Всем привет! Я “Alex”Акимов и это мой новый материал. Несколько месяцев назад я выкладывал обзорную статью по усилителям мощности под названием «Выше гор могут быть только горы». К сожалению близкого знакомства ни с одним из описываемых аппаратов на тот момент не случилось. А вот теперь передо мной один из тех усилителей, причём интуитивно он был мне наиболее интересен изначально. Ну что же, посмотрим, подвела меня интуиция или нет.
«…Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача…». Эти слова (и дела) известного русского советского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина, уже второе столетие будоражат пытливые умы. «…Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась…» (Н.В.Гоголь «Женитьба») — ещё одна цитата из классики. Можно вспомнить и «Франкенштейна» и много чего ещё, но так мы будем долго добираться до сути, а она такова: используя идеальные фрагменты создать идеальное целое. В наше время гибридные технологии так или иначе коснулись большинства сфер промышленности и сельского хозяйства. Ну о зоологии и ботанике мы говорить в рамках данной статьи не будем, оставим за скобками и шныряющие по дорогам автомобили с гибридными двигателями. Корабли с гибридными силовыми установками бороздящие просторы мирового океана нам тоже пока не интересны — мы поговорим о радиоэлектронике, а конкретно об усилителях, хотя гибридные решения встречаются и в cd — проигрывателях, ЦАПах и многом другом. И в первую очередь это альянс лампы и транзистора. Конечно и внутри этих антагонистов встречаются свои гибриды. Например в транзисторном усилителе входной каскад может быть на «биполярах» , а «выходной» — на «мосфетах». Но в сегодняшнем тесте у нас «классика» — транзистор/лампа (или наоборот). Надо сказать что подобных технологических решений на современном рынке немало и пальма первенства в данном случае у Китая ( по количеству выпускаемых моделей ). Но пионерами в данной области были не наши братья из Поднебесной. Вероятнее всего (хотя я могу и ошибаться) выпуск гибридных усилителей в промышленных масштабах первыми начали японцы. И первое (и единственное что приходит в голову сразу) это Luxman.
Конечно если подумать можно вспомнить и найти подобные усилители и в линейках других компаний, но сегодня речь не о Японии и, тем более, не о Китае. У меня в гостях гости из — за океана: гибридный усилитель мощности Counterpoint SA20 и ламповый предварительный усилитель SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA-1. Из того что удалось узнать о данных аппаратах до личного знакомства: SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA-1 — американский предварительный усилитель разработанный и созданный в Калифорнии. Цена на момент выпуска ~ 4500$.
Построен на четырех модулях T — FET, в которых работают долговечные лампы холодного накала.
Использованы высококачественные дискретные элементы, позолоченные разъемы и контакты на всех бегунках переменных резисторов и на всех переключателях. Напряжение питания 220 вольт. Информации, прямо скажу, негусто. По усилителю мощности её чуть больше: Гибридный усилитель мощности COUNTERPOINT SA-20
Разработан и создан в Калифорнии, цена на момент выпуска ~8500$
Уникальная, запатентованная схема состоит из входного каскада построенного на 5-ти лампах 6DJ8, по 2 на канал и одна для возможности работы в мостовом режиме. На выходе стоят металлические полевые (MOS-FET) транзисторы высокой мощности (16 штук). Линейная схема с отсутствием обратной связи.
В блоке питания стоит большой трансформатор (1 кВт.) с двумя раздельными (на каждый канал) обмотками питания и большие фильтрующие конденсаторы суммарной ёмкостью 100000 мкФ.
Высококачественные комплектующие: полипропиленовые пленочные конденсаторы WIMA, высокоточные металлизированные резисторы Роден Штейна, позолоченные входные и выходные разъемы.
Технические характеристики:
Номинальная выходная мощность
220 Вт. ( 8Ω нагрузки)
420 Вт. (4Ω нагрузки)
640 Вт. (2Ω нагрузка)
Мостовой режим
700 Вт. (4Ω нагрузки)
600 Вт. (8Ω нагрузки)
Частотная характеристика 1.2 Гц ~ 200 кГц (8Ω нагрузки)
Время нарастания сигнала 0.6μsec (8Ω нагрузки)
Общие гармонические искажения 0,05%
Интермодуляционные искажения 0,025% (CCIF) 0,02% (DIM200)
Отношение SN (вход короткое замыкание) 84dB
Фактор демпфирования 60 (8Ω нагрузки)
Входной импеданс 100 кОм, 100 пФ
Напряжение питания 230 вольт.
Потребляемая мощность 260 Вт.(на холостом ходу)
Размеры Ширина 483 × высота 170 × глубина 483 мм
Вес 25 кг.
Несмотря на то, что аппараты изготовлены разными фирмами оба они из солнечной Калифорнии. А вот согреют ли они своим звучанием наши души так, как солнце согревает нас своими лучами — об этом мы вскоре узнаем. Разумеется в идеале к Каунтерпойнту было бы подключить родной (тоже кстати ламповый) предусилитель, но таковой хотя и существует в природе, довольно дорог, а главное редок. И на просторах нашей страны едва ли наберётся десяток — другой владельцев подобного аппарата, да и на японских аукционах, с которых в основном попадают такие вещи к нам, данные девайсы нечастые гости. Так что имеем то, что имеем, но на истину в последней инстанции, с учётом вышеизложенного — не претендуем. Связки могут быть разными и результаты тоже. Итак первое (и дай Бог, не последнее) знакомство. А начал я его с предварительного усилителя, точнее с его фонокорректора. Уж больно было любопытно как там за океаном мог звучать винил.
Оказалось примерно так же как и здесь. Корректор Стародубцева вряд ли уступил по общему уровню «американцу». Какие то мелкие нюансы конечно присутствовали, но кому и, главное, в плюс или минус их отнести, я сказать сразу вот так затрудняюсь. Ладно, первое впечатление на то и первое. К тому же часто это самое впечатление бывает обманчивым. Поэтому к данному вопросу я ещё вернусь. А теперь включаем мощник. Включили и …сразу ТАКОЙ конфуз. Мой сетевой фильтр явно не был рассчитан на такое энергопотребление. А оно у данного аппарата 1квт (!). В итоге предохранитель приказал долго жить. Ладно, второй раз рисковать не будем — включаем аппарат напрямую в розетку. И вот уже первая особенность: при включении надо ждать две минуты (именно столько прогреваются лампы входного каскада) пока индикаторный светодиод поменяет своё красное свечение на зелёное. Да, цикл у этого «светофора» немаленький. На дороге бы точно пробка образовалась. Но нам спешить по — счастью некуда. Ждём — с. Ну вот и зелёный. Поехали.
Сказать что аппарат могуч — это ничего не сказать. Пользоваться рукояткой регулятора громкости пришлось с хирургической (даже нейрохирургической точностью) — аппарат реагировал даже на миллиметровый сдвиг регулятора. Забегая вперёд скажу что за всё время прослушивания на совершенно различных жанрах и записанных с разным уровнем композиций мне так и не удалось выкрутить громкость дальше «9 часов утра» (при том что условная градуировка подразумевает диапазон вращения с «8 утра» до «5 вечера»). Хотя у меня и достаточно мощная акустика, но, в то же время, она и чувствительная (95 дб.). Вот тут бы любопытно было попробовать либо что — то тугое типа Onkyo 302E ( с их 83 дб.) либо что – то мощное типа Legasy HD. Но к сожалению ни того ни другого нет, поэтому слушаем дальше.
Звук… Честно признаюсь, от сочетания лампы с «мосфетом» я подсознательно ожидал чего — то другого, поскольку ламповых усилителей отслушал немало да и звучание «мосфетных» транзисторов в памяти освежил не так давно. Ну это примерно как смешивать палитру красок: берёшь два разных ( но при этом похожих) цвета и смешиваешь надеясь получить ту же цветовую гамму только более насыщенную. В данном же случае получилось не совсем так. Вернее совсем не так. Условно говоря взяли жёлтый и голубой и в результате получили зелёный. Но КАКОЙ! Вот он реальный звук способный примирить две абсолютно различных технологии. Причём «бармен» который готовил данный коктейль оказался талантом от бога. И от лампы и от транзистора взято ровно столько — сколько необходимо и ни на йоту больше. В результате получился ламповый звук (но без какого либо заметного лампового окраса) и сумасшедшая транзисторная динамика (также без какой либо «мосфетовской» ретуши). Оказывается идеал всё же достижим хотя и не дёшев, если посмотреть на цену ритейла. Правда данные аппараты вторичного рынка и цена 2 — 2,5 — 3 тысячи долларов против изначальных тринадцати — пятнадцати тысяч (рассматривается текущая связка и родной комплект) позволяет стать владельцем подобного аппарата не продавая почку или душу. Правда некоторым меломанам бывает важен ещё и внешний вау — эффект, а вот такового у данной связки нет.
Кроме внушительных габаритов мощника в ширину, глубину ( именно по глубине он с трудом уместился на моей стойке) и в высоту (по высоте Каунтерпойнт лишь чуточку ниже моего лампового усилителя) никаких других внешних особенностей за которые мог бы зацепиться глаз попросту нет. Так же как нет таковых особенностей и у предварительного (напоминаю что «не родного») усилителя. Но с другой стороны ничто при этом не отвлекает от звука, который не только не похож на всё то, что я слышал раньше – он ещё и высочайшего, запредельного уровня. Комната буквально «дышит», но при этом я прекрасно понимаю что данному аппарату 18 квадратов это как десятикласснику детские шорты. И ещё. Пожалуй данный усилитель реальная альтернатива транзисторно — ламповому биампингу. К сожалению сравнить в лоб эти два варианта мне в ближайшее время вряд ли удастся хотя было бы весьма любопытно. Кстати о «родном» преде… Какой из нескольких моделей предварительных усилителей, выпускавшихся компанией Counterpoint , является «родным» для данного мощника выяснить не удалось. Наиболее вероятен вариант с Counterpoint SA-3000, но могут быть модели SA-3 или SA — 5 с различными вариациями. Также возможно использование без «преда» вообще, но потребуется пассивный выносной регулятор громкости и (или) пассивный коммутатор с пассивным же регулятором громкости ( возможно наиболее предпочтительный вариант).
Я конечно не сторонник использования усилителя мощности отдельно от предварительного усилителя, но многие аудиопуристы поступают подобным образом и считают это правильным. К сожалению опробовать усилитель в связке с пассивными компонентами на данном этапе не получилось ввиду отсутствия вышеперечисленных девайсов. Понятно, что результат мог бы получиться другим. Лучше или хуже – не знаю, но другим. А я пока возвращаюсь к прослушиванию. И снова винил. Теперь уже в полном варианте. Ну что сказать? Хорошо? Да, хорошо. Даже несколько помасштабней чем на чисто ламповом тракте, но в моих «квадратах» хватало и прежнего размаха. Ну вот в принципе и всё что можно сказать о первом знакомстве с НАСТОЯЩИМ гибридным усилителем. Я не зря выделил слово НАСТОЯЩИМ. Былые знакомства с гибридными, но, по сути, бюджетными усилителями от Magnat и Vincent вызывали кое — какие вопросы. В данном же случае вопросов не возникло НИКАКИХ. Разве что вопрос целесообразности приобретение такого мощного аппарата в стандартную (не очень большую) квартиру может всплыть. Но это уже придирки. Точно так же нецелесообразно ездить одному на Хаммере. Но если хочется (а главное — можется), то пурку а па.
И напоследок. Должен ли человек, страдающий раздвоением личности, получать зарплату за себя и «за того парня»? Примерно такой вопрос, но уже применительно к данному усилителю, возникает в голове после проведённого теста: Осыпать дифирамбами лампу и транзистор по отдельности или петь оду одной общей технологии удачно соединившей в себе два полярных подхода к построению идеала? Думаю последнее было бы наиболее правильным.
P.S. Материал по теме был уже написан и даже жирная точка в конце поставлена. Но…Внезапно родилось продолжение. А продолжение последовало когда в моей квартире появились ещё четыре предварительных усилителя. Вопрос: а как данный мощник будет играть с транзисторным «предом» у меня периодически возникал , но во-первых такового не было в наличии, а во — вторых я думал что знаю результат изначально. Я оказался прав и неправ одновременно. Правота сработала в случае, когда вместо предварительного SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA – 1, я включил в связку транзисторный Yamaha C — 2. Скажу сразу: на мой взгляд смысла в такой связке нет – теряется сама идея гибридного усиления и на выходе получился абсолютно транзисторный звук хотя и не лишённый шарма. Но аналогичный результат был бы и с чисто транзисторным мощником. Чтобы никто не подумал что я ругаю Ямаху скажу сразу и очень определённо, дабы не возникло никаких разночтений: С-2 очень классный ТРАНЗИСТОРНЫЙ предварительный усилитель. И в связке с родным мощником В-2 он исключительно хорош. Так же как он может быть хорош и с каким — либо другим ТРАНЗИСТОРНЫМ усилителем мощности. Но с гибридным мощником его использовать НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО. Вторым и третьим номером в дело пошли американские транзисторные «преды» SAE P-101 и SAE P-102 (отличий между ними, кроме темброблока в Р-102, который всё равно не использовался, я не обнаружил). И звучали они абсолютно одинаково, но интересно было не как они звучат сами по себе, а как они отыграют в связке с COUNTERPOINT SA-20. И вот тут мой прогноз не сработал. Звучание связки оказалось абсолютно нейтральным — практически таким же как и в дуэте COUNTERPOINT SA-20 / SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA-1.
И это при том, что там «пред» был ламповый, а здесь — транзисторным. Почему получилось так — для меня загадка. Возможно что — то происходит на ментальном уровне. Американец с американцем общий язык нашли, а вот американец с японцем как-то не состыковались. Вобщем как у Киплинга: Запад есть Запад, Восток есть Восток. Тем не менее я в очередной раз получил невероятное наслаждение от прослушивания и от четвёртого «преда» сюрпризов уже не ждал. А зря. Четвёртым оказался ламповый Technics 30A изготовленный примерно полвека назад, то есть в середине 60-х. Я почему то думал что удачной связка аппаратов, с разницей в возрасте в два десятилетия, не станет. А в результате именно этот результат оказал на меня неизгладимейшее впечатление. Как и в случае с Ямахой, баланс был нарушен (опять Запад и Восток?) и ламповая (в данном случае) подкраска звука присутствовала в полной мере, но, чёрт возьми, как же это было здорово! Умели же раньше делать «душевные» аппараты! Но раньше и трава была зеленее и колбаса вкуснее. При этом ни с разрешением аппарата (речь о мощнике), ни с его сумасшедшей динамикой никаких метаморфоз не приключилось. Порой посещали мысли что нейтральным является сам усилитель мощности (что на него подашь – то он и усилит не внося никакой «отсебятины»), а характер звука целиком и полностью определяет именно предварительное усиление. Если это действительно так, то думаю что потенциал COUNTERPOINT SA — 20 до конца не раскрыт.
В данной ценовой нише это уникальный аппарат и поле для экспериментов с ним – обширнейшее. Можно иметь подобный мускул в системе как основной и лишь менять предварительное усиление для того чтобы получить результат который удовлетворит тебя на том или ином материале. Приятель, до недавнего времени владевший монументальной связкой Technics SU — A200 + Technics SE — A100 прослушав COUNTERPOINT SA-20 со всеми пятью предварительными усилителями сказал что по масштабу и по энергичности подачи материала ни одна из связок не уступила Техниксу, а по вовлечённости в действо превзошла его весьма ощутимо и я склонен согласиться, хотя данные Техниксы в своей системе послушать к сожалению не успел.
Скажу больше : мне и самому впервые за последние пару — тройку лет захотелось заполучить в свою систему подобный аппарат в качестве основного усилителя. К сожалению, по ряду причин, сделать этого пока не могу, но завидовать по хорошему человеку, который станет владельцем этого или аналогичного аппарата, я буду. Что касается экспериментов с другими предварительными усилителями, то самым очевидным видится в первую очередь родная связка. Затем любопытно было бы попробовать американские «преды» Audio Research, McIntosh, ну либо что — то ещё подобного плана. Почему именно американские? Мощник американский и предварительный усилитель тоже видится именно оттуда. Я не буду сейчас рассуждать всеръёз о «японском», «английском» или «американском» звуке поскольку отношусь к подобным тезисам с изрядной долей иронии: музыка предмет интернациональный и навешивать какие то ярлыки тому или иному звучанию наверное неправильно. Но вот концепция звука – она наверняка существует и возможно с учётом этой концепции имеет смысл состыковывать аппараты пусть и различных производителей, но произведённые на территории одного государства и не слишком разделённые временными промежутками.
Хотя допускаю что случаются исключения. Но исключения лишь подтверждают правило. Ну а напоследок немного вероятного, но неочевидного. То есть ещё раз о ценах. Предполагаемая цена COUNTERPOINT SA-20 вместе с родным «предом» на сегодняшний день 2,5 — 3 тысячи долларов (в ритейле они стоили около 15 тысяч). Примерно столько же стоит новый ламповый интегральник хорошего (но не запредельного) уровня. Каждый потенциальный покупатель руководствуется исключительно теми критериями которые ближе лично ему. Тут кстати возникают ассоциации. И в первую очередь с квартирами и машинами. Допустим один покупает новенький Форд — Фокус, а другой – весьма подержанную БМВ 7 — й серии. И то и другое стоит одинаково. Как ни парадоксально, но конечный результат спустя три года тоже примерно одинаков: новенький «Фокус» уже не новенький и продаётся за 70-75% от своей первоначальной стоимости. Старенький БМВ при продаже теряет меньше, но расходы на его трёхлетнюю эксплуатацию заметно выше чем у «Фокуса». В конечном итоге оба продавца оказываются при продаже своих четырёхколёсных друзей с примерно равными суммами на руках, так же, как это было и вначале. Только суммы эти меньше. Что двигало этими людьми при первоначальном выборе: понты или понятие об удобстве? Одним – да, скорее понты, другим – вероятнее всего практичность. И если Вы думаете что понтовался владелец БМВ, то это как раз не факт. Рассмотрим другой пример: Один покупает «однушку» в старом доме, но в границах Садового кольца, а другой «трёшку» в новом доме , но за МКАД. Опять те же вопросы: удобство/практичность или понты? Тоже неочевидно. С одной стороны тот, кто в центре вроде как поступил нелогично. А с другой : а может он живет один и «трёшка» ему ни к чему. И работа у него рядом и быт налажен. А тот , другой, может и рад бы с тем первым поменяться местами, да жена, тёща, двое детей и собака не дают…Диалектика, блин! Вот и с аппаратурой не всё так очевидно: Купить новое, но посредственное ( а даже и не посредственное, но всё равно не того уровня к которому стремишься), или сильно б/у , но то, о чём мечтал всю жизнь?
Если ты молод и у тебя впереди целая жизнь можешь поступить и так и эдак. А вот когда тебе хорошо за… и жизнь проходит, и радужные перспективы не озаряют горизонт нежным цветом, как утро стены древнего Кремля… Вот и думай. А у меня на сегодня всё…Хотя…Пожалуй вот ещё что.Как то так складывается в последнее время что любой отзыв о той или иной вещи воспринимается аудиторией как реклама или антиреклама (в зависимости от того, положительный данный отзыв или отрицательный).
Чтобы ни у кого не возникало никаких домыслов по — поводу того, что мне надо всеми правдами или неправдами продать данный усилитель, скажу откровенно : во-первых аппарат не мой (к сожалению), во-вторых свои дивиденты, в виде двухнедельного бесплатного владения данным аппаратом и кучей партнёров к нему, я уже получил. А в третьих я НЕ ХОЧУ чтобы на этот усилитель нашёлся в ближайшее время покупатель – я всё ещё надеюсь заполучить его себе. И ещё пара пропущенных, но, наверняка важных моментов. Этот усилитель мощности довольно чувствителен к межблочному кабелю, точнее к его экранировке. Три моих межблочника ( правда один их них совсем бюджетный,а два самодельных) при подключении данной связки оказались забракованными. При их использовании из колонок пробивался слышимый фон. Тогда как с другими межблоками фон отсутствовал. Но и забракованные кабели в иной связке не фонили. Из чего и сделан вывод о повышенной требовательности аппарата именно к экранировке. И ещё. В начале теста я упомянул о гиперчувствительности регулятора громкости. Этот момент оказался присущ лишь предусилителю SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA – 1. Именно в связке с ним управлять громкостью было несколько сложновато. И всё лишь потому, что линейный выходной сигнал у данного предусилителя вдвое выше стандартного. Со всеми остальными предусилителями регулировать громкость было заметно удобнее, но, насколько я помню и тут дальше « 11 часов утра » дело не заходило. И вот такое, несколько парадоксальное заявление: Усилитель мощности Counterpoint SA-20 покорил меня в связках со всеми пятью преусилителями. И несмотря на это советуя сам мощник всем и каждому , ни одной из этих связок я никому не рекомендую. Данный аппарат достоин большего или просто несколько иного. Правда вариант с любым из SAE (P-101 или P-102) как временный или альтернативный не исключаю. И теперь уже точно всё.
Вобщем, я так понял все топовые Ямахи, а так же Техникс 100 и другие японские монстры уступили этому американскому чуду!? И второе, а существует что-либо аналогичное, но послабее, чем киловатт, зато дешевле… Если два аппарата выдают аналогичный по содержанию звук, но киловатник — на 9 утра, а послабее — на 12-13 час, то я бы выбрал второй, но подешевле может баксов на 500? Или тут есть подводные камни?
Не всё так очевидно.Тот же Техникс аппарат очень достойный и звучит шикарно.Как и Ямахи.Тут вопрос личных вкусовых предпочтений.Одному нравится такой звук-другому-такой.Да и сравнивать вот так в лоб не вполне корректно.Каунтерпойнт изначально дороже и Техникса и Ямах.А то что аппарат из более высокой ценовой категории лучше,так тут как раз ничего удивительного нет.То что Ауди лучше чем Рено-Логан ни у кого же сомнений не вызывает.Но всеръёз их между собой никто не сравнивает.Просто сейчас время такое странное: за одни и те же деньги можно купить аппарат который стоил скажем пять тысяч долларов и десять тысяч.Наверное вопрос в раскрученности той или иной модели.Техникс знают все,а про тот же Каунтерпойнт я ещё год назад и слыхом не слыхивал.Хотя у себя в Штатах фирма известная.К сожалению с приставкой «была».Уже с середины 90-х данной компании не существует.
А по поводу аналогичного,но послабее…Выбор то небогатый.И этот Каунтерпойнт редок,а преды к нему ну может и не раритеты,но ещё более редки во-первых.И дороги во-вторых.Буквально вчера один такой на аукционе появился.Стартовая цена под сто тысяч,а до окончания торгов и сто пятьдесят-сто семьдесят запросто будет.Плюс доставка-растаможка.Вот тебе и двести тысяч.А мощник всего сто и уже здесь.Вероятно и его сейчас на аукционе за эти деньги не взять.Так что как во времена СССР: хватай что дают и беги))))