Катушечные магнитофоны

Катушечный магнитофон — это не просто один из источников звука, это целая эпоха. В ней нужно жить, пропитаться ее атмосферой, ее особенностями. По этой причине я не понимаю новообращенных любителей ленты, через жизнь которых никогда не проходил катушечный магнитофон. Сейчас это —  фетиш, взбрык очередной моды. Что вы пытаетесь доказать покупая японский магнитофон и катушки к нему по цене в 70 баксов? Что он может звучать в теории лучше старого компакт диска (но не современной цифровой записи)?

Ballfinger — современный катушечник

В моем детстве все было светлее и прекраснее. Магнитофон был чудом, возможностью слушать любимую музыку. Подростком я с восхищением взирал на витрину магазина, где стоял в продаже лучший советский магнитофон высшего класса Электроника 003 (ТА1-003) стоимостью 1300 руб — годовая зарплата. Происходило это в фирменном магазине «Электроника». Правда ли он там продавался или, чтобы его купить нужно было вставать в очередь, я не знаю. Под выражением «вставать в очередь» я понимаю не буквальное действие, как бы это было понято сейчас, а запись в длинный список страждущих, который будет реализовываться потом годами.

Это была чудесная машина с потрясающими характеристиками и системой шумоподавления. Сегодня это пустой звук, но в то время хорошая система шумоподавления (а пленка то шипит) означало просто нирвану любителю качественного аудио.

В еще одном «фирменном» магазине Антей можно было лицезреть другого гиганта из мира высококлассных магнитофонов — Олимп 005.

Ах, какие вкусные характеристики у него были. Читать их было тоже самое, что пить мед:

Рабочий диапазон частот на большей скорости 20…25000 Гц (19 см/сек), меньшей 20…18000 Гц; коэффициент детонации соответственно 0,08% и 0,15%; коэффициент гармоник на скорости 19,05 см/с 1,5%; соотношение сигнал/шум на скорости 19,05 см/с -60, 9,53 см/с -56 дБ, потребляемая от сети мощность 100 Вт; габариты аппарата 460х450х220 мм; его масса 20 кг.

На Олимп 005 можно было стоять и часами восхищенно смотреть, словно это была картина «Утро в сосновом лесу» Шишкина. В то время характеристики Олимпов, Электроник, Союзов, Илетей, Иссыккулей я знал наизусть. В моем распоряжениимагнитофон более скромного 1 класса Астра 110 оказался намного позже. Перед этим я немного пользовался ламповым магнитофоном Комета  201 с пленками 6 типа (это такая наждачка, которая постоянно рвалась и ее приходилось клеить уксусом, прямо пальцем). А потом я сколько то лет пробыл с магнитофоном Эльфа 201 — соответственно 2 класса.

Какой красивый он был!

С приходом Астра 110, что изменилось. Если честно, на первый класс он не тянул — он довольно громко тарахтел, и был довольно топорный, но (!) в нем был сквозной канал (прерогатива высокого класса), а записывая на него я мог слышать в реальном времени то, что уже записалось секунду назад, тем самым реагируя на загрязнения головки.

Астра была куплена новой в магазине за внушительные 480 рублей. Еще лучше было выбрать магнитофон по настоящему первого класса — Союз, но он стоил уже 650 руб, что было недостижимо.

Я переписывал на кассеты виниловые диски, что покупали с друзьями в клубе филофоностов в ДК Родина и открывал мир по новой — Pink Floyd — The Wall, Animals,  Kiss, Motorhead, Nasty Savage, AC/DC, Helloween, Led Zeppelin, Nazareth , Whitesnake и тд.

О, вы скажите, а в чем был смысл, ведь у тебя уже был виниловый проигрыватель?

И если вы не знаете ответа на этот вопрос, то очевидно, что для вас эта тема пройдет стороной, как фетиш. Пластинки «запиливались» от проигрывателя, начинали трещать, хуже звучать, со временем. Лента была роскошным вариантом слушать качественный звук без «штрафа» за это.

На тот момент катушки и винил — были лучшим выбором в нашей стране для меломана. Что уж говорить о других странах, где все было намного технологичнее?

Когда я впервые увидел аудиокатушку БАСФ, я был поражен какая в ней тонкая пленка. А когда я записал на нее King Diamond, то был шокирован тем, что пленка шипела почти в 2 раза тише, чем любая советская лента — Славич или Славутич 11-15 типа (помоему), не говоря о простонародной Свема 9 типа.

А на западе все было просто роскошно. С этим я вас и хочу познакомить в виде фотоэкскурса по тем временам.

Катушечник Akai X-330D

Катушечник Akai с набами — некие переходники для катушек с большими отверстиями. Для любителей советской школы — вещь необычная и удивительная.

Набы

Стрелки неизменный атрибут катушечника — использовались для выставления уровня при записи.

Классика жанра — катушка без наба.

Габаритами и весом катушечники всегда отличались в титаническую сторону.

Я не знаю, как можно не охнуть от такой красоты!

А вот и вещь, без которой эксплуатация магнитофона была малореальным занятием — конечно же пасики. Они выходили из строя — рвались, растягивались, и магнитофон переставал держать скорость.

И в Японии выбирали Пионеров, еще бы красный галстук повязать.

А это сами катушки с лентой. Обратите внимание — длинна ленты 1100 метров, вместо привычных нам 525. Хотя были разных размеров и за рубежом, и в пол километра тоже.

Простите, это магнитофон, или пульт управления космическим кораблем? Вы не читаете инструкций? От  души вам сочувствую.

А это еще одна вещь, которая постоянно истиралась и звук начинал терять высокие частоты, становится мутных и глухим — конечно же магнитная головка.

Сендастовые, стеклоферитовые и тд. Я поменял на своей Астре бошки на стеклоферит и погрузился в меломанскую нирвану — стекло стереть намного сложнее, чем железо.

Блок головок для магнитофона Teac — сейчас стоит ощутимо дорого.

Еще примеры катушечек для записи.

И опять красота — минуту глазки отдыхают:

Ууууу…

Вот так вот это было изнутри — правда сложно? Это вам не бюджетный СД-проигрыватель с лотком и игрушечным двигателем.

А ниже фотография магнитофона Sony 1962 года выпуска.

Ну хорошо, магнитофон есть, и мы записали на него с чего-то, но так ли было зарубежом.

Конечно не так. Концерты там выходили на катушках с количеством пленки достаточным только для этого концерта и выглядело это так:

В заключение этого попурри и «галопов по европам» скажу, что и сегодня у меня есть катушечный магнитофон советсткого производства — аппарат высшего класса Электроника 004, но в моей системе он больше символ прежнего образа мыслей, чем источник.

 

 

 

 

 

 

 

 

17 Комментарии

  1. Очень красиво, но очень всё слишком сложно и наверняка недешево. Поэтому все же голосую за хорошие cd и цапы.
    Что потрясает в статье: по крайней мере судя по фото, были отечественные образцы катушечников сделанные очень достойно. Почему такого же не было с cd или касетными проигрывателями?

  2. Первый и можно сказать последний CD проигрыватель появился в СССР в начале 90-х.,незадолго до распада этого самого СССР.Потом уже было ни до этого.Кассетные деки высшего класса были,только выпускались мизерными тиражами.Некоторые были выпущены всего в нескольких десятках экземпляров.Сейчас за ними охотятся коллекционеры.Но и кассетные деки и катушечные магнитофоны при прямом сравнении всё равно продували далеко не топовым японцам по всем параметрам.Тот же Олимп вчистую проигрывал 4000 му Акаю,а тот был весьма бюджетным аппаратом.

  3. первый сд был эстония 001 стоил дурных денег потом вега 121 еще более дурных. катушечники ссср все редкое ДЕРЬМО!!! без исключения хотя стоили годовую зарплату инженера!!!! за что спрашивается!!! но стать обладателем очередного высера инженерной идеи..соц.реализма. ..меньше не становилось. сколько я съел этого дерьма..но слава богу как покупал так и продавал даже не терял…дефицит понимаете ли…сейчас стоит новенький свеже пригнаный от бюргеров akai gx 4000d работает как часики…и места не занимает..

  4. недавно продал вегу 121 новую в упаковке…слава богу что есть коллекционеры сов дерьма…а 100$ лишними не оказались.

  5. хотя о комете 201 вспоминаю с теплом..все таки подарок мамы..тогда я пошел к однокласнику а его брат был моряком и привез диск shoken blue. и во тогда мы малые затаив дыхание сделали первую в жизни запись с пьезо проигрывателя на двух дорожечный магнитофон» днипро»…. вии и шокен ю…эта была самая качественная запись на магнитофоне все кто не приходил были в шоке…в то время 8 перезапись с ленты было чудо.

  6. Ну да,про Эстонию я забыл.Немудрено-вживую не видел ни одного такого сидюка.А Вега была выпущена более-менее крупным тиражом.Даже у одного моего приятеля была такая.

  7. Тем не менее у меня остались тёплые воспоминания о советской аппаратуре той эпохи.Да,был откровенный отстой,но были и приличные(если не сравнивать с импортом)аппараты.А сравнивать очень и очень многим было просто не с чем.Кто жил в столицах или портовых городах-те конечно уже в те годы если не имели сами хорошей аппаратуры,то по крайней мере имели возможность на неё посмотреть и послушать.А в российской глубинке не было ничего.

  8. Мастер-ленты, аналоговые студии-вот где еще нужен катушечник, но студийный. На бытовом, домашнем уровне его необходимость сомнительна! Ну разве что для копий с винила,кто еще живет в прошлом. А неужели в наше время оцифровка с винила не дешевле стоит?

  9. Sergik Цитата:

    Мастер-ленты, аналоговые студии-вот где еще нужен катушечник, но студийный. На бытовом, домашнем уровне его необходимость сомнительна! Ну разве что для копий с винила,кто еще живет в прошлом. А неужели в наше время оцифровка с винила не дешевле стоит?

    В том то и дело,Сергей,что ОЦИФРОВКА.А человек который переписывает пластинки на ленту хочет слушать аналог.Вот и вся разница.Я не голосую за магнитофоны-по крайней мере сам уже вряд ли решусь обзавестись чем то подобным.Но тех людей,которые до сих пор пользуются данной техникой прекрасно понимаю.

  10. @ Alex:
    Ну сейчас цифровая запись на очень высоком уровне! И по оборудованию, и по записанному материалу! Аудиофильские записи поражают качеством! Если заиметь дома высокого уровня ЦАП, я думаю на хорошей системе цифра уделает винил…будет звучать ближе к современному концертному залу! Но лично я возвращаться к прежним технологиям не собираюсь)

  11. Зачем сравнивать несравниваемое? У цифры выше разрешение,у аналога-тембральное богатство.Кому-то нравится так,а кому-то так.Ведь чем хорош аналог-записали в аналоге и в нём же воспроизвели-никаких лишних конвертаций.А для того чтобы послушать оцифровку с винила надо сначала аналог перегнать в цифру,а потом цифру снова в аналог…Да,технологии на месте не стоят,и возможно от всех этих движений туда-сюда ничего не случится…Но в спорах о том что лучше мы часто забываем о другом: вот для меня цифровые файлы и удобнее и вполне устраивают меня в повседневной жизни,а коллекция пластинок не потому что я считаю винил суперформатом,а потому что во-первых это КОЛЛЕКЦИЯ(как и любая другая,типа марок,значков и прочего),а во-вторых я просто знаю что когда мне захочется просто так для души поставить пластинку-я это сделаю.Вот люблю я текилу,но каждый день себе не позволяю.Так и винил.Или магнитофон,патефон,граммофон…

  12. Звук оцифрованный с вертушки звучит так же как сама виртушка — фиг вы отличите цап от вертака на такой записи, так что остался только фетиш и ритуал. То что нравится подачагладко-мутноватая винила, в которой по другому все подается — это другое, я сам так слушаю виниловый рип Арии Герой асфальта, и ее же этот магнитоальбом, и ее же этот сд-диск. Они разные. Но слушаю все их через цап с рипов.

  13. У нас спор глухого со слепым)У одних и вертушки-то хорошей не было,лишь средний уровень,у других ЦАПы китайские,старающиеся не уступить (тоже среднему образцу)их японским оригиналам,да еще и встроенному в интегральник,у третьих катушечники достойные даже не гостили в системе.Товарищи,поберегите нервы,они не восстанавливаются!!И ведь каждый уперся рогом,будто на этом собаку съел))

  14. Я свои нервы храню как зеницу…О как)))А спорить и правда бессмысленно.И сидюки есть которые играют круто и виниловые вертушки не уступающие им в крутости.Просто не надо забывать что для каждой технологии свои ориентиры.В том числе и финансовые.И сравнивать их между собой…Для самого себя-другое дело-сам себе ты выбираешь то,что можешь позволить в данный момент(если выбираешь сердцем) или то,что финансово оправданно(если включаешь мозги)

  15. я вообще не напрягаюсь…правильно сказал алекс..на каждом этапе любая техника оставляла свой след..хороший плохой не важно…это был путь.. тернистый проб и ошибок..тогда мы и не спорили просто слушали музыку кто мог позволить на хорошей аппаратуре а кто не очень.. смысл был в другом….у меня до сих пор сохранились кассет 300 начиная с 1975 по 1990..записанной музыки при чем каждая кассета была записана на разной аппаратуре но все с винила…и у разных людей некоторых уже нет…кто уехал в америку кто в израиль а кто в мир иной…
    куплю глазастую деку типа старого педального пионера или марантца..
    и вечерами купив бутылку виски 0,7 sale 5eu…буду ставить кассету и вспоминать в эту кассету записал мне..славик . которого уже нет..

Отправить ответ