Винил начинающим, часть 2. Пластинки и их окружение

Прежде, чем перейти к самому проигрывателю винила, предлагаю сконцентрировать внимание на звуковом носителе, которым вам предстоит пользоваться много и часто при выборе такого полностью аналогового источника звука.
Источником будет виниловая пластинка. Это круглый диск обычно черного цвета.
Почему обычно?
Да потому что, когда вы станете покупать пластинки, то помимо стандартных черных вы наверняка увидите цветные пластинки (Color vinyl) – золотого, крассного, синего, зеленого цветов и тд. Это достигнуто тем, что в состав виниловой пластинки состоящей из смеси на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом и различными добавками, для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств и электроакустических параметров добавлен и краситель для большего визуального эффекта.

Color Vinyl

Действительно красная или зеленая пластинка смотрится очень красиво, но это еще не вершина фетиша.
А как вам Picture Vinyl – пластинка на рабочей поверхности которой находится цветное изображение. Я до сих пор помню, какое шоковое впечатление на меня оказывала красота таких пластинок в саратовском клубе филофонистов. Но запилены они были в хлам.

Picture vinyl

Если вам понравился колор винил, пикче винил понравится тем более – это и фетиш, и красота увлечения винилом и прочие моменты.
Да, в пластинки (в их состав) добавляют разные добавки, которые повышают их твердость, и соответственно уменьшают износ. Поэтому имеет смысл, когда говорят – это японская пластинка, это немецкая пластинка, это американская или это советская мелодиевская.

Пластинки изготовленные в разных странах и на разных заводах имеют разное качество и разный по добавкам состав. Японские, и даже немецкие пластинки ощутимо лучше играют, нежели мелодиевские. Сразу можно отметить, что ниже шум массы. Треск от пластинки все же будет, проскочет даже на только что распакованной и вынутой из конверта. Но на советской пластинке, сама масса винила худшего качества и треска вы огребете однозначно побольше. Но не все так плохо. Польские и болгарские (Балкантон и тд) пластинки ничуть не лучше, а порой и хуже мелодиевских (выпущенных фирмой Мелодия в СССР).

Болгарская пластинка, стоила в клубе 40-50 руб, Мелодия 2 руб 50 коп и 3 руб 50 коп.

Короче смысл купить именно японскую пластинку присутствует. Меня вполне устраиват и качество немецких, я брал немецкие Yello, Bing Crosby, Double и тд. Да в принципе у меня много зарубежных пластинок Nazareth от Vertigo (еще называют “на сверле” из за логотипа похожего на сверло)  и тд.

Vertigo

Некоторые уже щелкают, так что уже и нет такой принципиальной разницы, Мелодия это или сделано в США. Но на советских пластинкахвсе равно будет рокот больше, иногда просто ахтунг. Да и звукорежисеры иной раз у нас попадались еще те. На пластинке группы Диалог “Ночной дождь” так накрутили верха, что вокалист безбожно псыкает на любом шипящем звуке. Я пробовал разные экземпляры пластинки и разные вертаки с разными картриджами – это именно косяк звукорежисера.

Звукорежисер накосячил с сибилянтами от души на альбоме группы Диалог

Но не значит, что пластинки от Мелодии – это плохо. На мелодиевских пластинках вышло очень много прекрасной музыке (и больше нигде) – советская классика (тут старались ради престижа),  а так же советские колоритные исполнители – Владимир Высоцкий, или например альбом Диалог с Раймондом паульсом Валерия Леонтьева, Синяя птица в Лужниках и тд и тд. Много очень хорошей музыки, которая позже уже на СД не выходила.

Шикарная пластинка по музыке

По сравнению с фанатами винила у меня чуть больше сотни пластинок, их которых процентов 50 зарубежных и 50 советских или даже наверное некоторых российских. Например пластинки отечественной Gala Records (пластинки с черными яблоками) довольно тяжелые, с качественной виниловой массой и звучат вполне сопоставимо с зарубежными дисками. В основном на них выходил хэви метал – Iron Maiden и прочее, и я с удовольствием прикупил от них все, что мог в то время (90е годы) достать.  Это хэви и трэш-метал.

Пластинка Iron Maiden от Gala Records

Став обладателем винилового проигрывателя вы в основном будете пользоваться пластинками диаметром 30 см, но есть и меньшие размеры – 25 и 17,5 см.

Они соответственно содержат запись меньшей длительности.

Если при скорости вращения 33 1/3 оборота в минуту на 1 сторону влезает 20-24 минуты записи (если качество хуже, можно до 30 минут всунуть), то на меньших диаметрах это соответственно  13−15  и 7−8 минут.

Но вы же обратили внимание на фразу “при скорости вращения 33 1/3 оборота в минуту”.

\

На яблоке пластинки указывается скорость вращения,смотрите выше на 33 1/3

Это означает, что бывают пластинки рассчитанные на разную скорость вращения.

Лучше всего звучат пластинки на 45 оборотов в минуту, так гладенько, сладенько, но и длительность стороны короткая – 2-3 песни и иди переворачивай диск.

У меня есть зарубежный диск Status Quo “Теперь ты в армии” на 45 об/мин, есть джазовые и блюзовые исполнители. Даже представитель высокой культуры, Вили Токарев выпускал на Мелодии сорокопятку.

Вообще бывают и другие скорости вращения – 78 об/мин и наоброт ниже 33, но вы их скорее всего встретите значительно реже.

78 об/мин наверное все  пластинки были из шелака.

Шелак на 78 оборотов

Да, до того как пластинки стали делать из винила, их делали из шелака. Шелак это такая природная смола. Из шелака помимо пластинок делали даже вставки в чемоданы и тд.

Шелак был очень хрупок и легко кололся. Уровнили шелаковую пластинку на пол или тукнули ее краем – отвалится кусок. Помню в детстве я ломал такие пластинки руками, они разваливались на какие то слои, и запускал их в полет вместо летающей тарелки.

Позже на смену шелаку пришел винил, обладающий лучшими потребительскими свойствами.

Так же пластинки бывают моно и стерео, т.е. 1 или 2 канала. У моно пластинки запись считывается только в горизонтальной плоскости. Когда игла несется по корявой выемке она вибрирует от ударов об края канавки и эта вибрация передается дальше на магнит картриджа, где преобразуется в электрический сигнал. А у стерео-пластинки еще есть и вертикальные колдоебины.

Винил – это довольно мягкий материал, от воздействия тепла, тех же солнечных лучей он с удовольствием коробится. Поэтому нужно соблюдать правила эксплуатации, нельзя оставлять пластинки на солнце или возле источника тепла.

Пластинка изнашивается. Каждое прослушивание изнашивает канавку с аудиозаписью и чем больше раз прослушаете, тем хуже будет запись. Первые 50 раз вы наверное и не заметите изменений, но после 50 прослушиваний пластинка уже не та. Хотя это зависит от разных факторов – силы прижима иглы, ухода за пластинкой.

Да, по поводу ухода за пластинкой.

Пластинка хранится в красивом картонном конверте на котором помещена обложка альбома, а с обратной стороны названия песен и прочая информация об исполнителе. Внутри этого конверта находится другой бумажный или целофановый конверт, в который и вложен сам диск.

Диск нужно вынимать и держать особым способом.

Вот так держат пластинку. Во всем нужна сноровка, зарядка, тренировка.

Большой палец на ребре самой пластинки, а срелний в углублении центра пластинки.

Состояние пластинки оценивается визуально, но об этом ниже.

Сейчас мы просто ложим исправную пластинку на мат проигрывателя винила одев ее на шпиндель.  Знайте, пластинка сейчас полна грязи, пыли, мусора. Чтобы не увеличивать ее износ и не слушать шквал треска в записи ее нужно протереть. Для это нужна спецмальная бархотная тряпочка или подойдет специальная тряпочка для протирки очков.

Выставив скорость на 45 оборотов, чтобы ускорить процесс и начиная с наружнего края пластинки вы медленно ведете тряпочку по поверхности диска к центру. Она однозначно окажется грязной. Повторите эту процедуру несколько раз, пока не удалите весь мусор с диска.

На фото мне кажется тряпочка грубовата.

Когда же вы через 20 минут прослушаете сторону и перевернете пластинку, вам снова нужно будет очистить сторону тряпочкой аналогично.

Можно и так, для влажного проигрывания.

Если пластинка очень загрязнена, то возможно ее придется помыть (не в горячей воде, винил боится тепла). В идеале есть специальные моечные машинки, но многие моют просто водой с неактивными растворами. Но нужно позаботится о том, чтобы не намочить бумажные яблоки в центре пластинки и кроме того после мытья неопытным человеком пластинка может начать трещать еще больше, говорю на основе своего опыта.

Ну а пока, лирическое отступление.

Как записывается пластинка. Вообще пластинка штампуется – горячая смесь винила растекается между двумя половинкаим пресс-формы и формирует канавки.

А вот записывается пластинка на медный диск, на котором формируются резцом канавки. Технология называется DMM (Direct Metal Mastering).

DMM. Пластинку купил бы я только за то, что ее нарезают красиво.

Далее с использованием этого диска изготовляют никелевые матрицы с инвертированием канавок, ну и далее используют в пресс-формах.

Вау!

Первая пластинка полученная на новой матрице называется первопресом. Чем их больше наштамповано, тем, сами матрицы постепено изнашиваются и делают хуже оттиск, поэтому и ищут любители винила именно первопресы.

Что-то печем, но явно не пироги.

Я думаю во многих случаях они не особо первопрессы, но что то близкое и искать именно первопресы имеет смысл, но только запечатанные, никем не слушанные.

Став обладателем проигрывателя винила вы вольетесь в славные ряды фанатов винила. Только они не настолько славные, как вы можете подумать. В свое время посещая клуб филофонистов я в полной мере ощутил доброжелательность любителей винила. Вас с радостью облапошат на все 100% .

Приведу пару примеров.

В конце 80х, начале 90х годов вариантов получить качественную аудиозапись было не так уж много. Вы могли переписать у товарища какой то копии запись на магнитофон, получив еще худшую копию. Можно было сходить в студию звукозаписи, где за 80 копеек можно было записать 1 концерт (одну сторону катушки или касеты). И качество записи опять не очень гарантировалось, мог попасться магнитофон в студии с грязной головкой и тд. И третий путь был самым лучшим по качеству, купить зарубежную пластинку самостоятельно в клубе филофонистов (любителей, коллекционеров аудиозаписей).  Зарубежная пластинка стоила 120-150 рублей. Для примера чистая катушка 525 метров стоила на тот момент от 9 (Свема 9 типа)  до 14 рублей (Славич или Славутич, 11 или 14 типа ).  С записью обычно продавали самые дешевые Свемы за 11-12 руб. А пластинка стоила 120-150р. Если же пластинка была с трэш-металом, то в Саратове ценник был стабильный – 300 руб.  Это хорошая целая зарплата или две зарплаты ИТР-овского работника.

Ощутили цену вхождения в виниловую нирвану?

Такую дикую сумму я конечно не мог позволить, поэтому мы скинулись с товарищами по 25-50 руб и отправились выбирать. Ну и конечно добропорядочные виниловые самаритяне не остались в долгу, нас облапошили. В тот момент мы купили диск AC/DC   1983 года. Я просмотрел его внимательнейшим образом – диск чистенький, все замечательно. Ну что, покупаем? Покупаем.

Принес пластинку домой, установил в проигрыватель и сел чтобы насладится концертом.  Раздались первые аккорды и вдруг трах-бах, тонарм улетел к центру диска.

Я кинулся посмотреть что случилось. И тут мне открылась правда. Я просмотрел диск на наличие царапин и  тд, и все было прекрасно, но я не посмотрел его в горизонтальной плоскости. А в горизонтальной плоскости диск был покороблен и слушать его было невозможно. Разумеется мы не нашли в следующий клубный сбор нашего доброжелателя, а все знакомые между собой толерантные любители аудио ржали над нами.

Сколько мы этот диск потом пытались выпрямить, но в итоге так ничего и не смогли поделать.

Хорошо, ну теперь то мы уже опытные и нас на мякине не проведешь. Мы с трудом, но набрали на новую б/у пластинку и снова поехали в клуб.  Ну вы можете представить как жестко мы выбирали и смогли все же выбрать двойник Моторхед. Отличный красивый альбом из двух дисков. Отдали за него 250 рублей. Мы его долго слушали, переписали на ленту и в какой то момент повезли менять. Цена у диска очень высокая, и нам очень хотелось купить какой то диск с трэш-металом. На Мегадес или Крейтор приходилось только облизываться. И вот мы снова в клубе, предлагаем варианты и чудо, нам предлагают диск группы Nasty Savage, кстати очень прикольная команда.

Мы всей ватагой, человека 4-5  просмотрели этот диск вдоль и поперек. чтобы был не запиленный, чтобы мало царапин, посмотрели в горизонталь его, чтобы был непокороблен. Ну все нормально, ну на чем нас еще опрокинуть?

Вернувшись с клуба я с замиранием сердца поставил здоровую 30 см пластинку на вертушку и включил. Это был обалденный ураганный трэш-метал. Этого альбома я кстати не видел до сих пор не на одном трекере. Я чувствовал, как расползаюсь в улыбке, как вдруг…

Спустя жалких 7-8 минут сторона кончилась. Я в ступоре застыл с открытым ртом. Разумеется в клубе старожилы знали об этом диске. Его умудрились нарезать так же, как нарезают диджейский винил – ширина дорожек была шире, поэтому хотя диск и был заполнен дорожками до самого яблока, и на глаз они казались вроде бы такими же, но на самом деле на сторону умещалось 8-10 минут. И вот 15-16 минут прослушанного счастья и пластинка кончилась. Мы обменяли ДВОЙНИК на 15 минут.

Это все к тому, что как бы вы не были подкованы, всегда будет способ, как вас облопошить на виниле. Я уж не говорю про сортировку по его состянию VG, EX и тд – тут вообще полное раздолье для жулья.

Ну, а мы плавно переходим к технической части. Будем настраивать проигрыватель винила. Здесь вам не  тут, это не сд, воткнул и играет, тут еще предстоит попрыгать с настройкой.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Приглашаю всех обсудить публикацию на нашем форуме.

4 Комментарии

  1. у нас таких залипух не было мы жили в очень известном бандитском районе поэтому приходя на сходняк местная братва была в теме…с этими лучше не связываться так нахлобучат что отдашь в 20 раз больше чем намеревался отбить. поэтому царила атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.помню пластинку space jast blue она была красиво голубого цвета spase у нас очень любили рок на вертиго был записан лучше всего есть у меня параноид тех времен и современная версия anyversary edition 2lp black sabbath the best 1977-1984, так старая версия звучит в разы лучше скорее потому что современный винил делают с цифры, а старый с мастер ленты путем многоканальной аналоговой записи.

  2. у нас вероятнее всего это близость одессы цены на пластинки не превышали 100 рублей. это был запечатанный диск с “последней музыкой”, вообще этот критерий последняя музыка очень бесил, так как, последнее не всегда было хорошее в плане самой музыки ,но в комерческом плане это играло основополагающую роль. помню как приятель звонит и говорит..привезли “котлеты” котлеты это было все то что не имело отношение к последней музыке. пришел и увидел котлеты это было рэм маккартни форенер дабл вижн. бони м бонанонос эми стюарт райская птица крафтверк мэн машин и еще штук сорок подобных “котлет” половина запечатаных…поскольку цена была смешная я сказал беру все чем вызвал недопонимание коллеги, но плюс значительный дисконт. так что тема последнего иногда имела положительный результат. ну а в среднем распечатанная пластинка стоила от 30 до 60 рублей имеется ввиду только фирма.

  3. На заре поиска звука, поехал я к спецам из Обнинска, дабы они добавили в самодельные отцовские колонки третью полосу и грамотно спаяли фильтры.
    Мужики за 50, матёрые, желаемое сделали, результат порадовал.
    Когда к ним приезжал, они частенько поговаривали, уносил бы ты ноги отсюда, парень, заболеешь, засосёт, обратного пути нет, и улыбались так загадочно.
    Не послушал, позже купил у одного из них самодельный усилитель и пошло поехало, засосало по ноздри и обратно никак :)
    К сути.
    Мелькают в голове мысли о виниле.
    Кажется логичным увенчать стойку виниловым проигрывателем. Да и какой-же ты меломан-аудиофил, если у тебя нет проигрывателя. А как же натуральный аналоговый звук, а наполнить своё жилище обнажённым неприкрытым ретро с шорохом времён?
    Александр, ты как те дядьки из Обнинска, своевременно предупреждаешь, зная о чём речь.
    Прошли годы, стал умнее, на этот раз прислушаюсь!
    Грамотно, обоснованно, ценно.
    Уберёг, спасибо.

  4. Это как чемодан без ручки, тащить тяжело, а выкинуть жалко. Так же стоит катушечник Электроника 004, вроде и не слушаю совсем, а продать рука не поднимается. А как вспомнишь сколько он стоил на советскую зарплату в тот период – все эти акуфейсы современные сразу как дети малые с их ценами.

Оставить комментарий