Проект ЦАП на TDA1543

Главная Форумы Сделай сам Проект ЦАП на TDA1543

В этой теме 160 ответов, 5 участников, последнее обновление  vovans 5 дн., 15 час. назад.

Просмотр 20 сообщений - с 141 по 160 (из 161 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #5037

    vovans
    Участник

    Немного измерений только выхлопа, подключённого к звуковой карте (и вход, и выход).

    При синусе 1 000 Гц и подключенных наушниках THD показывает порядка 2%, а THD+noise порядка 0,15%. при дискретизации 96К. Всё есть на скринах.

    96к:

    Обращает на себя внимание какой-то мусор выше 20к и выше 40к. В RMAA его тоже было видно. Не пойму, что это и почему 🙁  И жуткий пик на 50Гц (в наушники, хоть и чувствительные, его не слышно, но через усилитель…). Особенно хорошо этот пик на 50Гц видно при логорифмическом представлении представлении.

    44.1К:

    Вторая и третья гармоники хорошо видны. Вторая — наверно и хорошо )

    А теперь убираем сигнал и смотрим на мусор в эфире.

    44.1

    96к

    Даже не знаю, много это или мало. Если бы какие-то пощёлкивания не было слышно, то для наушников хватит. Что за пощёлкивания-потрескивания — не пойму 🙁

    И да, на счёт ёмкости выходного разделительного конденсатора наверно заблуждался. К 2.2мк в одном канале припаял электролит на 470 — разницы не заметил.

    И что-то утомило меня это всё. Хочется всё бросить ) внимания, мил и денег уходит много, толку пока 0. Без понимания процесса это мартышкин труд. А чтобы понимать, нужно либо образование соответствующее, либо перечитать кучу фундаментальных трудов. В любом случае нужны годы.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5039

    vovans
    Участник

    Ну и для примера можно глянуть искажения и форму сигнала без нагрузки. Искажений 0,0х% обоих типов. Вот это уже наверно нормально 🙂

    И обратите внимание на напряжение пик-ту-пик (рр). Трындец моим кондёрам на 200В по 140 руб за штуку )

    И что видит нормальный осциллограф:

    Мне кажется, синус довольно красивый ) в общем, таки без нагрузки хорошо!

    И вот АЧХ чистого выхлома от отдельного генератора НЧ от 10 до 40 000Гц.

    Красный — канал подключённый к генератору. Зелёный же не подключён. И тем не менее, ловит часть сигнала другого канала. Чем выше частота, тем хуже разделение каналов.

    И картина на осциллографе. Он почему-то не видит такого взаимопроникновения каналов.

    Как по мне, АЧХ вполне ничего, с некоторым спадом на ВЧ.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5043

    vovans
    Участник

     

    Вот так всё это дело выглядит на данный момент. Сверху входит анодное питание, там же электронный дроссель. Видно полевик. Электролит поменял на два по 1мк плёнки к73-11. Изменений не заметил.

    Внизу слева вход питания нитей накала. Импульсный dc-dc. При его отключении никакие вч-помехи меньше не становятся, так что так и останется.

    Без делителя на входе вообще не понимаю, зачем эта схема. Коэффициент усиления слишком большой. Ему бы ближе к единице быть.

    Да и вообще ерунда какая-то. При высокоомном выходе размах амплитуды большой, что наверно и опасно. И может искажения вызывать. При низкоомной нагрузке искажения растут и АЧХ искривляется — провал на сч и большие пики на нч и вч. 6н1п для такой нагрузки не годятся.

    В общем, пока вот так. И простая схемка потихоньку разрастается. Места на картонке всё меньше 🙂


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5054

    Александр
    Хранитель

    Ну а звук то лучше получается с лампой или хуже?

    #5055

    vovans
    Участник

    Пока я не пойму, как этот звук слушать. Для усилителей слишком большое выходное напряжение, а наушники напрямую не тянет (искажений не больше 2%, но на АЧХ лучше не смотреть). Ещё покопаюсь, прежде чем выводы делать.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5097

    vovans
    Участник

    Короче, пару дней послушал выхлоп по схеме Николая. И наушники он тянет норм. Даже 32Ом приемлемо. АЧХ почти не нарушается. Почти ) А на 250Ом вообще идеально всё. И на совсем высокоомную нагрузку (усилитель, например) всё хорошо. Придраться не к чему. А чтобы сравнивать в лоб, надо это дело как-то продумать. Чтобы один сигнал пустить на все испытуемые варианты и быстро передёргивать выход. Но так как уровень выходного сигнала всё равно будет несколько разный, это тоже может повлиять на оценку. А если переключение происходит одну-две минуты — да фиг его знает, и тут хорошо, и там хорошо 🙂

    Так вот, сегодня переключил на ламповый выхлоп. Может ВЧ чуть поменьше (надо проверить ещё раз АЧХ), но пощёлкал по разным жанрам — да, в общем, есть ВЧ, и нет ощущения, что мало.  Послушал разную музыку, вроде бы тоже всё хорошо. Аудиокнигу с сыном послушал, тембр мужского голоса звучал великолепно. Вот только пару «но» вылезло.

    Первое «но». Вспомнил про проблемную песню  и включи её. И снова слышу какие-то искажения из ВЧ-динамика на СЧ или чуть повыше. Наверно надо попробовать на  микрофон записать и тогда, послушав, может кто чего и подскажет. Или забить уже на эти лампы как на страшный сон. Сперва я думал, что выходная амплитуда большая у ламп, вот оно и зашкаливает, вот и искажения. Но нет. Подключил осциллограф на выход, да всё там нормально с уровнем RMS.

    Что интересно, этих искажений не слышно, когда подключаю наушники напрямую или даже через наушниковый усилитель. Что странно. Кто же тогда виноват?

    Второе «но», что в наушниках и наушниковом усилителе слышно НЧ-фон и какие-то потрескивания. Вот на акустике наоборот этого не слышу и оно не напрягает. А в наушниках или через наушниковый усилитель это есть. Возможно, неправильно работает электронный дроссель.  Я поставил туда стабилитрон на 13 вольт, а когда меряю, при включении с 13 напряжение быстро прыгает на 3 и так и держится. Почему 3?! Отключаю анодное питание от сети и через несколько секунд напряжение с 3 в миг становится 13. Может схема работает в таком режиме, что этот стабилитрон и создаёт эти щелчки непонятные и фон полностью не убирается.  Схему электронного дросселя приводил в соседнем сообщении чуть выше.

    Капризные эти лампы. И наушники толком не могут напрямую, АЧХ кривая получается, и с высокоомной нагрузкой непонятки, и громоздкий он (один анодный транс чего стоит, а он там не единственный транс), и всё равно ЦАП работает на обычный резистивный i/u, а значит что за ними простой предусилитель с небольшим коэф. усиления. Так что можно, в принципе, наверно любой пред, который понравится, и с более нормальным описанием, собирать и пробовать.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5100

    vovans
    Участник

    Вот!

    при пассивном фильтре/резисторе, можно сделать усилительный каскад без цепи ООС, что при более высоком уровне гармоник дает более натуральный и приятный звук.

    Теперь понятно, почему везде всё же используется пассивный i/u на резисторах ) а за ним уже любой выхлоп


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5120

    vovans
    Участник

    Не оставляя надежд, была найдена такая схема, очень похожая на вариант лампизатора, а автор её заметно поавторитетней в звуке:

    Странно, но и тут нет делителя, который мне пришлось вводить на входе, чтобы привести сигнал на выходе хоть в какие-то рамки. Значит схема нормальная, всё-таки.

    Вот полностью материал на эту тему:

    http://www.raylectronics.nl/pdfs/Thermionic_Valvestages.pdf

    Вот его бы перевод почитать )


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5131

    vovans
    Участник

    Короче, продолжаю слушать. Что могу сказать, выхлопы на лампах и на транзисторах достойны того, чтобы их попробовать. Сейчас вот слушаю Melody Gardot под плотный и крепкий имперский стаут и получаю удовольствие. Надо таки добить недостатки и уже делать законченное устройство.

    Думаю, надо получше питание сделать и большая часть проблем уйдёт. И поиграть с резисторами в катодах. Есть мнение, что сопротивление верхнего должно быть больше. Нужно попробовать. Ещё читал, что варианты на одном триоде на канал больше красят звук. Можно и это заменить.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5300

    vovans
    Участник

    Короче, беру пока паузу по tda1543. Собрал сегодня ЦАП на ak4490:

    Осталось питание сделать и буду тестить. Наготове так же дуал ak4495. Видно на первом фото. Там выхлоп разобран, плату подарили, думаю выхлоп попробовать ламповый, что делал ранее. Я его тестировал как самостоятельное устройство — очень даже ничего. Уж не знаю, вернусь ли потом к 1543. В общем-то, можно по схеме Николая собрать. Хорошо работает. Количество ЦАПов можно менять, уменьшая пропорционально резисторы по полтора килоома (кажется) и увуличивая параллельные им конденсаторы. Но добавлением ЦАПов мы только снижаем сигнал/шум, увеличивая искажения.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5338

    vovans
    Участник

    Я тут подумал хорошенько. У меня уже всё есть для повторения схемы Николая. И опыт в настройке и «мониторинга» состояния, и вообще. И элементарная база хорошая. Думаю, надо собрать сей девайс. Только на двух или 4х tda для увеличения параметра сигнал/шум. Но искажения от этого растут тоже, так что надо хорошо подумать, что лучше. Наверно всё-таки два ЦАПа. Баланс между и между 🙂

    Ну вот и будет законченный девайс для сравнений. Пример того самого звука.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5340

    Александр
    Хранитель

    Я пока осцилограф-кит паяю. Китаец  не доложил дроселей на 100 микрогенри, нужно покупать. Как доделаю, возьмусь за TDA1543.

    #5350

    vovans
    Участник

    Ну наконец-то ) очень жду! Если будут какие-то соображения, а их не может не быть, я постараюсь подключиться. Моя вся аппаратура застряла в Японии. Пишут, что до 25го не будет отправок. Соответственно, в феврале у меня будут онки 02ех, ямахи театр, ямаха р2100. И наим нап140 и нак152хс я точно уже соберу. По любому должно быть на чём отслушивать. И ЦАПов у меня прибавляется. И опыта. Так что ветка должна ожить ) надеюсь, действительно в 1543 что-то есть, что стоит тех усилий ) ну да выводы будем позже делать. После более вдумчевого прослушивания.


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5379

    Nick
    Участник

    Вся линейка  TDA154X у Philips  замечательна. Все же хорошо, что их инженеры при проектировании  аудио-преобразователей пошли иным путем, искали что-то новое,  в отличии от тех же AD, BB, которые так или иначе на протяжении всей эры параллельных конвертеров использовали  R-2R архитектуру, которая в свою очередь применялась в промышленных ЦАПах еще с 70-х годов. Т. е. пошли легким путем и «передрали» уже существующее :).

    Насчет  TDA1543. Не устаю повторять, как и положено всем «взрослым» ЦАПам предполагает грамотную инженерную реализацию. Как я писал в своей статье, пассивный преобразователь ток-напряжение, которым ради простоты и экономии оснащаются 90% устройств на этом ЦАПе не позволяет раскрыть ее потенциал. Плюс не стоит забывать про питание, аналоговые каскады. Цифровая часть тоже важна. Хотя принято считать, что параллельные приборы, а тем более NOS, не чувствительны к джитеру, мои уши явно улавливают деградацию звука при смене цифровых источников.

    К тому же столь высокая популярность 1543 в последнее десятилетие привела к тому, что даже эту дешевую микросхемку начали массово подделывать. Меня терзают смутные подозрения, что большинство (если не все)  TDA1543 которые присутствуют на китайских торговых площадках-это новодел, которые уже не тот оригинальный, правильный филлипс из далеких 90-х.    Смею предположить, что оригинальность проверяется соответствием напряжение на 7 выводе  Vref,  даташитным параметрам. Если ввходит за пределы-новодел/подделка.

    #5380

    Nick
    Участник

    Учитывая полученный опыт при проектировпнии, наладке и длительной эксплуатации своего авторского ЦАП на TDA1543, было принято решение создать более усложненный и совершенный ЦАП на  TDA1545. Благо даже его усредненные даташитные параметры, уровень линейности, не заставят смущаться и стыдиться. 🙂 Но как показывает слуховой опыт с 1543-й, на линейность ЦАП не стоит обращать много внимания, потому что даже интегрированый звуковой кодек, обладая на порядок более низкими искажениями так же на порядок хуже и звучит. :).

    #5403

    vovans
    Участник

    О, я как раз пробую начать читать рекомендованную Вами книгу. Уж не знаю, насколько осилю это, так как образование у меня совсем другое и наверно надо совсем с азов начинать. Ну да посмотрим, может и осилю.

    По оригинальности микросхем я сразу сомневался. Везде спрашивал. И почти везде убеждали, что они настолько копеешные, что подделка их никому не нужна, и даже предположения высказывали, что их Филипс чрезмерно много наклепал, рассчитывая их очень массово внедрять, не такие масштабы не осилил, вот и не распродадут их до сих пор. Мне кажется, что всё это ерунда и продаётся дешёвая китайская штамповка.

    Определять оригинальность по 2.1В на седьмом выводе разве можно? Вед там специально подбирается резистор, чтобы выставить их. Больше сопротивление — больше напряжение. И наоборот. Или верхний предел никогда не должен выбиваться за пределы? хотя, кажется, оно примерно так и есть.

    Я планирую повторить Вашу схему, но первое, где думаю отступить — напряжение питания. Везде пишут, что она раскрывается при 8В. И я графики приводил из одной статьи, что подбор резисторов в i/v тем более прост, чем выше напряжение питание — разброс номиналов м каждым вольтом всё больше. Ну и проверять то то, то это… в этом весь смысл, иначе давно можно было купить хороший цап в сборе и успокоиться 🙂

    Ну и, наверно, 2 или 4 микросхемы применю. Я слышал, что и одна звучит, так что не хочу с 8-ю заморачиваться. Пока, по крайней мере. А чуть понизить с/ш не будет лишним. Склоняюсь к двум.

    Питание. Планирую либо вашу схему, либо стабилизатор Назара. Пока склоняюсь к последнему, но ещё буду много читать на эту тему. Питание, это важно, да.

    Спасибо Вам за статью и за готовую, проработанную схему. Много интересных моментов, достаточно интересного опыта и теоретического, и практического. Теперь только параллельные стабы в аналоге 🙂


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5414

    Nick
    Участник

    А я уже и не помню, какую литературу для просвещения рекомендовал. Хоровиц, Хилл «Искусство схемотехники» достаточно просто и увлекательно написана. Она даже для новичков (и не только) с техническим образованием будет весьма кстати.

    Насчет Vref. Даже название этого вывода говорит само за себя. Референсное, т. е. точное/образцовое напряжение, которое получено именно внутри интегральной схемы. А резистор подбирается, чтобы выставлять начальный ток уже на токовых выходах 6, 8. Нет, ну если уж очень сильно нагрузить Vref он тоже «поплывет», но только это уже не рабочий режим функционирования.  Кстати, проверьте на своих экземплярах, какое напряжение на 7 выводе, мне даже любопытно стало. ) На моем 2.1 в, что входит в нижний предел по даташиту.

    Повышенное напряжение питание стали использовать при пассивных безграмотных преобразователях ( резисторы огромных номиналов с выхода на землю), чтобы амплитуда выходного сигнала не ограничивалась. При 5 в пит. максимаоьная амплитуда 2в, а при 8 уже можно получить 5в. При нормальных преобразователях ток/напряжение переменной составляющей на токовых выходах практически нет, поэтому необходимости в повышенном питающем напряжении тоже нет. Но где-то в сети есть информация, что снимали выходной спектр при разных питающих напряжениях и на 8 в он красивее был. ) Я подобных опытов не проводил. Предоставляю эту уникальную возможность Вам 😉

    Запараллелить несколько микрушек можно, теоретически и линейность немного улучшится. Только и амплитуда выходного сигнала (ток) так же возрастет, а значит надо будет уменьшить пропорционально резисторы в стоках транзисторов.

    Насчет пииания. Стаб Назара, который представляет собой комбинацию последовательного и параллельного стабилизаторов конечно хорош, но на мой взгляд даже избыточен. К тому же есть спорные моменты уже в самой философии питания, которую проповедует Назар. Он очень не любит электролиты в питании, поэтому и заменил их шунтом, состоящим из 2-х высокочастотных транзисторов. Чтобы такой стаб полностью реализовал свой потенциал, необходима правильная трассировка печатной платы, транзисторы эти распологать близко к потребителю, оптимизировать контур для возвратных токов и т д.  И честно говоря,  я для себя не вижу смысла «городить этот огород» особннно для TDA 1543 ). Кстати, использовать параллельные стабы вовсе не является догмой. Если спроектировать узел, который потребляет постоянный ток, то последовательные стабы выглядят в данном случае куда предпочтительнее. Но к микросхеме ЦАП это не относится, она вообще представляют собой весьма непростую нагрузку для стабов, поэтому и звучание может очень сильно меняться, в зависимости от того, как и чем ее питать. )

    Моя реализация 1543 проста как палка ) и, я надеюсь, послужит для начинаюших ЦАПостроителей как учебное пособие. Каждый узел прост для понимания, но в то-же время он в некоторой мере реализует принципы, который используются во «взрослых», серьезных ЦАП. И я рад, что моя статья пришлась Вам по душе. ) Конечно, нельзя охватить в рамках небольшой статьи все ньюансы, теоретические основы, наработки, передать свой опыт, как бы мне этого не хотелось, потому что это априори невозможно. Опыт и знания нарабатываются только самостоятельно. К тому-же и мой собственный  опыт и знания находятся на начальном уровне.

    Все же это хобби, некая творческая направляющая, вектор, направленный на самореализацию, который делает нас счастливее. ) Птому что устройство, спроектированное и собранное своими руками, где каждый кусочек печатной платы, каждую детальку знаешь в мельчайших подробностях , приносит несравненно больше удовольствия при прослушивании,  нежели некое «бездушное» , «чужое» устройство купленное на стороне.

    #5569

    vovans
    Участник

    Не понял, в спам, что ли, ушло? 🙁


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5982

    vovans
    Участник

    Кто найдёт и узнает микросхемку слева посередине?

    Специально ездил в соседний город, чтобы послушать это и составить представление, стоило ли оно того, городить это:

    Отдельно акустика:

    Впечатления тут:

    https://vk.com/wall-124092979_3941


    http://zenway.ru — всё о свободном ПО. Ежедневные обзоры.
    Beyerdynamic DT 250/250 && Creative aurvala live!

    #5992

    Александр
    Хранитель

    ковер с большим ворсом на пол и паралоновые плитки на стену. На обе.

Просмотр 20 сообщений - с 141 по 160 (из 161 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.