Подвесы акустических систем Diatone и их профилактика

В мире создано много прекрасных акустических систем использовавших совершенно фантастические технологии в своем производстве. Yamaha делала купола динамиком из берилия, Diatone вспеняли бор осаждая его на титановую подложку, Sony выращивала динамики с помощью бактерий acetobacteriae aceti (биоцелюлоза) и тд.

Sony SS-A5 La Voce (твитер создали бактерии acetobacteriae aceti)

Но когда речь заходит о звучании этих акустических систем сегодня (да, они по прежнему звучат прекрасно) слегка забывают о некоторых факторах — не все компоненты АС имеют бесконечный ресурс, либо могут в какой то момент ухудшать свои свойства.

Yamaha NS-1000 и купола из берилия

Например многие АС компании Onkyo имеют ППУ-подвесы, которые крепят дифузор к корзине. А это значит, что срок службы ППУ (поролона, вспененного полиуретана) лишь 10-15 лет. И купит прекрасные Onkyo Scepter вы можете с удивлением наблюдать, как при прибавлении громкости во все стороны полетят клочки подвесов. Конечно это не страшно, подвесы меняются. Можно поменять на такие же ППУ, на резину или материю, и специалисты, что проведут эту операцию аккуратно есть. Но как видите действительно есть такая тема нюансов у акустики, про которую стоит поговорить.
Сегодня внимание наше всецело посвящено акустике компании Diatone (подразделение Митцубиси). Это замечательная акустика, и даже не самые ее дорогие модели 77HR некоторыми аудиолюбителями возносятся, как конкуренты современной акустики до 4500 долларов. Я бы посмеялся над таким утверждением, но вы знаете, в каких то моментах — это действительно так. Это все спорно в целом, но безусловно — это акустика фантастического качества превосходящего свою цену.

Diatone DS-77Z — самые свежие по году выпуска, у них подвесы еще могут быть девственно мягкие.

Но начиная с 80х и соответственно моделей 505-501 и далее 77-1000-5000 и тд главная особенность этих АС — подвесы. Они на производстве для долговечности были пропитаны чем то (смолы,каучук?) и изначально они были нежные и мягкие, но по истечении десятков лет практически всегда, если вам достанется акустика из первых рук японца, без профилактики вы получите «задубевшие» матерчатые подвесы во всех моделях 80х. Огромный плюс, что это матерчатые подвесы, что значит, что они фактически вечные.

Diatone DS-505 — флагман 1980 года.

Но чем грозит задубевание (затвердение подвесов)? Динамик уже не может так точно реагировать на изменение сигнала и первый эффект задубевания — уменьшение глубины низких частот. Вы знаете, иногда — это даже хорошо, если ваша комната для прослушивания склонна к резонансам, то эффект «дубовых» подвесов даже будет благотворен. Я слушал Diatone DS-77HR в совершенно дико резонирующем помещении, где не мог слушать никакую акустику (из за резонансов была ужасная потеря разрешения, как буд то слушаешь музыкальный центр) и только 77HR играли без каких то признаком резонанса, просто прекрасно. И у меня даже не возникало идеи и смысла обработки подвесов — меня результат устраивал на 100%.
Но что именно может подвигнуть к проведению профилактики подвесов, для возвращения подвесу мягкости, и вообще это возможно?
1. Мы может вернуть в какой то мере глубину некогда низких частот (помните только, что совсем глубокий низ в таком размере корпуса вам не даст форм-фактор закрытого яшика (ЗЯ)).
А вторая причина не так очевидна, но я сталкивался с ее последствиями.
В результате задубевания подвесов ткань теряет эластичность и становится хрупкой, ломкой на изгиб. Результатом совсем фатального засыхания могут стать трещины в ткани — тогда только смена подвесом — единственный рецепт.
Поэтому если вам очень нравятся ваши Diatone и вы хотите их слушать как можно дольше, то одно из желаний — вернуть эластичность подвесам и тем самым продлить их жизнь.
Вы знаете, я перепробовал много самодельных рецептов от местных кулибиных, включая касторку тд — все это имеет очень слабый эффект. Единственный гарантированный эффект — некая японская «секретная» жидкость, которая умеет размягчать подвесы Diatone. Состав ее никто не знает, и я к сожалению тоже. Продается она в Японии по цене 1500 йен, но с доставкой выходит в районе 4000 рублей за 2 пузырька. Пару лет назад я покупал такие пузыречки и мне пришли пузырьки довольно большого размера. Но заказав аналогичное в конце 2016 года я получил тоже 2 пузыречка, но какие же крохотные они стали! Я был очень неприятно удивлен.

Японская секретная жидкость для размягчения подвеса — какой-то растворитель.

По запаху это определенно какой то растворитель (я думаю копеешный на самом деле), но идентифицировать его я не смог. Он не похож по запаху на ацетон или вайтспирит или калошу (перенюхал, все что нашлось дома), но амбре в целом схожее.

20161127_163523

Пример японской жадности

Кто откроет тайну этой самой жидкости поможет многим аудиолюбителям.
Чтобы испытать жидкость у меня были в наличии акустические системы Diatone DS-501 с в меру задубевшими подвесами. Они были твердоваты, но не до такой степени, чтобы беспокоится, что ткань может лопнуть. Но эти АС я слушал немного, так как несмотря на их высокое музыкальное разрешение и объемность, СЧ от гигантского купола и ВЧ при скромном басе мне выносили мозг примерно за полчаса. Получалось, что так как НЧ динамик снизил интенсивность НЧ, на первый план полезли ВЧ/СЧ — логично, так и работают эти качельки.

Протираем подвес жидкостью вот такими палочками

Я положил колонку на пол — динамики вверх. Протер подвес спиртом, чтобы стереть пыль. После чего взял японский пузырек с жидкостью и ватную палочку (для ушей). Макнув палочку в жидкость я стал аккуратно наносить жидкость на подвес, пока не покрыл его полностью.
Подождав часик-другой я увидел, что подвес стал размягчаться. Я прошел еще раз по всей окружности. Спустя еще 2 -3 часа я сделал третье покрытие. С каждым разом мягкость подвеса увеличивалась.
В конечном итоге требуется 3 прохода — это не только мой опыт, но и товарищей делавших аналогичные операции.
Через 3 прохода оставляем подвес до утра. Утром вы получаете подвес нежнейший, который молниеносно реагирует на любые изменения звука.

Diatone DS-501

Что же изменилось в звуке?
В данном случае Diatone DS-501 обрели мягкие и более глубокие низкие частоты, и что самое важное, выравняли тональный баланс, теперь все частоты ВЧ/СЧ/НЧ были в правильных пропорциях и стали слушаться органично, без доминирования одних над другими. Звук ощутимо преобразился в лучшую сторону и я получил акустику так же прекрасно звучащую, как и в момент выхода с конвеера.

Ну и в заключении осталось лишь продемонстрировать сказанное на видео:

 

17 Комментарии

  1. была такая ситуация диатоны с пересохшими подвесами звучали как то не так, совсем не так. жидкости не было пришлось с ними растаться.

  2. Я слышал,что такой обработки хватает на год, и после нескольких таких процедур подвес совсем ветшает и разваливается

  3. тема подвесов довольно не проста. вспомнил акустику очень популярную в 80 perless
    1120 сборка made in india. на то время очень неплохая акустика массивные корпуса 4 динамика. но маленькое но… подвесы служили ровно 15-18 лет и дружно осыпались. после замены» местными специалистами» звук у колонок уходил НАВСЕГДА. а жаль я бы и сейчас слушал их с удовольствием.

  4. Здравствуйте! Есть АС Diatone DS-261. У них конструкция НЧ не такая как на вашем видео. Не выпуклые подвесы, а… как бы внутрь. Блестящие, черные, как бы лаком или краской покрытые. Есть смысл их обрабатывать?
    По ссылке фото таких же АС:
    https://yandex.ru/images/search?text=Diatone%20DS-261&img_url=http%3A%2F%2Fgd3.alicdn.com%2Fbao%2Fuploaded%2Fi3%2FT1DQF.XklmXXcrs7k._112820.jpg&pos=11&rpt=simage

  5. так а как жидкость-то называется?

    Capitan Tenkesh Цитата:

    была такая ситуация диатоны с пересохшими подвесами звучали как то не так, совсем не так. жидкости не было пришлось с ними растаться.

    И это точно слух или может быть и правдой?

  6. не понял про 50х и 77 :) это к феврельскому комменту?

    Как называется жидкость?

    И правда ли, что:

    её надо каждый год использовать?

    Что после нескольких раз подвесы развалятся?

  7. @ vovans:
    Полная чушь что подвесы развалятся после нескольких обработок. Они вечные из ткани.Просто пропитка затвердевает и подвесы становятся подзадубевшими. Лично я обрабатываю 1 раз в 2- 3 года.Если подвесы не сильно дубовые достаточно однократной обработки.Пузырька хватает на 2-3 раза.Я заказывал жижку на авито https://www.avito.ru/krasnoyarsk/audio_i_video/propitka_zhidkost_dlya_tkanevyh_podvesov_diatone_617217384. Заказывал у данного продавца.Всё пришло ОК!!!

  8. Почитав, что Александр рассказывает о Diatone, решил хочу DS-77Z. На Джапексе купил колонки и жидкость для обработки подвесов (2 флакончика = 1 лот). Купил 2 февраля, 18 апреля забрал в Симферополе со склада. Подвесы НЧ были дубовые, особенно правый (видимо больше солнца на нее попадало, так как и гриль правый больше выцвел). Включил-жуть!!! СЧ и ВЧ отлично, а общий эффект из-за бубнения НЧ просто ужасный. Не зря я сразу жидкость купил :-) На ютюбе есть японский ролик об обработке подвесов DS-77Z (https://www.youtube.com/watch?v=qA6zP6Xc1PA). Посмотрев его, договорился с ребятами на СТО, взял у них 100 грамм настоящей японской тормозухи (для аудифилии не должно быть преград). Снял НЧ динамик и налил с внутренней стороны в подвес грамм эдак 20-25, подождал минут 20, и тормозуха прореагировав со смоляной пропиткой подвеса, превратилась в желе, вытер все насухо бумажными салфетками (салфетками не тер, а просто пропитывал и выбрасывал). Подвес внутри стал липкий и блестящий. Сразу отметил эффект- подвес стал намного мягче. На всякий случай намазал внутреннюю поверхность спецжидкостью для подвесов при помощи ушной палочки, совсем чуть-чуть. Наружную поверхность также намазал жидкостью для подвесов, в этот раз побольше. Собрал и включил, стало лучше. Оставил на ночь, включил утром- прогресс налицо, подвес даже на ощупь стал мягче, и осознал — бас у этих АС и вправду очень быстрый и четкий, отрабатывает каждый звук ударной установки и бас-гитары (контрабаса). Слушаю 3 день — звук все лучше и лучше.
    P.S. Александру отдельное спасибо за информацию об этих АС.

  9. Кстати, второй подвес прошел ту же процедуру сразу после первого. Думаю сегодня еще раз намазать переднюю поверхность подвесов спецжидкостью- может бас еще ниже и глубже станет. Еще ссылка про японскую тормозуху- https://www.youtube.com/watch?v=T8nQAU6Qr0Q

  10. Вобщем исследования в этой области потихоньку продвигаются моими и товарища усилиями.
    На данный момент вот что выяснили.
    Подвесы в Диатонах пропитаны каким то специфичным каучуком.
    Каучук размягчается от ацетона, который является проникающей жидкостью.
    Т.е. задача — внедрить в старый каучук свежую каучуковую кровь.
    Для этого можно использовать пластификатор от эпоксидного клея.
    Пластификатор растворяем в ацетоне для придания жижеобразности, после чего мажем изнутри. Ацетон поможет пластификатору перемешатся со старой намазкой.
    Итого должен быть в результате мягких подвес.
    Опыт, по моей теории, провел товарищ Николай. Указанное соотношение 1/3 он изменил в соотношение дохренелион ацетона на пластификатор. Я могу добавить, что можно было добавить в эту жижу, как универсальный растворитель еще немного ВД40 и Калоши, чтобы подействовало на разные типы херни,которыми когда то были смазаны подвесы.
    Итого, он говорит, что результатом пока недоволен. Подвесы стали мягче, но не то, как бы он хотел. Японская жидкость сильнее, лучше и быстрее действует, и динамик не надо снимать, можно просто снаружи мочить кисточкой.
    Т.е. какие то подвижки в этом деле есть, но может пока ошибка в концентрации элементов или пластификатор от эпоксидки можно заменить чем то лучших — хз. Точнее названия знаю этих хз, но их хз где купить.
    На выходных попробую к нему зайти — заценить его результат самостоятельно.
    Он мазал вообще старые АС Диатон дс 38, та видно совсем было дубовое задубевание.
    Так же появилась методика заклеивания надорванных матерчатых подвесов.

  11. Я думаю тормозуха просто растворяет отвердевшую пропитку (по идее смола, возможно натуральная) внутренней стороны подвеса. Внутри подвес до обработки блестел как стекло и при постукивании ногтем звучал как стекло.
    Сегодня же еще 2 раза обработаю подвесы «спецжидкостью».

  12. Японец в первом ролике после обработки тормозной жидкостью смазал внутреннюю поверхность подвеса силиконовой смазкой, которая применяется для защиты пыльников, манжет и прочих резиновых изделий в авто. Вероятно чтобы предотвратить подсыхание подвеса в будущем. Если кто-то будет снимать динамик для обработки, может есть смысл поступить также

  13. Не так.
    Он сперва пропитал тормозухой Fluide Brake dot 4 — я как понимаю можно любой фирмы, хоть кастрол, хоть мобил, хоть как он TCL.
    Потом вытер насухо и
    СМАЗАЛ СМАЗКОЙ ДЛЯ ТОРМОЗОВ — Rubber Grase — тоже любой фирмы.
    Стоит попробовать повторить так же, тем у кого дубовые.

Отправить ответ