Подвесы акустических систем Diatone и их профилактика

В мире создано много прекрасных акустических систем использовавших совершенно фантастические технологии в своем производстве. Yamaha делала купола динамиком из берилия, Diatone вспеняли бор осаждая его на титановую подложку, Sony выращивала динамики с помощью бактерий acetobacteriae aceti (биоцелюлоза) и тд.

Sony SS-A5 La Voce (твитер создали бактерии acetobacteriae aceti)

Но когда речь заходит о звучании этих акустических систем сегодня (да, они по прежнему звучат прекрасно) слегка забывают о некоторых факторах — не все компоненты АС имеют бесконечный ресурс, либо могут в какой то момент ухудшать свои свойства.

Yamaha NS-1000 и купола из берилия

Например многие АС компании Onkyo имеют ППУ-подвесы, которые крепят дифузор к корзине. А это значит, что срок службы ППУ (поролона, вспененного полиуретана) лишь 10-15 лет. И купит прекрасные Onkyo Scepter вы можете с удивлением наблюдать, как при прибавлении громкости во все стороны полетят клочки подвесов. Конечно это не страшно, подвесы меняются. Можно поменять на такие же ППУ, на резину или материю, и специалисты, что проведут эту операцию аккуратно есть. Но как видите действительно есть такая тема нюансов у акустики, про которую стоит поговорить.
Сегодня внимание наше всецело посвящено акустике компании Diatone (подразделение Митцубиси). Это замечательная акустика, и даже не самые ее дорогие модели 77HR некоторыми аудиолюбителями возносятся, как конкуренты современной акустики до 4500 долларов. Я бы посмеялся над таким утверждением, но вы знаете, в каких то моментах — это действительно так. Это все спорно в целом, но безусловно — это акустика фантастического качества превосходящего свою цену.

Diatone DS-77Z — самые свежие по году выпуска, у них подвесы еще могут быть девственно мягкие.

Но начиная с 80х и соответственно моделей 505-501 и далее 77-1000-5000 и тд главная особенность этих АС — подвесы. Они на производстве для долговечности были пропитаны чем то (смолы,каучук?) и изначально они были нежные и мягкие, но по истечении десятков лет практически всегда, если вам достанется акустика из первых рук японца, без профилактики вы получите «задубевшие» матерчатые подвесы во всех моделях 80х. Огромный плюс, что это матерчатые подвесы, что значит, что они фактически вечные.

Diatone DS-505 — флагман 1980 года.

Но чем грозит задубевание (затвердение подвесов)? Динамик уже не может так точно реагировать на изменение сигнала и первый эффект задубевания — уменьшение глубины низких частот. Вы знаете, иногда — это даже хорошо, если ваша комната для прослушивания склонна к резонансам, то эффект «дубовых» подвесов даже будет благотворен. Я слушал Diatone DS-77HR в совершенно дико резонирующем помещении, где не мог слушать никакую акустику (из за резонансов была ужасная потеря разрешения, как буд то слушаешь музыкальный центр) и только 77HR играли без каких то признаком резонанса, просто прекрасно. И у меня даже не возникало идеи и смысла обработки подвесов — меня результат устраивал на 100%.
Но что именно может подвигнуть к проведению профилактики подвесов, для возвращения подвесу мягкости, и вообще это возможно?
1. Мы может вернуть в какой то мере глубину некогда низких частот (помните только, что совсем глубокий низ в таком размере корпуса вам не даст форм-фактор закрытого яшика (ЗЯ)).
А вторая причина не так очевидна, но я сталкивался с ее последствиями.
В результате задубевания подвесов ткань теряет эластичность и становится хрупкой, ломкой на изгиб. Результатом совсем фатального засыхания могут стать трещины в ткани — тогда только смена подвесом — единственный рецепт.
Поэтому если вам очень нравятся ваши Diatone и вы хотите их слушать как можно дольше, то одно из желаний — вернуть эластичность подвесам и тем самым продлить их жизнь.
Вы знаете, я перепробовал много самодельных рецептов от местных кулибиных, включая касторку тд — все это имеет очень слабый эффект. Единственный гарантированный эффект — некая японская «секретная» жидкость, которая умеет размягчать подвесы Diatone. Состав ее никто не знает, и я к сожалению тоже. Продается она в Японии по цене 1500 йен, но с доставкой выходит в районе 4000 рублей за 2 пузырька. Пару лет назад я покупал такие пузыречки и мне пришли пузырьки довольно большого размера. Но заказав аналогичное в конце 2016 года я получил тоже 2 пузыречка, но какие же крохотные они стали! Я был очень неприятно удивлен.

Японская секретная жидкость для размягчения подвеса — какой-то растворитель.

По запаху это определенно какой то растворитель (я думаю копеешный на самом деле), но идентифицировать его я не смог. Он не похож по запаху на ацетон или вайтспирит или калошу (перенюхал, все что нашлось дома), но амбре в целом схожее.

20161127_163523

Пример японской жадности

Кто откроет тайну этой самой жидкости поможет многим аудиолюбителям.
Чтобы испытать жидкость у меня были в наличии акустические системы Diatone DS-501 с в меру задубевшими подвесами. Они были твердоваты, но не до такой степени, чтобы беспокоится, что ткань может лопнуть. Но эти АС я слушал немного, так как несмотря на их высокое музыкальное разрешение и объемность, СЧ от гигантского купола и ВЧ при скромном басе мне выносили мозг примерно за полчаса. Получалось, что так как НЧ динамик снизил интенсивность НЧ, на первый план полезли ВЧ/СЧ — логично, так и работают эти качельки.

Протираем подвес жидкостью вот такими палочками

Я положил колонку на пол — динамики вверх. Протер подвес спиртом, чтобы стереть пыль. После чего взял японский пузырек с жидкостью и ватную палочку (для ушей). Макнув палочку в жидкость я стал аккуратно наносить жидкость на подвес, пока не покрыл его полностью.
Подождав часик-другой я увидел, что подвес стал размягчаться. Я прошел еще раз по всей окружности. Спустя еще 2 -3 часа я сделал третье покрытие. С каждым разом мягкость подвеса увеличивалась.
В конечном итоге требуется 3 прохода — это не только мой опыт, но и товарищей делавших аналогичные операции.
Через 3 прохода оставляем подвес до утра. Утром вы получаете подвес нежнейший, который молниеносно реагирует на любые изменения звука.

Diatone DS-501

Что же изменилось в звуке?
В данном случае Diatone DS-501 обрели мягкие и более глубокие низкие частоты, и что самое важное, выравняли тональный баланс, теперь все частоты ВЧ/СЧ/НЧ были в правильных пропорциях и стали слушаться органично, без доминирования одних над другими. Звук ощутимо преобразился в лучшую сторону и я получил акустику так же прекрасно звучащую, как и в момент выхода с конвеера.

Ну и в заключении осталось лишь продемонстрировать сказанное на видео:

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

3 Comments on Подвесы акустических систем Diatone и их профилактика

  1. была такая ситуация диатоны с пересохшими подвесами звучали как то не так, совсем не так. жидкости не было пришлось с ними растаться.

  2. Я слышал,что такой обработки хватает на год, и после нескольких таких процедур подвес совсем ветшает и разваливается

  3. тема подвесов довольно не проста. вспомнил акустику очень популярную в 80 perless
    1120 сборка made in india. на то время очень неплохая акустика массивные корпуса 4 динамика. но маленькое но… подвесы служили ровно 15-18 лет и дружно осыпались. после замены» местными специалистами» звук у колонок уходил НАВСЕГДА. а жаль я бы и сейчас слушал их с удовольствием.

Leave a Reply