Ламповые усилители – какие бывают и почему они все еще существуют в 2025 году

Первую усилительную лампу изобрел Ли де Форест в 1906 году, это была трехэлектродная конструцкция, другими словами – триод, но создатель назвал его Аудион, и вместо вакуума внутри был газ. Только через 10 лет будут созданы те самые гигансткие танки с титанического размера гусеницами, на которых будет рассекать Индиана Джонс в 3 части своих приключений – Индиана Джонс и последний крестовый поход.

Это действительно очень старый танк, но ламповое усиление еще древнее.

Аудион
Первые усилители на триодах появились в 1912 году.
Уже в 1932 году Найквист придумал обратную связь для ламповых усилителей, чтобьы они небыли так хороши. Не знаю зачем это сделал, неужели не слышал, что с ОС звук хуже или измерения затмили разум.
Сегодня существуют как усилители с обратной связью так и без, но вы возможно скажите, зачем нам такой древний ламповый усилитель придуманный еще при царе. Сегодня существуют великолепные транзисторы с потрясающими характеристиками и тд.
В принципе по такому пути все и покупают транзисторные усилители, ведь это острие прогресса. Но все длится порой до того момента, когда искушенный слушатель уже слона съевший вместе с прилипшей к лапе моськой становится свидетелем прослушивания старой как мир технологии (ну не такой конечно старой) , и понимает, что весь его транзисторный фетиш – полная ерунда и не идет ни в какое сравнение с реальностью звучания лампового усилителя.
Безусловно не каждый ламповый усилитель будет хорошо звучать, как и не каждый транзисторный. Первое что отмечают слушателти ламповых усилителей – отсутствие привычных уже синтетичных сибилянтов, на лампе голос льется в уши, как живой, и не бойтесь мертвецов, он ипоют по прежнему огого еще как.
Принято ругать усилитель за большие гармонические искажения по сравнению с транзисторными аппаратами, но это совсем не то за что можно ругать , да и вообще не нужно. Потому что в ламповом усилителе вы слышите гармоники “законсервированные”, засушенные при записи в “мертвой” заглушеной комнате. Это как покушать сухую рыбку и в ухе недавно пойманную. Уха – это и есть гармоники лампового усилителя, и сушеная транзисторная рыбка никак и никогда так не зазвучит.
По сути ламповый усилитель позволяет востановить изначальные гармоники – т.е. послезвучия реального выступления, реального звука инструмента.

Транзистор будет изображать из себя “честный ” звук, который сслышал в студии при записи звукорежисер. Как-буд-то кто-то и врямь захочет слушать это пересушенное студийное в заглушенной комнате. На лампе музыка оживает.
Существует пара вариантов лампового усиления – это аппараты построенные на однотактной схеме и на двухтактной.

Однотактная схема


Двухтактная схема
Однотактные теоретически звучат лучше, по сути это самый прямой путь звука к ушам слушателя в пуристичном классе А. Я сам обладаю таким великолепным аппаратом – Willsenton R800i на 805 лампе мощностью в 55 ватт на канал. Сигнал поступает в Усилитель, тот разгоняет его до выходной лампы и дает чудовищные 55 ватт великолепного звука без обратной связи.


Что плохого в обратной связи. А вы представьте вы поете песню и когда смели слово “раскинулось” море широко, вам говорят, мы придумали обратную свяжт и сейчас улучшим характеристики, и теперь когда вы будете петь “море широко” еще пойте то что уже пропели – “раскинулось”. Вы скажите что за бред то? Это и есть обратная связь. Уже усиленный сигнал снова подается назад на вход транзистора, куда уже поступает следующий сигнал. Потому то и так плохо звучат транзисторные усилители с обратной связью (они все такие, даже не что заявлены NOS – без обратной связи имеют ее локально внутри чипа). А вот лампа просто поет как надо.

Двухтактные ламповые усилители возникли от желания получения не лучшего качества, а большей мощности. Идея проста – если у нас есть лампа которая умеет усилить до 3 ват, то что если мы поставим не 1 ,а 2 лампы, а сигнал разделим на положительную и отрицательную полуволну, и каждыя лампа будет усиливать свою часть, в итоге мы все это объединим и получим 6 ватт.
Из- этого следует, что для двухтактного усиления нужно выбирать пождобранные по характеристикам лампы, а не абы как. В однотакте не надо.
Но прежде чем вы подумаете что двухтактные хуже – тут отмечу все решает стоимость. В небольшом бюджете духтактные могут играть динамичнее и интереснее. А вот когда денег куры не клюют, но добро пожаловать к мощным и прекрасным однотактам.
Кроме того существую лампы, как триоды (первые усилительные), так и тетроды, так и пентоды, так и нувисторы.
Суть в увеличении количества электродов, что дает больше мощности и хуже звучание.
Но, во первых играет цена ламп, а во вторых не подключая часть электродов или объединяя их мы можем получить что-то похожее на триод. Конечно как триод оно не зазвучи, но будет лучше тетрода или пентода.
Каждая лампа имеет свой характер звука, свой шарм и заставляет вас ее возлюбить или возненавидеть, но про звучание разных ламп возможно я расскажу в другой раз. КОму нужны ламповый усилители в 2025 году, ведьт верно, ведь когда еще Индиана Джонс…

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ