Yamaha B-70 — за пределами Hi-Fi

Сегодня речь пойдет о топовом усилителе мощности Yamaha B-70. Он был разработан и поступил в розничную продажу в 1981 году по цене 180,000 йен. На тот момент на рынке уже некоторое время присутствовали или так же только вышли модели Yamaha B-6 (190.000 йен, 1980), Yamaha A-8 (169.000 йен, 1981) и Yamaha A-9 (245.000 йен, 1979).

Интегральный флагман Yamaha A-9

B-70 имеет характеристики (важные для качества звука) превосходящие любой из названных. Частично из B-6 (знаменитой пирамидки) была заимствована схема питания, что на мой взгляд относится скорее к недостаткам, ибо вес пирамидки 9 кг, а B-70 от него недалеко ушел со своими 13,7 кг.

Знаменитая пирамида (нет, не Хеопса) Yamaha B-6

С точки зрения позиционирования все на самом деле ясно. У Yamaha была линейка мощников премиального уровня c B-1 по B-6 и элементарно поймете, что описываемый аппарат именно B-7 (продолжение высшей линейки), который компания почему то решила назвать не B-7, а B-70.

Yamaha B-1 (1974, 335000 yen)

Итак мощник Yamaha B-70 в момент выхода в 1981 году являлся флагманом компании. В нем впервые была применена уникальная схема ZDR (правило нулевых искажений — Zero Distortion Rule). Позднее ZDR была использована и в интегральном флагмане Yamaha A-2000, но это именно та же технология или какая то ее разновидность — вопрос для изучения схемы, я не стал вникать.


Меня удивили невероятные характеристики Yamaha B-70, такое ощущение, что она пришла из будущего и в 1981 году показала как может быть — сами посудите:
Разделение каналов 100 дБ при 20,000 Гц и 95 на 1кГц.
Искажения на 8 Ом 100 ват:
0,0005% (20Гц)
0,0005% (1 кГц)
0,001% (20 кГц)
0,003% (50кГц)
0,006% (100 кГц)
На 20 герцах 5 десятитысячных гармонических искажений и 1 тысячная на 20 кГц, прочувствуйте.
Ну и еще один штрих — соотношение сигнал-шум (SNR) — 124 дб.
124 децибела, 1981 год, только 70-е годы отгремели!


Скорость нарастания тоже фенометальная — 200 вольт в микросекунду.
Плюс внушительный коэффециент демпфирования равный 200.
Аппарат работал в полосе пропускания частот от 10 до 100,000 гц при выдачи мощности 8Ω, 100W + 100W показывая 0,006% искажений.
На выходе 100 плюс 100 ват и всего 6 тысячных процента искажения…
Я так же посмотрел на цифры и был удивлен.

Yamaha B-70

Относительно мощности, в этом аппарате очень заумный блок питания, при заявленных 250 ват на канал при 4 Ом, или два по 200 при 8 Ом, сам трансформатор имеет мощность 200 ват, но схема предполагает какой то гибрид с импульсным принципом. Я , честно, ничего не понял с корявого японского перевода, поэтому особо любопытным оставляю ссылку с техническими подробностями реализации B-70: изучить.
Была и более простая модель B-50 с худшими характеристиками, но такую я не слушал.

Yamaha B-50

Yamaha B-70 сделанная в Японии имела и экспортный вариант для других стран с названием Yamaha M-70. Для обоих вариантов предварительный усилитель имел название Yamaha C-70.
Экспортная модель Yamaha M-80 уже является другим усилителем, где реализовано авто-Class А. В Yamaha B-70 же реализована схема ZDR.
Модели  M-50 вышла позже можделей M-80, M-60 и M-40, в которых так же уже был авто-класс А, а не ZDR.
Мощник в Японии получил очень высокие оценки звучания удостоившись от издания Stereo Sound  звания «Best Product» — лучший продукт.

ВНЕШНИЙ ВИД
Внешне аппарат довольно странный. Черный корпус с отличным охлаждением и спереди роскошнейшее газоразрядное табло, где под такт музыки скачут алые полосы. Выглядело изумительно. Подобное позже появится и в мощнике Pioneer M-90. Но модели B-70 не хватало визуального пафоса. Деревянные накладки по бокам сделали бы его более впечатляющем. Продавались ли накладки для этой модели отдельно, я не знаю, скорее всего нет, ибо корпус предусматривает охлаждение и по бокам.
Но как красиво бы небыли подогнаны цифры технических данных, главный интерес слушателя кроется в вопросе — как Yamaha B-70 звучит.
Об этом подробнее.

КАК ЗВУЧИТ
Восприятие звучания зависит не только и может быть не столько от самой аппаратуры, а и от ряда других аспектов. Когда вы молодой, уши у вас как у мыши ловят ультразвук только так, не имеющий большого опыта прослушивания дорогих аппаратов, не избалованный звуком — для вас все воспринимается невероятно здорово. Вспомните когда были подростком, как вы слушали музыку, как завораживающе звучали старые аппараты, как каждая нота отдавалась внутри, каждый звук.
Вы думаете дело было в аппаратах? Ах если бы. Это именно вы так воспринимали звук в то время.
По со временем все приедается, становится обычным, вам ставят аппарат стоимостью в тысячу, в две тысячи, в три тысячи килобаксов и вы морщите лицо — не то, не цепляет, как когда то. Почему? Потому что вы — это вы, вы развиваетесь, вы привыкаете к тому уровню в звуке которого достигли и чтобы получить новые эмоции нужно большего.
Я помню, когда в 1985 году слушал на магнитофоне (ламповом) Bad Boys Blue и буквально каждый звук меня переворачивал восторгом, отдавался во мне порывом.

Bad Boys Blue — You’re A Woman

Если я сейчас бы включил тот агрегат с той кассетой, то магия бы исчезла, небыло бы поющих ангелочков над головой, ничего бы небыло из прежних ощущений, а был бы просто мутный примитивный магнитофон с шипящей пленкой.
Я помню катушку с Героем асфальта 1987 года группы Арии, каждый звук оттуда, но я не помню шипа ленты, а он там был, я не помню других недостатков, в памяти остается только самое запоминающееся, самое волнительное.

Вы слышали когда нибудь в разговоре «а ты помнишь на пластинке Блэк Сабат на пятом треке такой классный щелчок от царапины был…» Конечно мы не помним недостатков, мы помним эмоции, что нам дает музыка.
И она в такие моменты звучит изумительно на чем угодно.
Но проходит время, и вас зацепить все труднее, все просто звучит. Да вы уже слышите отдельно инструменты, вас волнует высокое музыкальное разрешение, микродинамика, но магия звука почему то куда-то все время сбегает от вас. Вот казалось бы она — протяни рука — и коснешься. Но в тот момент,когда вы делаете это, она неожиданно отдаляется от вас, куда-то еще выше в небеса.
К чему это все.
Я сто лет уже не слышал аппаратов, которые бы вернули те чувства и восторг, что я ощущал от прослушивания подростком. Да, я слушал удивительные аппараты с прекрасным звучание, которые можно слушать очень долго и они будут нравится, но того чувства, как тогда, в 80х небыло.
С мощником Yamaha B-70 я вернулся назад — он меня зацепил музыкой так же, как в середине 80-х.

Возможно вас волнует вопрос, какое музыкальное разрешение у этого аппарата. В характеристиках указано феноменальное соотношение сигнал-шум 124 дБ, а этот параметр косвенно повинен в разрешении. Но ведь и у мощника Pioneer M-90 указано 125дБ, а вот разрешение в пионере среднее.

Pioneer M-90, SNR 125 дБ

Но когда вы включаете Yamaha B-70, вы понимаете, что разрешение просто за рамками Hi-Fi. Это без каких либо сомнений Hi-End аппарат.
Разрешение просто чудовищно высокое. Выберите навскидку пяток интегральных флагманов стоивших 200,000 йен и этот мощник их превзойдет бесповоротно по разрешению раза в полтора.

Yamaha B-70 + C-70. Я слушал без преда С-70.

Я включил юбилейный альбом Бутусова и абсолютно ясно услышал, что здесь два раздельных вокала, на других 200,000 йенных флагманах это скорее угадывалось, а воспринималось, как один вокал.

Я включил группу Ва-Банк композицию Эльдорадо, и вы знаете, по звучанию Yamaha B-70 можно изучать анатомию — слышно все, любые горловые звуки, движения воздуха в организме, хрипотца.
Разделение каналов аналогично феноменальное, сами посудите — 100 дБ.
По вокалу — это превосходнейшее звучание, как этот аппарат называется Natural Sound — так оно и есть, совершенно реальный голос.
Я включаю альбом Diana Krall «Quiet Nights», который на большинстве систем будет иметь суховатые сибилянты, но только не здесь.

Сумасшедшее музыкальное разрешение сделало вокал живым, мягким, волнующим.
Я включаю Dire Straits и слышу движение медиатора.
Я включаю Dire Straits и слышу движение медиатора.

Да, аппарат хай-ендный, с безумным музыкальным разрешением, воздухом. Передает музыку так, что невозможно оторваться, но конечно же есть и минусы.
Все таки мощник стоил 180,000 йен а не 350.000, не 450,000, не миллион йен.


Главный косяк очевиден и вытекает из слабого блока питания. Музыка лишена фундаментальности нижнего регистра. Такое ощущение, что ваши напольные АС вдруг стали полочниками. Как будто низ каким-то фильтром бах — и отрезали герцах на 60-80. Да, то что осталось звучит феноменально и тембральный баланс изумительный, но вам нужно быть готовым, что с питанием в мощнике Yamaha перемудрила сама себя и аппарат не такой в нижних частотах основательный, каким стоило бы быть.
Второй момент — микродинамика. В полной мере она проявляется не всегда.
Вобщем настрой аппарата в подаче музыки — фантастическое разрешение среднего и верхнего регистра. Просто невероятное.
Я, кстати, прослушивал усилитель на колонках Diatone DS-77z, которые в очередной раз показали, что они имеют какой-то просто безграничный запас в качестве звучания — только дайте им лучший усилитель и источник.

За источник выступал уже описанный на сайте ранее китайский цап Sabre ES9018 + 2x Muses8920 + 2x AD797 + 2x R-Core.
Связка получилась умопомрачительная.

Главное, слушается Yamaha B-70, несмотря на свои странности в области нижних частот, так, что выключать, как и оторваться от прослушивания — задача для любителя качественного звука просто непосильная.



19 Комментарии

  1. diatone колонки закрытого типа поэтому приличный мощник для них самое то..

  2. слушали мы этот аппарат в евро питании звучит очень достойно…индикаторы реально хороши…

  3. «Я включаю Dire Straits и слышу движение медиатора.
    Я включаю Dire Straits и слышу движение медиатора.
    …»
    Наверное, вас можно поздравить, только вот Марк Нопфлер принципиально не использовал медиатор в игре на электрогитаре. Его особый стиль предусматривал игру пальцами.

  4. Нормальный человек выберет нормальный, сбалансированный пусть даже и не выдающийся аппарат. Человек не вполне нормальный (коих не так уж и мало) выбирает аппарат с одним или двумя запредельными параметрами, но кривой. Затем он пытается всеми правдами — неправдами его выправить, пока не поймет что этот путь,который никуда не ведет…

  5. Александр!
    Имели ли возможность послушать Ямаху B-2? Как она в сравнении с В-70?

  6. Слушал сей аппарат с родной акустикой NS-500. Низы отсутствуют и там и там, так, что получилось много звони из ничего. Детализация хорошая, с этим не поспоришь.
    З.Ы. Из трех таких аппаратов в Красноярске на двух погорели блоки питания.

  7. Может 110 воль подавали на аппарат, а не 100 как надо?
    Звони никакой нет — это вопрос к источнику и акустике.
    А вот детальность и пространство запредельные.
    Низы как обрезаны. Но мне их достаточно.
    Пока поставил B-70 на роль постоянного усилителя в системе, заменив P2100, там посмотрим как он себя покажет в роли долговременного усиления.
    Блок питания я описывал — там хитрый — какая то помесь обычного с элементами импульсника. Но мой, точно не помню, но помоему после профилактики в жапании, я брал.

  8. @ Александр:
    Скорее к акустике. Яма NS-500 сама по себе страдает нехваткой низов и много верхов. Для 70-ки надо что-то глуше, массивнее что ли.
    Про БП причину не знаю, просто случайно говорил с человеком, который их делал. Капризный, говорит, очень.

  9. @ Kosinus:
    Пред С-70 не портит звук В-70?
    Пред для коммутации брали или для вытягивания низов?

  10. Недавно послушал этот аппарат с отличным источником и очень неплохой акустикой. Да, безусловно, разрешение=детализация высочайшая! И мощи в нем заложено прилично! И низкие были на месте! Однако мне лично такое разрешение излишне, потому что на концерте даже в лучших залах такого звучания не бывает! А меня интересует именно Hi-Fi (высокая достоверность) . Поэтому смело можно отнести этот аппарат к Hi-End, где достигаются другие задачи ( чем-то выделиться от нормы). Может при наличии свободного капитала я бы и оставил его , чтобы иногда создать себе настроение ВАУ, но основным элементом тракта — точно нет…

  11. vb.1962 Цитата:

    Нормальный человек выберет нормальный, сбалансированный пусть даже и не выдающийся аппарат. Человек не вполне нормальный (коих не так уж и мало) выбирает аппарат с одним или двумя запредельными параметрами, но кривой. Затем он пытается всеми правдами — неправдами его выправить, пока не поймет что этот путь,который никуда не ведет…

    Согласен с вами на все 300%!

  12. В юности помню когда под воздействием хорошего гашиша слушал Led Zeppelin на катушечном монофоническом Астра,то аж слезы выступали от восторга)))))

Отправить ответ