«Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.»
Вспомним эту цитату из фильма «Берегись автомобиля» и задумаемся, а не тоже ли самое происходит и в мире аудиотехники?
Причины конечно могут быть разные, от неудовлетворенности приобретенной техникой и до поиска чего-то нового по ощущениям.
Рассмотрим возможные варианты.
1) Приобретение изначально неудачного аппарата. В мире аудио иногда довольно сложно найти необходимую информацию по аппарату. Я предлагаю в таком случае ориентироваться на его цену (доллары или йены) в момент выхода. Если аппарат изначально относился к невысокой ценовой категории, то сложно ждать от него чуда. Например, владелец усилителя Denon PMA-720ae хочет поменять свой усилитель на «винтаж», потому что слышал о преимуществах «винтажа».
Denon PMA-710ae
В качестве альтернативы он выбирает так же дешевый аппарат, например Pioneer A-676, Dual CV-1200, Saba 210, AKAI AM 47 и так далее и начинает выслушивать разницу.
Dual CV-1200
Но в данном случае это сомнительное занятие, ибо глобальной разницы там нет. Эти аппараты не лучше и не хуже Denon pma 720ae. В них есть свой почерк, но все это соответствует их изначальному ценовому классу, т.е. уровень довольно непритязательный. Имеет ли смысл такой обмен (шило на мыло)? Я не скажу что это бессмысленно — вам может больше нравится дизайн из «золотых» 70х и 80х, да и к работоспособности, если аппараты в хорошем состоянии вопросов тоже не возникает. Но был ли прогресс вверх? Очевидно, что нет. Лучше быть готовым, что слово «винтаж» не термин качества, а термин маркетинга. Если аппарат классный по звучанию, то старый он или новый — дело десятое. Всегда хочется новый, но обычно ценна говорит свое «нет».
У меня побывали в системе и старые и новые аппараты, и какой то разницы я не уловил — мне по сути без разницы, какого года выпуска аппарат, если он исправно работает. Максимальное качество звучания у техники было получено в 80х (не у любой, а у высших моделей), а пионеры в аудиообласти такого результата смогли добиться даже еще в конце 70х (Acсuphase, Yamaha, Onkyo и тд)! И с тех пор прогресс, если и есть, то крайне небольшой. Вы уверены, что современные АС Yamaha NS-5000 лучше, чем Yamaha NS-1000M (1974 года выпуска(!), далее издававшаяся дополнительно в 1978, и в 1993) с берилиевым твитером? Я как то не очень. И уж не говорю о более совершенной ямаховской акустике FX-3 и FX-1!
Yamaha FX-1 (1978, 1.170.000 йен)
Речь в первую очередь в материале конечно идет о Hi-Fi, а не о Hi-End. Но вы знаете, что такое Hi-End? Я — нет.
Давайте проведем небольшой тест «что есть Hi-End». Вы удивитесь, но у многих это понятие будет начинаться с совершенно разных уровней техники.
Итак, Technics SE-A5 — это уже Hi-End? Он имеет все отличительные черты такого класса техники — вес, огромный дисплей, потрясающие технологии (серво, усиление по DC) и тд, да и цена в 150.000 йен без преда немаленькая.
А если не он, то Onkyo M-506R — Hi-End?
Если он не Hi-End, то уж наверняка Onkyo M-509 стоимостью 350.000 йен Hi-End?
Или все же тогда за Hi-End считать Onkyo M-510 стоимостью 900.000 йен?
или Technics SE-A1 стоимостью 1 миллион йен?
Или и этого недостаточно?
На какой сумме вы остановились решив, что-то считать за Hi-End, или мы так и не подошли к тому рубежу, где он начинается? Но тогда, как же так, ибо фирмы (ведущие в этой сфере) уже показали все на что способны своими моделями. Или это должно быть что-то дизайнерское и монофоничное?
Поэтому термин Hi-End — очень мутный с точки зрения понимания про что речь, он строится целиком из ваших финансовых возможностей и соответственно представлений о том, что это такое. Стоит просто говорить о действительно хороших аппаратах, которые хорошо звучат, или даже просто назвать это, как Hi-Fi.
Но возвращаясь к теме разговора, продолжу.
В условиях, что вы выбрали почти тоже самое, но старее может возникнуть неудовлетворенность. А может не возникнуть, это мало влияет на сам процесс прослушивания. Кроме того старый аппарат визуально может выглядеть лучше нового — пример — усилитель Onkyo A-755 (1972 год) в моей коллекции выглядит просто потрясающе — фото реальное!
2) Модели прежних лет могут привлекать интересными технологиями и решениями, которые сейчас не используются. Транзисторы разных конструкций имеют разные характеристики и разный звук. Самые яркие представители «различий» будут названы — это германиевые транзисторы, это V-Fet транзисторы, это MOS-FET транзисторы и биполярные.
К слову сегодня большинство аппаратов высшего уровня базируется именно на MOS FET транзисторах.
Sony TA-FA7ES (1995, 180.000 йен) MOS FET
А в старые времена часто к базовой модели на биполярных транзисторах выпускали такую же модель на MOS FET транзисторах, но только она стоила дороже, или очень сильно дороже — ярко это видно на примере усилителей — Sansui AU-alpha 607 MOS Premium на MOS FET вышел в 1991 по цене 139.000 йен, в то время как обычная биполярная модель того же года Sansui AU-alpha 607DR предлагалась за 87.000 йен. Кроме того банкет был продолжен в 1999 году в виде лимитированной редакции этого аппарата, но уже по цене 180.000 йен.
Так же высшие модели Sansui (907) обычно строились именно на мосфетах.
Аналогичная ситуация происходила и в стане Sony. В старые времена она «сорвала башню» многим любителям качественного аудио своими усилителями на V-Fet транзисторах (например Sony TA-F7B, 1977 год, 178.000 йен),
Sony TA-F7B
которые так же базировались на своеобразном аналоге MOS FET — транзисторах V-FET имеющих необычное вертикальное расположение элементов (сток, исток, затвор).
В силу того, что V-Fet транзисторы больше не производятся, достать такие усилители в отличном рабочем состоянии (а соответственно и транзисторы) так же достаточно тяжело и цена на них, поверьте, немаленькая.
Если цель получить не максимальное качество, а ознакомиться с характером звучания технологии V-Fet, то можно обратить внимание на более простые и достпные модели начиная с Sony TA-4650.
Sony TA-4650 — самый простой из V-Fet, но не из линейки.
Только обратите внимание, что более примитивные, чем 4650, модели (3650 и ниже) построены на обычных биполярных транзисторах.
После эпохи V-Fet компания Sony произвела экспансию в лоно биполярных транзисторов, которые дают отличные характеристики и позволяют добиться очень высокого музыкального разрешения. Но к началу 90-х снова вернулась в альмаматер давая своим лучшим аппаратам технологию MOS FET. В какой то момент почти все игроки рынка в моделях высокого класса перешли на MOS FET. Это и Yamaha (модели Yamaha A-S2100/3000), и Onkyo (A-919), и Denon (2000/S1) и тд.
Denon PMA-2000 (MOS FET)
Действительно у мосфет транзисторов есть некоторые уникальные свойства, которые превосходят транзисторы биполярного типа.
Если опримитивизировать вывод — у MOS FET более «густое» (стена звука) и естественное звучание (вокал), а у биполярных транзисторов выше музыкальное разрешение. Поэтому в принципе большинство современных усилителей не «подлинные мосфет», а гибридные усилители использующие в построенных усилительных каскадах и биполярные и мосфет-транзисторы, и технологии называются чуть иначе, например BI-MOS (Onkyo A-919) — BI (биполярный)-MOS (мосфет/полевой).
Onkyo A-919 — интегральный флагман, 160.000 йен, MOS FET
Другое направление — германиевые транзисторы. Эти транзисторы так же имеют некоторые исключительные свойства, но и недостатки — главный из которых, меньшая возможная рабочая температура. Но сегодня найти усилитель на германиевых транзисторах высокого класса почти нереально, так как аппараты на таких транзисторах выпускались крайне ограниченное время, в небольшом промежутке между лампами и биполярными транзисторами. Буквально это промежуток с 1968 по 1970/1 год. Может быть были какие то модели раньше этого времени — если знаете — расскажите в комментариях — это интересно. Но уже в 1973 году почти везде были биполярные транзисторы в металлическом корпусе.
LEAK STEREO 30
Так как в теме германиевых транзисторов мало кто понимает и тем более имеет цель лишь обогатится на популярной теме, то многие аппараты продаваемые как «германиевые» лишь из-за того, что они из 70х, таковыми конечно не являются.
Простейшей пример Leak 30. Эта модель выпускалась с 1967 по 1974 год. И в вариции Leak stereo 30 — это усилитель на германиевых транзисторах, а если название звучит как Leak delta 30,
Leak delta 30
то это уже усилитель на обычных биполярных транзисторах.
Я уже не говорю, что цель же не просто найти усилитель на германиевых транзисторах, а хорошо, качественно, звучащий — чувствуете как сразу усложнилась задача.
Если же цель просто услышать, как поет германий, то есть альтернативный несложный способ. В Советском Союзе германиевые транзисторы были широко распространены и вы можете собрать несложную схемку усилителя на германиевых транзисторах и удовлетворить свое любопытство без особых финансовых затрат.
Одна из схем усилителя на германиевых транзисторах. ГТ — означает, что транзистор именно германиевый.
3) Все устраивает, но хочется узнать, есть ли жизнь на Марсе, бывает ли лучше и тд. Обычно, если вы так ищите, то лучше бывает, и опять же обычно, значительно лучше. Это мировозрение и тяга присуща владельцам среднего класса — вроде бы все уже здорово — жизнь удалась, но вдруг я чего то не знаю. И переход в высокий класс подобен ведру с ледяной водой в лицо.
Но если вас не тянет на приключения вы вполне можете быть довольны на этом уровне всегда. Как пример я назову замечательно звучащий аппарат — усилитель Sony TA-F333ESL, с его «телесно-густого» натурального звука очень сложно слезть.
4) Высокий класс техники уже есть, все устраивает, все хорошо, но просто хочется что-то еще попробовать. Человек уже не ищет «лучше», просто интерес. Вот в таком состоянии понимаешь, что небывает, относительно высокого класса, аппаратов «лучше или хуже» — они все хороши, каждый по своему. И когда я общаюсь с людьми, подобными моему опыту, попользовавшимися многими мировыми флагманами, то разговор идет не в ключе, что лучше или хуже, а какие интересные моменты предлагает тот или иной аппарат. А недостатки или достоинства можно найти в каком угодно аппарате, и это субъективно. Объективно, что аппараты топового или предтопового уровня все роскошны, каждый по своему. Например, Pioneer M-90 можно пожурить за немного меньшее разрешение присущее классу аппаратов стоящих по 200.000 йен, но вы слушаете его — и он так сладко играет (действительно сладко) и так божественно красив (один из красивейших аппаратов в мире), что вы просто наслаждаетесь звучанием.
Или вы включаете Onkyo A-919 и тоже восторгаетесь, но на этот раз изумительной микродинамикой, фантастическим разрешением.
Возвращаясь к началу статьи, далеко не каждый владелец Hi-Fi системы стремится ее менять — если она нравится — это то, что нужно. Каждая система по своему прекрасна и нет плохих аппаратов, но!
Это верно лишь в том случае, если вы довольны звучанием (уже на довольно высокой ступени техники). Если же вам что-то не нравится, не устраивает — ищите варианты лучше — они точно есть. И это касается не только усилителей, но и акустических систем и проигрывателей.
Некоторым любителям аудио кажется, что купив самый топовый усилитель и самые топовые АС все станет прекрасно само собой. Конечно высокий класс накладывает определенные требования и часто вам действительно понравится — будет разрешение, будет ласковое звучание, но вот гарантировать, что он споется с вашими представлениями о звуке нельзя. Потому что ваши предпочтения должны совпадать с техникой. И по этой же причине все хорошо сконструированные аудиофильные аппараты по своему прекрасны, даже если они не устроили лично вас.
Yamaha P2100 (1977-79)
Но опускаясь с небес на землю, мне нравится много аппаратов из разных ценовых сегментов и я могу слушать любой из них в удовольствие. Есть определенный порог ниже которого продвинутому любителю Hi-Fi просто неинтересно слушать, но после этого порога уже идут индивидуальные предпочтения. Насколько высоки ваши требования к вашему видению прекрасного звука знаете только вы и они растут вместе с вашим ростом. Например, японский Sansui AU-a607 солидный хороший Hi-Fi усилитель, он замечателен.
Кто ищет большее музыкальное разрешение (если оно ему нужно), выбирать более дорогую 707 модель, а кто-то идет дальше. Но становится ли хуже от этого 607, я думаю нет, он так и остается замечательным аппаратом.
Посыл данного материала состоит в том, что любая техника замечательна, если она имеет достоинства для слушателя. Конечно со временем идет «рост» самого слушателя в сфере аудио, он требует от аппаратуры большего ибо переходит уже некий рубеж своего самосовершенствования, но от этого прежние аппараты дарившие радость не становятся хуже, просто ему становятся нужными аппараты следующего уровня безупречности.
Чтобы не быть голословным, я приведу немного примеров, которые были в моей аудиопрактике в разные годы увлечения.
Первым зарубежным усилителем, что я прослушал, оказался Akai AM-2250 1978 года выпуска — невероятной красоты аппарат. Меня он буквально шокировал прозрачными высокими частотами.
Можете не верить, но услышав Akai AM-2250 я буквально потерял дар речи и вцепился в аппарат, который мне продавали. Я был в совершенном восторге. По сравнению с моим советским Амфитон 002 этот Akai AM-2250 имел немного меньше деталей в музыке, но высокие очаровывали, они были невероятно ясные и гладкие.
Другой усилитель, что порадовал меня — был так же аппарат из 1975 года — Pioneer SA-6300.
Pioneer SA-6300 — фото делал я
На тот момент при небольшой цене меня поразило как легко он обошел по всем параметрам звучания мой современный усилитель Yamaha A-S500. Конечно уже такого шока, как от Akai AM-2250 небыло.
Так же был случай, когда я принес домой более простой усилитель Pioneer SA-5500 II и неожиданно был очарован звучанием и немог оторваться от него более двух часов. Я не знаю в чем было очарование, но музыка лилась и ее хотелось слушать.
Grundig A-903 мне сильно понравился необычно гладкими и нежными высокими частотами. Я бы сказад шелковыми и при этом похожими на нежные колокольчики.
Я просто в восторге включал на нем Sting-а и наслаждался, пусть не детальным, но гладким нежным звучанием.
Усилитель Pioneer A-616, обладающий настоящим Hi-Fi музыкальным разрешением впервые поразил драйвом, напором и деталями. Слушать на нем Yello и Dire Starits было шикарно.
Sansui AU-a607 подарил невиданные ранее эмоции, когда каждая струна могла удивить экспрессией, а голос — эмоциональным надрывом. Я помню, как включил на этом аппарате альбом группы Yaku и так и сидел пораженный звуком.
Sansui AU-a607
Усилитель Yamaha A-1000 открывает перед слушателем тот факт, что в записях присутствует воздух! Вы буквально чувствуете пространство заполненное воздухом, ощущаете его дыхание. Это было невероятное ощущение.
Pioneer M-90, как я уже писал, очаровал сладостью, он безумно сладкоголосый и красивый.
Из последних отслушанных мной модель здорово понравился Onkyo A-917rv2, своей превосходной микродинамикой, работой с пространством, эталонным разрешением.
Yamaha P2100 и вовсе стабильно поселилась в моей постоянной аудиосистеме за умение показать голографическое пространство и выстроить все правильно, как надо.
Конечно я мог бы продолжать еще очень долго, тем более в сфере флагманов там и вовсе можно петь дифирамбы бесконечно, но главную суть я думаю уже изложил — все хорошо, если вам нравится.
Замечательный материал! Тут как раз тот случай,когда спорить вообще не о чем.Можно только добавить что-то своё.Например о германиевых транзисторах…Был у них ещё один недостаток: для кого-то существенный,для кого-то -не очень.Как правило не очень высокая выходная мощность.Для того времени,а это как заметил Александр-конец шестидесятых-начало 70-х,когда основная масса акустических систем корнями уходила в ламповое усиление и соответственно обладала высокой чувствительностью-сия особенность недостатком наверное не считалась.Но с приходом более современных и менее чувствительных АС усилители на германиевых транзисторах сдали свои позиции.Кстати у меня в 1980-81 годах был электрофон Аккорд 201 стерео(стоимость в магазине 99 рублей-вероятно самый дешёвый стереопроигрыватель из когда либо выпускавших советской радиопромышленностью)Так вот он как раз был на германиевых транзисторах и имел выходную мощность 2х4вт.И комплектовался соответствующими колоночками на одном широкополоснике 4ГД(цифирки запамятовал).Честно признаться попадись мне сейчас подобный аппаратик в хорошем состоянии-купил бы лишь для того,чтобы освежить в памяти как это звучало.
А что касается термина Hi-End я не очень люблю им оперировать.Чтобы описать класс аппарата можно подобрать много звучных синонимов и в конце всё равно поставить многоточие.А Хай Энд подразумевает точку-это абсолютно неправильно и потому спорно.
Алекс, от пьезокерамической корундовой иглы ты скорее в культурном шоке окажешься, а не освежишь воспоминания, а платинка получит выбоины несовместимые с жизнью.
По германиевым транзисторам есть очень интересная статья:
http://www.salonav.com/arch/2003/06/tranz.htm
Если кратко, то резюме там такое:
германий является гораздо лучшим «проводником», чем кремний, а следовательно, и каскад усиления на транзисторе p-n-p имеет значительно меньшие потери звуковой энергии, чем аналогичный на n-p-n.
Пластинки я как раз слушать не планировал на данном аппарате.Хотелось именно как усилитель послушать и именно с теми колоночками.Я знаю что это будет ужасно для меня нынешнего…А может и не будет-всё в этом мире относительно.
Статью прочитал…интересно,но это современная авторская разработка усилителя с бескомпромиссным подходом.А вот серийных мощных усилителей на германиевых транзисторах…нет,они может быть существуют,просто я про такие не слышал.Но даже если они существуют-их мало и с большой долей вероятности что они дороги.То что германий лучше никто же не спорит,как и то что германий дорог и потому нерентабелен.
Но если Vovans вдохновится данной темой и соберёт такой усилитель-я первый в очереди на покупку))))
И ещё по поводу одного термина…»Винтаж»-про это уже много сказано,но до сих пор есть люди которые называют «винтажом» то что выпущено…ну скажем до 1990-го года.На самом деле термин,который пришёл в сферу аудио из сферы виноделия подразумевает какие-то исключительные аппараты прошедшие проверку временем.Ни у кого же не появляется желание назвать винтажом портвейн 777 только потому что он был разлит по бутылкам в 1980-м году.Так и с аппаратурой-все аппараты прошлых лет можно назвать словом ретро,а винтажными будут лишь отдельные из них.Как правило из верхних линеек.
Может есть у кого сервис мануал на onkyo a-919 ??
аккорд -201 звучал здорово в школе стояли такие во всех кабинетах…слушали на нем тухманова» по волне моей памяти». потом мама купила симфонию 003 шедевр моторизованная шкала настройки приемника и запах дерева покрытого лаком.. на то время пьезо головки звучали здорово и цена головки в 1р.60 коп. позволяла их часто менять.
Симфонию не застал(в магазинах),а вот Виктория 003 долго стояла по цене 590 рублей(фантастические для 14 летнего мальчишки деньги.)И ещё Электроника Б1-01 причём сейчас народ знает в основном только вертушку а ведь изначально был полный комплект(840 руб) вертушка,усилитель и колонки 25 вт(закрытый ящик)
симфония в 1972 стоила 397 руб. деньги не малые но внешний вид внушал доверие. еще мама купила как только появился магнитофон катушечный комета 201 это тогда казалось чудом. а еще запомнил на полках в магазине пылились венгерские колонки videoton по цене 130 руб. за 1 шт. их никто не покупал долгое время из за цены. да и в то время усилителей в продаже не было поэтому отличные колонки никто не покупал.
У меня года три-четыре назад были маленькие двухполосные Видеотоны(акустическое оформление-закрытый ящик)Очень приятно звучащие колоночки.Конечно бас там был весьма условный, но вч/сч диапазон подавался весьма недурственно.
колонки шли по разряду hi-end.. тяжеленные. беда в том у них через 25 лет посыпались подвесы. не думаю что кому то удалось их восстановить. впервые я услышал их в комиссионке портовый город ильичевск. кассетная дека усилитель сони тех времен с сенсорным регулятором громкости по моему 5 модель, тоненеький. тогда я в первые услышал такой ясный, глубокий, прозрачный звук…полчаса стоял в магазине завороженный.
Когда что то в жизни случается в первый раз-это запоминается навсегда.В молодости очень часто приходилось заворожённо впадать в ступор с открытым ртом.А сейчас то,чем восторгался тридцать-сорок лет назад уже не вызывает даже тени тех эмоций-только щемящее чувство ностальгии по тем временам…Но и то не всегда.А тогда…И первые S-90,и 4000-й Акай и бумбокс Хитачи с шестью динамиками(по цене двух мотоциклов «Ява»)и много чего ещё…А сейчас? Мы перестаём удивляться.А молодежь,как мне порой кажется,не умеет удивляться в принципе.По крайней мере собственную дочь мне удивить ничем не удаётся.
Хорошая статья , продолжайте пожалуйста. Многим это интересно.
Мой сын тоже любитель музыки . Как она звучит ему наплевать, лишь бы играла. Слушается все на планшете.Еле заставил одеть хорошие наушники, с тех пор не расстается с ними.
К сожалению, времени сейчас нет. Пришли приличная партия корпусов и трансов для фонокорректоров, паяю во всю. Наконец-то добрался до этого сайта, материал интересный появился. А тут ещё и меня упоминают )
Да, я почитал, пообщался на эту тему чуть… Тема интересная — УЗМЧ на германиевых транзисторах. Надо попробовать! Будет время, загуглю, внимательней изучу вопрос. Для себя хочется иметь как можно больше примеров звука. Вот и ЦАПы потихоньку собираю в коллекцию. И Усилки. А если сильно понравится германий, то можно и в тираж попробовать.
Александру браво за подачу материала! Наконец то больше сути,истины, нежели субъективных впечатлений! Хотя под конец все ж заставил улыбнуться: Yamaha P2100 и вовсе стабильно поселилась в моей постоянной аудиосистеме за умение показать голографическое пространство и выстроить все правильно, как надо. Остается только спросить: и как надо?