Technics SE-A5 видится мне одним из красивейших усилителей, когда либо созданных в мире аудио. Его вид навевает ассоциации с Hi-End. Передняя панель — сплошное табло с огромными стрелками мерно покачивающимися в такт музыке создают незабываемое зрелизе.
Впервые увидев усилитель мощности Technics SE-A5 я действительно был заворожен. Я подумал, что вот этот аппарат должен (буквально обязан) звучать сугубо феерически и если есть Hi-End, то это определенно должен быть аппарат из этого разряда, накопить и купить и будет счастье и Hi-End нирвана.
Собственно логически так и есть, Technics, в свое время, представила линейку из 3-х топовых аппаратов — A5, A3 и A1.
Начало линейки задал самый грандиозный Technics SE-A1 стоимостью в 1 миллион японских йен, весом в 51 кг, вышедший в 1977 году.
Не трите глаза, предусилитель A2 действительно имеет стоимость еще дороже, чем мощник — фантастические 1.600.000 йен!
В 1979 году вышла более новая и доступная модель Technics SE-A3 вобравшая в себя наработки из А1. Мощник А3 весил 35,2 кг и стоил внушительные 300.000 йен.
И наконец в 1980 году вышла модель вобравшая в себя наработки и из А1 и из А3, а так же получившая измененную схемотехнику с обратной связью. Все три мощника были аппаратами усиливающими по постоянному току (DC).
A5 оказался самым дешевым аппаратом в этой топовой линейке — 150,000 йен и весил он так же достаточно «скромно» — 18,4 кг.
В аппарате была применена схема New Class A — преимущества малых искажений чистого класса А, но в схеме где его нет (класса А). Как сказано в брошюре к усилителю мощности:
New Class A предлагает низкие искажения класса А и эффективность класса B.
Из интересных его особенностей было наличие двух входов — DC и Normal.
Если вы подключали источник по DC то звук шел в тракте без конденсаторов, максимально сохраняя все особенности оригинала, а за отсутствием постоянки на выходе следила специальная сложная система. DC является основным и самым аудиофильным режимом усилителя.
Вход же Normal реализовывал классический путь сигнала, включая разделительные конденсаторы. На слух это выражалось в наличии некоторой вуали на звуке, которая пожертвовав немного детальностью, давала большую «музыкальность» при прослушивании, «певучесть».
Сперва я предпочитал сугубо режим DC при прослушивании за его более высокуое музыкальное разрешение, но позже мне вдруг понравилось звучание в режиме Normal. В любом случае есть выбор, есть два варианта под вкус слушателя.
Одной из необычных особенностей мощника Technics SE-A5 являлся режим работы. Усилитель мог работать либо на полную мощность 160W + 160W (4Ω, 0,003%) активно потребляя электроэнергию и греясь, либо ограничив себя мощностью 40W + 40W (4Ω, 0,003%). Необычно что переключать усилитель из одного режима потребления энергии в другой можно было… включением подсветки дисплея.
При включении подсветки Technics SE-A5 развивал максимальную мощность 160 ватт на канал при 4 Ом или 120 ватт при 8 Ом. Но когда вы выключали подсветку, мощник переключался в режим 40/30 ватт (4/8 Ом).
Кнопочка выполняющая это действие несла на себе надписи Output power с двумя значениями — Full и Limited.
Характеристики аппарата реально впечатляют.
При номинальной мощности гармоники имели ничтожные значения 0,003% (20Гц ~ 20кГц, 4Ω), 0,002% (20Гц ~ 20кГц, 8Ω). Диапазон усиления частот 5Гц ~ 100 кГц (КНИ 0,007%). Отношение сигнал шум великолепное — 123 dB. Коэффициент демпфирования 140.
Хочу еще отметить такой факт, что когда аппарат лимитирован мощностью 30-40 ватт, то это чистейшие и мощнейшие ваты без искажений (которых кстати для озвучивания комнаты в квартире хватит с избытком), так как в этот момент потребляемая мощность аппарата вовсе не 30 ват, она составляет вполне приличные 100 ватт. При полной же мощности, потребление 330 ватт.
Как объясняет этот момент руководство на усилитель — это сделано для того, чтобы в вечернее время подсветка не мешала прослушиванию и в вечернее время не нужна такая высокая мощность аппарата.
Мой Technics SE-A5
Вес мощника не рекордный, но довольно приличный — 18,4 кг. А если учесть, что он не содержит массы коммутационного металолома, что находится в обычном интегральнос усилителе (потому что все это вынесено в отдельный блок предусилителя), то вес в почти 20 кг не кажется маленьким.
Разумеется есть мощники значительно более тяжеловесные, за примера далеко ходить не нужно, это Technics SE-A3, например, весом в 35,2 кг. Но и вес этот объясним. Выходная мощность А3 составляет впечатляющие 320 ват на канал при 4Ω, 20Гц ~ 20кГц, 0,003%. Все это более мощные трансформаторы конечно. Но в обычную квартиру зачем вам 320 ватт, если учитывать что обычно прослушиваем на громкостях 5-15 ватт?
Technics SE-A3, что под капотом
К примеру известная акустика 35АС-012 “Radiotehnika S-90” имела номинальную мощность 35 ватт и как мы знаем с успехом озвучивала довольно внушительные танцевальные площадки даже.
Что касается дополнительных трат на покупку предусилителя А6 для Technics SE-A5, то я в своей практике успешно использую А5 без предусилителя. Сзади мощника есть регулировка ручек громкости. Я уже не говорю, о таких моментах, что можно использовать так же регулировку громкости с СД-проигрывателя или программного проигрывателя, если вы пользуетесь компьютером. Вобщем с этим никаких проблем нет.
Какие нюансы в общении с Technics SE-A5 я выяснил. В первую очередь мне показалось, что аппарат заточен под «винил». Т.е. он полностью соответствует манере и музыкальному разрешению, что мы обычно получаем с винилового проигрывателя. Это естественный звук, не такой ультраподробный, как на СД, но плавный, эмоциональный. Музыкальное разрешение скорее среднего уровня, чем высшего, что его роднит с таким прекрасным аппаратом, аналогичным мощником, Pioneer M-90.
Pioneer M-90
Итого в сумме мы имеет усилитель мощности Technics SE-A5 с удивительно высокими характеристиками, с разумным энергопотреблением и отсутствием конденсаторов на пути звука при использовании входа DC. Осталось узнать что там со звуком.
СЛУШАЕМ TECHNICS SE-A5
Изучая довольно большое количество информации по аудио из первоисточников я не раз наталкивался на два пути создания аудиоаппаратуры. Первый путь очевиден — лучшие характеристики аудиоаппаратуры возносящие к новым высотам.
Но встречался, хотя и не так часто, и другой вариант, который как задание давался инженерам — это создание музыкальной по звучанию аппаратуры, передающей в первую очередь эмоции и ощущения. Т.е. здесь на первый план выносился именно человеческий опыт реального прослушивания и ощущения красоты звука. Вы скажите, что это чушь и я это придумал или иду на поводу мифов, которыми наполнен интернет. Но нет. Я приведу как наглядный пример, например создание акустических систем Sony SS-G9, где ключевая цель была — не звуковое разрешение, а именно субъективное ощущение реальности звукового события. И результат именно таковым и был.
Sony SS-G9
Если судить формально, то это были акустические системы не самого высокого музыкального разрешения, та же Sony могла добиться и добивалась в других моделях большей детальности, но имено G9 были флагманом, лицом компании, потому что они «звучали» и такими по задумке они и создавались — несущими естественное «живое» звуковое разрешение, то которое вы слышите на реальном концерте, а не в студии, где расстояние от инструмента до саксофона измеряется сантиметрами.
Ткань одежды на вас вибрировала от движения воздуха в нижнем регистре, масштаб воспроизводимого произведения в исполнении G9 (и даже меньших G7) был грандиозным, вы будто находились в концертном зале перед выступлением БСО. У Sony в этом плане все удалось.
Есть и другие примеры показывающие, что иногда компания при создании ориентируется не только на топовые характеристики, а и нечто эфемерное, свойственное ощутить только живому человеку при реальном прослушивании.
Technices SE-A5 создавался в доцифровую эпоху (1980), до появления СД-диска (1982), он являлся развитием аудиомысли грандиозных предыдущих мощников A3 (1979) и А1 (1977) и совершенно прозрачно видно, что источник звука на который сориентированы эти аппараты — винил или лента. И как мне видится его концепция — это создание в первую очередь музыкального аппарата, хотя и характеристики заоблачные.
При прослушивании с СД-диска Technices SE-A5 покажет вам удивительные объемные изображения акустической гитары, шлейфы послезвучий при естественном, «живом» музыкальном разрешении, то есть идентичном концертному.
Kenwood DP-7090
После СД-качества со студийными записями многие привыкли непременно слышать все тончайшие аспекты — скрип стула под музыкантом, клокотание слюны в горле, а Technices SE-A5 не акцентируется на этом, он дает «переживательный» образ сконцентрированный на музыкальности подачи.
Аппарат прекрасно проявляет себя в первую очередь на виниле (требуется внешний фонокорректор или пред), или, как в моем случае, на винил-рипах. Можно сказать, что звук с винила/винил-рипов — это конек подачи Technics SE-A5.
Когда сошлось видение Technics SE-A5 и источник из того времени и возникает магия — музыкальное, погружающее звучание. Dire Straits, Yello, Эрик Клэптон — замечательно, атмосферно. Не приглашающая к анализу слышимых звуков подача, вы просто глотаете музыкальное полотно, не жуя, заглатываете и вам мало, вы хотите еще раз услышать ту самую акустическую гитару. Это просто красивая музыка с бэкграундной подачей, но воспроизводимая на аппаратуре высокого класса и очень высокого качества со всеми вытекающими.
Исследуя тему я нашел в сети зарубежного владельца, который буквально фанател от модели Technics SE-A5 и только от нее. Когда то, в давние годы, у него уже был такой мощник, а с приходом власти ebay он смог купить еще один такой (только MK II), а позже прикупил еще пару. В общей сложности мне показалось, что у него дома находится 4-5 аппаратов А5, которые он счастлив использовать ежедневно совместно с несколькими парами колонок.
Итого по звучанию Technics SE-A5 можно отметить его как бы более «фоновую», не напрягающую подачу с естественным, но не ультравысоким музыкальным разрешением. Его тяготение к носителям и источникам того времени — винилу, катушкам — именно с ними получается самый синергичный, самый увлекательный результат. С цапами или СД-проигрывателями на мультибитах так же полная гармония. Я использовал в прослушивании цап Lite DAC-AH на 8 стерео-чипах TDA1543 — Dire Straits оставил впечатление.
Technics SE-A5 изнутри
В заключение добавлю, что в качестве акустических систем я использовал топовые Diatone DS-1000 c бор-титановыми СЧ и ВЧ куполами и арамидным НЧ-диффузором, из 1983 года. Получившаяся система имела свой шарм и вкус, особенно при использовании винил-рипов.
Я специально не стал вдаваться в особенности работы так называемого нового класса А в Technics SE-A5, что является его ключевой особенностью, возможно об этом в какой то другой раз, а темой было — рассказать об интересном и красивом усилителе мощности, который порадовал наш мир своим появлением.
Поскольку и я не столь давно имел возможность пару месяцев пользоваться усилителем данной модели,то могу подтвердить: всё что написано в данной сстатье имеет место быть.Во всяком случае после общения с А5 у меня остались примерно аналогичные впечатления.Правда у меня была полноценная пара: мощник+пред.(пред в моём случае SU-A6 mk2)И вот что могу сказать по данному поводу: в данной связке пред.абсолютно нейтрален-то есть ни улучшений,ни ухудшений звука при использовании предусилителя я не заметил.Вобщем то можно конечно использовать мощник и сам по себе,но…Ну вот представьте что вы купили дорогой,престижный автомобиль.Ну чтобы помимо прочего показать свою статусность.А на самом деле данный сегмент техники вам не под силу(в финансовом смысле).И вот вы покупаете статусный автомобиль в самой что ни на есть бедной комплектации жертвуя даже нужными опциями…И всё ради показухи? Так что совет такой: А5 лучше всё же использовать с родными предами-это и удобней и красивей(пред с мощником выглядят гораздо солидней).Потом у предусилителя Техникс очень хороший корректор ММ/МС для тех,кому это важно и много чего ещё…Впрочем решает каждый сам,а я лишь выразил своё видение…
вы слыхали как поют дрозды…нет не те дрозды не полевые..
давно я это слушал да играет.. да ничего играет..ну и что ??? за эти деньги сейчас многое что играет куда лучше…
Было время, когда был у меня усилитель «Барк» ,который я считал тогда очень даже огого… И вот появился у меня простенький бюджетный Техникс(модель не помню)Какая же была то пропасть в звучании! Не в пользу Барка. Сколько времени же я насиловал уши этим отбросом , который и сейчас люди пытаются слушать и петь ему дифирамбы. А С90 на фотке вызвали чувство тошнаты. А были же у нас инжинерные умы и могли бы… Но это совсем другая история.
Ну а небольшое замыливание звука в угоду музыкальности что ли , свойствено наверное всем техниксам. Мне лично техникс не подошел,хоть и пытался себе подобрать. Нашел счастье в Ямахе РС2002 . Набрал несколько штук и слушаю как моноблоки.
@ Capitan Tenkesh:
+100500, но много чего за Эти деньги нынче так и не играет!!! :)
@ Vladimiroff:
ну вот бриг и барк это были наиболее удачные модели ссср и с90 с 35 довольно хорошо совокуплялись..мощный бас все хорошо…но вот двух блочный техникс модель 1000 выдержал почти неделю за что на них цена на ebay скорее всего красивые стрелки ну и светятся к тому же…а так для глухих это лучший усилитель..
@ Vladimiroff:
Из советских АС понравились Электроника 150АС-001 с излучателями Хейла. Правда себе бы я такие не взял, потому что с похожей концепцией подачи мне явно больше понравились Sony SS-G7, которые для меня оказались лучше всем. По усилителям — аналогично — мой основной мощник Yamaha P2200 из той же оперы что ваш, только постарше — звук конечно чумовой. Да и в младшей p2100 он очень серьезный. Я на пробу взял Yamaha PC1002 — типа тот же P2100, но с рядом изменений-дополнений в схеме.
Technics SE-A5 давно лежал на полочке, кушать не просил, но недавно как-то так совпало, что возврат интереса к винил-рипам совпал с включением этого аппарата и я его пару недель заэксплуатировал на постоянной основе в таком качестве, не без удовольствия.
в начале 80 сравнивали лоб в лоб акустику sony ssg-5 и sansui-s-65 у сони был чуть чуть лучше верхний диапазон…как сейчас помню слушали space deliverance усилитель был очень не плохой jvc-ax 77 вертак техникс 300d quartz
и вдобавок в это же время хозяин принес свой техникс 8080 как он считал самый крутой усилитель в городе…ну в итоге сам признался что jvc ax-77 уделал его техникс по полной хотя для хозяина признать такое да в то время когда усилитель стоил более 2000 рублей. сравнение было корректным так как усилители одной ценовой категории.
Боженька ты мой , как же Матцушитовцы любили над здравым смыслом издеваться и хтонические схемы изобретать ( это я про N class A ).
Технология mash у мацушиты обалденная по звуку