SONY TA-F55 – гость из будущего

Мир винтажной техники удивителен и прекрасен, но вы этого можете не знать, пока не заострите внимание на какой-то казалось бы обычной по виду модели. Представьте, что у вас есть машина времени и вы перенеслись в 1979 год. Вам попалась скромная модель усилителя SONY TA-F55 стоящая в момент выпуска 59800 йен и весящая… 4,6 кг.


Да вам не показалось, вес этого усилителя составлял 4,6 кг, что сразу вызывает интерес, что за интересные технологии были реализованны в этом аппарате.
Итак SONY TA-F55 вышел в 1979 году, другое название этой модели Wega V700, и производился до 1981 года.
Это удивительный аппарат со следующими ключевыми особенностями:

1. емкостные селекторы для phono
2. импульсный блок питания
3. высокоомные High-Ft тразисторы.

Т.е. если вы немного знакомы с аудиоусилителями этого периода от Sony, то определите, что это более тонкая и вероятно упрощенная версия великолепного усилителя Sony TA-F80 (1978, 158.000 йен), звучащая быстро и чисто.

Sony TA-F80

Это все результат схемотехнических решений и используемых компонентов.
Sony TA-F55 имеет низкие гармонические и другие (TIM (временные искажения), NFB) искажения благодаря высокой пропускной способности ее биполярный транзисторов – 80 Мгц,
80 мегагерц (!!!), а так же  импульсному блоку питания.
Т.е. это был довольно передовой усилитель с футуристичным дзайном – тонкий и легкий!

Его передняя панель навевала мысли о приборе из будущего. Импульсный блок питания в конце 70х так же казался прогрессивным решением – это впечатляло на фоне продукции других компаний, как более прогрессивное решение.


High-Ft транзисторы состоят из обычных транзисторов соединенных паралельно, что дает более низкие искажения и лучшую стабильность.

Импульсный блок питания был продуман крайне качественно, и выполнял преобразования и очищение напряжения выдавая на выходе чистый постоянный ток не уступающий по качеству классическим схемам.

Sony TA-F55. Слева панцирь блока питания, и удивительный механизм (двигатель и шестиренки) индикации громкости, а так же футуристичная система фреонового охлаждения.

Со снятой нижней крышкой. У меня есть подозрение, что на фото выше родные высокоскоростные транзисторы Sony заменены на совместимые транзисторы NEC.

Блок питания был снабжен трансформатором, высокоскоростными диодами и отлично экранирован металлическим панцырем.

Блок питания Sony TA-F55

Как и в верхней модели Sony TA-F80, в F55 используется фреоновое охлаждение.
Заполненная фреонами труба Heat-Pipe равномерно рассеивает тепло по нескольким тонким ребрам и размещется в близости к выходным каскадам, чтобы охлаждать интенсивнее.


На практике это выглядит так, что транзисторы припаяны к краю платы и выпирают за ее пределы параллельно горизонтали, где и прикручены к пластине охлаждения и трубе по которой течет фреон.


Итак аппарат был с прекрасным блоком питания, инновационным охлаждением способным обеспечить транзисторам стабильный температурный режим и третий фактор преимуществ данного усилителя – сами транзисторы.
Как я уже сказал High-Ft – это очень быстрые транзисторы – 80 мегагерц, что означает, что они имеют невероятно низкие временные искажения.
Сами посудите, стандартная частота транзисторов 4 Мгц. Допустим вы реализуете обратную связь – сигнал с выхода транзистора подается на вход, чтобы уменьшить искажения. А теперь представьте, что у вас транзистор работает не на 4 мегагерцах, а на 80! Представляете 20 кратную разницу?
Т.е. разработчики добились удивительной временной точности усиленного сигнала – а ухо человека – главный критики – его не обманешь.


Схема токового зеркала и высокая скорость переключения транзисторов High-Ft (Hi-Ft) дала превосходный результат.
Сама разводка платы была сделана так, чтобы расстояние между компонентами были минимальным, чтобы сделать тракт экстремально короче, из возможного.
Немножко о характеристиках, Sony TA-F55:

Мощность 70 + 70 ват 8 Ом
Диапазон частот: 20-20,000 Гц
Искажения КНИ: 0,008% в рабочем режиме (20-20kHz)
Соотношение сигнал-шум (SNR) для phono-входа: 90 дБ

В аппарате для разводки использовались провода из бескислородной меди с чистотой 99,9%, а разъемы были позолочены.
Так же предварительный усилитель от оконечного каскада был отделен специальным буфером на полевых транзисторах (или транзисторе, точнее смотрите принципиальную схему аппарата).
Выбор источника осуществлялся электронными переключателями.
Размер усилителя составлял 430 (ширина)× 80 (высота) × 320mm (глубина).
А вес 4,6 кг, но теперь, после прочтения, я думаю, вам такой небольшой вес не кажется смешным.


Напомню, что усилитель относится к среднему (по классификации компании Sony), а не начальному классу Hi-Fi и позволяет подключать виниловый проигрыватель, как с MM, так и MC-картриджем, а так же переключать сопротивление для головки.
Если мягкими кнопками с коротким ходом к 1979 году было уже не удивить, то индикатор громкости был удивительным, когда вы прибавляли громкость, то по индикатору ползла зеленая лента, которую тянул двигатель – такой киберпанк 79 года. На кнопки громкости можно нажимать быстро или удерживать.

Модель усилителя Sony TA-F55 с 1979 по 1981 год была выпущена примерно в количестве 35000 экземпляров.
Так же была чуть визуально измененная для Германии модель Wega V700, которой вышло около 2000 экземпляров.

Wega V700 – индикация отображалась красной полосой.

Изначально к Sony TA-F55 можно было отдельно купить деревянный кейс (+5800 йен), но продавался он преимущественно в 79 году, после чего кейсы фактически не выпускали под эту модель.
Впервые Sony TA-F55 показали на японской аудиоярмарке 1979 года в красивом деревянном чехле TAC-70.


Надеюсь вам было так же интересно читать, как мне писать, этот материал, а дополнительные технические подробности о модели усилителя вы можете почерпнуть из большого материала на японском языке Sony TA-F55




4 Комментарии

  1. Статья собиралась из зарубежных источников, переводилась с японского и английского языков (в основном машинным переводом), поэтому я сам не все понял (например про сборный транзистор, когда на фото обычный, может это они в схеме запараллелены, не знаю, есть что уточнить – для этого пишите в комментариях), что прочитал, поэтому в этом плане прошу снисхождения. В противном случае вы самостоятельно можете почитать японцев на чистом японском – одну из множества используемых ссылок я привел в материале.

  2. в 1983 году в комиссионке города ильичевска я услышал акустику видеотон в паре с усилителем сони по моему 5 модель с сенсорным регулятором громкости.. полоска по которой надо проводить пальцем. усилитель тоненький….звучал очень здорово.

  3. В 83-м и деревья были большими и трава зеленей…))) И 800-й Шарп с завывающим “Флюгер,флюгер” Муромовым казался пришельцем с другой планеты.

  4. да тот период был запоминающимся.. пора шарпов 939 и 800 по меньше было . каждый афро студент их привозил из гамбурга по 8 штук. что интересно это дерьмо раскупалось в миг. по крайней мере меня это устраивало.. даже очень…

Оставить комментарий