Первые впечатления: ЦАП L1543 (16xTDA1543)

Готов поделиться первыми впечатлениями о попавшем в мои руки цап L1543.
ЦАП изготовлен в Китае и базируется на мультибитном чипе TDA1543.
Что в нем заочно привлекло – это, как не странно звучит для цифрового устройства, парадигма пуризма. От входа цифры в цап и до выхода аналога после преобразования в устройстве минимальное количество элементов.
С одной стороны мультибитный R2R цап на TDA1543 первоначально расположен с другого края стола от ультраточной концепции современных дельта-сигма цап, ибо его работа лишь во взвешивании, которое не обладает в приборе 1990 года выпуска (TDA1543) настолько высокой точностью, как у современных чипов. Поэтому и ожидания от него происходят не из области перфекционистской точности, а из натуральности, живости музыкальных образов.

Что такое R2R

Цап использует 16 стерео-чипов TDA1543 (т.е. 32 цифро-аналоговых преобразователя, по 16 на канал) соединенных параллельно.


Т.е. сумарно при объединении 16 чипов TDA1543 параллельно получаем ак-бы одно устройство (суперчип) с лучшими, более точными (общими усредненными) значениями и действительно мощным токовым выходом, для которого не требуется дополнительное усиление!


Представим себе схему такого устройства – она истинно пуристична – на входе цап расположен SPDIF-ресивер получающий цифру по оптике или коаксиалу (и то и другое – это SPDIF, SonyPhilipsDigitalInterface/Interconnect, иногда оптику называют еще TosLink, потому что одновревенно с SPDIF, SPDIF (только оптическое подключение) предлагала и компания Тошиба под названием TosLink – ToshibaLink).

С SPDIF ресивера данные по I2S шине сразу попадают в “суперчип” слепленный из 16 чипов, из которого выходит мощный ток, который можно преобразовать в напряжение простым резистором.
Итого схема цап – чип ресивера -> чип ЦАП -> резистор.
Проще и короче фактически не бывает.

Как вы обратили внимание, здесь так же нет оверсемплинга, из этого следует следующие (прекрасная тафтология) – мы имеем кратчайший путь преобразования цифры в аналог с прекрасным сохранением временных характеристик.
Это связано с отсутствием обратной связи в схеме ЦАП. Так как на выходе нет операционных усилителей, то нет и обратной связи. Принцип работы ОУ основан на обратной связи.

Нет ОУ, нет ОС.
Так же я отмечу питание реализованное на двух раздельных трансформаторах.

Ранее на китайском рынке цап на 16 мультибитных чипах TDA1543 ограничивался в основном моделью для diy-апгрейда Teradak c нескромной ценой в 32000 рублей ($500-600) в которой как раз была дополнительная плата оверсемплинга.

TeraDak 16xTDA1543

Сейчас есть модель L1543, которая при тех же 16 чипах и “резисторном” выходе (правильнее наверное говорить резисторном I/U-преобразователе) и даже с двумя трансформаторами предлагается в Китае по цене примерно 170 долларов.


Громкость выхода у L1543 довольно высокая – 3,2 вольта.
Устройство пока не вскрывал, поэтому модель чипа SPDIF-ресивера назвать на данный момент затрудняюсь. Предположительно, судя по фотографиии и размеру чипа – это CS8416 или DIR9001 (более вероятно CS8416).
Итого, в данном ЦАП привлекла философия построения тракта – мультибитные чипы, нет оверсемплинга (NOS) и выход через резистор.
Оптимально ли это для формальных характеристик устройства завязанных на минимизации гармонических искажений – нет.
Но реальному слушателю больше важны не тысячные доли КНИ, а сохранение временных характеристик, которые без обратной связи будут близки к реальности. Да, мы здесь сознательно жертвуем одним, ради торжества другого.

О ВНЕШНЕМ ВИДЕ
Аппарат выглядит очень здорово. Дизайн минималистичен, но в нем нашли отражение немного футуристичные техно-зарисовки – притягательный желоб на фронте, надпись, минимальная световая сигнализация. Строгость и функциональная красота. Аппарат не легкий для ЦАП, около 3 кг. В реальности визуально притягательный даже больше, чем на художественных фотографиях.

ПРОСЛУШИВАНИЕ
Теперь о прослушивании. Знакомство с ЦАП пока недолгое, поэтому оно первое. Первые впечатления далее будут более конкретизироваться уточняться, здесь же я хотел описать впечатления – включил первый раз, не вникая в подробности, что услышал, какие были эмоции и тд.
Вобщем-то то, что я ждал от мультибитника, а конкретно TDA1543, и уже знакомого звука этого чипа по Lite DAC-AH, я получил.

Сравнивать эти аппараты я не берусь, потому что они немного разные, что и логично, резисторное преобразование без обратной связи против ОУ-преобразования и усиления с обратной связью.
Я включил Diana Krall, ту же композицию что недавно использовал в обзоре ЦАП SU3 ($190) VS Inntak ($500) с двумя трансформаторами и она звучала на этом видео.

Я использовал усилитель высокого класса – Denon PMA-2000 II с полочной акустикой Onkyo D-302e.


То что я ожидал от мультибита я получил – цельное музыкальное воспроизведение с живой атмосферой. Появились и неожиданные преимущества. В выше указанной композиции, которую я только недавно прослушивал на Sabre9018 пару-тройку раз было очень четко слышно, в виде щелчков – типа слэпа, или слышимых движений пальцев по струнам – это здорово, я такое люблю.


Но на L1543 басист буквально оказался окрылен, мне показалось, что эта манера игры передалась всей партии. Каждое движение четко слышалось и имело абсолютную естественность (ага, временная характеристика). Я так же понимаю почему такие “аналоговые” впечатления схожие с прослушиванием винила умудряется выдать ЦАП – ноты, звуки, ЦАП демонстрирует более протяжно, а так как они внезапно не завершаются, то образуют новые увлекательные звуковые фактуру, ту же рельефную игру на бас-гитаре или барабанах.
Слушается увлекательно и красиво. Не точно? Безусловно аудиофильная точность, перфекционная микродинамика не про это устройство, но эмоциии, “аналоговость” выдает великолепно. Про атаку и драйв пока судить не берусь, так как это лишь первое прослушивание и до более агрессивных жанров я просто не успел добраться сконцентрировавшись на джазе. Быть может там может оказаться все не так радужно и вяло – но пока это лишь досужие вымыслы и предположения. Не случайно обзор назван “первые впечатления” и более точные замечания я изложу во “втором взгляде”. Но это будут лишь уточнения – главная картина ясна изначально.
Разрешение – в этом вопросе я пока даже для себя не могу поставить точки. Оно безусловно достаточно высокое, не сэйбровская ультра конечно, но уже достаточное для меня, а я в этом вопросе очень щепетилен – нет разрешения – цап на помойку. Здесь хорошее естественное разрешение, на уровне примерно усилителя Sony 333ESL.

Я пока не знаю как цап будет звучать в более простых трактах (но могу попробовать) ибо Denon PMA-2000 II сам по себе аппарат с высоким разрешением и на нем я слышал именно полные возможности ЦАП, как законченного устройства.
Первое недолгое знакомство мне подсказывает, что цап очень приятный, с явной “аналоговой” подачей схожей с винилом. Концентрирует внимание к естественным событиям – абсолютной натуральности звучания акустической гитары, контрабаса, бас-гитары.

Вокал хорош. Назвать что-то микродинамикой я затрудняюсь – безусловно там есть процесы схожие с этим понятием, но они основаны не на скрупулезной точности, а некоей воссозданной аналоговой достоверности.
Я не хочу расставлять цап в линейке лучше-хуже, ибо этот мультибитный пуристичный девайс занимает отдельную нишу, не претендуя на высочайшую точность сейбровских устройств, Hi-End высоты и прочее, но даря вам в эмоциях вместо этого, что-то свое.
Пока мне цап понравился – думаю раздельное питание ему здорово помогло в этом. Он не звонкий и не глухой, ровный, приятный.

4 Комментарии

  1. а вы слушали из linux с спдиф выхода джулии?Есть возможность подключить этот цап в линуксе через usb вход самого цапа?Меняется ли что то в звуке?

  2. В этом цапе, судя по картинкам,есть вход usb,значит возможно слушать с компа.Вот я и хотел узнать-linux определит этот приемник и возможно ли будет с компьютера на линуксе,подцепив этот цап,слушать музыку?

  3. Туда нужно дочернюю плату УСБ. Я завтра скорее всего окончательное мнение напишу по этому цапу, я побольше послушал его, поподключал к другим усилителям.

Оставить комментарий