Аудиофилы стремятся к идеально точному воспроизведению, чтобы ни одно звуковое событие не сгинуло в пучину небытия. Но как быть, если усилитель очень подробный и острый до утомительности? Возможно вы готовы чуть пожертвовать детальностью во благо натуральности? Для таких случае и придума ламповый буфер или считайте его за предусилитель на лампах.
Есть ли от него польза, так как априори он «ухудшатель» звука, он внесет свои гармоники, он сточит острые зубки звука и сделает прочие нелицеприятные вещи?
Сегодня пойдет речь о подобном китайском ламповом буфере и по совместительству предусилителе (кстати безумно дешевом для предусилителя) FX-Audio Tube-01. Рынок Китая предоставляет и куда более дорогие ламповые буферы, например Yakin SD-CD3 на лампах 6N8P, который призван облагородить приятными уху гармониками звучание СД-проигрывателя и не только.
Но это более дорогое решение. Я заинтересовался этой технологией по иной причине. У меня есть усилитель в классе Д на чмпе TPA3250 — FX-Audio FX-502SPRO. Его звучание суперподрообное, вплоть до разбора монолита звука до песочка. Единственная глобальная притензия к нему — слишком остро, что утомляет и я был бы готов немного пожертвовать такой высокой детализацией в угоду благозвучности, пресловутой «музыкальности». Я прикинул в голове варианты и мне показалось, что для цифрового усилителя лучшим компаньоном может оказаться ламповый буфер.
Я выбрал очень доступный по цене FX-Audio Tube-01.
Пунктуация сохранена, но видно, что мнения неоднозначные, кто-то считает, что пролетел и деньги потрачены напрасно, кто-то наоборот рад. Это как раз показывает то, что мало ли что написано, большинство любителей аудио не обладает адекватным аудиотрактом, чтобы делать выводы, но именно они своими мнениями и заполняют интернет.
Мои ожидания были на уровне — ничего не даст, но логика говорила, что для усилителей класса Д это может быть прекрасное решение.
Я не буду вас томить, я не прогадал, мои умозаключения на базе логики были подтверждены практикой — удачная покупка. Я подключил FX-Audio Tube-01 в следующую систему:
Усилитель FX-Audio FX-502SPRO (TPA3250, Class D)
Акустика полочная Onkyo D-500 II Liverpool
ЦАП Inntak Sabre ES9018+2x Muses 8920 + 2x AD797 + 2x R-Core + Amanero
ПРОСЛУШИВАНИЕ
После включения усилителя через ламповый буфер я ощутил значительно большую естественность пространства. Звук стал натуральным. Разрешение ожидаемого слегка упало, но это с лихвой компенсировалось естественностью звука. После лампового буфера Tube-01 вы на слух никогда не поймете , что перед вами усилитель в классе Д, но включенный через ламповый буфер. Вокал, музыкальные инструменты стали живыми. То была супердетальность вплоть до острого песка, а с бефером раскрылось пространство и натуральность с живыми послезвучиями.
Никакого фона, как писали в отзывах небыло, но обратите внимание, люди подключали буфер к ТЕЛЕФОНУ, сами понимаете какими шнурками и какова ценность таких отзывов. Аппарат абсолютно беззвучный в плане паразитных шумов.
Внешне смотрится прекрасно, в нем светодиодики крассные подсвечиваю снизу (тупо длякрасоты, ибо нить накаливания еле светится).
Эффект от лампового буфера прослеживается настолько явно, что вы не перепутаете воспроизведение усилителя класса Д и усилителя класса Д+ламповый буфер. Я таким получившимся симбиозом очень доволен и считаю покупку крайне удачной.
Второй момент, предусилитель на базе лампового буфера настолько мощный, что специально купленный и более дорогой китайский предусилитель по мотивам Марка Левинсона JC-2 начисто сливает дешевому ламповому буферу, у которого и громкость значительно выше.
На Tube-01 значительно выпуклее вкусная серединка. По этой аналогии у JC-2 она вообще впуклая.
Прослушивал 5026+Tube-01 на разном материале — Pink Floyd, Diana Krall, Peter Gabriel.
Ламповый буфер к тому же довольно быстрый и успевает проигрывать все вплоть до трэш-метал.
C ламповым буфером немного падает разрешение и соответственно разборчивость, но взамен появляется не то, чт обы воздух и пространство, а такая субстанция, которая называется реальностью — вы слышите реальность звуков — они очень естественные + плюс любые цифровые артефакты делятся на ноль, исчезают. Буфер действительно работает на благо слушателя и не услышать это может либо глухой, либо владелец очень плохого аудиотракта.
Другими словами, если у вас есть усилитель FX-Audio FX-502SPRO или любой другой слишком острый и грешащий «песочком» усилитель, то ламповый буфер решит эту проблему и уберет утомляемость от прослушивания — сможете слушать свой тракт много часов без устали.
Александр, спасибо за обзор. С интересом почитал. В свой тракт к 502 му добавлять пока не буду, мои колонки смягчают звук усилителя , как раз до уровня комфортного прослушивания.
Хотелось бы узнать, вы не планируете написать обзор о коммутационных устройствах. Часто в домашнем видео нужно скомутировать видеосигнал отдельно, звук отдельно с разных устройств. Спутниковый ресивер, блюрэй, ашдэ плеер, телефон (ЭВМ) с усилителем.
есть еще подобный девайс litle bear t7 тот работает как буфер и при переключении как фонокорректор для винила цена на 15$ дороже. лампы я поменял на 6ж1п ЕВ показалось что стало лучше еще теплее..
кстати этот буфер я подключил на выход primare cd 21 использовал кабель inakustik 1302 на выходе VDH integration звук стал другим таким как описал александр.
штука весьма полезная учитывая цену и область применения на этом не заканчивается.
на одном фото 2 тумблера у меня только один.
У меня тоже один тумблер вкл.
А не проще сразу купить нормальный усилитель, чем потом что то сглаживать?
Зачем добавлять в тракт лишние провода , элементы усиления, удлинять тракт? Не аудиофильский это подход.
Здравствуйте, Александр! Пользуюсь таким более года, точнее у меня их 2, один дома, один в гараже! В качестве усилителей D класс! Очень советую послушать на советских лампах 6ж38п и 6ж5п, это небо и земля по сравнению с 6ж1п и китайскими лампами в комплекте. Особенно понравились лампы 6Ж38П-ЕВ
Понял, спасибо за рекоммендации.
Усилитель 502 нормальный и стоит 3 копейки, поэтому некоторые минусы почему бы и не устранить таким образом. Мне люди еще подсказывают, что в 502 можно поставить лм4562 вместо 5532 и будет сильно лучше.
@ Boston:
скажите пожалуйста эти лампы подходят без дополнительных вмешательств?
@ Vladimiroff:
но вы же добавляете в акустику фильтра что не есть гуд..лучший вариант это акустика fullrange без всяких фильтров…поэтому ламповый предвач это может быть изюминкой которая поправит тракт. опять таки что значит нормальный усилитель? я поменял уже штук 40 нормальных и не очень…желание менять дальше на этом не закончилось….
@ Capitan Tenkesh:
Да, совсем ничего не надо, просто меняете лампы, цена их копейки, и настоятельно рекомендую покупать изготовленные в СССР со штампом ОТК, так как на выпущенные в наше время 6ж38п откровенно плюются, сам не стал проверять и купил по обявлению из старых запасов пару десятков советских ламп
Capitan Tenkesh Цитата:
fullrange это не лучше, это хуже. Фильтра тоже не хорошо, но лучше однополоски. Активный фильтр ещё лучше. А удлинять тракт это зло.
@ Capitan Tenkesh:
Я уже понял что тут кто как хочет так и др………О нормальном звуковоспроизведении похоже все забыли. Одна вкусовщина… Сгладить… смягчить…
Покупайте нормальную технику и не надо всё это .
@ Vladimiroff:
понятие нормальное звуковоспроизведение…давно деградировало..я писал как то у нас в студии поменяли акустику современную fostex на давно списанную венгерскую beag закрытый корпус большой нч + 4 fullrange ламповый конец модель 1965 года. даже поганные фонограммы сведенные сантехником на ней звучат здорово..
@ Capitan Tenkesh:
Что за бред? Впервые слышу чтоб на студии делали звук ,чтоб режисёру хорошо звучало. Делают наоборот как раз. Студия видимо никакая.
@ Capitan Tenkesh:
Слышали выражение про акустиу ямаха нс10? Всё что звучит на ней, звучит везде. Потому что звучит максимально честно и неокрашенно. Такую акустику применяют в студиях. То что вы описали не студия ни разу.
hifi-audio.ru Цитата:
Загвоздка в том, что оригинальная пара 4562 стоит почти половину усилителя ;) Какие-то не пропорциональные расходы получаются. По идее, надо покупать не оригинал с хорошими отзывами, но потом иметь вечного червяка в голове, на предмет, а как бы было с оригинальными :)
@ Vladimiroff:
вы как всегда не поняли о чем речь..
О, как интересно!
Я как раз делаю ламповые буферы. Сейчас я их делаю как преды — блок коммутации, РГ, буфер. Но можно и просто как буфер делать. Пока всем нравится. Звук не портится, как говорят, а вот самую чуточку становится мягче, аналоговее.
Сейчас как раз собираю такой. Вот плата блока коммутации:
https://vk.com/wall-141909738_2261
Чуть позже выложу фото самого буфера. Сейчас он на прогреве. Завтра буду настраивать его на минимум искажений и уже конечный вариант сфотографирую…
Я несколько часов слушал связку очень похожую на описываемую: FX-Audio Tube-01 + FX-502SPRO + SU3 DAC + Yamaha 1000M. Источником звука выступал обычный смарт на андроиде с плеером Neutron. Поначалу слушал несколько часов в обычной комплектации предусилителя. Потом решил воспользоваться советом от участника Boston и заменил лампы на советские 6Ж38П-ЕВ. На мой взгляд, зазвучало просто очень-очень приятно. С планшета не очень удобно писать, поэтому ограничусь словами: естественное, натуральное и подробное звучание. Волнующее, вовлекающее и совершенно не утомительное прослушивание. Кто хочет «рискнуть» и «потратиться» на лампы — рекомендую!
——
Попутно вопрос к разбирающимся по поводу усилителя 502S pro. У меня он при громкости чуть выше низкой и комфортной периодически выключает один из каналов. Левый или правый безо всякой системы. Чуть громче и, типа глубокий контрабас… одного канала нет. Как я понимаю — это срабатывает защита. Вопрос в том, можно ли с этим как-то побороться (в пределах разумного, разумеется) и каким образом? Спасибо заранее за совет!
@ Anatol’:
О, да, на лампах 6Ж38П-ЕВ все струнные, смычковые и щипковые это что-то, ну очень аж за душу хватает! На счет отвала канала (ухода в защиту), не знаю как на этом именно усилителе реализовано охлаждение, но знаю что в усилителях класса D китайцы экономят на термопасте, и первое чтобы я попробовал это сменить термопасту под радиатором. Хорошую термопасту очень тонким слоем разнести по всей микросхеме.
@ Boston:
Спасибо за быстрый ответ! Да, струнные именно так. Главное для меня, что очень вовлекающе звучит. Термопаста … Есть где-то на хозяйстве какая-то из условно хороших. Попробую. Я вообще-то думал, что там какие-то предохранители имеются. Или что-то в таком духе. Ни разу в этом не разбираюсь :(
@ Anatol’:
Наврятли дело в термопасте. д класс к перегреву вообще спокоен.
так выходит как я понял что лучшая лампа для даного девайса это 6ж38п-ев а есть еще лампа 6ж9п у меня их был целый мешок интересно подойдет ли она?
@ ARZAK:
А что же тогда? Напоминаю, чуть больше уровень баса в записи, или грамульку больше громкости-вылет одного из каналоа. Особо критично к низким часовом.
@ Capitan Tenkesh:
Я пробовал только на родных и этих. Сожалею, но в Европе с советскими лампами не т настолько просто, чтобы сразу все варианты переслушать.
@ Capitan Tenkesh:
Неа, вот отличная статья с описанием звука по мнению автора, (так как меня более вдохновила 6ж38п против 6ж5п) и ламп аналогов 6ж1п,
http://dnua.info/9495-kakojj-drajjver-iz-pentodovtetrodov-vybrat-dlja.html
У меня играет без причуд на любой громкости. Так что это не защита, а какой то косяк в экземпляре.
hifi-audio.ru Цитата:
Жаль, ежели так. Попробую продавцу написать, хотя толку….
@ Anatol’:
попробуйте другой источник, а потом другие ас, возможно где то постоянку кидает на усил, колонки может импеданс проседает ниже 2 ома получается кз.
ARZAK Цитата:
Ну, колонки никогда ничего подобного не демонстрировали. Да и нет у меня других колонок. А источник — обычный смарт на Андроиде. Могу проверить на другом или на медиа плеере. Спасибо за подсказку!
Увижу в инете тематическую ветку по 502-му и на всякий случай спрошу там. Вдруг, кто-то из владельцев сталкивался с подобным.
Пробовал 2 кабеля для Смарта. Один даёт эффект КЗ, второй нормально цепляется к 502 му. ХЗ почему. Вызван нивал кабель, все ок.