Не хлебом единым…или мир увлечений

Главная Форумы Литературная площадка Не хлебом единым…или мир увлечений

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  Alex 1 год назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #7171

    Alex
    Участник

    Продолжая ностальгическую тему, начатую в статье «Аудиотехника СССР»,меня на очередном вираже вынесло за рамки данного форума.Да,увлечений и увлекающихся людей в Советском Союзе было много.Например ваш покорный слуга,до того как увлёкся музыкой и аудиотехникой собирал значки,потом марки.Многие ходили в различные кружки,собирали модели кораблей и самолётов,простейшие радиоприёмники,учились рисовать ,занимались резьбой по дереву.В больших городах существовали секции картинга.Про спортивные секции я вообще промолчу.Почти в каждом дворе существовали футбольные площадки зимой превращавшиеся в хоккейные коробки.Да много чего было.Сколько людей,столько и увлечений.Но было одно,которое объединяло всех: практически каждый мальчишка(а иногда и девчонки) мечтали о…Правильно-новеньком ВЕЛОСИПЕДЕ.Сначало маленьком трёхколёсном,потом всё ещё маленьком,но уже двухколесном.Затем проскакивал период обладания подростковым великом-надо сказать очень быстро проскакивал(некоторые умудрялись его проигнорировать и сесть сразу на взрослый),ну и в конце концов закономерный финиш: Дорожный «Урал»(«Десна»,»Сура»,»Аист»)Конечно и в велосипедном мире существовал свой «Хай Энд».Этим «Хай-Эндом» были спортивные велосипеды. «Турист», «Спутник», «Старт-Шоссе»-эти названия ласкали слух и казались верхом совершенства.Если у самого простого спортивного велосипеда было ВСЕГО четыре скорости,то у того же «Старт-Шоссе» их было около полутора десятков.Сегодняшних детей этим не удивишь-современные велосипеды имеют этих самых скоростей на порядок больше,но тогда…Тем не менее опустимся с небес на землю.Для 90% страждущих велосипед «Урал»(и его клоны выпускаемые сотнями заводов по всей территории нашей необъятной Родины) был самым массовым,простым и доступным.Средняя цена колебалась в разные годы от 45-до 60 рублей(в зависимости от комплектации(всё по взрослому,почти как у машин)А в комплектацию помимо базового набора могли входить: откидная подножка,фара переднего,а иногда и заднего света,генератор для питания этих фар,ручной тормоз на переднее колесо-пожалуй всё.Впрочем все эти опции можно было приобрести и отдельно.Была ещё одна,как сейчас принято говорить нишевая разработка-это велосипед складной.Действительно для жителей сельской местности и проживающих как правило в частных домах проблема хранения (парковки) велосипеда-не стояла.А в больших городах,где основная часть населения проживала в квартирах,причём не самых больших-хранить двухколёсного друга было не то чтобы сложно,а порой попросту негде.Вероятно именно поэтому был разработан велосипед складной-маленький,симпатичный и…ужасно неторопливый.То есть пригодный только для неспешных поездок.Я сам одно время был обладателем такого велосипеда и очень быстро в нём разочаровался-угнаться за пацанами на «Уралах» на этой «Каме» было абсолютно нереально.Тем не менее данный тип велосипеда был по-своему хорош и для многих стал единственной альтернативой полноразмерному «Уралу».В процессе написания данного материала вспомнил ещё про две нестандартные велоопции: счётчик пройденного километража(Тогда он стоил в магазине «Спорттовары»каких то смешных денег) и спидометр(стоимость уже не помню,но точно такие же ставились на мопедах Рига-16 и Верховина-6)Из за последнего один мой товарищ заработал перелом челюсти и потерял полтора летних месяца каникул, проведя их на больничной койке.А всё потому, что засмотревшись на этот самый спидометр, он не заметил низенькую арку поперёк дороги…Сейчас это вспоминается с улыбкой,а тогда это был первый пострадавший в ДТП велосипедист их тех,с которыми связывало близкое общение.Но данные «девайсы» с завода на велосипеды никогда не ставились-желающие приобретали их отдельно.Ну и конечно же по мере взросления некоторые пересаживались на мопеды.Надо сказать что само слово «мопед» было составным из слов «мотор» и «педали»Первые мопеды и были по сути велосипедами с притороченным к раме моторчиком и бензобаком.Потом,к концу 70-х было выпущено две «продвинутых» модели максимально приближенных к мотоциклу.Это Были уже упомянутые «Верховина-6»(Изготавливался в г.Львов) и прибалтийская «Рига -16»И тот и другой были оснащены идентичными двухтактными моторчиками мощностью…2,2л.с.(можно уточнить в интернете,но я понадеюсь на память)Педалей у данных аппаратов не было,мотор заводился с кикстартера,поэтому данное семейство окрестили мокиками.Но название как то не прижилось и народ по старой памяти именовал их мопедами.Ну это как сейчас всю лапшу быстрого приготовления называют «Роллтон» или «Чойс».»Верховина» конечно была посимпатичней и по компоновке приближалась к мотоциклу вплотную.И кататься вдвоём на ней было удобней благодаря более длинному сиденью,хотя по паспорту и «Верховина»и «Рига» были рассчитаны на одного седока.Цена «Верховины» в магазине была 226 рублей.»Рига» стоила примерно на 10 рублей дешевле.Но качество сборки было лучше у «Риги»,что вобщем-то неудивительно.Прибалтика была почти Европой и хотя была в тот момент частью Советского Союза,но менталитет литовцев,латышей,эстонцев всегда был ближе к немецкому.Украинская же сборка заметно проигрывала прибалтийской по всем параметрам.Но мокики себе позволить могли далеко не все и многие довольствовались мопедами попроще.Это были опять же «Риги»: Рига-7 и Рига-11(были и другие,более ранние,но я пишу о тех которые застал)Оба упомянутых мопеда были с моторчиком Д-6 мощностью в 1 лошадиную силу,а основное отличие было в расположении бензобака: у «Риги-11» он был установлен сзади под багажником,а у «Риги-7» классическое «мотоциклетное» расположение.Несмотря на слабенький моторчик и слабую тягу на низах-чтобы стартовать с места иногда приходилось помогать моторчику педалями-опытные «наездники» умудрялись разгонять данные мопеды до 45-50 км/ч «Рига-16» и «Верховина -6» достигали отметки «60».Дальше и быстрее были только мотороллеры и мотоциклы.Самый дешёвый мотороллер «Электрон» стоил 270 рублей,а самый доступный мотоцикл «Минск» переваливал за 300 рублёвый рубеж-в принципе ненамного дороже мопедов,но тут уже были нужны права и как минимум 18 летний возраст,поэтому это совсем другая история.

    • Тема изменена 10 мес., 2 нед. назад пользователем hifi-audio.ru hifi-audio.ru.
    • Тема изменена 10 мес., 2 нед. назад пользователем hifi-audio.ru hifi-audio.ru.
Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.