 2000-х, то можно ли верить тем журналам , отзывам, на аппаратуру тех лет? пока не победили кинотеатры, и разработка переехала в Китай. Ведь ты многое что переслушал, и журналы были, хотя ты их выкинул)) В те годы правду писали? Хотя мне лично проще к тебе напрямую обратиться) тем более восприятие звучания у нас я так думаю одинаковое.
p.s. Dolby Atmos я слышал на выставке- абсолютно реалистично, но ценник!!!!!!!!! это надо скважину иметь))
Аудиомагазин у тебя остался? ибо я понял, это был честный журнал в 90-е.
насчет гонораров за материал здесь — я против, ибо быстро сайт станет продажным! насчет чая — не возражаю))
Шлите чай.Согласен даже на зелёный.Но вообще лучше чёрный с бергамотом)))))))
А насчёт старых статей…Золотая Эра Аудио закончилась лет за пять до появления первого русскоязычного аудиожурнала.Ну что то там ещё в первых номерах было-так это не проблема:скачай старые номера в электронном виде и почитай.Лучше действительно Аудиомагазин.В основном там писали о дорогой аппаратуре,но поскольку прошло уже двадцать лет и та,дорогая аппаратура, теперь вполне доступна по цене.