Твикинг поневоле (Melody Astro Black 50)

«Alex» Акимов готов раскурочить свой ламповый усилитель за две с половиной тысячи долларов, чтобы попасть на следующий уровень аудиофильской нирваны.

Своё отношение к твику/апгрейду я высказывал неоднократно и самое недавнее в статье «Универсал без компромиссов?». И,кстати благодаря (вот даже не знаю брать это слово в кавычки или нет) этому самому универсалу мне ПРИШЛОСЬ подвергнуть твику свой ламповый усилитель. Но прежде чем начать краткий рассказ на эту тему давайте определимся с терминологией дабы в дальнейшем исключить всяческие разночтения.
Твикинг (tweaking) -тонкая настройка (завершающие операции по усовершенствованию аппаратного или программного средства…)
Апгрейд (upgrade) — обновление или замена оборудования (программного обеспечения)на более функциональное или более современное, что не всегда является тождественным.
Как видите и то и другое схоже -разница,как обычно в нюансах и честно признаюсь я до сих пор не уверен что было проделано с моим усилителем: твикинг или апгрейд.Впрочем наверное это не столь важно -важен лишь конечный результат.
Ну а теперь немного предистории. «…Во время вчерашнего прослушивания на паре альбомов пришлось переключиться с балансного на несимметричный выход.

XLR — балансное подключение

Записи с изначально плотным басом в таком подключении звучали лучше…» (цитата из статьи «Универсал без компромиссов?»).

RCA

А теперь перевод на более понятный язык: при балансном подключении записи с басовой составляющей приближенной к области инфранизких частот начинали звучать с искажением. Примерно так звучат маленькие полочные колоночки подключенные к мощному усилителю да ещё и с выкрученным на максимум регулятором тембра (по НЧ).Но ведь мои то «колоночки» не были маленькими полочниками поскольку в каждой стояло по два 12-дюймовых динамика.И фазоинвертор в придачу.При всём при этом несимметричное подключение искажений не давало.Значит проблема была именно в балансных входах.Конкретнее в балансных трансформаторах.Первой идеей пришедших в наши «светлые головы» (моя то точно светлая-потому что седая) было установить на входе фильтрующие конденсаторы которые по логике должны были отсекать низкие частоты в области инфразвука. Увы,затея с треском провалилась-никаких изменений в звуке в лучшую сторону не произошло. Мысль заменить трансформаторы посетила нас ещё до того как мы начали экспериментировать с фильтрацией и она представлялась самой разумной,но и самой затратной,а желание решить проблему «малой кровью» — вполне естественное желание человека у которого нет кругленького счёта в швейцарском банке.Но поскольку эксперимент с фильтрами потерпел,как я уже сказал,полное фиаско,пришлось вернуться к теме замены трансформаторов.

На моё счастье у приятеля, с которым мы это реализовали (а правильнее сказать который проделал всю техническую часть работы) подходящие трансформаторы имелись в наличии,да не какие нибудь,а легендарные «Tamura» демонтированные со студийного Таскама. К слову сказать у Таскама вся коммутация была балансная. Кстати рынок комплектующих в Японии (а трансы приобретались на аукционе) не менее интересен чем рынок радиоаппаратуры и столь же своеобразен. Нередко случается что японцы снимают дорогие детали с исправно работающего аппарата и продают их отдельно. Некоторые аппараты, разобранные на части, таким образом можно продать значительно дороже.Я с такими прецедентами сталкивался.Но «вернёмся к нашим баранам» …Итак «Tamura».Взяв в одну руку его,а в другую демонтированный из усилителя «родной транс» я сразу понял что есть что: при небольшой разнице в габаритах (см.фото) разница в весе была ощутимой.

Но самое интересное произошло при установке в усилитель.Родные трансы были раздельные, а оба транса “Tamura” были установлены на общей печатной плате (с позолоченными (!) дорожками (см.фото) и в таком виде и решили их устанавливать. Каково же было наше удивление когда крепёжные отверстия совпали практически до миллиметра (см.фото).

В итоге ничего выдумывать,а тем более сверлить не пришлось -новые трансы вписались в усилитель как родные.Наверное это судьба или знак свыше))) Ну да ладно. С лёгким мандражом включаем аппарат и…все наши ожидания как минимум оправдались: звук по-балансу стал таким,каким и должен быть: масштабным,динамичным и т.д. Соответственно никаких не то чтобы искажений,не было даже намёка на таковые. А «родные» трансы усилителя визуально выглядели как китайский «нонейм» и вероятнее всего таковым и являлись.При этом они были залиты банальным гудроном и выковыривать их чтобы подтвердить или опровергнуть нашу догадку не было ни малейшего желания.

Возможно их ещё можно где-то использовать,например воткнуть в какой нибудь ламповый усилитель владелец которого слушает только джаз и прочие «лёгкие» жанры.Мне непонятно было другое.Ну в бюджетных аппаратах экономию на комплектующих можно понять.Но мой то усилитель никак нельзя причислить к бюджетным и все остальные комплектующие у него такого уровня что не подкопаешься.

Вот краткая выдержка из спецификации взятая с официального сайта компании “Melody”:
Mundorf M-Cap Capacitors Supreme Silver Oil
Nichicon Gold Tune Capacitors
Solen Gold Label Capacitors
Supreme Mundorf M-Resist selected at 1% of tolerance for the entire circuit
Melody Power Transformers with oversized OCC filament
Ceramic sockets with terminals in Gold OCC ну и так далее.
Специалисту в данном случае перевод не нужен,а не специалист может смело этот абзац пропустить поскольку ничего такого в нем вобщем то нет.

Melody Astro Black 50

Ну так вот,в свете вышеперечисленного не вполне понятно является данный факт элементарным инженерным просчётом или чем-то ещё.
В заключении хотелось бы обратиться ко всем создателям серъёзной аппаратуры: Ребята! Не экономьте «на спичках»! Впечатления об аппаратах складываются из мелочей и даже одна незначительная деталь может смазать массу положительных моментов.

12 Комментарии

  1. Если я не ошибаюсь, в этом усилителе на выходе должны стоять лучевые тетроды КТ-88. Судя по фото, на выходе, ну очень похоже, стоят триоды 300-b. Тоже апгрейд?

  2. Это фото Александр где-то из интернета взял.Никакого апгрейда ламп не было-стоят КТ88.Единственное что я заменил родные КТ88(которые судя по всему были китайские) на российские.Правда особой разницы откровенно говоря я не услышал.Наверное разница будет если поставить лампы Svetlana но такой квартет сейчас тысяч в двадцать обойдётся как минимум и я в данный момент финансово не готов.А больше никаких апгрейдов(кроме возможных экспериментов с лампами) не предполагается.Я и трансы бы не стал менять работай родные как положено.

  3. (керамические розетки с клеммами из золота, разъемы PIN-RCA от CMC 816 и тд).Эта фраза косяк Word’a.Статья в оригинале заканчивается словами: «…массу положительных моментов».

  4. Не вижу никакого смысла апгрейдить посредственный усилитель. Ваш аппарат самый что ни на есть бюджетный,для ламповых усилителей-низший ценовой сегмент(дешевле только дрова).Цена его от силы $1500,но ни как не$2500,на Украине он столько и стоит.За $1500(вместе с доставкой) на японском аудиосайте можно взять Triode или Lieben,которые вставят вашей мелоди по самые помидоры!

  5. Hi-Fihobby Цитата:

    Не вижу никакого смысла апгрейдить посредственный усилитель. Ваш аппарат самый что ни на есть бюджетный,для ламповых усилителей-низший ценовой сегмент(дешевле только дрова).Цена его от силы $1500,но ни как не$2500,на Украине он столько и стоит.За $1500(вместе с доставкой) на японском аудиосайте можно взять Triode или Lieben,которые вставят вашей мелоди по самые помидоры!

    Ну вот и к чему этот комментарий? Чем он может быть полезет людям? Мне нравится этот сайт тем что в основном люди здесь делятся позитивным опытом и уважают мнения других. В сети масса мест где можно мериться размером любых органлв и демонстрировать любые психологические комплексы. Почему нужно это все переносить и сюда???

  6. Я не вижу, что в усилителе, а особенно ламповом вообще может столько стоить. 3 транса, 10 резисторов и несколько ламп. При СССР это было копеешное изделие.
    Транзисторные изделия посложнее, но по сути сложность не в самом усилителе, а доп.функциях — тембра, селектор каналов, защита и тд.

  7. Сделать выходные трансформаторы надлежащего качества и не портящие звучание,задача совсем не тривиальная.Добавьте сюда качественный блок питания с соответствующими деталями,драйвера и выходные лампы и саму реализацию,конечно-вот вам и ценообразование.А транзисторные усилители «посложнее»,потому что принципы работы и схемотехника совсем другая,в отличие от ламп.А тембра, селектор каналов, защита и тд.-лишь дополнительные опции, не очень сильно влияющие на конечную стоимость изделия.
    По поводу цены,вообще-ВЫ САМИ постоянно во всех статьях и обзорах озвучиваете стоимость изделия,как будто это главный критерий,характеризующий аудиоаппаратуру.Во многом это так,но ведь есть действительно звучащие компоненты по вполне доступной цене.

  8. В кустарщине — это действительно стоит денег, но в серийном производстве — эти трансы — копеешные затраты.
    Некоторые «хи-енд» действительно кустари — это и причина таких цен. Если тоже самое с точки зрения производство/себестоимость (а не пиар/позиционирование) вдруг решил бы выпустить гигант типа Sony например — это было бы доступно по цене всем абсолютно.
    Я часто указываю стоимость ибо производители пытаются подтянуть класс звучания под цену (иначе их конкуренты схавают с потрохами) — поэтому цена косвенный признак качества звучания.
    Я не оспариваю ваше утверждение, что усилитель за 2500 долларов звучит лучше чем за 1500 — это логично и это следует и из моей схемы (позиционирование цена/звук).
    Ситуация когда что-то дешевле, но звучит дороже бывает очень редко, и не может восприниматься как обыденное событие. Я знаю несколько таких примеров, но это исключения из правил.
    Ну и поменять простенькие трансы на хорошие в Мелоди — я тут не вижу криминала, наверняка там был ощутимый прогрес. Вы же знаете, что звуковые трансы — важнейшая часть лампового усилителя — они определяют и частотку и другие параметры аппарата.

  9. Ну во первых я менял только трансы на балансном входе,а не выходные -то есть апгрейд по сути копеечный,да и не апгрейд это,а скорее исправление косяка производителя(единственного выявленного за три года эксплуатации).Во -вторых(я обращаюсь к Вам, Hi-Fihobby) а вы то сами слушали данный усилитель? Посредственным можно считать и «Мерседес» в сравнении с «Ламборгини»,в третьих 2500 долларов это последняя российская официальная цена на данный аппарат.Согласен что она завышена,но так со всеми современными аппаратами.Та же Yamaha A-S3000.Скажите она стоит полмиллиона? Мне то что,я дышу ровно-мне этот усилитель обошёлся в тысячу долларов и я ни разу не пожалел что купил именно его.Конечно всегда есть что-то лучше,но «лучше» это другие деньги,а меня пока всё устраивает.Более того лучше мне пока послушать не довелось,а вот хуже-сколько угодно.А кота в мешке без прослушки я никогда не куплю.

  10. hifi-audio.ru Цитата:

    Я не вижу, что в усилителе, а особенно ламповом вообще может столько стоить. 3 транса, 10 резисторов и несколько ламп. При СССР это было копеешное изделие.
    Транзисторные изделия посложнее, но по сути сложность не в самом усилителе, а доп.функциях — тембра, селектор каналов, защита и тд.

    Во времена СССР выпускался единственный ламповый усилитель Прибой и стоил он «копеечные» 350 рублей то есть столько же сколько и транзисторный Одиссей 010 и прочие транзисторные усилители.При этом ни Прибой,ни упомянутый Одиссей не были верхом совершенства.

  11. Человек поделился частным случаем, так уже решили словесные баталии провести! А смысл?

  12. За поддержку Сергею конечно спасибо,но собственные убеждения я пока могу отстаивать и без подкрепления.Ведь много чего в арсенале моём,мы,русские,тем чем богаты-тем бьём))))

Отправить ответ