
На улице снег и слякоть, а у меня в сетапе оказался СД-проигрыватель Yamaha CDX-1030 с 1 битной технологией MASH™ (Multi stAge noiSe sHaping).
Послушать однобитники на MASH мне всегда было интересно (музцентры с такой аббревиатурой не в счет), чтобы оценить, что же такого интересного создала компания Technics (Panasonic) в 1988 году с выходом в свет сд-проигрывателя Techncis SL-P777, а чуть позднее, в 1989, ЦАП SH-X1000, что ее чип захотели установить в свои проигрыватели многие известные компании – Sansui (CD-a717EXTRA, CD-a617D EXTRA и др), Harman Kardon (HD7600), NAD (5440), JVC XL-Z611 и другие, и конечно же сегодняшний протагонист Yamaha CDX-1030.
Давайте немного разберемся, какие модели тогда были на рынке и что предлагала сама Yamaha.
Итак Панасоникку кабусики-гайся, она же Мацусита, она же Technics в 1989 году предлагают на рынок потрясающий по характеристикам цап SH-X1000 с новой однобитной технологией MASH.
Yamaha в том же 1989 году предлагает три модели в разном ценовом поле – это Yamaha CDX-1020 стоимостью 82500 йен с двумя мультибитными чипами PCM58, как следующий шаг к высотам качества предлагается модель на технологии Panasonic MASH (чип MN6471M – 1 бит, четыре параллельных ЦАП в одном корпусе) – Yamaha CDX-1030 стоимостью 89800 йен (вес 10 кг).
Yamaha CDX-1030
Третьей моделью стало упрощение модели 1030 в лице Yamaha CDX-930, построенном на таком же чипе MASH MN6471M, но стоимость была ниже – 69800 йен. Сегодня как многие знают, в проигрывателях важен не только сам чип, он лишь определяет потенциал и возможности, но и обвязка. В более дорогих моделях лучше обвязка, лучше экранирование, питание и тд.
Yamaha CDX-930
Стоит отметить, что даже проигрыватель Yamaha CDX-930 составлял конкуренцию таких моделям,как SONY CDP-X33ES (1x CXD2552Q-2), DENON DCD-1530 (2x PCM61), Victor XL-Z531, которые предлагались на 10,000 йен дешевле.
Victor XL-Z531
Как видим Yamaha немного ошиблась с ценовой политикой, но ее в этот период сильно лихорадило, смена управления, продажа завода, метания от стерео в сторону AV-ресиверов и тд.
В 1990 году они перешли от MASH на свой чип YAC-501, что и реализовали в модели Yamaha CDX-1050 имеющей одинаковую стоимость с 1030, а именно 89800 йен. И это довольно солидная стоимость, кстати. 1050 в 1990 году конкурировала на рынке с моделями SONY CDP-X555ES, Pioneer PD-T05 и PD-2000LTD.
Pioneer PD-T05
В прессе можно найти информацию, что несмотря на то, что в 1990 году продавалась и модель 1030 и 1050, но 1050 стала настоящим хитом и ревьюеры указывали на ее превосходство.
Чем, помимо технологии MASH мне был интересен аппарат Yamaha CDX-1030?
Просто ранее я был владельцем Yamaha CDX-1020 продававшегося в ретейле в том же 1989 году за 82500 йен, на двух PCM58 и он звучал убедительно.
Yamaha CDX-1020
Следуя такой логике, модель 1030 при большей цене должна была предлагать что-то еще более интересное в плане звучания.
Конкурентами Yamaha CDX-1030 являлись Sony CDX-X55ES, Marantz CD-80, Sansui a717D Extra и др.
Yamaha CDX-1030 на самом деле совершал своеобразную дерзкую революцию свергая с пьедестала мультибитную технологию в угоду более точной однобитной. 1020 был еще мультибитным, а 1030 предлагал уже 1-бит. Проигрыватели на MASH указывались, как 18 битные.
Технология MASH, как я понял подмешивала шум, чтобы была возможность получить еще большую точность данных. Так же был такой нюанс, что чем больше чипов MASH использовалось, тем выше была частота, которая могла достигать миллионов герц в топовых устройствах!
Стоит заметить, что реализация технологии MASH была не из дешевых, а в силу того, что произыодители стремились удешевить процесс, реализация более дешевых моделей скатывалась в клоаку, где от MASH оставалось одно название на корпусе и не самые лестные отзывы слушателей таких “оптимизаций”.
Я ниже приведу более толковое объяснение c сайта stereotest.ru , что же такое MASH:
ЦАП MASH, как и Beatstream построен на методе Широтно Импульсной Модуляции (ШИМ). MASH ошибочно считается таким же однобитным преобразователем (хотя он и не считается мультибитным!) как и Beatstream (скорее всего это связано с плохим имиджем последних аппаратов носящих шильдик MASH, где действительно стоят простые однобитники). В MASH после 4-х кратной передескретизации интерполяционные фильтры производят из 16 битных данных – 20 битные, которые направляются на несколько каскадов дельта-сигма модуляторов первого порядка, каждый следующий из которых компенсирует ошибки предыдущего. При этом MASH это не один бит – это 2^n выходных уровней, где n – число модуляторов… Далее, с 11 шаговым квантованием и 8 кратной передескретизацией данные поступают на ШИМпреобразователь. Частота системы ШИМ в 768 раз превосходит исходную частоту дискретизации (44 кГц) и составляет 33,868 МГц.
Думаю вас, возможно, как и меня, теперь заинтересуют результаты прослушивания СД-проигрывателя Yamaha CDX-1030 с настоящим, по крайней мере не бюджетным, MASH.
СИСТЕМА
Начал прослушивание я на усилителе по мотивам схемы Худа – SA1969, но во всей красе себя проигрыватель показал с цифровым усилителем FX-Audio FX-502SPRO на чипе TPA3250.
Возможно я сейчас словлю пару возгласов негодования, но выдыхайте, эти аппараты сильно лучше, чем вы представляете. Можно было конечно пафосно достать с полочки какой-то флагман усиления, но просто поверьте, те аппараты, что я использовал для прослушки играют хорошо.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
MASH показал себя отлично – это такой плотный достаточно богатый звук, он льется в уши и увлекает. Создается небольшое ощущение какой-то постоянной фоновой звуковой подложки, что делает звук более насыщенным.
Что касается детализации, музыкального разрешения, то, несомнено, Yamaha CDX-1030 – это аудиофильский СД-проигрыватель. Разрешение выдает отличное.
Очень хорошо играл джаз, духовые инструменты, но особо отличился на хэви метал. Я буквально залип на альбоме группы WASP “The Last Command”. Включал ранее его я редко, так как считал не очень хорошо записанным. Но как обычно истина оказывается в другом, не записи плохи, а недостаточно хороша аппаратура, чтобы их воспроизвести.
WASP подался очень сочно, ярко, задорно, с потрясающей экспрессией, панчем, микродинамикой. Я не смог оторваться до конца альбома.
Итого. Проигрыватель мне понравился, колорит MASH технологии в звуке присутствует, это такой напевный завораживающий характер, а в сочетании с цифровым усилителем звучит еще более убедительно, чем раньше. С отличным музыкальным разрешением, микродинамикой и вовлечением слушателя.
следует признать ,что цифровая трясина все более и более засасывает александра..если дело и так дальше пойдет…то наши ряды могут потерять надежного бойца аналогового звука….
есть у меня в закромах проигрыватель sansui cd-x317 с подобной начинкой после такого описания захотелось его послушать более внимательно…
ну вот.. не вынесла душа поэта позора мелочных обид…бегом воткнул sansui cd x317
поставил классный диск big yellow taxi lisa wahland супер диск рекомендую талантливые ребята и мадам лиза перепевают известные песни маккартни и джони митчелл…да как!!! аккордеон ,баллалайка очень премиленько! сижу слушаю..вау!!! да это вовсе недурно..после 21 примаря уступает сансуй в прозрачности и невероятной глубине…но я думаю часть вины на этом лежит на дешевом межблоке thomson 15$ а если поставить правильный???
все в этом мире познается в сравнении…наверно оставлю его себе как резервный ведь потенциал у него есть
317 и 1030 вобщем то совершенно разных ценвоых категорий изделия, как догадываетесь 1030 сделан ощутимо лучше во всем.
@ hifi-audio.ru:
учитывая разные весовые категории но родственные связи представляю как звучит ямаха..
@ hifi-audio.ru:
Александр, подскажите, Yamaha CDX-1060 на YAC506-D — YM7402 будет звучать лучше?
Лучше только YAC507-N
Я такие не слышал, но по отзывам японских покупателей уже 1050 звучал еще лучше, чем 1030. А у меня был ранее 1020, он тоже звучал хорошо, на довольно высоком уровне. Правда 1030 еще получше в атаке, и “музыкальности” чтоли , при одинаковой с 1020 (мультибитом) детальностью.