У «винилового» звука довольно много приверженцев. По какой причине? Довольно долго винил и лента оставались основными носителями звука в бытовой среде.
Виниловая пластинка
Если не оперировать цифрами и высосанными из пальца фактами, то в реальном мире звучание винилового проигрывателя являлось эталоном, по сравнению с магнитофонами, где качество звука очень сильно варьировалось в зависимости от номера снятой копии, состояния самой ленты и класса магнитофона.
Магнитная лента BASF
Сейчас разумеется можно разглаголствовать о непревзойденном качестве ленты прикупив студийный магнитофон и мастер ленты с 38 скоростью.
Мастер-лента
Но в реальном мире в 80х этого ничего небыло, по крайней мере для массового слушателя. И оставался винил, доступный всем и имеющий гарантированно высокое качество звучания.
Когда ругают винил, первый же аргумент обычно таков — винил трещит. Отрицать бессмысленно, да, когда вы ставите пластинку на проигрыватель, то в 99,9% услышите небольшой треск, это может быть и микрочастицы пыли, и статика, и царапины на виниловой поверхности. Но есть и другой момент — этот шум воспринимается как фоновый, он мало кому мешает, его просто мозг сразу фильтрует отправляя в девайс нуль.
Если вы слушаете винил, то вы неприменно слушаете и треск. Насколько он сильно слышен зависит от картриджа, и остальной сиситемы, но слышан он будет однозначно.
Наверное поэтому в те времена всегда была мечта, чтобы запись была такой, чтобы на ней были идеальные паузы между песен, полная тишина, никакого треска. Лента тоже заставляла мечтать о паузах без шипа.
И когда появился формат СД — первое впечатление — как чисто звучит, ах, и в паузах полная тишина. Это было одно из самых сильных впечатлений от формата, уж поверьте.
СД-диск
Сегодня любят пафосно доказать, что СД стал шагом назад, и на каком то отрезке роста в Hi-Fi аудио и у меня по неопытности возникали такие спорные выводы. Конечно это чушь, СД подарил миру цифру, качественно новый уровень.
Кто хотел из звукорежиссеров, показал, какое высокое качество может иметь звучание на СД-диске. Далеко ходить не нужно, возьмите любой аудиофильский сборник или XRCD диск, чтобы прочувствовать вершину.
Но с приходом СД вскоре образовалась группа людей утверждающих, что аналоговый винил звучит лучше, чем «мертвая» цифра.
На самом деле винил просто звучит иначе, никоим образом он не лучше цифрового СД.
Еще раз повторю, винил просто звучит иначе. Ему не ведома такая детальность, как на СД формате, винил более замытый, заглаженный, замазаный, замыленный, но всегда очень воздушный. Да трещит, да, детальность средняя, но воздух прет изо всех щелей, музыка буквально парит.
СД же так не может…
А с чего такие выводы? Такое звучание винила — следствие метода записи и считывания звука. В этом процессе присутствует очень много помех, механических в первую очередь — детонация, вы в какой то мере фоном слышите или подсознательно ощущаете рокот, шум массы винилового блина, треск. Игла не может точно так же пройтись по вырезанной канавке на виниле, как это было в прошлый раз. Сам винил стачивается с каждым разом, запись с каждым разом ухудшается. Можно так «запилить» винил, что он станет просто неприятно «орать».
Виниловая пластинка под микроскопом
Кроме того у самой иглы есть небольшой микрофонный эффект, схожий с реверберацие — вот вам и эффект «воздуха». Крикните возле картриджа или стукните пальцем по корпусу проигрывателя и вы услышите свой голос в колонке. Кроме того, когда игла едет по винилу вы слышите музыку даже если выключен усилитель, это механическая музыка (как музыкальные шкатулки в царской России), а картридж-микрофон повторно улавливает этот второй звук так же — это просто реверберация, такая механическая непредумышленная «украшалка» звучания.
Уверены в идентичности считанного с винила такой бандурой?
Т.е. мы подошли к идее, что на виниле звук другой. Отнюдь не лучше, и тем более не качественнее, а ДРУГОЙ.
Вернемся к цифре, которая «мертва». Я вам сразу скажу, что если вы нацелены на беспрецедентное качество звучания вашей аудиофильской системы, то можно рассматривать только цифру, как источник. У винила не будет и половины возможностей цифровой записи.
Миф о мертвости или не мертвости легко разбивается банальной оцифровкой виниловой пластинки. Достаточно оцифровать пластинку, и даже не с бессмысленным диким рейтом в 192К/24 бит (зачем?), а со стандартным 44100 Гц 16 бит и вы удивленно услышите, что цифровая запись вообще ничем не отличается от оригинала (винила) по звучанию. Вообще ничем.
В силу того, что винил звучит интересно. Не всегда хорошо, не всегда комфортно (некоторые записи за полчаса способны вынести мозг и уничтожить желание дальше слушать винил, а «запиленные» — очень много раз прослушанные диски и вовсе ужасны по качеству), но интересно. Например ультрадетальность для альбома «Герой асфальта» группы Ария приятный фактор, но не решающий. Я с большим удовольствием могу послушать «замыленный», «замазаный по разрешению», но ясный и воздушный винил. С таким же успехом я могу послушать оцифровку этого винилового альбома, разницы не будет никакой, кроме большего комфорта от прослушивания, так как не нужно будет возиться с винилом, переворачивать пластинку и тд.
Есть еще один момент, иногда записи для винила или СД-диска — это физически разные записи. Т.е. музыканты снова полностью переиграли концерт для СД-записи.
И он мог получится лучше, мог получится хуже, но он все же по звуку другой, по нюансам другой, по вокалу другой. Поэтому интересно часто послушать и виниловую интепретацию и СД. Так же и с лентой — магнитоальбом может звучать совсем иначе, имейте это ввиду.
Я помню какое впечатление на меня произвел альбом Наутилуса, песни «Я хочу быть с тобой», «Казанова», «Шар цвета Хаки» и тд. Но когда я приобрел диск я не услышал того, что по моем памяти там должно было быть. Да, подумал я, это просто эмоции, я был молодой, все это тогда поражало и поэтому эмоции от альбома исказили мое восприятие.
Но это предположение было не верно. На самом деле молодые и задорные Наутилусы сыграли и исполнили этот альбом в варианте на ленте в сикстилион раз энергичнее, борзее, увлекательнее, чем потом в медленопережеванном выхолощенном варианте на СД. Почему они так это сделали, наверное другая атмосфера при записи и еще много факторов, но магнитоальбом при всей убогости звучания (детали, разрешение — это про что вообще?) эмоционально на 100 балов уделал многие более тщательно записанные творения. И это не вопрос форматов и носителей, это вопрос к исполнению.
Это не значит, что это здорово. Если бы в то время Наутилус могли записаться нормально на цифру, то мы бы могли получить этот же альбом в отличном качестве. Это к тому, что все записи хороши по своему, но лучше, когда они в самом лучшем качестве.
Вывод в том, что цифра может все то, что вы услышите на аналоговом формате, но она может и больше. Поэтому аудиофильские записи на СД попросту шокируют. Конечно, чтобы услышать сд-формат во всей красе нужно и аппаратуру достойного уровня, тут бюджетка за 500-600 долларов только разочарует, так как для востановления записи назад из цифры в аналог требуются серьезные сложные схемы и не дешевые цапы.
Возвращаясь к временам первого становления СД-формата — на тот момент СД-проигрыватели действительно восхищали — быстрая смена треков, диск не изнашивается, глухая тишина между песен, ничего не трещит. Звук чистейший! Это была чистая нирвана. И это при всем том, что аппараты на которых мы могли слушать СД в тот момент (после винила) не тянут по сегодняшним меркам выше, чем бюджетки. Чем могли удивить популярные в тот момент очень примитивные ЦАП LC7881 (Вега ПКД121), TDA1540, CX20017?
А по настоящему классно звучащие СД-аппараты зарубежом появились лишь в конце 80х преимущественно на чипах burr-broun и некоторых других. Это был настоящий скачок в качестве.
Yamaha CDX-10000 — впечатляющий аппарат на двух Burr-Brown PCM56K (высший грейд)
Т.е. если вы хотите слушать манеру винилового проигрывателя, вам ничто не мешает слушать оцифровки винила — получите тот же самый эффект. Только я еще раз повторю — 192 или 96К 24 бит — это бессмысленный перебор, достаточно 44100/16.
Я с удовольствием слушаю оцифровку альбома Бинга Кросби «Сезоны», только потому, что эта запись никогда вообще не выходила на сд, она существует только на виниле. Это конечно минус, но моя оцифровка точно такая же как и эта пластинка,которая у меня так же есть в наличии.
Великолепный альбом
Точно так же можно оцифровать и ленту, магнитоальбомы. Говорить в обоих случаях о заоблачном качестве не приходится, но это могут быть уникальные записи, и может привлекать как необычный звук винила, его стереоэффекты, объемность, малоинформативность близкая к естественности, так и сама уникальность музыкального материала.
Для аудиофила, я думаю, альтернативы СД нет. Да, я готов выйти из криогена и узнать, что уже давно появились более совершенные форматы SACD и DVD-Audio, но…
Пауза…
Пауза…
Но…
Но дело в том, что новейшие форматы сейчас банально используются в плохой по начинке аппаратуре, потому что даже примитивная электронная начинка может что то неплохое показать благодаря просто адовому запасу бит и герц в записи. То что раньше делала электроника отдают на откуп формату. При все желании вы услышите ровно тоже качество, что содержит стандартный аудио СД-диск. Просто поверьте, я прослушал достаточно топовых СД-проигрывателей, и достаточно не дешевых SACD и DVD-Audio и вывод такой. Наверное у вас, а у меня то точно, просто не хватит денег на аппарат, который бы отыграл SACD-запись лучше, чем то, как звучит СД в моей системе.
Acuphase DP-720 — SACD-проигрыватель, всего 21500 долларов. Можете купить и проверить лучше ли он играет, чем обычный топовой сд.
Поэтому адекватно говорить о преимуществе SACD применительно к реальности просто какой то гротеск. В 99% случаев у вас не будет аппарата, который покажет что он играет лучше, чем простой СД. Если ваш SACD-плеер играет SACD-диски лучше, чем он же играет СД диски, то это лишь значит, что в нем просто дерьмовая начинка для PCM.
Наверное поэтому и не произошло победного шествия хай-рез форматов, потому как при бумажном превосходстве, в реальном мире король оказался слегка в неглиже.
SACD диск
Да, может быть можно было сделать SACD плееры с реальным директстрим, без деструктирующей переконвертации в PCM-поток и выставить такие аппараты за доступные цены. Но этого не произошло и в нашей реальности данной в ощущения, проще купить топовый сд-проигрыватель и не в чем не проиграть. Иначе вам нужно будет купить безумно дорогой SACD аппарат, чтобы он мог явно показать преимущества хайреза. Не в хай-енд секторе это невозможно, проверено.
По этой причине меня немного удивляют люди, которые в наше время переходят на винил, довольно сообщая, что приобрели проигрыватель винила и тд. Я вижу их, как жертвы рекламной истерии,которая бушует с переменным успехом последние годы.
Иногда в виниловую ловушку попадаются и люди моего или более старшего возраста и меня иногда удивляет, насколько сильно они не в теме. Так как если вы слушали музыку в 80х или раньше, то лента и винил были самыми народными форматами. Я конечно слышал, что иногда людей похищают инопланетяне лет на 20, но не верил.
Но речь не об этом. Человек заинтересовался, ему захотелось винил, лампу, яблок и тд.
Я расскажу какие особенности эксплуатации несет в себе виниловый проигрыватель, нюансы, тонкости, особенности настройки и прочего, чтобы любой начинающий мог приобщиться к винилу, но отдавал отчет что он в плане качества получит прочитав это вступление.
Я планировал уместить все в один материал, но вижу разговор получится долгий.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Приглашаю всех обсудить публикацию на нашем форуме.
С одной стороны всё абсолютно верно-с винилом очень много заморочек,это даже сложнее чем курить сигару или трубку.И массовым формат в обозримом будущем(и в необозримом тоже)уже не станет,как бы этого ни хотелось.А всё потому что теперь всем правит маркетинг и о временах «Золотой эры аудио» остаются всё более расплывчатые воспоминания.Но с другой стороны,даже то,немногое что даёт прослушивание грампластинки-для знающего человека перевешивает все вышеперечисленные минусы.Да,си-ди для ежедневного прослушивания,а винил…по большим праздникам наверное.Или наоборот:когда хочется праздника.Спорить по данному вопросу бессмысленно:тот кто с винилом по жизни-тот его не бросит,а вот просвещать тех кто с этим не знаком-это дело нужное.Причём надо(в большинстве случаев)отговаривать человека от неразумных трат.Как правило потратив 50-60 тысяч рублей человек будет мягко говоря разочарован,а людей готовых выложить сумму как минимум вдвое большую,таких очень и очень немного.А кроме денег надо ещё и иметь дъявольское терпение-с этим тоже бывает непросто как и со временем.Вобщем тема бесконечная…
в этом и цель серии — чтобы люди умели настроить аппарат, чтобы понимали что берут и для чего берут, и что получат в итоге.
тема очень интересна. что лучше винил или сд??? секс с негритянкой или блондинкой???? на вкус и цвет товарища нет!!!! промелькнул сд поигрыватель вега сд 121 изготовлен из комплектующих вирмы c.e.c. цап ямаховский ym 3020 привод очень хорош на пасике копия c.e.c. cd 520. был у меня такой купил запечатаный имею виду вегу 121 неплохой аппарат строгий дизайн, свечение индикаторов необычное, похож на hi-end внешне.
знаю многих молодых которые на волне моды купили вертак, пластинки ,корректоры….и через 2-3 месяца все эти аппараты уже в продаже.
попробовали… ну не их это. винил это не для всех, кто на нем вырос тот с ним и уйдет. имхо. винил и сд это разный звук и каждый хорош по своему. есть у меня запиленная пластинка на aple ringo star sentimental jorney/ пришедшая ко мне из 25 рук. вымыв ее основательно фэрри поставив на вертак…я не услышал шорохов и скрипов музыка полившаяся затмила все!!! истина 1 настоящий виниломан никогда не ставит на первое место состояние пластинки.
вспомнил известный фильм в главной роли алек болдуин заядлый виниломан и жулик в квартире только пластинки ,проигрыватель, и любимая собака.
зашел в магазин по продаже винила, нашел очень редкий альбом любимого джаза…крутит пластинку, вертит, нюхает..затем говорит продавцу ..а вот здесь, очень маленькая царапинка…продавец выдержав паузу совершенно невозмутимо говорит…вы хотите сказать что найдете такую же самую пластинку в таком составе и совершенно новую???? болдуин задумался и говорит… убедили..беру.
так что, кто слушает винил это другие люди, с другим укладом и другим мировозрением.
…действительно автор очень точно подметил приход его Величества СД!
Мы(Я) его ждали , узнав про новые технологии записи и воспроизведения ! И это была поистине истерия в хорошем смысле этого слова , именно в хорошем! Это был новый звук ,без шума и помех, с легким доступом к любому треку…Но в этом звуке была какая та особенность , это понималось где то на уровне подсознания. Причину искал(ли) в некачественном тракте , пиратской записи и т.д. А причина на мой взгляд банальна !Мы все разные и по разному воспринимаем этот мир звука и музыки! Одни слышат музыку , которая согревает душу , вызывает эмоции , мотивирует и побуждает! А другие копаются в звуке , выискивая, ,экспериментируя, критикуя и многое другое в поиске своего звука! Звук и музыка -это разные субстанции! Можно слушать музыку в плохом звуке, но невозможно длительно наслаждаться высококлассным звуком в плохой музыке…Этот мир очень субъективен! Начиная от состоятельности и потребности человека , заканчивая особенностями строения ушной раковины!
А что за фильм.
В Веге цап Sanyo LC7881. Звук мелодичный и мутный. Своих любителей вполне найдет. Вот пример звучания
https://www.youtube.com/watch?v=8ccWsoPf9No
А вот и я записывал
https://www.youtube.com/watch?v=sYHXOUkVc3Y
возможно вы правы имел вегу 121с не догадался сфотографировать внутри.
на форумах писали что это копия c.e.c. cd 530 там стоял ym 3015 привод sanyo sf-86 поэтому я так предположил. а фильм можно посмотреть один раз называется «хитрый вор» 1998 год.. мне понравился.
в начале 80 подавшись на пропаганду совершенства сд звука я продал почти всю коллекцию винила как потом оказалось не я один такой был. слушал сд на проигрывателе филипс сd-104 cd-160 и чего то не хватало….вроде все хорошо и диски по обьему как 2 винила и не скрепит……но в 91 году привезли винил проигрыватель sony ps-15 dd головка шур цена была настолько смешной и полное отсутствие приверженцев винила что я купил принес домой подключил…и услышал то чего так не хватало…хотя все знакомые говорили что это никому не надо и это умерло давно…но я то вырос на этом звуке.
Ну а у меня переход на си-ди произошёл ближе к 90-м.На переферию,да ещё и во времена СССР,всё доходило с опозданием лет на десять(вспомним песню Серёжи Минаева»…и через десять лет когда всё диско помрёт,к нам «Токинг»на гастроли всё же попадёт…»)Так вот о си-ди…Да,дикий восторг,удобно,протирать не надо,переворачивать тоже,не трещит…И виниловая вертушка продана.А пластинки к счастью остались и лет двадцать дожидались своего звёздного часа.Теперь у них новая жизнь.Может и у меня тоже новая…)))
У меня было штук 200 пластинок. Штук 100 потом раздарил, потому что был это просто шлак по качеству, может помните на дисках надпись «записано с радиотрансляции». Там были Лед зепелины и тд. Какая то церковь выпускала чтоли. Без сожаления их поотдавал.
да потому что покупать лицензию на выпуск довольно дорого вот и придумывали какие то лютеранские церкви потом и бедного колю васина туда же преплели. но советский винил фирмы «мелодия» был своеобразным хотя классика попадалась записано отлично джаз иногда. но все же тогда это было актуально. как говориться за неимением лучшего. мы собирались у магазина мелодия и дежурили там весь день когда «выкинут демократов»
меломаны в теме что демократами назывались все пластинки стран соц лагеря. это и пудис и шурцитти локомотив гт скальды червоны гитары омега фсб ну и в том же духе эти диски шли уже по другой градации..то есть дороже. был среди нашей бригады классный парень сашка нарком он же Александр Царев. это был настоящий меломан до мозга костей любил тяжеляк металлику озика тэнкс деф леппарда киссов моторхед парпл и цепелинов собирал диски плакаты майки…никогда не забуду его легендарную майку привезенную из одессы. футболка как футболка если бы не надпись..примерно такая im fack yu red sistems. представьте год начало 80 гулять по городу в такой майке….в ту пору милиция плохо владела языками…но один в троллейбусе молодая женщина посмотрев на надпись возмущенно сказала….не стыдно вам молодой человек???? на что сашка ответил вы наверно учительница английского языка раз прочитали…он был не высокого роста сухощавый вечно со стеклянными глазами если брал в долг 10-15 рублей всегда вовремя отдавал записывал в блокнот был очень порядочным и пунктуальным. любил пиво очень любил один раз с приятелем осушил 38 бокалов пива после чего пошел на озеро стал на склоне и говорит смотри виталик корабль плывет..а на нем озик машет мне рукой и со словами я иду к тебе озик побежал к озеру…славный был парень царство ему небесное друзья до сих пор ходят к нему на могилу…нет он не утонул он погиб позже от передоза….покойся с миром сашка царев он же нарком.
Приятно было читать, спасибо. Все описано точно, я занимался коллекционированием записей, пластинок с начала 80-х годов. Импортные пластинки конечно были дороги, но именно поэтому их и ценили — бережно хранили, переписывать не давали ит.д. К тому же LP это произведение искусства в своем роде: красиво оформленный конверт, разные вкладыши и бонусы, разве есть это все у CD?
Как верно подметил автор минус был один, это шум в паузах и щелчки, от этого мы пытались избавиться разными способами, но не получалось и это просто бесило. Я помню когда появились компакт диски, я тогда выехал первый раз в капстрану и практически на все деньги что у меня были накупил компактов. В музыкальном магазине продавцы ошалели, когда увидели сколько компашек я хочу купить, даже принесли из подсобки несколько коробок с дисками и стали их раскладывать по полкам, к которым я двигался. Я скупил все что мне нравилось и счастливый уехал домой.
Главное достоинство CD это чистый звук без щелчков, такие же паузы, и непоследовательный доступ к трекам. Но счастье от обладания такими дисками было не долгим. Как и многие я продал свою коллекцию пластинок, проигрыватель и катушечник, а они у меня были дорогими и как сейчас выяснилось довольно редкими. Очень жалею об этом. От прослушивания компактов нет того удовольствия, которое получал раньше от пленок и пластинок, поэтому и не ценю их, нет того пиетета.
Несколько лет назад начал снова собирать пластинки, заказываю их на Дискогсе и все вернулось! Но теперь от шума в паузах и щелчков при воспроизведении получаю удовольствие — они мне нисколько не мешают.
Еще раз спасибо автору за хорошую статью.