Интегральный усилитель Sony TA-FA3ES – мосфет и двойное моно

Интегральный усилитель Sony TA-FA3ES состоит в линейке лучших соневских аппаратов выпускавшихся с 1995 по 1997 год. Высшая модель соответственно FA7ES, за средний диапазон цен отвечает FA5ES и соответственно FA3ES – это начало линейки. Но важно, что Sony не стала жадничать на качестве в этой модели, а лишь уменьшила выходную мощность до 60 ват на канал при 8 Омах при невысокой цене 60,000 японских йен. Аппарат официально работает и на 4 Ом выдавая до 80 ват на канал. Это реальные цифры, о чем можно судить по 200 ватному блоку питания.


А теперь подробнее о начинке усилителя – она действительно заслуживает внимания, так как здесь можно наблюдать именно прогресс технологий и использование лучших решений в усилении (например двойное моно).
Sony уменьшила мощность аппарата, но постаралась деградацию звука сделать как можно менее значительной. Да, теперь здесь нет гибралтар-шасси (G-шасси, искусственный мрамор), как в старые годы в моделях 333ES, да и линейка разрослась, вместо классических моделей 333 (основной Hi-Fi уровень) и 555 (верхний Hi-Fi), появилась модель 7, тем самым как-бы задвигая модель 3 в категорию аппаратов еще попроще. К счастью, как мы увидим, решения в 3ES дают отличный результат вытягивая модель.


Итак, здесь нет G-шасси, но… Теперь здесь есть FB-шасси способное избавить модель от нежелательных вибраций.
Фанатов качественного звука могу порадовать – усилитель Sony TA-FA3ES использует схему “двойное моно”. Т.е. это два раздельных монофонических усилителя питаемых от разных обмоток трансформатора.

В усилителе используется торообразный трансформатор – честно говоря визуально этот бублик смотрится нереально красиво, впечатляет. О его очевидных преимуществах напомню – вес тороидального трансформатора оказывается на 30% меньше при той же мощности, по сравнению с обычным трансформатором (например ШI-типа пластин), а так же он обычно более компактный по высоте, ибо бублик.

Внутри усилителя все сделано очень аккуратно, но может удивить очень малое число транзисторов и небольшие радиаторы – но одно – следствие другого.
Во первых транзисторы не простые, а MOS FET и их обвязка более лаконична и проста, чем обвес классических биполярных транзисторов, т.е. меньшими усилиями получает более короткий тракт и лучший звук.

Замечательно. Кроме того, чем больше каскадов, тем легче где то по пути в Валгаллу потерять “тот самый” звук увлекшись глубиной ООС. Меньше транзисторов – меньше каскадов – меньше негативных последствий.

Конечно же меньше ват мощности, но вам в квартире действительно нужно больше 60 ват на канал?
Относительно небольшие радиаторы – это опять же от того, что им придется меньше рассеивать тепла из-за небольшого количества транзисторов.
Сами радиаторы не простые. Это не просто алюминиевые ребра, площадка моприкосновения с транзисторами на всю большую плоскость радиатора скомбинирована с медной пластиной.


В усилителе предусмотрена подача звука минуя темброблок (для кратчайшего пути) – Direct.
Суть разработки этой модели Sony TA-FA3ES была в переносе технологий высокого уровня в более бюджетную сферу Hi-Fi.
Усилитель использует превосходные характеристики MOS FET, которые позволяют сделать схему проще и лучше, использует двойное моно для улучшения разделения каналов, уменьшение влияния помех, тороидальный трансформатор – от перечисления решений уже можно захлебнуться слюной.
Вес аппарата 10 кг, не густо, но учитывая небольшую мощность 60 ват на канал и ориентацию на небольшую стоимость изделия – результат положительный. Безусловно FB-шасси – это экономическая альтернатива G-шасси, но таковы реальности нашего времени.

Электрическая схема при всей краткости не так проста, применены меры температурной стабилизации на основе оптического элемента, и поддержку стабильного температурного режима при холостом ходе.
Для разбирающихся в радиотехнике приведу корявый перевод с японского:
Оптический элемент имеет ту же самую температурную характеристику, что и MOS FET-транзистор. В цепи смещения он принял схему оптического смещения. Таким образом, поддержание холостого хода тока происходит постоянно, чтобы достичь более стабильного усиления звукового сигнала.
Кроме того, путем малого сопротивления с помощью большой емкости шунтирующего конденсатора в цепи смещения, реализован более богатый бас.

Основные технические характеристики:
Мошность: 60 + 60 ват (8 Ом), 80 + 80 ват (4 Ом)
КНИ: 0,008% при мощности 10 ват 8 ом
Частотная характеристика: 5-100.000 Гц
SNR: 105 dB (Line)
Чувствительность входов: Phono MM: 2.5mV/50кОм, Phono MC: 170μV/100Ω, Линия: 150mV/20 кОм
Потребляемая мощность: 170 ват
Вес 10 кг.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

С описательной частью покончили. Остался главный вопрос как это звучит, поэтому приступим к самому интересному прослушиванию.
Я подключил Sony TA-FA3ES в следующую систему:
ЦАП Sabre ES9018 + 2x Muses8920 + 2x AD797 + 2x R-Core (Китай)
АС Diatone DS-77Z
Источник цифрового потока – компьютер через плату CM6631a по коаксиалу.
В качестве межблочника я подключил самопал на основе микрофонного кабеля Klotz MC5000.


Прослушивался в основном джаз – Ayo, Diana Krall, Holly Cole, Patricia Barber и русский рок – Земфира, Ночные снайперы.


Когда я включил усилитель, то могу сразу сказать, что иная чем в 333ES схемотехника создала совсем иной усилитель. Он так же не схож с мосфетовским 333ESL – он другой. 333ESL более густой.
В принципе я услышал то, что и ожидал – хороший недорогой Hi-Fi усилитель, одноклассниками которого ближе всего будет, например, усилитель Marantz PM-6004. Сибилянты имели немного упрощенный характер, что ожидаемо, а объемность звучания была скорее номинальной.
Чудо произошло, когда я поставил вместо кабеля Klotz MC5000 клон кабеля Cardas Hexlink Golden 5-C о котором я рассказывал в материале Душевная подделка


Я сразу скажу – это не реклама кабеля, мне без разницы какой кабель вы используете или будете использовать, что вы купили или купите, у кого или где – это вопрос – решение которого сугубо в вашей компетенции. Я рассказываю о том, какие изменения я неожиданно открыл при подключении этого кабеля. Я вообще не сторонник тасования кабелей и уделяю им внимание лишь в  том случае, когда оно оправданно, как в данном прослушивании. Кроме того данный эффект наблюдается именно в этом, конкретно описанном тракте, который вы можете воссоздать без чрезмерных финансовых затрат. Как поведет себя тот или иной компонент с другими компаньонами можно только предполагать, а не гарантировать. Соберете тракт как описанный у меня – получите точно такой же результат – это ясно, как дважды два.
Во первых с клоном кабеля Cardas распахнулся объем. Я уже описывал, что клон Cardas Hexlink Golden 5-C очень объемный кабель. И здесь он проявил буквально чудеса.

К тому же ощутимо выросла музыкальная детализация – упрощенные сибилянты стали более детальными, точными, инструменты из разворошенной кипы с упрощенными очертаниями вдруг ожили показав отличную локализацию и собранность.
Выросла и густота звучания. Изначально она и небыла такой густой, как на 333ESL, но она была, и если в Marantz PM-6004 (кстати очень хороший бюджетный усилитель) ощущается некая тощесть,плоскота, звучания, то Sony TA-FA3ES – это конечно тоже не пережратый самец, но аппарат дающий звук в довольно плотном теле.

Так что высказывание Sony о ее схемотехническом решении подтянуть вопрос баса действительно слышимо на слух.
Другой момент, который оставил приятное ощущение – я не мог придраться к звучанию – звук сбалансирован, довольно детален. Это не ультрадетальность, но довольно высокая, а с клоном Cardas так и вовсе такая, что большей не хочется.
Очень понравилось как звучит альбом Ayo, Holly Cole – послушал с наслаждением.

Учитывая, что эту модель можно найти на б/у рынке недорого, и при условии, что вы ищите хороший аппарат в условиях экономии, то очень достойная модель, которая реально радует, но очень желательно иметь межблок аналогичный описанному клону Cardas.
SONY TA-FA3ES не превосходит 333-серию, но и, в принципе, не уступает, по крайней мере биполярникам. Мосфетовский 333ESL конечно благодаря густоте звука дарит невероятные впечатления, стену звука, но и 3ES есть чем порадовать, хоть и не с такой плотностью, но с даже большим разрешением. Аппарат довольно аккуратный по звуку.
Отличная реализация финансового доступного усилителя от Sony – я весь вечер отслушал его с удовольствием.

4,446 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Share

14 Comments on Интегральный усилитель Sony TA-FA3ES – мосфет и двойное моно

  1. “Фанатов качественного звука могу порадовать — усилитель Sony TA-FA3ES использует схему «двойное моно». Т.е. это два раздельных монофонических усилителя питаемых от разных обмоток трансформатора” Исходя из фото питание всё таки общее: 4 мощных выперямительных диода, 2 конденсатора в фильтре.

  2. Там система сложнее, чем думается, я просто не смог адекватно перевести целые куски описания с японского – получался сумбур. Видишь справа еще маленький трансик – он обеспечивает максимальный мгновенный ток, добавочный, когда надо. 4 там диода или 8 – это надо усилитель разбирать, может они с обратной стороны платы. В описанииio-heritage.jp и других ресурсах точно написано, что именно двойное моно, и в том числе относительно питания.
    С кабелем реально удивил аппаратик – лучше чем думал. Еще вечерок с удовольствием его погоняю – очень ровный баланс, удивительно ровный, не ожидал от такого ценового диапазона. И настолько хорошо сделан сам посебе – схема очень короткая, что кнопка Директ на слух не определяется. Т.е. обычно в директе пояснее звучит, а в тембрах ясность хуже, но тут в 3es одинаковое качество, довольно высокое. Но кабель реально очень сильно этот аппарат приподнял по уровню – что-то видно хорошо сошлось там -карма с кармой, в пятой Луне. Кабель продается, но если кто заберет, я себе еще один такой буду покупать.

  3. Нашёл схему его. Двойным моно не пахнет там. Всё немного не так. Трансформатор имеет две сильноточные обмотки для питания самого усилителя и одну для контроллера. Дальше мощный диодный мост питает выходные каскады, а параллельно к этим-же обмоткам подключен ещё один более слабый диодный мост с фильтром (как раз тот маленький трансформатор), который в свою очередь питает усилитель напряжения, который работает в классе “А” .

  4. Вот не совсем понял-терминалы на 2 пары акустики,а переключатель speakers только on-off.Как А-В здесь переключается?

  5. @ moonchill:
    А-В в нем к сожалению никак не переключаются (у меня сейчас есть именно такой). Зачем в нем две пары клемм при этом – загадка. Если кто объяснит буду благодарен. Усилитель на мой взгляд очень хороший. Мощности 60 вт за глаза. При выкручивании ручки на 20% от максимума прибегает с матом жена, при 40% – соседи. Как раз именно мощность в свое время больше всего поразила по сравнению с ресивером с которого переходил на него (был yamaha rx-v671 с 95 вт на канал по документам). Неделю назад купил ему на замену sony ta-fa7es (они у меня сейчас сразу оба). 7ка конечно намного лучше: звук сильно четче при этом мягче и более слитный. Но стоил мне в два раза больше чем fa3es. Но, например, русский рок (настоящий: кино, ддт, аквариум, а не земфира и не ночные снайперы) на fa3es звучит лучше как раз видимо за счет более жесткого и звонкого звука, что на мой субъективный взгляд больше подходит к этому жанру. В общем очень хороший аппарат, даже продавать жаль, а предется.

  6. Две пары клемм-для четырёхкабельного подключения.Только на практике в аппаратах подобного уровня это ничего не даёт.

  7. Хотя может они внутри вообще запараллелены-тогда это можно объяснить только как унификацией с более дорогой моделью в которой это уже как то реализовано.

  8. И еще отдельно про внешний вид: лаконичный, шороховатый, холодный, толстый, в моем случае черный алюминиевый фасад с характерным изломом es серии середины 90х – на мой взгляд лучше не придумать.

  9. Skylock Цитата:

    @ moonchill:
    на fa3es звучит лучше как раз видимо за счет более жесткого и звонкого звука, что на мой субъективный взгляд больше подходит к этому жанру. В общем очень хороший аппарат, даже продавать жаль, а предется.

    moonchill, у него нет жесткого звонкого звука – это у вас либо другие компоненты так гадят, либо комната звенит. Я потом запишу, как звучит этот усилитель – сами послушаете. Кроме того он буквально преобразился по разрешению с описанным кабелем.

    А 8 клем – можно предположить, что это поддержка бивайринг, а кому очень хочется точно знать – проще мануал на усилитель качнуть и посмотреть – там все это рассказано.

  10. Было бы интересно сравнить его с пионерами 616 и 717. Ценовой диапазон примерно одинаковый.
    А вообще, среди многих продавцов современного хай-фая бытует мнение, что Сони последние 25 лет ничего стоящего практически не делала. Судя по всему, мнение это весьма ошибочное.

  11. Александр Цитата:

    moonchill, у него нет жесткого звонкого звука

    Это Skylock писал,я этого усилителя не слышал-а хотелось бы.

  12. @ Александр:
    Александр, я и не говорил что у него жесткий звонкий звук. Его звук мне вполне нравился. Он звучит жестче и звонче по сравнению с fa7es на одном и том же тракте.

Leave a Reply