В прошлом обзоре я покупал несколько ЦАП на самых популярных микросхемах — TDA1794, ES9018, Wolfson 8741. Они были с разной реализацией выхода на ОУ или лампе, обладали различным соотношением цена/качество, но в принципе все имели достоинства.
Но настало время попробовать что то новенькое. Какие еще есть интересные и доступные модели китайских ЦАП с хорошим звуком.
Тут я сделаю ремарку, меня не интересуют просто дешевые ЦАПы, мне это вообще не интересно, меня интересуют настоящие Hi-Fi ЦАП с отличной начинкой и привлекательной ценой. Другими словами цап в диапазоне 200-500 долларов, но со звуком не хуже западных с ценниками до 1500-2000 долларов. И последний тест китайских ЦАП показал, что это реально.
Поэтому я продолжил рассматривать разные варианты интересных ЦАП. Из прежнего «набора» самым впечатляющим по соотношению цена/качество оказался Xiang Sheng DA-03A — просто отличный цап по фантастической цене вообще не отражающей его достоинства, его прекрасное разрешение, скорость и сочность. Конечно при выходе через ОУ.
Xiang Sheng DA-03A
По виду внутренностей Xiang Sheng DA-03A у меня были нехорошие предчувствия, соседство лампы и ОУ, такой комбайн на все случаи жизни, не предвещало ничего хорошего. Но нет, это оказался замечательный цап с энергичным, ультрадетальным звучанием, искрометный и сочный. Ламповая часть ожидаемо слила ОУ-шкам, но и не портила звук. Отличная схема и отличный аппарат.
Я присмотрел несколько новых претендентов на обзор и тест-прослушивание-сравнение.
Прежде всего я искал что то очень интересное из бюджета Xiang Sheng DA-03A, короче дешево и брутально сердито по звуку.
И такой претендент был найден. Это ЦАП на филипсовской микросхеме TDA1543.
Возможно вы скажете, с какого боку такой выбор, это же эконом-микросхема.
Да, это действительно бюджетный мультибит, экономическая обкромсаная версия TDA1541, от которой я никогда особо не впадал в экстаз, но меня буквально притянуло к ней следующее обстоятельство.
В силу бюджетности так вышло, что на выходе этой микросхемы TDA1541 мы получаем ток, который ничто на не препятствует преобразовать в напряжение, т.е. фактически буквально с ножки через резистор сразу получить звук. Никаких вам «выхлопов», которые начинают сооружать из гор операционных усилителей или ламп, дабы добиться вожделенного значения 1-2 вольта. Выход у TDA1543 до 1,4 вольта просто с ножек (после преобразования)!
С более «дорогой» TDA1541 такой трюк не пройдет, так как в той микросхеме есть диодная защита, которая не даст нам так просто преобразовать ток в напряжение — тык резистор и готово — это не про TDA1541, да и другие ЦАП тоже так не дадут сделать.
А вот с TDA1543 — на ногу резистор — и получаем звук, не то что по кратчайшему, а просто внутриутробному пути фактически.
Почему резистор?
Тут вспомним закон Ома.
Выразить напряжение через ток и сопротивление
U=I*R
И соответственно выразить ток через напряжение и сопротивление
I=U/R
Поясню — слово «сопротивление» — это и есть резистор.
Ну в принципе дальше можно повесить аналоговый фильтр первого или повыше разряда (банально еще конденсатор нужного номинала) и цап готов.
Т.е. бюджетность TDA1543 неожиданно подарила шикарные возможности — получить звук самым быстрым путем с минимальными для него препятствиями.
Но все же, как несложно заметить, мы имеем бюджетный ЦАП. Да, имеем. Но имеем и прекрасную возможность улучшить его характеристики добавив в схему больше цапов TDA1543.
В заинтересовавшем меня ЦАП стояло 8 микросхем TDA1543. А учитывая, что TDA1543 — это стереоцап, то это 16 монофонических ЦАП в устройстве.
Согласитесь — впечатляет!
Второй момент — кратчайший путь, без «выхлопа», или выходного буфера, который должен был бы согласовать сопротивление подключения к усилителю и выдать сигнал достаточного для входа усилителя напряжения. TDA1543 умеет все это без буфера.
ЦАП соответствено без оверсемплинга, или как сечас это называют — NOS. Т.е. получим максимально честный, непричесанный саунд.
ЦАП на множестве TDA1543 — проще некуда
Производитель ЦАП утверждает, что мы получим невероятно «влажный», дышащий и живой звук и что это самый дешевый ЦАП на котором сразу слышен скачок в качестве звучанием по сравнению с тем, что у вас было ранее.
В конструкции мне понравился полноценный R-Core трансформатор, стандартно стабилизаторы и неплохие по номиналам емкости.
R-Core трансформатор
Т.е. это самый наверное прямолинейный ЦАП, с ног микросхемы звук фактически сразу идет в усилитель без каких бы то нибыло манипуляций (преобразование тока в напряжение за таковое не считаем).
Я на мировом рынке заметил лишь пару изделий такого плана. Это в первую очередь TeraDak разных версий. Не в пользу него сыграла более высокая цена, не ясно чем обоснованная.
TeraDak 16 цап TDA1543
Если с высшей моделью было ясно «почему столько стоит» — производителем заявлено 16 цап (только мне осталось непонятно это 16 микросхем и соответственно 32 цап, или это 8 микросхем и соответственно 16 цап) + блок питания шел в отдельном массивном корпусе и там было сделано все более менее прилично — нормальный трансформатор, ряды банок конденсаторов, стабилизаторы, то более дешевые модели имели какую то пародию на трансформаторы, но стоили все равно не дешево.
Блок питания TeraDak
TeraDak в комплекте
Поэтому я отдал предпочтение продукции одного китайского Diyе-ра, который использовал 8 микросхем, нон оверсэмлинг и нормальный 30 ватный R-Core трансформатор.
Я не говорю, что он нормальный от того, что 30ватный, я не знаю сколько потребляет схема, я думаю намного меньше, но я знаком с этими R-Core и они просто нормально изготовлены, они неплохие в плане качества производства.
Итак, первый претендент определен — девайс на 16 цап (8 микросхем), NOS, с как сказал производитель «Hi-End с восхитительным влажным звуком».
Что я ожидаю от него — чувственный «влажный» звук, мелодичность. Чего потенциально опасаюсь — невысокого уровня детализации и скорости.
ЦАП уже приобретен, обзоры будут после прослушивания, а пока переходим к следующему претенденту.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Я бы еще обратил внимание на PCM 5102-она тоже не требует выхлопа.но более новая с лучшими параметрами и есть поддержка хайрезов и дсд
Меня смущает ее использование только в лоу-и-мидл енде. Всетаки та же ТДА1794 или ES9018 — мифросхемы самого высокого полета, имеют реализации в хай-енд агрегатах.
Я пока голову ломаю, толи еще Сян Шенг 05 попробовать, толи взять на 2x pcm1796 с двумя трансами, толи сабру двухтрансовую попробовать.
Сабра то точно шикарная, у меня похожая есть на 1 трансе — великолепно звучит.
Меня смущает ее использование только в лоу-и-мидл енде. Всетаки та же ТДА1794 или ES9018 — мифросхемы самого высокого полета, имеют реализации в хай-енд агрегатах.
Я пока голову ломаю, толи еще Сян Шенг 05 попробовать, толи взять на 2x pcm1796 с двумя трансами, толи сабру двухтрансовую попробовать.
Сабра то точно шикарная, у меня похожая есть на 1 трансе — великолепно звучит.
Поддержка хайрезов мне не нужна — они точно так же звучат, только места больше занимают.
Я просто привел пример соотносительно тда 1543,а вообще-то и сабре и 1794 могут звучать по-разному взависимости от реализации питания и выхлопа.Опять же микросхема это основа и задача ,чтобы полностью реализовать весь потенциал очень непростая.Поэтому и появляются цапы на одинаковых микросхемах,но за разную стоимость.
1543 меня заинтересовала из за параллелизма и получения звука сразу с ножек, из за NOS соответственно, ну и мультибит как бы. А в остальном интересны более передовые ЦАП. PCM5201 я конечно посмотрю — если есть на ней какие то уникальные высококлассные решение — изучу вопрос, спасибо.
По этой же причине я не рассматриваю AK4490. Отличный цап для бюджеток, правда.
Если что то надо за 5000 руб, то АК4490 — самый лучший вариант, но только нешки5532 заменить на нормальные ОУ и как совсем начальный цап — неплохо, на уровне бюджетных сидишников.
Но тут в обзоре речь о совсем другом классе устройств. Например Xiang Sheng DA-03a я могу назвать равным сидишнику Yamaha CDX-1020 (которая отлично звучит) на двух 18-битных PCM58.
Спроектировал (грамотный инженерный подход) и собрал ЦАП на TDA1543 и тоже был приятно удивлен звучанием. Для столь простого устройства, выдает на удивление красивый, «взрослый» саунд, который можно долго слушать. Но некая окрашенность, вальяжность и плавность все же не для всех жанров подходит, лучше всего для вокала и чего-то спокойно-расслабляющего. :)
Да, так и есть. Я сперва подумал, что для трэш-метала вообще не подходит. Но потом как понял, что и метал в принципе приятно слушается. Есть небольшой может минус, мне кажется, когда очень много инструментов, то цап с ними перестает справляться. Но в целом мне понравилось. Я б его себе как один из источников и оставил, но интересно еще 16 чиповый попробовать, он якобы имеет еще более высокое разрешение. Переодически включаю его слушать, в основном конечно на джазе, диско и евро-попе. Вокал, гитара — великолепно. Звук гладенький, прикольный и объемный.