Акустическая подготовка помещения для прослушивания

Наверное не ошибусь, если предположу, что ничтожная часть любителей аудио занимается акустической обработкой помещения для прослушивания. Я этот вопрос избегал много лет по многим причинам. В некоторых помещениях звук был итак вроде бы неплох, и меня это не то, чтобы устраивало, но я даже не думал в эту сторону, так как моя аудиотехника еще была зачаточного состояния. Но по мере роста класса аппаратуры, я узнавал о звуке много нового. Все началось с покупки квартиры в виде голых плит, где небыло ни проводки, ни труб, ни штукатурки. Ремонт длился почти за год вылившись в треть стоимости самой квартиры при том, что многие работы я выполнил самостоятельно. И все это время я тешил себя мыслью, что когда доделаю ремонт, я размещу прекрасную аудиотехнику в обширном светлом зале, на берегу Волги, вдыхая свежий воздух и обрету аудионирвану. И в этот самый светлый момент, когда ремонт заканчивался, я приволок на первое время комплект в составе современного усилителя Marantz PM-6004, акустики Monitor Audio Silver RX 1 (перемаркированные Gold) и сд-проигрывателя Quad S99.

Мои критерии выбора этих компонентов лежали в их небольших размерах и малом весе, чтобы не тащить тяжесть. Marantz PM-6004 действительно прекрасный современный усилитель, с истинным высоким разрешением (правда больше ничего не умеет), про остальное так же понятно — это одноклассники 6004-го.

И вот я включаю это сетап должный перенести меня в средний класс Hi-Fi и… Ужасаюсь. Такой гудеж!!! Комната резонирует просто адски. То что она пустая или натяжные потолки или что — меня это не очень волновало, меня волновало то, что вместо звука я получал дикие резонансы. Погрешив все на полочники Monitor Audio я притащил напольную акустику Tannoy DC6T Revolution — действительно очень достойную и что же? Я их не узнал — стоял такой дикий гул, разрешение звука упало ниже плинтуса, я был просто раздавлен.


До такой степени, что с некоторым скандалом, перетащил всю аппаратуру в 11 метровую спальню, где небыло таких недостатков 25 метрового зала, точнее в были в ощутимо меньшей степени. Такие резонансы я был готов принять и простить.
Но рано или поздно, мне пришлось вернуть аппаратуру в зал. И снова я столкнулся той же проблемой. Гул убивал разрешение и все удовольствие от прослушивания. Но я пока был загнан только на аппаратуре и поэтому купил восхитительные, и в принципе доступные финансово любому при большом желании (100.000 руб)  АС JBL 4312B MK II Control Monitor. Я их включил и ахнул.

Я понял, что это одни из самых приятных АС, что я только слушал. Но было и но. Если поддать громкости комната благодарно начинала выдавать ухать и гудеть и я хватался за голову.

Пример резонансов того времени.

В какой то момент я купил акустики более низкого класса Diatone DS-77HR и был потрясен. Они были ЗЯ (закрытый ящик) и гудежа небыло совсем. Благодаря тому, что весь тракт был очень высокого уровня, то в целом звук был шикарный. Я наслаждался этими АС и в принципе все кто их послушал в моей системе остались довольны, по крайней мере никто негативно не высказался.

Но в конце концов как владелец АС более высокого класса (JBL 4312B MK II) я посчитал, что наверное пора разориться и прибить эти гулы в комнате. Честно скажу, Ленин, с его 50 томным собранием сочинений, заплакал бы узнав, сколько я прочитал по этой теме.

В какой то момент я был готов сорвать многоярусный натяжной потолок и заделать его стекловатными плитами, но наверное случайно, кто то из посетителей одного из моих сайтов сказал, что казанская компания echoslayer выпускает разные варианты акустического поролона.  А до этого я посмотрел видео какой то другой компании перепродавцов, которые рассказывали, как гасятся резонансы. Так же я посмотрел и ролик, где какой то парень долбал в барабан и добавляли акустические плитки на стену и из гулкого грохота в итоге получился четкий звук.

Соседи его ненавидят.

Подвох этого видео заключался в том, что так же они располагали поролон на потолке, что и дало максимальный эффект, что в нормальной квартире вы делать не станете. Но это видео меня подвигло на решительные действия. И вот решено, я трачу херову кучу денег на сраный поролон — правда смешно?
Я купил акустический поролон реально чувствуя себя слегка идиотом, что мне подтвердили люди работающие со мной. Если эта затея не оправдает себя я выкину 12000 рублей в трубу. Если вы живете в столице вам смешно, а если в регионах, то вы меня прекрасно поймете, что это большие деньги за поролон.
Я купил 4 бас-ловушки в углы. Это рифленые треугольники высотой 120 см и по 30 см по сторонам. Они ловят самые низкие частоты. В общем то они и должны были нейтрализовать главный гул. Я пошел на компромисс, так как одна бас-ловушка стоит около 1600 руб, а на 1 угол их надо две (120+120=240  см), то извините меня, но  3000 с лишним рублей за угол — это недешево. Поэтому я решил закрыть только 2 угла, а противоположные углы не трогать. Так же я посмотрел видео oldplayer на сайте oldplayer.ru  и увидел, что у него тоже стоят плиточки, но без бас-ловушек. Я спросил, почему он не стал покупать бас-ловушки, мне ответили, что итак устроило.
Ладно с бас-ловушками понятно, заказал 4 штуки, чтобы закрыть 2 угла.
Я заказал такие.

Бас-ловушка должна была поймать самый низкочастотный гул.
Так же я заказал 60 плиток 30х30 ES-Edge.

Эти плитки в теории устаканивают гул чуть выше низов.
Кстати на сайте эхослэера крутится таймер, что якобы акция и скидки скоро кончатся, но на самом деле таймер по кругу перезапускается. Но с другой стороны заказывать то же самое из Китая ощутимо дороже, не говоря о том, что из Европы будет и совсем дорого. Так что как не крути, а альтернативы нет.
Итак, я заказал поролон, не скажу что он прилетел мгновенно, но терпимо, недели 2-3 наверное.
Я на грузовой газели приезжаю в транспортную компании и ожидаю увидеть свой поролон, судя по картинкам цвета бордо. В этот момент мне поплохело, так как цвет чуть ли не розовый на самом деле. Ну в потемках за бардо сойдет, но не тот, что я ожидал увидеть и выбирал.  А учитывая, что у меня бело-голубой потолок, то это вообще…
Надеюсь, что в звуке не разочаруюсь. Привожу поролон домой, вскрываю упаковку и спешно размещаю бас-ловушки. Включаю аудио-систему.
Разницы нет вообще. Гул на том же месте.
Я конечно жутко расстроился и почувствовал, как у меня отросли ослиные уши. Но решил не рубить сгоряча, а сделать как положено. На следующий день я приклеил в углы бас-ловушки клеем Строительный КС (наносил его толстенным слоем пятнами) и плитки (5 пятен на квадратик), так же расположил в виде змейки  10 плиток на противоположной стене.

После того как брал в руки плитки ощущался мелкий как бы порошок остающийся от плитки — может после нарезки плиток так, не знаю, следовало их наверное как то сперва вытряхнуть или пропылесосить, но я этот этап пропустил.
После этого я включил аудио-систему.
Первое впечатление — звук стал явно суше. Появилась сухость в звучании, как бы сочная зернистость. И четкость. Аппаратура очень высокого класса. Не Hi-End за миллионы, но флагманы, лучшие представители известных фирм — Sony, Yamaha, Onkyo и тд. Эта аппаратура умеет показать звук предельно ясно и красиво.

Но здесь, так как ясность как была, так она и останется, появилась дикая четкость и безумная скорость звуковых событий. Мой мозг просто взбунтовался и я не мог это переварить. Я начал слушать часов с 11 утра и слушал до 24.00 и мое мироощущение все это время менялось. Если в первые часы мне было просто любопытно, как это все подается в музыке, то к 18.00 вечера я был буквально в шоке, так как мозг наконец перестроился и осознал какого грандиозного объема информацию теперь в него подают. Исчезли все косяки комнаты, гул-резонансы, отражения-эхо — остался только сам звук. Как записано, так и слышим, без подгуживаний комнаты. И это оказалось феноменальное впечатление. Эта сухость, которой она мне показалась в начале, оказалась невероятной четкостью, устойчивостью звуковых событий. Инструменты обрели голографическую четкость и абсолютно спозиционировались в пространстве.  Уровень проработки стреоэффектов стал сопоставим  с прослушиванием стерео в наушниках. Слышались все изумительные стерео-переходы, звуки осязаемо висели в пространстве, пролетали по сцене показывая за собой шлейфы прекрасных послезвучий. Гитары сочно жужжали до мурашек на коже.
Я включил альбом Триллер Майкла Джексона, который слышал множество раз на очень высокого уровня аппаратуры и застыл с открытым ртом — в вокале я услышал столько нюансов, о которых не подозревал, что буквально потерял голову. На помню, что ранее я слушал аудио так же на аппаратуре высшего класса, на флагманах, но комната была акустически не подготовлена.
Но самым удивительным событием для меня стало то, что при прослушке я вместо своих JBL4312B подключил полочники Onkyo D-500 II, которые в неподготовленной комнате оценил, как среднего класса. И они тогда в сравнении продули Coral X III. Но в акустически обработанной комнате от Onkyo D-500 II я вдруг оказался в диком восторге — изумительный звук самого дичайшего (высшего) разрешения, сочный, безумно быстрый, четкий. Я три дня не отключал эти колонки.

Самое забавное, что когда подключил назад JBL4312 — я услышал разницу лишь в том, что чуть раздвинулся нижний регистр и чуть замедлилась скорость музыкальных событий. Т.е. в неподготовленной комнате эти АС даже рядом нельзя было поставить, 4312 были колоссально лучше. Но в акустически обработанной поролоном комнате я не видел особых преимуществ у значительно более дорогих АС.  Вобщем то и сейчас у меня все так и подключены Onkyo D-500 II — мне дико нравятся как они звучат. И метал они так же играют изумительно в обработанной комнате, я с огромным удовольствием слушал трэш-метал (Анигилятор) и просто тащился, как молотит бочка, как визжат сдвоенные гитары. Звуки были слышны все, ничто не слипалось в один звук — феерия ощущений!
Во всех жанрах звук изумлял — джаз, метал, синти, поп. Даже диски убитые DR-компрессией звучали достойно.
Колонки Onkyo D-500 II я подключал к усилителю Yamaha CA-1000 III посеребренным немецким проводом Inakustik (помоему Silver Premium 3.5″) купленным в allcables.ru, как самый недорогой и с хорошими отзывами. За аудио отвечали сд-проигрыватель Yamaha CDX-993 PROBIT и цап на Sabre ES9018.

Я подумал, что в жизни так не бывает, мне мерещится, утро вечера мудренее и утро все расставит по своим местам. Но включив утром систему я опять был поражен — ничего не изменилось, звук остался фантастическим, совсем другого уровня, класса, мироощущения даже. Я не скажу, что раньше звук был плохой, раньше он был тоже хороший — ясный, сладкий, объемный, но после акустической обработки помещение звук стал на уровне фантастики.
Стоит ли делать обработку помещения? Вы уже заготовили 12000 руб, а я вам не подскажу, так как у каждого человека своя среда обитания, у кого то висят ковры, много предметов, у кого то, как у меня, пустые пространства. В моем конкретном случае результат изумительный, я этого не ожидал и очень рад, что все получилось. Все же я возьму смелость посоветовать обрабатывать свою комнату прослушивания акустическим поролоном или другими методами, так как вполне возможно и в вашей комнате полно недостатков о которых вы пока не подозреваете, а обработка комнаты повысит качество звука довольно ощутимо, как будто вы обновили аппаратуру. О волшебном превращении обычных АС в такие, что я в их звук буквально влюбился из за обработанного помещения, я описал выше.
Почему так здорово получилось и что именно изменилось?
Комната теперь не мешает звуку. Хлопок руками не дает эха. Как звук записан в студии, я слышу его точно так же.
Повысилась скорость звуковых событий. Очень повысилась
Повысилась четкость звука. Не детальность, а четкость.  Конкретные звуки обрели объем и точное место в пространстве — истинная голография.
Стереоэффекты стали фантастическими, как в наушниках.
Сочность инструментов существенно возросла, стало слушать намного «вкуснее».
Никакие гудежи и переотражения теперь не мешают звуку, садясь слушать музыку я чувствую себя буквально звукорежисером, творцом, перед которым выстроились в ряд Майкл Джексон, Бинг Кросби, Питер Габриель и многие другие.

28 Комментарии

  1. …понятен смысл статьи , но не понятен подход на уровне ремонта комнаты ,где планировалось установить технику и слушать музыку , а не звук!Из личного… думаю, что отдельная комната ,соответствующая акустическим требованиям -это скорее исключение из правил ,да и правильный подход облагораживает комнату ,не вызывая гнев, например:жены!Так я и поступил Вначале на уровне ремонтных работ в гостинной -25 м, а потом с приобретением соответствующей мебели, а с трюк с большим количеством подушек , жена поняла значительно позднее…

  2. В процессе ремонта я думал итак будет очень хорошо, но сильно ошибался.

  3. …похвалюсь !В гостиной комфортно установлены 5 динамиков для ДК( JBL TLX и C-серии ) , 2 динамика (zero5 fine) на стерео! Саб продал за ненадобностью и честно говоря вот его , несмотря на не высокие требования к установке ,место подбирал долго …Правда сейчас для манёвра перестановочного возможности нет!Только радикальные меры…!

  4. Александр, а напольное ковровое покрытые вы изначально не рассматривали?

  5. Я хотел сперва. Но как эксперимент кидал на пол зимние одеяла вместо паласа — эффекта было ноль. А ковры вешать на стену — я как то совсем не любитель ковров, тяготею больше к современному дизайну.

  6. А с потолком как обстоят дела?Остался натяжной?И какое оптимальное кол-во плиток на стену(заднюю и фронтальную)?

  7. У меня рисунок формой буквы П. Где стоят колонки плитки идут от пола, 2 в высоту и 2 в ширину. Потом идет полоса 4 плитки в ввысоту и 12 в длину. Потом еще 4 плитки вниз, где колонки. Итого
    4+12*4+4=56
    И на противоположную стену змейку пустил из 9 плиток = 56+9=65.
    1 плитка лишняя осталась про запас. А я написал, что 60 купил в статье — напутал. 66 их купил. 65 использовал.
    + 4 бас-ловушки на 2 угла со стороны где 56 плиток.
    Потолок все тот же натяжной. То что получилось — очень понравилось. Больше ничего делать не буду. Потому что при особом старании можно перестараться и комнату переглушить, тогда в ней и разговаривать станет тяжелее и тише. То что получилось — мне кажется оптимально, а звук просто супер, никак не нарадуюсь. Все кажется что так не может быть, но утром включаю систему, и да, все так же потрясающе звучит как и вчера и позавчера.

  8. А цветовая гамма плиток ограничена представленными на сайте вариантами или возможен индивидуальный дизайн?

  9. В разговоре они упоминали, что это обсуждаемо, так как они сами и производитель, но насколько обсуждаемо не знаю. Над гамой им бы не мешала подумать, темного бардо или венге явно не хватает в ассортименте. Как и более спокойных голубых цветов вместо кислотных.

  10. В разговоре они упоминали, что это обсуждаемо, так как они сами и производитель, но насколько обсуждаемо не знаю. Над гаммой им бы не мешало подумать, темного бардо или венге явно не хватает в ассортименте. Как и более спокойных голубых цветов вместо кислотных.

  11. Прочитал в свое время несколько бытовых статей по поводу подготовки помещения для прослушивания музыки или в качестве домашней студии. Все в основном пишут про зоны первого отражения. Типа как тут — http://www.hifinews.ru/advices/details/206.htm

    Дома пробовал глушить таким образом большую комнату-студию, порядка 30 метров, ощутимого эффекта не заметил. Акустика вдоль длинной стены. С другой стороны, перемещение акустики поперек комнаты дало очень сильный эффект в трехмерности сцены. В общем не поленитесь потаскать акустику по комнате и обязательно проверяйте фазу подключения компонентов.

  12. Таскать не стоит, я вам открою «секрет», но вы его итак знали, если сзади АС будет большое пустое пространство, то объем звука будет выше. Поэтому можно просто на себя подвинуть АС от стены и сцена раскинется поглубже, чем ранее.
    Меня звук, тот что есть сейчас в моей системе не то чтобы устраивает, я от него в аудиофильское нирване трясу лапками от восторга. Обработка комнаты дала гигантский результат, но для этого надо уже иметь приличную аппаратуру, что у меня и было.

  13. Таскать не стоит, я вам открою «секрет», но вы его итак знали, если сзади АС будет большое пустое пространство, то объем звука будет выше. Поэтому можно просто на себя подвинуть АС от стены и сцена раскинется поглубже, чем ранее.
    Меня звук, тот что есть сейчас в моей системе не то чтобы устраивает, я от него в аудиофильское нирване трясу лапками от восторга. Обработка комнаты дала гигантский результат, но для этого надо уже иметь приличную аппаратуру, что у меня и было. Спасибо за ссылку на статью.

  14. Александр, у меня была подобная история — слушал неплохую технику в кирпичном доме + ковры на полу, стене, большой диван — было неплохо. Переехал (по ряду причин) в банальную деревянную избу (стены — кругляк брёвна, оклеенные бумажными обоями) — звук потряс — мягко, но такие низы, здорово! Потом переехал в панельный дом, включил — УХИ в трубочку сворачиваются, так бубнит! В общем, после длительного изучения темы, решил так: ободрал стены (делал ремонт), оклеил строительным материалом ППЭ-10(мм), потом довольно объёмные флизелиновые обои — получилось здорово! Главное, визуально НИЧЕГО не выделяется. Никакого гула, бубнежа и т.д. Правда ещё на полу палас. Потолок просто выровненный, окрашенный. Результат, повторю, отличный! (есть один момент, ноу-хау т.сазать. Если кому интересно, спрашивайте).

  15. С удовольствием посоветую всем повесить тяжелые аудиофильские ШТОРЫ!

  16. с автором согласен, помещение кардинально меняет звук в лучшую или худшую сторону
    в спальне звук на класс выше, чем на кухне, и расположение АС очень влияет
    как-то хорошо звучащую систему привёз в квартиру в которую только переехал, снял, ещё пустая, наспех всё соединил, мальчишник небольшой, хотел похвастаться, включил, ужас, всё неразборчиво, тошнит, звук отстой

  17. да, помещение обрабатывать однозначно надо. Но сперва конечно аппаратуру подтянуть до нормального уровня. Тратить деньги на поролон и слушать на бюджетных кантонах или хеках — это тоже цирк.

  18. Едет ко мне комплект из поролона. Подскажите чем Вы клеили поролон на стену и есть ли возможность его отодрать в случае дальнейшего ремонта.

  19. Все никак не могу получить заказ. Скоро месяц уже. Проблема в транспортной компании ПЭК. Возможно потеряли груз. Врагу не пожелаю пользоваться этой ТК.

  20. Здравствуй, Александр!

    Приветствую тебя! Хороший у тебя сайт, мне сразу понравился.

    Меня зовут Евгений, 41 год. Аудиофил и меломан.

    Буду рад пообщаться на тему аудио. Обмен опытом полезен. У меня хорошая аппаратура, но, в отличие от многих аудиофилов, я также серьёзное внимание уделяю акустической обработке комнаты (у меня куча самодельных аудиопанелей, ловушек для баса и т.д.). Кроме того, я применяю цифровую коррекцию в компьютере, ещё до подачи сигнала на ЦАП.

    Вопрос — ты наклеивал акустические панели на обои или на стену?

    У меня обои уже наклеены и возникают сомнения — будут ли держаться акустические плитки, если их приклеить на обои, а не на голую стену?

    Спасибо,
    С уважением,
    Евгений К

  21. Добрый вечер . У меня вот какая беда ! Переехал в крупнопанельный дом . Стандартный зал , в доль длиной стены аппаратура и колонки . Звук просто тихий ужас . При чем полное отсутствие низов или если и есть то очень размытый и не точный бас . Колонки в доль стены по середине , от стены сантиметров десять . При чем акустика пробовалась разная и напольная и полочная . Фазик и в низ , и вперед и на заднюю стенку . Нет низов и все . Но если встать между колонками у стены и повернуться к ним спиной то все меняется . Звук именно тот который нужен . Середина ясная бас четкий очерченый , при чем его не только слышишь но и чувствуешь телом . Вот такая жесть !

  22. Не знаю, какая акустика, но АС Diatone DS-77Z все изменят к лучшему, они умеют работать в любом помещении. Если АС столбы, то совсем плохо. Если нормального форм-фактора (аля Ы90), отодвиньте от стены минимум на 70 см. Акустическая обработка все же крайне желательна во всех случаях, если только у вас квартира не увешена коврами и мебельными стенками набитыми всяким барахлом.

  23. Судя по описанию, комнату надо в первую очередь демпфировать, у вас много переотражений, время затухания очень большое. А это, в первую очередь, плотные шторы на окна, естественно, в закрытом состоянии, полки с книгами, и побольше, лучше в углах чтоб тоже были, меньше открытых стеклянных поверхностей, картины на стены повесить, ковры по вкусу) Отодвигать от стены тоже надо, иначе звук будет плоским как бы у стены, между колонками в идеале не должно ничего быть, особенно на уровне СЧ ВЧ динамиков. Ковер обязательно между вами и колонками. Это самое простое, что можно сделать без использования спец материалов

  24. Спасибо! !!! В том то и дело . Из всего перечисленного только плотные шторы. И диван )))) . Стены просто бетон на который наклеил обои . Буду думать . Ковры и паласы не люблю .

Отправить ответ