Предлагается анализ рынка на момент июля 2023 годы по соотношению цена/качество звука современных моделей по сравнению с бывшими в употребление моделями или даже винтажными вариантами.
Начнем с винтажных вариантов.
Несмотря на то, что основные критерии максимального качества звуания некоторыми компаниями — Yamaha, Acсuphase были достигнуты начиная в среднем с середины 70-х (поэтому реального аудиофила с тех пор сложно удивить такими сущностями, как прозрачность, микродинамика, детализация), но в какой-то момент стало понятно чот стандарт DIN45500 , он же по некоторым мнениям — Hi-Fi — не то чтобы не отражает сути, вкладываемого смысла, но и по техническим характеристикам, с годами, стал доступен даже «кофеваркам». И если мы будем ориентироваться на стандарт Hi-Fi, как на свод характеристик DIN45500, то гарантированно не получим звучанияя высокого класса.
Почему происходит такое несоответствие — очевидно — разные парадигмы разных эпох совершенствования аудио.
40-50-е годы характеризуются мечтой о более высоких показателях в области высоких частот- в те годы было мечтой получить 9-12-15000 Гц в усилительной аппаратуре.
В целом я хочу отметить, что несмотря на завиральные современные значения в 100 и более кГц по ВЧ, среднестатистический любитель аудио 35-55 лет в среднем слышит частоты в диапазоне 15000-15500 Гц.
Парадокс в том, что в утверждается, что человек воспринимает ухом в среднем 20 кГц или выше, но такие диапазоны люди слышат преимущественно в 15-20 лет. В эти годы они в целом не самостоятельны, не имеют устоявшихся суждений — зависимы от доходов родителей — и несильно интересуются качественным аудио, тем более такой высокий уровень слуха попросту нивелирует разницу между дорогой аппаратурой возрастных, имеющих себе «возможность позволить», «плохослышащих от возраста» и молодых , тем более закон пубертатного периоды характеризуется поиском самки, которая должны на время перевесить все весы в нейросети мозга подростка, а не воспроизведение какого-то аудио, которое для Вселенной и Эволюции ничтожно.
Поэтому к осознанному понимания качества звучания люди приходят как минимум, к 25-35 годам, когда слух начинает стремительно деградировать, а эволюционные команды теряют силу воздействия, потому что в структуре человечества заложено только одно свойство — пока ты молодой, не имеешь сонма приобретенных вирусов (встроенных паразитов) разрушающих твой генетический потенциал — оставить потомство. После этого эволюции вы совершенно не интересны — эволюция знает, что в итоге вирусы победят. Тут же глупый вопрос — почему некоторые люди живут до 100-120 лет — очевидно, что они смогли своим питанием образом жизни подавлять паразитов/ вирусов, и тем самым стать победителями в этой заранее обреченной схватке. Кстати Искусственный Интеллект — это реальная возможность и путь человечества к истинному бессмертию, где эволюция остается за бортом. Поэтому реальное развитие и поддержка человека осуществляется до 30 лет, после чего механизм вашего процветания, самоподдержки, прекращается. Так как потенциал заложен высокий, то человек даже не понимает, что Вселенная, природа, бросила его. После 30 просто по инерции благодаря заложенному потенциалу у человека все хорошо до 35 лет. В 35 эта фора кончается и на человека наваливается огромный вал проблем со здоровьев, которых у него никогда небыло (!!!), проблем о которых он никогда не ведал — иммунитет — аллергия, вирусы, у мужского населения — простатиты и тд.
Природе вы больше не нужны — вы шлак, который долже умереть и уступить дорогу молодым. В первобытные времена люди редко доживали до 30 лет, позже стандартом было, при отсутствии медицины, что человек живет 40 лет.
Достаточно вспомнить приснопамятное словосочетание — «дедушка Ленин».
Просто для справки — «дедушка Ленин» прожил 53 года, а так его начали называть в 45 лет, а возможно и раньше.
Но в то время жизнь людей была очень тяжелой — посмотрите на фотографию этого 35 летнего парня.
Мне на 3 года меньше, чем дедушке Ленину — сравним:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса
(гений поэзии — А.С. Пушкин, 1823-1836, ученик гения Жуковского)
Итак — парадигма ранних лет становления аудио — получить достаточный воспроизводимый диапазон высоких частот.
В 60-е годы уже, благодаря ламповому усилению качество звучания приобретает современные понятия. Звук достаточно естественен и хорош, но технодрочеры хотя получить в цифрах лучшие характеристики , которые показывали бы минимальные искажения. В то время, да и сейчас, многие разработчики не понимали, что такими измерениями «меряют размер корпуса», а не звучание.
НА СЕГОДНЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ СТАНДАРТИЗОВАНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЙ, КОТОРЫЕ БЫ ГАРАНТИРОВАЛИ ЗВУЧАНИЯ ВЫСШЕГО УРОВНЯ ЕСТЕСТВЕННОСТИ, КРОМЕ СУБЪЕКТИВНОГО АНАЛОГОВОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ.
Любой смартфон сегодня соответствует стандарту Hi-Fi, любой самый дешевый усилитель соответствует стандарту DIN45500/Hi-Fi, но звучат они по прежнему ужасно — жестко, синтетично, ненатурально.
Поэтому сегодня единственный критерий ориентироваться в качестве звучания — иерархия расположения компонентов в лестнице продуктов топовых аудиокомпаний и цена продуктов, другим словами — ретейл.
Итак — конец 60-х и 70-е стали эпохой борьбы за лучшие технические характеристики (в основном КНИ и диапазон воспроизводимых частот) — они ничего не давали слушателю, тем более в аудио, но это помогало в продажах.
Так же отмечу, что в то время просто не существовало доступных потребителю, действительно высококлассных источников звучания. Помним о лаге времени, и даже если уже формально было стерео, многие слушали моно и шелак на 78 оборотов.
Не стоит романтизировать эпоху низких характеристик и возможностей. Просто вспомните монофонический Битлз — группу номер 1, как там было записано СТЕРЕО — в одно канале только голос, во втором — все остальное.
Конец 60-х, в среднем это 1968 год и 70-е характеризуются переходом к транзисторам, тогда это был германий (характеризуется самораспадом,потерей характеристик,не переносит высокий нагрев, но имеет лучший параметр по искажению типа ступенька, лучшую энергетику и и тд), позже кремний (песок).
Все любители аудио отметили, что в то время транзисторные аппараты стоили очень дорого, имели лучшие формальные характеристики, чем усилители на лампе (лучше КНИ, лучше демпиг-фактор, лучше частотный диапазон), но субъективно звучали хуже -пропадало ощущение присутствия певца, натуральность, хотя на более «ущербной» и плохой по характеристика лампе это все присутствовало.
Но уже в 70-х появились модели усилителей , которые предлагали примерно современное звучание — бешеную детализацию, отличную микродинамику, и низкий КНИ, накоторый по практике, после 0,1-0,01% не имеет обращать никакого внимания — в современной аппаратуре это низшие проказатели.
Такими прорывными моделями стали бытовые первые Accuphase и профессиональные, предназначенные для контроля звучания в студиях звукозаписи Yamaha P2100, Yamaha P2200.
Если современные аппарты находятся не на уровне класса топ Hi-Fi, то они не смогут превзойти по классу звучания эти довольно старые аппараты возрастом в районе половины столетия.
Лучшие аппараты тех лет отличались современным звучанием, например Yamaha P2200 дает очень детальное, прозрачное, но абсолютное мониторное звучание, другой вопрос, что в 2023 году существует класс Hi-End, когда просто сверхдетализации и микродинамики недостаточны, нужна эмоция заложенная в произведение. Происходит возврат к истокам, к достоинствам лампового звучания — натуральности, но на новом уровне восприятия.
Так же сразу отмечу, что сегодня у лампы на фоне внушительных достоинств есть масса недостатков и
при выборе аппаратуры действительно высокого класса разумнее остановиться на транзисторных вариантах преимущественно MOSFET-реализации, хотя бы каких то топовых ступенях иерархии.
MOSFET по сути — это воплощение в кремнии лампового звучания, но на более высоком уровне качества.
Со второй половины 80-х слушателей получает более высокое качество звучание усилителей, в основном благодаря смене технологии производства, вместо металлических «шляпок» транзисторов приходят кремниевые варианты — звук становится более нежным, лишается жесткости (даже при одинаковых значениях КНИ), вырастает и воспроизводимый динамический диапазон — нередки становятся доступны значения в 100 кГц и выше, а скорость транзисторов достигают 40-80 Мгц (Sansui, Sony) — 40 -80 миллионов Герц (!), что открывает новые горизонты.
90-е годы принято ругать, так как именно во второй их половине происходит перекос сторону «домашних кинотеатров», ресиверов, а по сути в сторону мечты человечества о действительно много канальном звуке, потому что впервые за все врем развития аудио это становится возможным.
Но в целом , несмотря на негативный шлейф от аудио 90-х, качество звука ощутимо растет, а негативидет лишь от того, что наща страна пережила развал СССР и абсолютное обнищание всех слоев начеления, поэтому в 90-е, а особенно в 98 и после (дефолт) не имело смыла ввозить в страну дорогую аудиотехнику. Поэтому 90-е прошли под шлагом абсолютно низкобюджетнйо аппаратуры, которая в солонах предлагалас из-за дикой инфдяции по совершенно безумным ценам.
Если же от этого абстрагироваться, а сегодня мы имеет доступ к топовым образцам 90-х, то можно отметить, что качество звука стало субъективно и объективно еще лучше.
2000-е так же сегодня мы видим принесли аппаратуру еще боле высокого класса. По сути именно модели начала 2000-х и предоставили наконец прекрасный звук высокого класса современного уровня.
Много лет самым дешевым и достойным аппаратом оставался вариант от компании Marantz — модель PM-6001,6003,6004,6005,6006 предоставляя неслыханный ранее уровень звучания в таком бюджете. Я твердо убежден по результатам многолетних исследований аудиорынка,, что именно с этой модели и начинается настоящий бюджетный Hi-Fi.
На вопрос как отличается по качеству звука аппаратура прошлых лет от современной уже был дам ответ — чем меньше разрыв по годам, тем меньше разница в звучнии. Уже начиная с конца 90-х разница в звуке по сравнению с современными моделями не имеет решающего значения, по сравнению с ценой, лишь незначительно превосходя по качеству звука аналогичные модели.
Далее предлагается рассмотреть соврменный ассортимент усиления и цены на аппараты, и противовесом чему эти модели являются.
* Сравнение производится на основе моделей, которые по звучанию хорошо известны и я в состоянии проследить всю историю совершенствования модели, представляя, как изменяется звук, на руководствуясь опытом реальных прослушиваний. Безусловно есть достойные модели, которые прошли мимо поля зрения — это естественно, нельзя объять необъятное, но стоит помнить изречении Козьмы Пруткова — «зри в корень».
Для анализа выбран случайный массовый интернет-магазин аудиотехники.
Пусть это будет Аудиомания, банально из-за более удобного сайта, сортировки и вменяемых рекомендаций по популярности.
Самое дешевое, что мы можем видеть — это Pioneer A-10AE за 36000 рублей, как вовлеченности звучания, классу Hi-Fi и другим свойствам она не имеет никакого отнощения.
0,5% гармонических искажений при 30-50 ваттах — это совершенно чудовищные (в плохом смысле) значения по искажениям для 2023 года, как и цена.
Мне сложно представить, каким нужно быть иудой от аудио, чтобы рекомендовать такое.
Китайский FX-Audio FX-50S PRO за 5.000 рублей легко его превзойдет и будет звучать доминантно лучше, показывая кто тут «папа», по всем параметрам, кроме разве что размер и вес у него значительно меньше.
Первый действительно дешевый аппарат из класса НАСТОЯЩЕГО Hi-Fi — Marantz PM6007 (70.000 рублей). Он конкурирует с моделями Leak Stereo 130 за 65.000 рублей (кстати Джими Хендрикс обладал довольно дорогой аппаратурой на тот момент (60-е) и владел для прослушивания музыки моделью Leak Stereo 30.
В наше время решили воссоздать аудиосистему Джими, узнать, как он слушал музыку, и многие производители той аппаратуры предоставили отреставрированные компоненты легендарных времен для дома музея Хендрикса, где можно было бы послушать его аудиотракт, как он был, только компания Leak сообщила, что она и сегодня выпускает реинкарнацию того знаменитого аппарата Leak Stereo 30 под названием Leak Stereo 130 и передала безвоздмездно в музей именно современную модель Leak Stereo 130). Еще одним конкурентом Marantz PM6007 по стоимости выступает усилитель Rotel 11 Tribute, так же за 70.000 рублей.
Я не обладаю столь высокой компетенцией по моделям Leak и Rotel, поэтому не смогу сделать по ним анализ, но прекрасно знаю звучание все линейки усилителей Marantz, а учитывая, что при жесткой конкуренции в одном ценовом сегменте всегда примерно равные аппараты, то я буду делать вывод, хоть и ограниченный, на основе модели Marantz PM6007.
Модели Marantz 6000-й серии являются жемчужиной начального Hi-Fi и завоевали несметное число наград за свой звук. От себя отмечу, что в его ценовом диапазоне Marantz 6000-й серии совершенный бестселлер дарящий слушателю кристальную прозрачность, уливительную возможность наблюдать силу микродинамических перепадов и наслаждаться харизмой аудио. Он так же завоевал огромное число наград за звук. Это реальный Hi-Fi и этим сказано все.
Сегодня цена за новейший аппарат Marantz PM-6007 с встроенным ЦАП, где используется топовый чип АК4490, пусть и не в эталонной обвязке, зато с лютым экранированием, логично и тактично что стоимость такой квинтэссенции современных технологий составляет 70,000 рублей.
Много это или мало — на мой взгляд это допустимо, ибо взамен вы прикасаетесь к магии настоящего Hi-Fi.
Вы слышали настоящий Hi-Fi?
Да, я слышал настоящий Hi-Fi, я слышал Marantz PM-6007/6/5/4…
И это тот параметр, который при цене в 70.000 перекрывает все другие возражения.
Вес всего 7,6 кг?
Мощность всего 45 ватт при 8 Ом?
Но если вы не грузчик или бодибилдер, которому нужно больше веса, то все что вам нужно знать — 45+45 ватт чистого, без искажений звука достаточно для любой классической комнаты размером до 30 метров (Амфитон 002 высшего класса В СССР предлагал 25 ватт на канал и использовался с огромными S90), и это настоящий, прозрачный, микродинамичный, харизматичный Hi-Fi. Не DIN40500 с характеристиками смартфона 15 летней давности, а Hi-Fi, словосочетание вызывающее трепет.
Как бы не был прекрасен Marantz PM-6007 за 70.000 рублей, но сумма достаточно внушительная. На вторичном рынке за эти деньги предлагают аппараты совершенно другого уровня.
И это нормально. Обладать новым — это дорого, это не каждый может себе позволить.
Marantz PM-6007 действительно отлично звучит, но что можно приобрести за эту сумму и даже дешевле на вторичном рынке?
Например аппарат значительно более высокого класса — Denon PMA-1500AE.
По сути это немного улучшенная в том числе путем интегрирования в нее в ЦАП, модель Denon PMA-1600NE с ретейлом в 179.000 рублей. Недавно появившаяся модель 1700 NE стоит 180.000 рублей.
Что именно выбрать — новый начальный аппарат или роскошный бывший в употреблении — здесь аудиолюбители сами отвечают себе на такие вопросы, но хотелось бы добавить, что вопросы о надежности и поломках б/у аппаратов безусловно бывают, как и у новых, ноих число очень сильно преувеличено. В среднем аппараты слушавшиеся 20 лет никак не проявляют своего возраста и выглядят, как новые. Скорее новые бюджетные модели уже через 5-7 лет могут «посыпаться», начать «хрустеть» регуляторами или просто сломаться.
Чем дороже усилитель, тем он более надежный из-за использования более совершенных и дорогих деталей. Хотя промашки разработчиков никто не отменял. Например топовый Marantz PM-99 были слишком горячими в классе А, что привело к деградации элементной базы и тд и сегодня такая модель потребует обслуживания, но это как раз редчайший пример отголосков тех самых высказываний. В большинстве случаев — более 90%, аппаратура возрастом 20 и более лет крайне редко требует каких-то вмешательств, а если уж говорить об относительно свежих моделей- Marantz PM-15S1/S2/S3, Marantz PM-13, Denon PMA-2000, Marantz PM-1500, Marantz PM-A100, то и вовсе они не требуют никаких «профилактик» в принципе и мало чем отличаются от новых аппаратов.
Никто не отменяет фактора возможности небрежной или экстремальной эксплуатации, но все это видно по внешнему виду усилителя.
В современном мире аудио случаются и явные казусы, например ультрабюджетная модель усилителя Стереоусилитель
Denon PMA-900HNE, являющаяся прямым потомком Denon PMA-700AE стоившего когда-то малые 9000 рублей, предлагается за 100,000 рублей.
Несмотря на то, что он стал незначительно получше звучать, чем 700АЕ, он сильно проигрывает по качеству звука ранее указанному Marantz PM-6007 за 70,000 рублей, не имея маранцевской 6000-ной прозрачности и микродинамики.
Следующий аппарат из новых моделей — Musical Fidelity M6si предлагается за 221,000 рублей и это является отличным выбором, если вас устраивает такая цена за совершенно новый аппарат высокого класса.
Следующий вариант уже стоит внушительные 400,000 рублей и это Denon PMA-2500NE. Он представляет из себя старую добрую, немного улучшенную, в том числе за счет добавления ЦАП BB PCM1795, версию усилителя Denon PMA-2000, который на вторичном рынке предлагается в среднем за разные версии от 80 до 110,000 рублей.
Для сравнения, ниже начинка Denon PMA-2000RE:
Я не включил сюда многие замечательные аппараты, например Naim Nait 5SI и другие в силу их отсутствия в продаже, но анализ ваших возможностей относительно выбора хорошо звучащей техники, после прочтения этого материала должен обрести более скоординированное направление.
Автор абсолютно прав по поводу стандартов хай фай. Мне кажется сейчас любой радиобудильник ему соответствует но о звуке это ничего не скажет. В своих изысканиях и вечном движении вперёд я сейчас остановился на новодельном усилителе, который меня поразил довольно сильно и это Yamaha AS2200, что было для меня слегка неожиданно после очень хорошего РС2002. За внешний вид говорить тут говорить не стоит и сравнивать их тоже по этому параметру, но по звуку различий много. И я бы никогда не сказал что услышу такой разительный скачок вперёд. 2002ой играет, всё есть вроде но включаю новый AS2200 и понимаю что вот оно что я искал эмоция в музыке, её душа. Каждый звук очерчен, дышит воздухом, осязаем как будто его можно потрогать. Хотя по графикам PC2002 вроде даже лучше чем AS2200
Потому что ас2000 мосфет и не мониторный