Я не думал ничего хорошего, если слышал термин «самодельная акустика», но мой недавний опыт действительно удивителен.
При желании можно найти в сети много конструкций акустических систем, проблема одна, вы не можете знать как они на самом деле звучат в сравнении с промышленными изделиями, и вы не можете верить в то, что о них написано, так как это лишь голословные утверждения заинтересованных лиц.
На прошлой неделе я был в гостях, где смог послушать самодельную акустику от Troels Gravesen.
Сначала я пропускал мимо ушей слова «самодельная акустика», так как думал, что будет что то просто ужасное, так как остальной тракт был довольно невысокого уровня.
Прослушивание имело смысл,еще и потому, что я взял с собой два более чем знакомых по звучанию усилителя среднего и высокого класса — Sansui a607 (1986, 79.800 йен) и мощник Onkyo M-506R (цена в ретейле 1981 года 170.000 японских йен).
Колонки прослушанные мной построены на основе данных с сайта
http://www.troelsgravesen.dk
Вобщем то немного смысловой информации. Troels Gravesen — датский конструктор акустических систем высокого Hi-End класса. Он разрабатывает акустические системы класса Hi-End, т.е. подбирает динамики, рассчитывает корпуса и фильтры, и выкладывает в свободный доступ в интернет на счастье DIY-сообщества.
Троелс активно участвует в разных Hi-End выставках (например Мюнхенское Hi-End Show) со своими изделиями.
Готовые киты акустических систем Троелса вы можете купить у ряда зарубежных фирм или собрать самостоятельно покупая в различных магазинах. Как именно получает Троелс доход от своей деятельности — не суть важно, оплачивают ли ему какой то процент производители китов или он сам формирует такие киты.
Важно другое, насколько эти системы хороши.
Я недавно смог прослушать систему Троелса. Это довольно высокая модель Jenzen NEXT.
Акустика на динамиках Seas (Excel, CRESCENDO и тд). Динамики фирмой-производителем Seas отнесены к категории Ultra Hi-End.
Сами акустические системы довольно внушительного размера, они глубокие и достаточно широкие. Я слушал АС аналогичные тем, что на картинке выше, но с щелевым фазоинвертером:
Корпус был изготовлен самостоятельно и покрыт шпоном. Общий вид получился великолепный, вполне серийный. Хозяин акустических систем рассказал, что в основном проблема возникла в создании отверстий под динамики, так как распилить материал не составило труда — это выполняет любая распилка, но вот прорезать круглые отверстия все отказались, поэтому пришлось взяться за это дело самостоятельно и ручной фрезой выфрезировать. Результат получился отличный. Так же фреза очень помогла и в отрезке краев шпона, так как иначе получилось бы неровно и неидеально. Если будет возможность, я попрошу хозяина этих редких АС рассказать подробности, а пока воспринимайте этот материал, как введение.
При прослушивании акустических систем разработки Troels мне хватило пары секунд для оперделения класса звука.
Да, это действительно лютый Hi-End. Я слушал дома или у знакомых довольно дорогие, известные акустические системы с прекрасными отзывами, сами посмотрите — Diatone DS-3000 (520.000 йен в 1984 году), Klipsh Heresy 2, Tannoy Prestige и тд., но эти Troels Next — это совсем другой уровень, это звук намного выше классом.
Неудивительно, что, как рассказал мне владелец АС, когда он прослушивал в магазине акустику стоимость 150,000 руб не смог скрыть своего разочарования сказав — «Ну что же она у вас так плохо играет», вызвав недоумение продавцов Hi-Fi магазина.
Во первых у NEXT очень много воздуха и пространства. Колонки вытягивают даже самых задохликовские компоненты на невероятный уровень, что уж говорить, что будет если к ним подключить хотя бы Onkyo 506 или выше?
Onkyo M-506R
В принципе все было против этих АС, источником выступал сд-проигрыватель Marantz 7004 и цап Teac UD-301, усилители меняли от Sansui 607 до Onkyo 506R. И уровень этих АС явно выше возможностей этих аппаратов. Но несмотря на это акустика подает очень натуральный и богатый звук, с полями из воздуха и просто дичайшим ультравысоким разрешением.
Представьте, что вы сидите у ручья и любуютесь сквозь кристально прозрачную воду на его песчаное дно покрытое водорослями. И вдруг вам показывают, что может быть еще намного прозрачнее, чем вы можете себе представить.
Что мне понравилось — это был первый матерчатый твитер, из всех которые я слышал ранее, который ничем не уступал металлическим.
Акустика с феноменальным звучанием, очень глубокий реальный Hi-End. Но у Троелса есть АС и более высокого класса.
Давайте посмотрим на начинку.
Начнем с динамиков и примерные цены на них.
SEAS Excel E0040-06 (T29CF002) Крещендо-20315 * 2 = 40630
SEAS Excel E0046-08S — 21165 * 2 = 42300
и НЧ динамик — примерно 25-30000*2
Со слов хозяина с доставкой и прочим у него вышло по затратам примерно 130.000 руб на динамики. Он специально выбрал именно динамики Seas, а не Скан Спик, так как ему нравятся именно Seas.
А теперь представьте что вам предлагают в магазине за брендовую акустику, которая в 100-150.000 руб уже содержит и кучу динамиков непонятного класса и дикую наценку за бренд, корпус и прочее. И теперь ощутите бездну в качестве по сравнению с той акустикой и акустикой от Troels.
Колонки по расчетам Troels
Но это еще не все. Troels, как опытный разработчик утверждает, что есть очень мало динамиков, которые могут обойтись простым фильтром (то что мы видим в брендовой акустике — пара конденсаторов, резисторов и катушечка). И конструкции с простым фильтром у Троелса есть, но динамики, способные хорошо работать с такими фильтрами очень дорогие. А то, что вы наблюдаете в брендовой акустике — это очень большой финансовый компромисс на базе дерьмовых динамиков и не более.
Колонки по расчетам Troels
Поэтому в основном конструкции у Троелса содержат очень навороченые крососверы (фильтры) которые исправляют все недостатки динамиков выводя акустическую систему в лигу Ultra Hi-End.
Оцените размер кросоверов на полу
Так вот фильтры в троелсовских АС — это не ерунда по финансовым затратам, он предлагает и простые варианты и лучшие. В лучших вариантах стоимость деталей для кросовера начинается от 5000-6000 долларов.
Этот кросовер огромен
Владелец прослушиваемой мной акустической системы Next, сказал, что кросовер у него вышел дороже всего набора динамиков и при этом он пытался схитрить, поставить катушки попроще, не с металлическим сердечником и тд, но звук сразу деградировал и было ясно, что нужно хотя бы предерживаться минималистичной спецификации от Троелса по деталям.
Все честно, без подвоха, хочется лучше, нужно вложится больше.
Так же вы возможно недоумеваете, когда слышите какие затраты нужны на кросовер, но я думаю многие под словом кросовер понимают обычного размера конденсаторы.
А вы просто представьте горку конденсаторов, каждый размером с кулак, катушки размером с хороший тороидальный трансформатор и тогда вам станет ясно, что таких деталей многие никогда в жизни просто не видели. Это компоненты из другой Вселенной.
В итоге я могу только предположить, что даже с учетом местами самостоятельного изготовления корпуса и пайки кросовера своими руками, стоимость прослушанных мной АС NEXT была примерно 300.000 руб. Это себестоимость деталей. Как вы думаете сколько будут стоить аналогичные брендовые АС. Я врятли ошибусь назвав их ценник 1,5-2 миллиона рублей. Хотя я излишне скромен в оценка, вот например WILSON AUDIO Alexia ценой в 4,5 миллиона рублей ничего не напоминает?
WILSON AUDIO Alexia
Discovery 4 by Troels
Т.е. действительно получается реально стать владельцем акустики экстрауровня. И это не миллионы, а хотя и очень высокие, но достижимые расходы. Возможно постепенно, сперва вы покупаете динамики, через год-два кросовер, потом корпус и тд. Но если есть желание — вы это можете сделать. На самом деле можете. Владелец этих АС не обладал никакими особыми навыками, но у него было очень большое желание и он просто следовал подробным инструкциям на сайте Троелса.
Меня звучание этих АС действительно впечатлило. Я был бы рад собрать такие, но видя диапазон расходов, я понимаю, что мне это пока не по зубам, хотя это движение к хорошей акустике я начну выставив на продажу свои очень воздушные JBL 4312B MK II Control Monitor.
У Троелса есть и небольшие полочники так же Hi-End уровня. Да там один твитер в них стоит 26000 руб, т.е. для пары только твитеры тянут на 52000.
Троелс пишет, что ему жалко видеть, как люди слушают всякое барахло и поэтому он специально рассчитал недорогие АС с действительно хорошим звучанием Discovery 12W:
Т.е. главный вопрос — могут ли быть АС изготовленные самостоятельно очень хороши, класса Hi-End, как видите ответ — могут, если вы следуете рекомендациям известного разработчика Ultra Hi-End. И сомнения — насколько хорошо звучат эти конструкции тоже не стоит, прослушанная модель Next звучит невероятно даже на простой аппаратуре, а в более высоком тракте начинает играть новыми гранями поражая тембральной глубиной.
Я думаю это не последний материал по данной теме, если вам есть что сказать — делитесь информацией и впечатлениями на нашем форуме.
А я недавно послушал вот такие: http://www.hiend-audio.pro/showthread.php?t=577
Владелец описывает в теме свои ощущения, я повторять не буду.
теперь не знаю как расслышать это обратно)))
мои представления о звукопередачи перевернулись с ног на голову, как говориться…. Это что-то.
Где взять 250 т.р., больше ничего в голову не приходит (((
А, щиты новосибирские. У Троелса тоже есть щиты. Тут каждый может выбрать конструкцию по душе. Тут вопрос не у кого, что лучше, а то, что есть хороший звук и там и тут, и это радует.
эти щиты с Твери, так вроде. Я бы не против найти вариант щита в более разумный бюджет с тем же качеством звука, но как?
По поводу твитеров http://www.audiomania.ru/tweeter/scanspeak/scanspeak_r3004-602010.html
всмысле цена
я на сайте аудиомании и смотрел цену, они может разные какие то, там 26 стоит за тот, что я имел ввиду.
Слушал пару проектов Троелса на Сканспиках. Выше Александр пишет про высокие порядки фильтров. В общем это основной косяк у Троэлса. Получается хорошая АЧХ на картинке, но напрочь убитый фильтрами 4 порядка звук. В общем, надо слушать.
Повезло значит с конструкцией. Делать самому большой риск. Даже повторив полностью все параметры, может оказаться на выходе совсем не то, чего ждешь. Лично сам занимался самоделками по готовым проектам(не Троелса) , так вот материалы корпуса дают совершенно разный звук. тот же МДФ купленный год назад и купленный сегодня две большие разницы. А если делать например из фанеры, а в проекте МДФ, то вообще пальцем в небо.Из динамиками та же песня. Бать Сергей Давыдович даже об этом писал, из одной партии динамиков пришлось браковать больше половины. Не зря ведь на заводах существует ОТК и система качества, которая из партии выборочно отбирает несколько образцов на испытания, чтобы потом перед потребителем не упасть в глазах. На Вашем месте я бы очень сильно подумал.
Не знаю что там напрочь убитое по вашим словам получается если дорогие топы всемирноизвестных фирм (Diatone, JBL) звучали явно хуже того Некста, что я послушал.
Троелс тоже писал, что динамики, одна и та же модель, произведенные в разных странах, по разному звучат. Но тот же NEXT и еще несколько АС он относит к очень хорошим АС, которые звучат так же, как аналоги в 10-20 раз дороже от брендов. Т.е. речь о АС за 3 миллиона примерно при стоимости Троелсовского проекта в 300,000. А полочники он ругает, тем, что они по его понятиям самые неэффективные, и даже говорит, что очень дорогие динамики в полочниках неоправданны, так как какие бы они небыли прекрасные, но недостатка излучающей поверхности ничем не компенсировать. Так же он ругает большие полочники за то, что они занимают столько же места, как и напольные, но отдача от них хуже по нижнему регистру. Короче, у него там есть интересная страничка, где он рассказывает, что из своих моделей он считает самым лычшим, а что не видит смысла повторять.
http://www.troelsgravesen.dk/choices.htm
Переведете гуглем
Одной из самых своих удачных АС он считает вот такую
А самым лучшим и живым называет свои щиты OBL-11
По крайней мере я так понял.