Цифровой усилитель SMSL AD18 VS FX-Audio D802

Последний раз с продукцией S.M.S.L. я плотно сталкивался в 2013 году на волне бума к Tripath усилителям (класс Т), когда провел прослушивание почти всех выпускавшихся в то время моделей.


SMSLS SA-80 (Tripath)

Сейчас 2018 год и интересно посмотреть, что изменилось в исполнении аппаратуры от SMSL за прошедшую пятилетку. На этот раз у меня нет такого обширного охвата, я ограничился двумя выделяющимися из общего ряда моделями — это SMSL AD18 и SMSL A6.

SMSL A6

Но пока я не получил в руки SMSL A6, продукт очень дорогой для SMSL, собрендинг с известной Бенг энд Олуфсен, рассмотрим «авторский» продукт  SMSL AD18.

Заинтересовал меня цифровой усилитель SMSL AD18 следующим.
Во первых новая волна цифрового усиления начала накатывать на наши берега — море моделей на разных чипах и конструктивах — и это безумно интересно. Я уже вдоль и поперек переслушал цифровой усилитель FX-Audio D802, построенный на чипе STA326 с прямым цифровым патентованным усилением DDX от Apogee.

FX-Audio D802

Порадовавшись результатам прослушивания FX-Audio D802, стало любопытно оценить и другие подходы к цифровому усилению. В качестве такого примера я выбрал модель SMSL AD18. Если не трогать запредельно (для SMSL) дорогие модели A6 и А8 на плате IcePower, то AD18 имеет довольно высокое расположение в линейке, в которой есть модель и попрощ и подешевле AD13.


SMSL AD13

SMSL AD18 построен уже на двух чипах от конкурируещей компании Тексас Инструментс (TI):
TAS5508 — 8 канальным ШИМ-аудио процессор, проще сказать модулятор, динамический диапазон 102 дБ.

TAS5342a — цифровой усилитель мощности, SNR больше 110 дБ, искажения от 1 до 70 ват не больше 0,01-0,02%. Максимальная мощность 100 ват  на канал.

Что было интересно — SNR у SMSL AD18 выше, чем у FX-Audio D802, хотелось посмотреть разницу. Кроме того SMSL AD18 имеет два чипа и обратную связь. По отзывав, что удалось прочитать, высказывалось мнение, что AD18 даже получше в передаче музыки.
В интерфейсной части у SMSL AD18 все довольно прилично, оптика и коаксиал завязаны на чипе CS8422 — 140 dB динамический диапазон, 192кГц/24 бит.

USB реализован на VT1620A, в FX-Audio D802 используется тоже виа-шный чип, но VT1630A. Разница в том, что 1620 — это USB 1.0, а 1630 — это USB 2.0, с соответственно ощутимо более высокой скоростью передачи данных.

Выход на наушники в AD18 использует довольно популярный чип MAX97220A. Есть и блютус, для некачественной передачи аудио.
Питание идет от внешнего испульсного блока питания на 24 вольта 5 ампер по виду схожего с ноутбучным.
Вобщем, по начинке все довольно интрегующе, но сперваоценим эргономику.


SMSL AD18 и его чипы

ЭРГОНОМИКА

Я давно не вертел в руках усилители от SMSL, поэтому предположил, что они отточили свои навыки за 5 лет до небес. К сожалению это не так. Эргономика абсолютно кривая, непродуманная.
Сам форм-фактор — такой вагончик или коробочка стоящая на узкой своей части. Я свалил ее случайно пару раз набок, чему более чем способствуют нетонкие кабеля, что были подключены в разъемы АС и тд, стоит их коснутся и легкая коробочка может не удержаться на своих ногах.
Если подключить провода и больше SMSL AD18 не трогать, то все нормально, никаких сложностей не возникнет.
Неожиданная подстава подстерегла меня при желании подключить SMSL AD18 по коаксиалу.
В нем нет нормального коаксиала, вместо него какая то дырка, как у 3,5 дюймового штекера от наушников и в нее предлагается каким то образов втыкать либо оптику, либо коаксиал. Это как?

Я слегка осерчал, видно эргономика шла у SMSL не в том направлении, но что делать, будем подключать по оптике. Разъем немного тугой, поэтому изначально воткнул не до конца, отчего кабель вываливался. Но позже я разобрался с этим моментом,   применив побольше силы и кабель нормально защелкнулся.
Следующий момент — неочевидное расположение разъемов акустики — пришлось читать надписи сзади усилителя, чтобы понять куда «тыкать» провод, где там левые АС, а где правые, ибо зажимы идут вертикально.

SMSL AD18 изнутри

Следующий момент адской эргономики — нет кнопки выключения. Если у вас нет пульта или сели/нет батареек в нем — то только варварским методом дергать питание из розетки. Когда вы только купили SMSL AD18 то разумеется у вас в китайском пульте нет батареек (года с 2013 они их в Россию не шлют по каким то там причинам — в самолете нельзя, вдруг загорятся) и вы ограничены только мануальным вводом. А кнопки выключения нет. На пульте кнопка выключения и включения есть — это уже хорошо. (Мне позже подсказали, что без пульта SMSL AD18 можно выключить нажав и удерживая ручку громкости, таким же образом и включить).

 

Следующий момент, что непонравился — выбор опций вращающейся ручкой — то она прокрутилась, то еще не поняла что вы ввели, а вы уже ее выкрутили — очень тормозно думает электроника. За такое управление двойка, лучше меньше да лучше. Но пульт все спасает. Я бы может небыл так критичен, если бы до этого в моих руках не побывал FX-Audio D802, который в таких условиях выглядит просто эталоном эргономичности.

Хотя и в нем есть недостатки — не запоминает последний использованный режим, и всегда включается в режиме эквалайзера, хотя я слушаю только в режиме Hi-Fi, т.е. без него.   Но это и все, что я мог бы приписать в минусы FX-Audio D802.
Итак,

МИНУСЫ SMSL AD18 по эргономике:

Извращенческий нестандартный разъем оптика/коаксиал (к счастью есть дополнительно один стандартный оптический разъем/TOSlink )
Усилитель ненадежно стоит в силу своеобразного форм-фактора и малого веса
Неудобное управление ручкой, электроника долго думает, ручка «тупит».

ПЛЮСЫ

Интересный визуально форм-фактор
Большой экран с выбором цвета
Вобщем эргономика спорная, но жить можно, тем более к звуку это имеет крайне отдаленное отношение, поэтому переходим к звучанию.

Я подключил SMSL AD18 к акустике Diatone DS-1000 кабелем Nordost Flatline Gold II MK с бананами. Цифра подавалась с компьютера через плату-транспорт CM6631a по оптике.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

Стало сразу ясно, что по звучанию SMSL AD18 и FX-Audio D802 совершенно разные по духу изделия. FX-Audio D802 я уже описывал в ряде обзоров, например в FX-Audio D802 – полностью цифровой тракт, в итоге окрестив его аппаратом начального Digital Fidelity класса.
SMSL AD18 точно на это звание не тянет, он явно проще в музыкальной детализаци, это упрощение ощущается. Если FX-Audio D802 балансирует где-то на такой границе, когда, с некоторыми условностями, его можно назвать Hi-Fi из за высочайшего (но грубого) музыкального разрешения, то SMSL AD18 на это и не думал претендовать.
А что может предложить SMSL AD18 взамен? Если вы помните, я сетовал за отсутствие телесности в звучании FX-Audio D802. У SMSL AD18 с телесностью порядок, звук можно даже сказать, что жирноватый.

Если прибегать к аналогиям, то звучание FX-Audio D802 — это как будто детальная точная Sabre9018 (это аналогия, в 802 нет никаой сабры, да и класс его ниже само собой), а вот звучание SMSL AD18 — это вылитый «мультибит».
Т.е. звучание телесное, гладкое, жирноватое, но слабо детальное, или как некоторые говорят — «музыкальное».

У SMSL AD18 есть в музыке настроение, у гитар есть тела и шлейфы послезвучий, которыми они могут бодаться, клавишный стринг может полем разливаться среди или за основными лидирующими инструментами, ударные достаточно глубокие. Я вобщем то даже не знал, что кабель  Nordost Flatline Gold II MK может так глубоко «копать» по низам, как он это сделал с SMSL AD18.
Асоциации от SMSL AD18 по манере подачи сочитаются с ощущениями от усилителей на мосфетах и мультибитах типа Lite DAC-AH на 8x TDA1543.


Визуальное представление мультибит+мосфет

Но лишь ощущения. К сожалению ряд моментов не позволяет войти SMSL AD18 в лигу Hi-Fi. В первую очередь низкое музыкальное разрешение. Да, телесность это здорово, но слабое музыкальное разрешение крадет много нюансов. Иногда выборочно, что-то очень точно показывает, что-то «зажевывает». Низкое музыкальное разрешение хорошо компенсируется мелодичностью, аля мультибит TDA1543, но для аудиофильного прослушивания этого недостаточно (хотя хэви и трэш метал лупит на бешеной скорсоти «будь здоров»). А вот с ютуб послушать концерт Pink Floyd, Sting или Милен Фармер — вполне можно и с удовольствием. Главное не заострять аспекты на явно украденных созвучиях при игре инструментов.

Стинг и Фармер в клипе

По сравнению с SMSL AD18 его конкурент FX-Audio D802 звучит значительно ярче, детальнее, до хай-файном слюдяной хрипотцы, но звуки и общий фон музыки — тощие, их бы подкормить.

Я несколько раз переключался с одного усилителя на другой и обратно. Первый час прослушки фаворитом был безоговорочно FX-Audio D802, но расслушав ряд приятных моментов в SMSL AD18  (жирность звуков, «мультибитная» манера) я в какие то моменты был непротив слушать и SMSL AD18, так как апарат интересный и если вы не аудиофил, он может понравится больше из за его характера. Ну это как вечная битва мосфет или биполяр, мультибит или дельта-сигма, лампа или транзистор. В этом ключе асоциаций SMSL AD18 — это лампа, мультибит и мосфет, а FX-Audio D802 соответственно можно сопоставить биполяру, транзистору и дельта-сигме не забыв добавить, что он (D802) классом звука выше.

Характеры усилителей следующие:

SMSL AD18 — более темный (верхов поменьше, низов побольше), соответственно более телесный

FX-Audio D802 — светлый, ощутимо  более тощий по звукам.

Я уже указывал, что несмотря на высокое (но примитивное)  музыкальное разрешение, в FX-Audio D802 нет «воздуха».
В SMSL AD18 силу больше темности звучания этого самого «воздуха» нет еще больше, и это заметно.
Из этого приходим к мысли, что SMSL AD18 более классически меломанский аппарат, мало деталей, но телесно, певуче и тд, а у FX-Audio D802 более аудиофильный характер.
По более высокому SNR в SMSL AD18 я ожидал, что разрешение его будет выше, чем в FX-Audio D802, но на деле оказалось наоборот.
Порадовало, что телесность звука не завист от природы усиления (цифровое усиление или аналоговое), а от реализации усилителя. Это значит, что все лучше, чем я смел себе представить. Это рассвет  цифрового усиления с прекрасными перспективами.
За разные моменты понравились оба аппарата, но FX-Audio D802 — это то, что я могу слушать без проблем даже со своим текущим высококачественным аналоговым трактом, а SMSL AD18 я бы доверил только озвучку фильмов и ютуб, что он делает, кстати, отлично!
Что может не понравится в FX-Audio D802 главным аспектом, с учетом что все остальное понравится — это тощесть звучания, нет жирка, но метал играет божственно и может быть яркость. Мне лично, то что FX-Audio D802 яркий нравится, то что тощий — не очень, но я готов с этим жить и получать удовольствие от прослушивания музыки.

Что может не понравится в SMSL AD18 — слабое разрешение. При первом включении аппарата отметил шипение на вокале (в полной тишине на фоне редких щипков струн гитары), но через минут двадцать оно ушло, поэтому спишу этот момент на первое включение и первый же прогрев в его жизни.
Что понравилось в SMSL AD18 — «ламповость» и «мультибитность» звучания. Большая схожесть в TDA1543. Нет, ребята Lite DAC-AH звучит очень здорово и я его обожаю, но SMSL AD18, конечно не дотягивая до филигранности этого цапа, ухватил суть музыкальной подачи и удачно ее имитирует. Звук телесный, жирноватый, музыкальный, низ достаточно ощутимый.

Итого прогресс к сожалению не сильно коснулся SMSL за прошедшие 5 лет. Они безусловно смогли выпустить на рынок новые интересные модели — это и A6, A8 и AD18 и тд, но по прежнему понятно, что реально продуманной эргономикой никто не занимается, а при этом цена явно завышена по сравнению с другими изделиями. 1000-2000 рублей вы выкидываете просто за имя, которое значит не больше, чем любое другое китайское имя — качество такое же как у конкурирующих изделий. В плане эргономики тот же FX-Audio D802 ускакал невероятно высоко, почти идеальный аппарат. Дадим шанс изменить мнение послушав другие модели от SMSL.
А пока на этом я готов прервать сравнение — дальше дело за вами, вашими комментариями, мнениями, возражениями. А в будущем нас ждут встречи с такими интересными моделями цифровых усилителей, как SMSL A6 (Ice Power), Popu D5N (Intersil D2-41051 + мосфет (?)), I.AM.D v200 (TAS5548+TAS5614LA), FX-Audio D502S Pro (TPA3250) и даже совсем с простым TPA3116D2.

17 Комментарии

  1. Вечер добрый.
    Может не в ту ветку….
    В общем после долгих поисков хорошего усилителя (винтаж,новоделы,ddx,ucd ncore,ice power) остановился на TPA3255, запитан от ИБП mean well 48v 450w 9.5A. Звук описывать не умею, но a-s 1000 (сравнение в лоб) сливает начисто. Разрешение во всем диапазоне фантастическое. Нч вообще отдельная история.
    Очень близко подбирается к hypex ncore 500 при цене в 10x меньше!
    Плата черная с Али. Единственный минус нет плавного пуска (щелчок при включении), заменена индуктивность 220 на 221( по даташиту) и оу вместо tl072 впаял lm4563.
    Очень крутой усь !!!

  2. Тпа3255 тоже смотрел, но пока взял готовый апаратик на тпа3250. Потомучто пока готовых в корпусе с питанием не предлагают. Покажите ссылку на Али с вашей платой, будут деньги, попробую.

  3. Я почитал отзывы покупателей, пишут, что черная плата наоборот похуже, там видно, что зажали распаять все элементы на плате. Я давно смотрел на эту платку, но раз вы сравнивали с Yamaha A-S1000, аппаратом более чем состоятельным и серьезным, не выдержал, взял такую платку, только синюю у Элдоерс (я у него уже брал — шлет быстро, все качественное, заводское) и блок питания на 48 вольт 10 ампер за 1300 или 1400 руб. ну типа 500 ват. Можно было на 600 ват, но дороже на 600 руб, зажал уже, мне наверняка и 500 ват то не нужно. Хотя сама плата 300+300 ват, но я же не буду громче 3-25 ват слушать в любом случае. А зачем мне такой дикий запас тогда по мощности.
    Вы как громкость в нем реализовали? Я так понимаю переменный резистор-ручка (20 КОм?) на морду и с него проводки к плату подпаиваем? А клемы АС отпаиваем от платы и на корпус усилителя переносим, так? Не можете рассказать в картинках и с текстом, на сайте бы разместили для всех?

  4. Черная плата это 2я версия. Добавлены конденсаторы в питании оу.
    Пока без корпуса, переменный резистор в разрыв межблочные. Собственное усиление 20дб. Предусилитель не нужен. Интересная ветка про айсы на ULF DIY SOUND у моего земляка. Александр Бокарев много писал о айсах.
    Tpa 3255 очень прозрачный усилитель , не имеет какого либо окраса. Динамика ураганная. Знаю где приобрести 250asx2 6000р.новый.

  5. Сравнение с 1000 Yamaha проводилось на очень тугой ас.подача похожа но контроль нч за Д классом.

  6. Т.е. на плате сделали разрыв дорожек, куда подпаялись? Правильно я понял?
    А Оу поменяли почему именно на lm4563, почему такой сделан выбор?

  7. Сейчас есть интерес к tas5634,жду когда появится что-то готовое в Китае. Demo board от ti уже продается.

  8. Большой разницы после замены оу не услышал. Сейчас дома есть стоковая черная плата (заказал другу), разница на уровне самовнушения. А при замене маленькой индуктивности 220(22мкгн) на 221(220мкгн) уменьшается и так еле слышное шипение во время простоя( слышно было при поднесении уха к вч на 5см).

  9. 5 см — это не принципиально. И я как понял по своим не богатым на выбор экспериментам — весь этот возможный шип, недосточно хорошее питание, им он и исправляется.

  10. Я взял такое
    https://ru.aliexpress.com/item/1-D-tpa3255-hifi/32848223087.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.E1ZX8I

    и такое

    https://ru.aliexpress.com/item/Slim-500W-Metal-Switch-Power-Supply-Ac-to-Dc-48V-10-4A-Constant-Voltage-Driver/32809502603.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.E1ZX8I&aff_platform=link-c-tool&cpt=1515761247978&sk=uR7uBY3Rz&aff_trace_key=17ed2aa610fa4fb084aaaa3dd0a5228d-1515761247978-00480-uR7uBY3Rz&terminal_id=39ca1722f3544f209d224731c87056c9

  11. …В нем нет нормального коаксиала, вместо него какая то дырка, как у 3,5 дюймового штекера от наушников и в нее предлагается каким то образов втыкать либо оптику, либо коаксиал. Это как?…
    Это формат такой входа или выхода Jack 3,5 S/PDIF как на ноутбуке. Т.е. почти на любом ноутбуке выход Jack 3,5 для наушников совмещен с цифровым оптическим или коаксиальным выходом. Для оптики продаются маленькие переходники miniToslink-Toslink и сразу такие же кабеля с разными штекерами, для коаксиального соединения то же самое.

Отправить ответ