Трекерная музыка в зеркале творчества

Компьютерные технологии в мгновение ока изменили жизнь людей и коснулись большинства сфер важных для человека от контроля параметров на производстве до… создания музыки.
С появлением компьютеров у человека появилось больше свободы для творчества и как следствие развились новые виды искусства, например синтезированная музыка, или чиптюн.
Выдержка из википедии:
Чиптюн (англ. chiptune) — электронная музыка, синтезируемая в реальном времени аудиочипом компьютера или игровой приставки (обычно ранних поколений), а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств.
Первые музыкальные композиции чип-тюн возникли на основе компьютерной андерграундной культуры. Вы использовали определенные алгоритмы для изменения звука и с помощью созданных (синтезированных) вами звуков писали музыку. Очень много такой музыки было создано на 8-битных компьютерах, например на Commodore 64, Yamaha MSX, ZX Spectrum, игровой приставке NES и тд.

Позднее благодаря великолепным программам трекерам позволявшим писать музыку с помощью звуковых семплов или синтезируя звук из кривой буквально расцвела демокультура драйвером и локомотивом которой являлся компьютер Commodore Amiga (эта чудесная 7 Мгц машинка у меня была, и до сих пор есть более мощная 14 Мгц модель Amiga A1200).

Commodore Amiga А600 — эта клавиатура и есть сам компьютер!

На Commodore Amiga почти вся музыка для игр была написана в специальных программах трекерах (в формате mod), больше похожих на эксельные таблицы, куда вы по столбикам вносите нужные ноты и эффекты, так как этот компьютер умел аппаратно, без участия центрального процессора, проигрывать 4 канала с помощью спецчипа Paula выдавая 8 битный, и даже 14 битный (в особом режиме AHI) стерео-звук.

Амиговская программа OctaMed — больше чем просто трекер

Дискета с OctaMed шедшая в комплекте с журналом Amiga Magazine

Амиговский знаменитый Protracker

С банкротством компании Commodore великолепный многозадачный и безумно быстрый для пользователя компьютер канул в лету, но к этому времени чиптюны перебрались на компьютеры IBM PC, где меня лично зацепил сначала Scream Traсker 3, а позже Impulse Tracker. В тоже время был дико популярен Fast Tracker 2, который меня как то не торкнул.

Scream Tracker работал в текстовом режиме (псевдографика)!

Программы трекеры для написания музыки есть и сейчас, например Milky tracker, а музыка создаваемая в них называется трекерной.

Современный MilkyTracker для IBM PC

Сама трекерная музыка может быть чип-тюном — то есть полностью синтезированная, либо семпловой, состоящей из звуковых семплов, над которыми вы впрочем вольны делать такие же ухищрения с помощью эффектов, как и с синтезом. Особенность этой музыки — абсолютно мизерный размер, буквально от пары килобайт, а на Amiga еще и аппаратное проигрывание.
Пользуясь площадкой сайта и своим определенным участием в демосцене я немного расскажу не о самой трекерной музыке, которая достойна огромного материала, но к этому не готов я, а о некоторых своих работах в этом направлении. Первые композиции я начал писать в трекерах примерно в середине 90-х и написанием музыки вобщем-то и ограничился.
О самом демосценерском направлении есть большой рускоязычный сайт demoscene.ru ,где не только выставлены музыкальные композиции многих компьютерных музыкантов, но и удивительные демо-работы с музыкальным рядом, а так же знаменитая игра .кkrieger размером всего в 97 кб и имеющая графику на уровне первого Quake.

И трекерные программы и такие процедурные игры на самом деле чистейшая математика реализованная в коде программ.
Каким боком я завязан в теме демосцены — это вероятно первый вопрос.
Моя трекерная музыка по просьбе немцев использовалась в немецком демосценерском электронном журнале, или как это называется дискмаге, jurasic pack #14 (2005 год).

Так же я победил заняв первое место в российском демопати Di Halt (можно так сказать — фестивале компьютерного искусства) именно по категории чип-тюнов в 2010 году.


Что я для этого сделал кроме написания самой мелодии?
Нарисовал кривую, которая синтезировалась и с помощью только нее воссоздал все инструменты необходимые для написания композиции начиная с солирующих инструментов и до ударных — все это была одна кривая нарисованная от руки. Композиция называлась One sample — One tune. Один семпл — одна мелодия. В данном случае даже был только синтез, а не семпл. Размер композиции был 6 кб.
6 кб и больше вам ничего не нужно.
Так как тема эта довольно интересная, правда от Hi-Fi так же далекая, как и чужая галактика, то для расширения кругозора, если вы ранее не встречались с таким типом музыки, что сомнительно, был бы рад предоставить вашему вниманию несколько трекерных композиций написанных мной в основном для компеьютерных игрушек и от того имеющих природу зацикленности. Т.е. конец мелодии плавно перетекает в начало.
Я не нашел аудиоплеера для движка сайта, который умел бы отыграть mod, xm или s3m файлы, поэтому мне пришлось музыку конвертировать в mp3, тут уже ничего не поделать.

Композиция Sintez2 из космической стрелялки:


Композиция Hit для немецкого дискмага Jurasic pack 14:

Kомпозиция One sample — One tune, 1-е место на DiHalt 2010 в категории чиптюнс:


Kомпозиция Bar из игрушки в жанре бетем ап «Chaos World»:


Kомпозиция Discoman, 3-е место на DiHalt 2010 в категории чиптюнс:


Если вас заинтересовала тема, то за десятилетия компьютерными музыкантами созданы десятки, а может и сотни тысяч прекрасных мелодий со своей электронной спецификой — ищите в сети такие музыкальные файлы по форматам MOD, XM, IT, S3M.

2 Комментарии

  1. всегда ненавидел компьютерные игры…полное неприятие..за исключением одной супер братья марио. музыка до сих пор торчит в голове..

  2. Не, я олдгеймер, с древних времен, как играл, так и продолжаю. Хорошо мышление вшпоривает. Последнее, что прошел — философская игрушку Inside на Xbox One

Отправить ответ