Прослушивание музыки с использованием темброблока — хорошо это или плохо? Как лучше или правильнее? Последнее время среди любителей, особенно недавно приобщившихся к Hi-Fi, в качестве догмата выступает правило — темброблок всегда должен быть отключен (режим Direct).
Но обратим взгляд в не такое уж далекое прошлое — времена СССР. При повальном использовании аудиоаппаратуры созданной в СССР, использование темброблока было обычным, повседневным атрибутом, на который никто не обращал столько внимания. Любитель музыки на свой слух и вкус регуляторами тембров получал то звучание, которое хотел — посочнее высоких частот, поглубже бас.
Крутили тембра и на электрофоне Вега 109 стерео и на усилителе Бриг 001 и на других аппаратах с 3 по высший класс сложности.
Поэтому может возникнуть недоумение — почему сейчас стараются прослушивать музыкальные композиции без использования темброблока, даже если звук при этом серый и невзрачный?
Почему меломаны хотят слушать с тембрами на нуле?
Могу предположить, что обосновывается это благими намерениями — они хотят услышать ровную, неискаженную темброблоком, АЧХ.
Допустим, прямая АЧХ — это примерно тот звук, который должен звучать по задумке звукорежисера.
Но возможно ли это в реальности?
В неподготовленной комнате скорее всего проявятся многие нежелательные факторы, переотражения, избыток или недостаток каких то частот, которые повлияют на конечную АЧХ. С помощью темброблока вы, например, можете обуздать внезапно загудевший бас.
Второй ответ, люди не хотят слышать потерю разрешения звука из за использования темброблока (удлинение пути сигнала).
Возможно это смешно звучит, но те лишние 20-30 см, что звук идет по плате через дополнительные компоненты способен ударить по ясности звучания.
Показано насколько короче путь в Direct (Pioneer A-717)
С этих двух точек зрения эти слушатели безусловно правы, но совершенно игнорируют базовую основу такого умозаключения.
Поэтому от теории перейдет к практическому опыту, что и как имело бы смысл слушать.
Я небуду растекаться мыслью по древу и озвучу вывод, для людей так же увлекающихся высококачественным звуком.
Использование темброблока целиком кореллируется классом используемой аппаратуру.
Другими словами, чем выше класс аудиоаппаратуры, тем меньше необходимости использования темброблока.
Замечено, что во многих случаях большая неприязнь меломанов к темброблоку проявляется на стадии выбора бюджетного усилителя.
Yamaha A-S500 — современная бюджетка
Но именно прослушивание бюджетных решений без темброблока — нонсенс.
На бюджетном начальном аппарате вы слышите неясный звук с массой недостатков частично компенсировать которые может только темброблок.
Например, начальные винтажные аппараты Trio KA-3100 или Technics SU-3200 с использованием темброблока слушаются легко и приятно. Конечно продвинутого аудиофила не устроит недостаточно высокая детальность, но эти аппараты можно слушать без раздражения.
Но если бюджетные решения лишить возможности использования темброблока и Loudness (тонкомпенсации), то в 95% случаев получим серый, невзрачный и скучный звук.
В СССР темброблок использовался активно на любом классе аппаратуры.
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности и очевиден — фактически вся аудиоаппаратура первого и высшего класса, производившаяся в СССР, по сегодняшним меркам объективно находится на уровне начального класса Hi-Fi или ниже. Знаменитый Бриг 001 или Амфитон 002 не тянет выше современной бюджетки и без тембров слушать эти модели довольно тоскливо.
С ростом класса аппаратуры вы внезапно слышите, что даже без использования темброблока, звук становится яснее, верха становятся более сочными, низкие частоты более фактурными.
На высшем классе зарубежного Hi-Fi использование темброблока лишено смысла, так как даже в режиме Direct, звук сочный, насыщенный яркими высокими, глубокими низкими, и разборчивыми средними частотами.
Я не использую темброблок, но не из за убеждений, а из за того, что мой аудиотракт состоит из компонентов предтопового и топового уровня.
Он дает сочный красивый звук, даже намек на который никогда не получить без использования тембров на более низком классе.
Тарелки звенят, рассыпаются веером, бочка долбит, бас-гитара выводит свою партию, гитара в режиме овердрайв скребет по сердцу.
Если я включаю аппарат среднего или начального уровня, я вижу только преимущества в использовании темброблока, так как с его помощью, я, хоть и отдаленно, но могу приблизить звучание более бюджетной аппаратуры к тому звуку, что я слышу на высших моделях.
Хорошая статья правильная,совсем абсолютно согласен.Без темброблока слушать музыку скучно.Спасибо.
Основным критерием использования темброблока является слуховое восприятие той или иной музыки и хараетеристик используемой акустики. Если у ас нет баса и металлический твитер режет ухо, то даже самый навороченный эквалайзер не сделает их звучание соответствующее требованиям стандарта МЭК. При хорошей акустике класса HIFI/HIEND и исходном сигнале носителя линейного режима усилителя вполне достаточно и не возникает желания трогать регуляторы тембра. Стоит поставить mp3 с низким битрейтом и весь звук сразу портится, что не принижает всех достоинств всего аудиотракта.
регулятор тембра служит для настойки звукового тракта под ваши уши и под ваше настроение.
Александр, день добрый!
Очень хорошая статья. Как всегда ощущение, что сам послушал и ощутил.
А ведь реализовывается мысль сделать обход темброблока на родительском SONY STR 414L. Хороший аппаратик, красивый, звучит приятно, я с него начинал свой путь, теперь у родителей стоит.
Мысль такая навеяна отзывами о переменном резисторе alps RK27 на сайте известного магазина. Большинство отзывов позитивные и сводятся к тому, что установка данного резистора стоимостью 1500р. раскрывает звучание усилителя, выходит стоявший ранее звук душит! Ага, подумал я, а ведь там ещё два бюджетных потенциометра НЧ ВЧ на пути, их убрать, может и этот аппаратик раскроется?
Сделаю, напишу о впечатлениях, обрывать начатую затею не хочется, даже после Вашей статьи :)
Конечно можно попробовать сделать путь сигнала короче исключив темброблок, но результат у данного ресивера сложно спрогнозировать. С этой точки зрения, мне кажется, интереснее собрать самостоятельно усилитель на TDA7294, в этой микросхеме выход реализован на полевиках (мосфет), насколько помню. Я недавно в гостях снова слушал собранный мной такой же усилитель (в корпусе и с трансформатором от усилителя Вега 122) и в своем начальном классе — это неплохо! Если нужно и интересно — могу подготовить материал по полному созданию такого усилителя с нуля. А такой красивый ресивер, как SONY STR 414L лучше не уродовать доработками, а (если понравится результат с TDA7294) просто продать неизмененную вещь новому владельцу.
Спасибо за отклик.
Подумаю.
Правда он уже подвергся ремонту, восстановил регулятор громкости, шуршал, пришлось разбирать, выпаивать. Доработал механику тюнера, хлипко в некоторых местах сделано, а шнур натянут не слабо, перекашивал вал и ролики, укрепил колышки настроек радио, а то 2 шт. лопнули и ссыпались в поддон, выдрал такие штуки, которыми были залиты лампочки под шкалой, перегорела одна. в общем повозился, всё аккуратно, но уже не в первозданном виде. Потому и полезли такие мысли в процессе.
А продавать, неее. Этот аппарат олицетворяет представление поколения родителей о недостижимом японском чуде техники тех лет. Из того что я перепробовал этот родители забронировали сразу. Слушают сейчас и видом наслаждаются :) Я на день рождения прикупил кассетник SONY TC-U5. Восторгу не было предела. Один над другим стоят, смотришь и понимаешь, такая красота плохо играть не может! Слушают старую отцовскую коллекцию кассет записанных с винила у друга отца, который был ударником в группе и мог принести на вечер редкую пластинку. Мне ставили, качество мрак, за то удовольствия у родителей вагон!
Пока писал, решил.
Оставлю как есть.
Не стоит оно того.
Реставрация — это нормально.
если вам хочется крутить темброблок значит проблемма в тракте. это кабеля это сетевые кабеля и конечно компоненты. если замена кабелей ни к чему не привела надо менять систему. и еще одна истина в компонентах в которых нет звука замена кабелей ни к чему не приведет.
Я считаю про кабеля надо думать в последнюю очередь, когда уже купили нормальный усилитель, сд и АС, и теперь хотите обеспечить лучшую коммутацию. А на бюджетную технику покупать кабеля дорогие — бред какой то — лучше эти деньги добавить к стоимости усилителя и купить усилитель лучше.
совершенно согласен Александр ,когда есть достойные компоненты, тогда есть смысл методом проб эксперементировать с кабелями, чтобы достичь то чего вы хотите . и не забывать истину чем компоненты дороже тем они критичнее к кабелям.
Был проведен эксперимент с использованием измерителя шума ВШВ-003. При выкручивании ручки громкости на максимум, почти любого усилителя имеющего темброблок, когда он включен сигнал шум ухудшается на 5-10 дБ, когда отключен наоборот. Это самый простой способ. Но для удовольствия лучше , чтобы темброблок был. И записи все разные и колонки, и вкусы.