На сайте уже размещался обзор акустических систем разработанных известным зарубежным разработчиком Троелсом Гравесеном, участником немецкого Hi-End шоу и тд. В прошлый раз речь шла о роскошных акустических системах Next/Jenzen, которые не всем по карману даже по цене только комплектующих (дороже 300.000 руб), но звучание которых великолепно и сопоставимо с Hi-End акустикой именитых фирм за 1,5-3,5 миллиона рублей.
У Троелса есть и более доступные конструкции, все их (вместе с чертежами) можно посмотреть на его сайте www.troelsgravesen.dk
Мой знакомый ранее уже собравший «дорогих» троелсов на этот раз собрал себе более доступную по цене акустику на динамиках Seas, а именно SEAS 3-Way Classic, mkII. Это трехполосные акустические системы полочного типа.
Я к сожалению не делал фотоотчет, поэтому не могу показать настоящих фотографий, но визуально акустика была сделана на очень высоком уровне, выглядела лучше, чем примеры этой модели на сайте Троелса.
В конструкцию были внесены только не критичные изменения, при одном и том-же внутреннем объеме корпуса были утолщены стенки корпуса — просто увеличились внешние габариты.
Вес этих полочников поражает — поверьте, мне хватило впечатлений, чтобы дотащить одну колонку до машины и назад и получить отдышку. Вес одной колонки примерно килограм 25-30. Т.е. что-то сравнимое по весу с большими наполниками Diatone DS-77Z.
Акустика транспортировалась ко мне, чтобы можно было оценить ее звучание в акустически обработанном помещении, подобрать оптимальный усилитель и конечно же сравнить с другой акустикой.
В процессе прослушивания использовались усилители:
Yamaha B-70 — мощник, флагман.
Yamaha P2100 — мощник.
Sansui au-a607DR — классика японского Hi-Fi
Sony TA-FA3ES — усилитель с глубоким красивым звучанием на мосфетах
Onkyo A-925
Onkyo A-917f
Источником выступил китайский цап на чипе Sabre ES9018 с двумя трансформаторами и ОУ 2x Muses8920 и 2xAD797.
Транспортом по USB-коаксиалу выступала плата на CM6631a.
На компьютере был установлен Linux Mint 18.1 + MPD (alsa).
Прослушивался в основном Jazz (Ayo) и синти (Yello «Touch»), а так же оркестровые коллективы. Для лучшего понимания звука была включена композиция с носителем русского языка — группа Ва-Банк, композиция «Эльдорадо».
В качестве точки отсчета качества звука я включил свою систему
Yamaha B-70 + цап с акустикой Diatone DS-77Z.
Запустив оркестровую композицию (название не подскажу, взят был первый попавшийся альбом из каталога MPD) мы услышали космического уровня разрешение, пространство вокруг, сочные духовые инструменты.
Вторым номером была композиция Ва-банк «Эльдорадо» — очень четкое пространство помещения, идеальная слышимость всех горловых звуков — представьте, что вы хирург препарирующий вокалиста — впечатления поразительные.
Теперь переключимся на новые Троелсовские знамение колонки 3-Way Classic и послушаем, что они покажут по звучанию.
В первые моменты прослушивания у меня возникло ощущение катастрофы за счет глуховатого звучания. При том, что использовался мощник Yamaha B-70 с неземным уровнем разрешения, разрешение было съедено напрочь, а высоких частот ощутимо не хватало.
При прослушивании Ayo опять же было глуховато, с ощущением какого-то одеяла поверх акустики. Так же обозначились большие проблемы с атакой -она была настолько вялая, что практически отсутствовала. Удар по струнам не ощущался вообще.
Я был довольно сильно озадачен, так как ожидал большего при затратах только на детали 60-70,000 руб с учетом еще и того, что была воссоздана модель с более простым кросовером (на 40 евро более дешевый кит).
Было ясно, что не хватает отдачи по ВЧ, от чего пострадало в какой то мере разрешение, но почему съелась атака вопрос был открыт. Так же было очевидно в звучании безоговорочное превосходство напольников Diatone DS-77Z над 3-way Classic.
Низкие частоты на троелсовских полочниках воспроизводились довольно глубоко, не слабже, а может даже и мощнее, чем на напольных Diatone, но так как полочники имели конструкцию с фазоинвертером, а Diatone — это закрытый ящик, то точность и разборчивость на Diatone была явно выше.
Что-бы компенсировать более низкую отдачу полочников 3-way Classic по ВЧ, я подобрал более яркую по верхнему диапазону оркестровую запись и троелсовские творения ее отыграли великолепно — ровный звук во всем диапазоне, насыщенный красивый. Но стоило выбрать запись средне-стандартного качества и уже все становилось не так хорошо.
Я попробовал сменить усилитель на такой же, как у владельца 3-way Classic, Sansui au-a607, так как он утверждал, что в его помещении высоких было достаточно и звук был более интересным.
Но в том помещении почти небыло мебели и очевидно, что паразитные переотражения добавляли ВЧ, в то время как в акустически подготовленной комнате, где сейчас проводилось прослушивание, рассчитывать троелсовской акустике на помощь извне не приходилось.
Я подключил Sansui au-a607DR и звук действительно стал богаче, эмоциональнее. Я не ощутил особой разницы по уровню качества звука между Sansui au-a607 и Yamaha B-70, при том, что 607 относится к начальной модели 7-й серии, а B-70 — реальный Hi-End флагман.
Это логично привело меня к мысли, что класс полочной акустики относится к среднему Hi-Fi, и какой усилитель этой акустике не дай, она его понизит до своего уровня. От того и происходил такой цирк, когда усилительный флагман обрезанный (ограниченный) возможностями акустики в реальном прослушивании звучал более бледно, нежели более простой и дешевый Sansui au-a607DR.
В данном случае однозначно Sansui au-a607DR звучал более интересно. Придерживаясь этой парадигмы (что акустика ограничила финальное разрешение и тд) мы решили послушать 3-Way Classic с другими усилителями.
Я подключил отличный мощник Yamaha P2100 — потрясающе сбалансированный аппарат — высокое разрешение, драйв, возможность пришпорить любую акустику, но…
Результат был примерно такой же печальный как и в случае с Yamaha B-70. Звучало глуховато, разрешение было невысокое, микродинамики небыло.
Владелец акустики немного подрасстроился, так как во всех случаях все же звучание небыло достаточно хорошим, за исключением одной оркестровой записи.
Пошли дальше по пути изучения АС, подключили недорогой интегральник на мосфетах Sony TA-FA3ES. Аппарат очень приятный во всех отношениях, с красивым богатым звучанием. Он отыграл на полочниках примерно схоже с SansuiAU-a607. Не стоит делать выводы по усилителям, что они одинаковы — это совершенно не так, но в данном случае, в условиях, когда акустика диктовала условия и ограничивала возможности усилителей до своего уровня все было таким,как будто особой разницы небыло, используете вы усилитель за 68.000 йен или за 180.000.
Три производителя не лучшим образом раскрыли звучание 3-way Classic от Троелса. Можно конечно сказать, что какой-то усилитель все равно войдет в синергию с этими полочниками, но на данный момент отсеялось уже 3 компании с достаточно дорогими усилителями и мощниками, при таком подходе вероятно проще пойти на смену акустики.
Ну раз гуляем, так гуляем, подключаю усилитель Onkyo A-925, так как его более яркая подача быть может оживит акустику. Это не дорогой аппарат, в линейке он находится перед предтоповым 927-м. Onkyo аппараты имеют достаточно хорошее разрешение, но главный их конек — микродинамика.
Как же было удивительно услышать, что разрешение неожиданно прорезалось. Очень сильно подтянулся бас, вместо размазни он неожиданно показал довольно четкую структуру. Конечно не уровня акустики с ЗЯ, но хорошую. Это было просто поразительно. Удивился я, удивился владелец.
С Onkyo A-925 троелсовские полочники вошли в контакт и показывали свои способности — добротный ровный звук среднего уровня Hi-Fi. И эта связка звучала сильно лучше, чем все, что мы до этого перепробовали.
Я сомневался стоит ли пробовать усилитель Onkyo более высокого класса, ибо мне было очевидно, что класс акустики и Onkyo A-925 (69.8000 yen) идеально сопоставимы.
Но не попробуешь — не узнаешь, и я подключил Onkyo A-917f (89.000 yen).
Onkyo A-917f заиграл еще лучше — разрешение подросло еще выше, а микродинамика неожиданно прорезалась на троелсах. Звучало действительно очень хорошо, оптимально.
Почему? Я действительно в недоумении. Сперва я подумал, что акустика тяжелая и играет роль демпингфактор. Но технические данные показывали, что усилитель Yamaha B-70 в этом плане самый лучший с его значением 200. У Onkyo A-925 демпингфактор 120, а у Onkyo A-917f — 150. Да и по остальным параметрам было все в пользу Yamaha.
Но именно с Onkyo у этих полочников произошло просто фатальное слияние и на любом другом усилителе из протестированных результат был глобально хуже.
Владелец акустики сказал, что при сборке можно было выбрать уровень отдачи ВЧ-динамика и он поставил на самую слабую ориентируясь на свою «звенящую» комнату. Очевидно, что результат этого прослушивания показал, что чувствительность ВЧ стоило увеличить как минимум до среднего значения.
По самим 3-way Classic полочникам от Троелса ощущения неоднозначные, так как если вы сами вкладываете силы в сборку АС, то ожидаете результат, который хотябы дважды превзойдет ваши финансовые вложения. В данном случае вы получаете звучание ровно на потраченные деньги.
По чувствительности я могу примерно определить на слух, что 3-way Classic полочники от Троелса имеют чуйки 89 дБ. После 91 дБ Diatone DS-77Z на 3-way Classic явно понижается громкость звучания примерно на 2 дБ.
Звук 3-way Classic ровный, ничто не выпирает, но раскрыть его смогли только усилители Onkyo. Владелец акустики был, я бы даже сказал, поражен услышанным и, так как акустика 3-way Classic ему самому очень нравится, решил при возможности заменить свой усилитель на усилитель от компании Onkyo. Но повторюсь — это именно частный случай удачной синергии компонентов и он применив именно в этом ситуации, когда у вас полочники именно 3-way Classic от Троелса и вы выбираете усилитель.
По завершению прослушивания мы снова подключили Yamaha B-70 c Diatone DS-77Z и вернулись в высокую лигу аудио с космически безбрежным музыкальным разрешением и воздухом в записях.
Вообще то Троелз заявляет чувствительность данной модели как раз 91 дб,а 89 дб чувствительность аналогичной конструкции только реализованной на Скан-Спиках.Но не суть важно.Честно говоря меня такой конечный результат удивил.Что то явно пошло не так.Мои предыдущие колонки на частично тех же динамиках SEAS играли просто супер.С винтажом не сравнивал,но современные колонки до 5 тысяч долларов нервно курили в сторонке.
91 дб там не может быть. Диатон 77з — 91 дб, а эти играют тише. То есть, точно не 91, и не 90, так как заметно тише. Где-то 88-89 будет более точно.
Я бы динамику ВЧ выкрутил чуйку на полную, он явно не доигрывает то, что нужно. В остальном — эталонная реализация троелсовского проекта, детали именно троелсовские, его кит покупался джензен, через его представителя в польше.
очень интересная статья. по сути менялся один компонент — усилитель. и искалась связка для данного помещения. Ну вобщем -то пришли наконец-то к уравнению: усилитель — акустика — помещение , которое и нужно решать. Хорошо Александру с его запасами техники))) А простому парню как быть? И еще: не описан материал динамиков, а мне это жуть как интересно!
мне казалось что хороший усилитель хорошо будет играть с любой акустикой и если потенциал у акустики большой то усилитель еще более раскроет ее. здесь получается что акустика ограничивает возможности усилителя. не сталкивался с таким никогда. интересно с пионером 616 как бы спелась акустика?
а с этим эффектом.. что хорошо записанные диски…отлично раскрываются на хорошей акустике и не очень хорошо записанные потенциал резко приземляется..это я заметил давно чем выше классом акустика тем разница контрастнее.
Я бы всё таки на месте владельца ещё раз всё хорошо проверил.Ну не должна подобная акустика звучать посредственно.Кстати был похожий случай,один мой приятель тоже собрал по Троелзу достаточно дорогой проект.Включаем и в растерянности-ну не играет никак на эти деньги.А через какое то время полез он внутренности ковырять и обнаружил что полярность проводов перепутал.Сделал как положено и,мама дорогая,как они запели.Может и в данной ситуации нечто похожее приключилось?
@ Sergik:
На сайте Троелса посмотрите про эту акустику на Seas-овских динамиках — там указано, какие именно там динамики. Ну ВЧ я итак могу сказать — тканевые. А НЧ вроде бумага.
Alex, думаю врятли, человек опытный, уже нексты собирал сам с прекрасным результатом, а тут вдруг бы в трех соснах заплутал? Просто думаю конкретно модель у Троелса эта не хай-ендного уровня, вот и все. На мой взгляд переключение вч на середину, а лучше до упора должноблаготворно сказаться на звучании, но насколько поможет это разрешению, не знаю.
Capitan Tenkesh, до Пионеров руки не дошли. Был у меня там Pioneer A-900, флагман компании, но он такой тяжелый, и в целом похож на 717, что я как-то не испытал жажды его тягать для этого опыта по комнате предвидя не самый лучший результат.
Что Онкио вытворили — это совсем непонятно. Владелец сказал, что такое первый раз в жизни видит. Да и мне такой разительный контраст пожалуй встретился впервые. Но еще раз отмечу, что владелец этих АС ими доволен и они ему нравятся.
И еще. А откуда корпус акустики, и что там изнутри-отсеки, поглотитель? И как он настраивал? На ушко? С этими китами скоро мерседесы каждый сам собирать будет)))))
@ Sergik:
Вы зайдите на сайт троелса, там все написано, что внутри и снаружи. Расчитано инженером высокой квалификации.
onkio integra a-925 в европейской версии шел под другим именем. усилитель замечательный. во времена рассвета най-фая был наверно одним из самых продаваемых. плюс данная акустика пришлась ему по вкусу..
модель называлась onkio integra a-9711 это тоже самое что а-925 только японская версия.