Ламповые усилители из Китая, 6N2 + FU32 и другие

Сейчас интересное время, когда в битве за качественное аудио столкнулись три совершенно разные технологии. Одна из них, ламповая схемотехника, упорно не желает уступать место под солнцем более поздним решением инженерной мысли. Действительно, лампа — один из простейших усилительных приборов, в старые годы даже школьники не видели никакой сложности в том, чтобы соорудить на лампах усилитель или радиоприемник.

Книги 50х-60х годов по ламповому усилению лишены сегодняшней излишней зауми и доступным языком объясняют, как спроектировать ламповый усилитель мощности и приемник.

Конечно сегодня ламповый звук по большему счету продвигают коммерческие среды, создающие нишу «звука не для всех», но если в продукте не будет изюминки, то максимум на что можно рассчитывать — мимолетный всплеск интереса, что не слишком коммерчески привлекательно.

Поэтому ламповый звук давно уже и в меру убедительно доказывает, что он не на один раз, не случайно зашел посмотреть, а состоятельно конкурирует с куда более технически совершенными решениями. У лампы есть масса недостатков, дикое энергопотребление, низкая эффективность, большой вес и тд, но с другой стороны, у кого нет недостатков? Ламповый усилитель держится за главную идею — чистое усиление в классе А.

Прозрачный звук

В конечном счете за ту или иную технологию решает слушатель на основе реального знакомства.

Преимущества лампового звука — благозвучные четные гармоники. Не все ламповые усилители так звучат, некоторые звучат и как дрянной транзисторный усилитель и тд.

Другая технология — это транзисторы, или «камень». Транзисторы значительно более совершенные приборы, и кроме того, они тоже имеют различия, которые дают разный звук. Первые транзисторы были на германии, со своей спецификой и преимуществами. Позже германий сменил кремний. Помимо этого транзисторы поделились на биполярные и мосфет, и каждый из них несет свой характерный звук. Мосфеты густые, основательные, певучие. Биполярные транзисторы, быстрые, детальные, более  «тощие» по звуку. Германий не слушал — не могу охарактеризовать.

Третья технология более современная — это «цифровые» или «импульсные» усилители работающие в классе Д. Их основой является специализированная микросхема работающая по своим правилам. Звук также отличается от ранее известных технологий, в целом я бы сказал недостает «влажности» при колоссальном звуковом разрешении. Есть прекрасные представители таких решений, типа IcePower и прочие.

Вы, как любитель аудио сегодня имеете возможность выбирать усилитель на основе любой из трех технологий, начиная с ламповой, заслуженно завоевавшей внимание миллионов любителей аудио своим характером звука и  кончая современными цифровыми усилителями, потребляющими минимальное количество электроэнергии и обычно имеющими небольшой размер. Хотя и полноразмерных монстров хватает.

Marantz PM-10 (class D)

Но если отойти от состояния эйфории, то все оказывается несколько сложнее чем вам может казаться. Если транзисторные усилители вы без труда можете приобрести в магазине, включая интернет-площадки, например прекрасные усилители Parasound A23, Yamaha A-S2100, Marantz PM-14, Denon PMA-2500 или SX11 и тд. Цифровые усилители вы так же можете купить в последнее время достаточно свободно — Marantz PM-10, Denon PMA-60,  Nad, Yamaha и тд. То вот относительно ламповых усилителей — в магазине их увидеть, не скажу что редкость, но экзотика. Брендовые усилители на лампе ожидаемо дороги. И вы должны так же понимать, что ламповый усилитель имеет минимальную элементную базу и плата для монтажа ему не нужна — классически усилитель монтируется навесным монтажом — просто спаиваются детали между собой. Посмотрите состав усилителя в деталях ниже.

Цена лампового усилителя по сути состоит из стоимости трансформаторов и дросселей и цены самих ламп.

Купить брендовый усилитель за 100-200 тысяч зная что внутри 10 резисторов и десять конденсаторов — это несколько травмирующая мысль.

Некоторые люди считают, что ламповое усиление, точнее ламповый усилитель — это вид искусства. Он должен выглядеть совершенно потрясающе и давать вам ощущение красивого звука. Я совершенно согласен с таким подходом — звук важен, но внешний вид создает ауру без которой будет ощущаться диссонанс.

Поэтому при желании иметь личный ламповый усилитель прибегают чаще всего к двум вариантам — заказывают самодельный ламповый усилитель у местного мастера или покупают на китайском площадке aliexpress, где выбор достаточно широк, начиная от продукции таких же самодельщиков и заканчивая промышленными изделиями (которые порой мало отличаются от самодельных и могут иметь такие же «детские» недостатки свойственные DYI вроде перепутанных каналов Лево-Право или надписей с орфографическими ошибками).

При желании можно выбрать любой из вариантов. В самодельной стезе вы можете выбирать детали в более широком ассортименте, например разъемы под лампы выбрать не обычные, а керамические с позолоченными контактами, и тд. Некоторые могут еще проложить внутри серебрянный кабель, но друзья, навесной монтаж подразумевает банальное соединение ног деталей между собой и использование любого кабеля там минимально.

Можно предположить, что у китайцев лампы не такие хорошие, схемы не такие хорошие, и трансформаторы не такие. Т.е. Китай может производить смартфоны последнего поколения, телевизоры с 4К и HDR, могут создавать многоядерные микропроцессоры, а вот в лампах они «не такие»?

Недавно читая американский форум, увидел удивление человека, который меняя в своем усилителе лампы пришел к выводу, что по звуку больше всего ему понравились китайские, а выбиралось и из советских, и из американских.  Китайские изделия прогрессируют чудовищными темпами — это точно. Сейчас уже и на акустические системы замахнулись, я не говорю о известныхклонах или брендах, а о своих самобытных АС.

Погуглив авито на предмет интереса к ламповым усилителям местных (российских) самодельщиков отметил ряд негативных черт, которые мне не понравились.

Первое — это корпус. В большинстве случаев я не могу принять помоешный хендмейд — я тебя слепила, из того, что было.

Владельцы этих фото, я никак не желаю задеть ваши чувства, творчество и созидание это прекрасно и я вами восхищаюсь, но стоит поработать над визуальной частью, в конечном результате должно быть прекрасно все, а не только внутренности. Вы же не говорите девушке, ну и что, что я сегодня не причесан и зубы не чистил, зато у меня отличная тонкая кишка и поджелудочная с утра работает великолепно.

Бывали случаи промышленного дизайна «каменного» усилителя, когда он мне категорически не нравился внешне, но прослушивание вызывало «вау» от звука и такой аппарат становился в разряд любимцев. Но насколько вероятна ситуация, когда самодельный усилитель выглядящей помойкой окажется драгоценным камнем. Как говорят, если «это» выглядит, как утка, ходит, как утка и крякает, как утка, то это скорее всего она и есть. А если усилитель выглядит как… ассоциации вроде бы ясны.

Усилитель может как угодно прекрасно звучать и разумеется это самое главное, но на втором месте стоит его визуальная часть о чем многие создатели почему-то совсем не в курсе. Это первый момент.

А второй — ламповый усилитель крайне опасный прибор. В нем напряжение более 300 вольт, вас убьет вы и пикнуть не успеете. Не думаю, что вы доверите неизвестному человеку свою безопасность. Я понятия не имею, есть ли у любителя вообще соответствующее образование, я не знаю как он смонтировал схему внутри железного корпуса (деревянный то еще ладно, кроме пожара бояться нечего, гы), не убъет ли меня при прикосновении к какой-то его части, потому что какой-то проводок просто отвалился или по ошибке не туда припаян. Где гарантия, что хендмейд завтра не загорится и не устроит пожар? Если с транзисторным усилителем особо таких вопросов не возникает, то  с ламповым как раз наоборот.

Волков бояться — в лес не ходить, но доля разумности и инстинкта самосохранения должна присутствовать в выборе лампового усилителя. Помню, лет 7 назад, знакомый хвалился, что слушал с удовольствием несколько  дней только собранный ламповый усилитель, а потом полез в его «подвал» посмотреть что-там и оказалось, что трансформатор все это время просто дико грелся (прямо следы почерневшего дерева и расплавившихся проводов) и он был удивлен, что как усилитель вообще не загорелся.

У меня так же был небольшой опыт самостоятельной сборки лампового усилителя на 6н1п+6п14п, в меру удачный. На языке самодельщиков я собрал работающий макет. Попытки сделать корпуса привели меня к мысли, что без финансовых затрат получается не корпус усилителя, а перевернутый ящик от стола.

Звук тем не менее был достаточно хорош, сочные высокие частоты и упругий низ, а проблемы, с которыми я столкнулся были другого характера — фон, который не удалось победить плюс громкое гудение одного из трансформаторов (передаю «привет» помойке и покупке старых трансформаторов с рук).

Грамотно собранный ламповый усилитель не должен сильно фонить, как бы это дико не звучало в 21 веке (вы то привыкли, что усилитель, если он исправен, вообще не должен фонить никак), но если вы только мечтаете собрать свой первый ламповый усилитель, то могу дать подсказку — в ряде случаяв этот сложно победимый 50-герцовый фон идет от сети (из розетки).

Но откуда он в усилителе возникает?

Нити ламп накала питаются переменным током напряжением 6,3 вольта. И благодаря этому мы имеем фон от переменного тока. Из этого следует простое решение вопроса «как избавиться от фона» — питать нити накала ламп постоянным током. Почему же так не сделано изначально?

Смотря кем не сделано. Hi-End компания Audio Note в своих ламповых усилителях питает нити накала ламп как раз постоянным током. А пошла идея питать нить переменным током по той причине, что это проще и соответственно дешевле на три копейки (не нужно ток выпрямлять) питания постоянным током.

При питании постоянным током желательно раз в 100-150 часов менять полярность напряжения нити накала (поменять + и — местами), чтобы предотвратить преждевременный износ лампы. С переменным током такой процедуры (логично) делать не требуется.

И, да, вот это и есть причина использования переменного тока в накале. Для самодельщика такая экономия мне кажется на самом последнем месте, не говоря о том, что можно сделать переключатель меняющий полярность.

Решение использовать постоянный ток на нитях накала мне кажется более разумным, нежели поиск методом тыка (реально) оптимального расположения земли для схемы, пусть при соединении звездой.

Следующий момент, который может отпугнуть при выборе самодельного изделия —  какие бы прекрасные советские лампы небыли в «наших» усилителях, многие из них возопят от использованных в них помоешных деталях (ТВЗ, древние конденсаторы в алюминиевых оболочках давно отслужившие отведенное им время) и помоешных корпусах (вчера это было корпусом от BBK, а сегодня он вдруг представитель хендмейд хай-енд). Ребята, честно, вам самим не жалко свой труд пихать в такое непотребство?

Что мешает создавая продукт, который вы желаете продавать или создаете ради самого процесса и стремления к совершенствуоблачить в качественный красивый корпус. На самом деле корпус лампового усилителя в принципе сильно проще, чем транзисторного. Например китайские мастера использую схему — п образный лист метала и две дощечки по бокам. При все простоте это выглядит красиво и в производстве тоже сильно дорогого нет.

У китайских самодельщиков корпуса выглядят достаточно красиво и монтаж так же довольно аккуратен. В принципе это не относится к китайским или нашим радиолюбителям — это скорее культура монтажа, она или есть или ее нет. Если ее нет, то нужно стремиться, учиться, как сделать хорошо. То что внутрь усилителя никто не заглянет — такой себе сомнительный аргумент. Посмотрите на картинку ниже — ведь можно же сделать все аккуратно и лаконично.

А можно и вот так — не поймешь что не поймешь куда, лишь бы небыло войны и что-то не отвалилось от чего-то:

Идем дальше.

Может ли ламповый усилитель по себестоимости стоить очень дорого?

В принципе может, но это уже идет разряд бессмысленных трат — получить большую мощность, и тогда вес трансформаторов, как и рассеиваемая бездарно в тепло мощность становится гигантской. Речь о мощных двухтактах. Об усилителях в 50 кг весом и даже более, моноблоков. Это такое садомазо из мира усилителей, кому-то нравится, любят потолще и побольше. Короче, все найдут свой вариант.

Мне кажется вся прелесть лампы наоборот в простоте и лаконичности. Лампа это в первую очередь сингл-энд — однотакт. Кратчайший тракт, отсутствие обратной связи, красивые четные гармоники. Это усилители на 1-3 ватта на канал — просто выдохните, вам наверняка такой мощности хватит, если акустика хотя-бы от 90дб чувствительностью. Косвенный признак, если в акустике используется рупор, то есть большая вероятность, что это акустика с высокой чувствительностью.

Однотакт — это то, что стоит увидеть в лампе. Дальше уже идут кривляния и подражания транзистору — догоним и перегоним искажения транзисторов, увеличим мощность, нафигачим глубокую обратную связь до самого немогу… Можно сказать, что дальше идет попытка сделать транзистор из лампы. А зачем?

Да, есть очень большие сложные колонки, которым нужны очень большие мощные усилители, и если вы хотите лампу в таком усилении и сложно дорого и тяжело. Но более значителен процент обычных любителей аудио, кому однотакт вполне подходит по тактико-моральным характеристикам.

Поэтому в таких реалиях остается только выбор лампового усилителя из Китая или сборка самостоятельно. О самостоятельной сборке поговорим когда нибудь еще, а о китайских изделиях прямо сейчас.

Китайские усилители, обычно, обладают роскошным корпусом. Если это промышленное изделие, типа например Yaqin MC-100b, так и вовсе выглядит потрясающе.

Но и самодельшики из Китая стараются в плане достойного корпуса. Хотя порой можно, для любителей экономии видеть и варианты совсем без корпусов или наборы для самостоятельной сборки.

Самый простой способ стать обладателем ламповогоусилителя — купить китайский усилитель. Если вы решите спаять усилитель сами — будет ли это дешевле, в случае если мы производим усилитель из г.вна и палок (с помойки, из старого тедевизора), то конечно это будет дешевле.  Но хотя это и несложно я все же не гарантирую хороший результат по качеству звука и точно не гарантирую для большинства приличный вид такого усилителя. В Китае ламповые усилители от 10,000 рублей. Есть ладе от 6тр, потому что без корпуса и предельно лаконичные.

Лампа Fu32, как я понимаю аналог нашей лампы ГУ32 и две 6j1, она же 6н1п.

 

 

Но чуть добавив можно уже взять вот такого красавца в самом пуристичном А классе на двух FU32 + 6n2.

Своей лаконичностью дизайна этот китайский усилитель мне на подсознательном уровне прочно напомнил асоциации с творениями генеального дизайнера Дитера Рамса (компания Braun). Идеальное сочетание цветов — черный и светлый, промышленный дизайн.

Безотносительно звука усилитель заслуживает глубокого внимания уже за свой великолепный дизайн. Тем не менее история этого усилителя не такая уж простая. В Китае давно экспериментируют в создании различных ламповых усилителей и оставалась одна нише до сих пор не занятая — это лампа FU32. Лампа производится в Китае, она дешева, имеет большие балоны, а в среде любителей лампового звука я слышал такие высказывания, что чем больше (балон), тем масштабнее звук. Но до недавнего времени ее не использовали в усилителях и вот перед инженером/и появилась задача — создать хороший усилитель в чистом А на лампах FU32. Схема усилителя на реальных макетах улучшалась год, потом была передана для дальнейшей доработки, на что ушло еще пол года и наконец финальный продукт увидел свет. Не исключаю и то, что все эти изыскания заключались в штудировании российских форумов, где обитают очень грамотные «ламповые» специалисты и даром выкладывают свои схемы в общий доступ.
Скопирую текст с aliexpress из описания лота.

Используется пекинская лампа BeiJing’s 6n2
Используется пара пекинских ламп BeiJing’s FU32
Выход: 4 Ом или 8 Ом
Выход на наушники 6,35 мм (32-600 Ом)       
Частотный диапазон: 26-38 кГц ± 2 дБ
SNR (наушники):> 118dB «A»-wtd
КНИ: <0.008% 10 Гц до 20 кГц (как я понимаю речь только про выход наушники, не бывает ламп с таким выходом на колонки).
Усилитель можно использовать и как усилитель с колонками и как усилитель для наушников.
Выходной трансформатор использует Z11 с толщиной железа 0,35 мм 66*32 H 14360.
Идеальная схема защиты наушников, выходной трансформатор без защиты нагрузки.
Потенциометр громкости японский ALPS 16.
Использованы до 1% точности металлические пленочные резисторыв и импортные электролитические конденсаторы. Так же используются масляные конденсаторы.
Вес усилителя около 5,5 кг
Размер: 29,5*17,5*15 см (включая высоту ламп)
Мощность усилителя 4 + 4 ватта.

Безотносительно звука это красивый усилитель с уникальным дизайном. На пробу взял такой, разочароваться не боюсь, ибо уже послушал на youtube. Камерные составы должны быть хороши в его исполнении.

Самым популярным усилителем на aliexpress является аппарат на лампах EL34 — это Rivals RH34W. От его вида можно лишиться дара речи, а цена в 20,000 рублей компансирует визуальный оргазм.

Живьем усилитель выглядит просто фантастически и он реально тяжелый.

Стрелочки с желтоватой подсветкой колышаться в такт музыки, ультралинейное включение.

Я слушал этот усилитель. По звучанию в целом он мне не понравился. Он имеет свой шарм, визуально просто дас ис фантастиш, но для меня его звук воспринимался как естественный, но мутноватый, что как понимаете не есть гут для аудиофил детекшн.

При больших финансовых возможностях на просторах китайской площадки есть более впечатляющие модели, начиная с той же Yaqin и других.

Здесь возникает вопрос, не кто лучше, китайские усилители или усилители от местных мастеров, а как проще купить. Заказать и ждать полгода здесь или получить свой аппарат через пару-тройку недель из Китая. Для покупателя с точки зрения комфорта удобнее второй вариант, с точки зрения звука, нужно слушать и сравнивать конкретные равнозначные по цене изделия.

В любом случае вы живете в хорошее время, когда на рынке сосуществуют три отличных технологии — винтажный лампа, современный транзистор и цифра приотрывшая для нас будущее. А выбираете вы все равно глазами, душой и сердцем, а не схемами, такова природа аналогового человека.

61 Kомментарий

  1. С одной стороны в статье всё правильно, но с другой — слишком уж упрощённо и спорных моментов хватает. Например: «…Цена лампового усилителя по сути состоит из стоимости трансформаторов и дросселей и цены самих ламп.
    Купить брендовый усилитель за 100-200 тысяч зная что внутри 10 резисторов и десять конденсаторов – это несколько травмирующая мысль…» Абсолютно то же самое можно сказать и о любом транзисторном усилителе, да и не только усилителе. Вот только не цена состоит из стоимости комплектующих …и корпуса естественно, а себестоимость. Цена же складывается из многих факторов. Помимо себестоимости (а тут должны учитываться ещё и энергозатраты, стоимость человеко-часов, амортизация оборудования для производства и многое другое) в цену закладывается и прибыль производителя и расходы на транспортировку и хранение( что сейчас называется логистикой)ну и конечно расходы на рекламу и накрутки розничных продавцов и т.д. Но даже если посмотреть лишь на себестоимость, то : количество деталей в любом аппарате не всегда говорит о качестве изделия. Скорее наоборот: чем проще -тем лучше. А вот комплектующие, вернее уровень комплектующих — это важно. Самое дорогое в ламповом усилителе совсем не лампы, а звуковые трансформаторы. Не буду перечислять бренды, а просто скажу что пара качественных трансов может стоить не одну тысячу долларов. Так же и лампы. Например квартет популярных КТ88 может стоить как 10 тысяч, так и тридцать в зависимости от производителя. Но, при этом, они и звучат по-разному так что это не маркетинг в чистом виде. Далее конденсаторы, которые могут быть как обычными, так и «аудиофильскими». Регулятор громкости тоже может быть какой-нибудь ALPS за несколько тысяч или что-то простенькое за 500 руб. И, в конечном итоге, можно по одной и той же схеме собрать два одинаковых усилителя, но на разной элементной базе. Один допустим обойдётся в 20 тысяч руб., а другой в двести. Но при этом и звучать они будут по-разному от слова СОВСЕМ. Вот как то так. При этом я совсем не ярый фанат лампы. Да,у меня есть ламповый усилитель и в течении пяти-шести лет я не находил ему альтернативы. Но сейчас я слушаю транзисторный аппарат и доволен найденным компромиссом. Правда цена на этот транзисторный усилитель (если отталкиваться от цены ритейла) как минимум вдвое, а то и втрое выше, поэтому об объективности сравнения не может быть и речи.

  2. И вы правы и я прав. И куча дорогих решений в усилителе может никак или совершенно мизерно влиять на сам звук в итоге. Но многие самодельщики дорвавшись мутят гигасхемы и потом хотят гигаденег. А звук то и на более простой комплектухе был бы на 99% такой же. Речь не про помоешные детали. А эти кондеры фор Аудио, не раз слышал, что это просто отбраковки от нормальных кондеров,Которые в промышленное оборудование не годятся. Не знаю насколько это верно конечно.
    А лампа за 20 тр евро — он ее что — вручную лепил, похоже на то, это просто извращения, как я уже и указывал выше — аудио-садомазо.
    Если бы лампы шлепали промышленно — им цена — копейки. Но сейчас… А сейчас Китай шлепает промышленно — фу32 промышленная и тд. В россии кое что на старом оборудовании еще делается.
    И если лампа стоит 20тр евро то нужно посмотреть явно на другие предложение, мы же покупаем не лампы, а конечный звук. За 20 там точно кроме понтов ничего и не найти

  3. @ hifi-audio.ru:
    Если не секрет какой аппарат сейчас стоит ?
    И брендовый ли был ламповый усилитель ?

  4. AvAlex Цитата:

    @ hifi-audio.ru:
    Если не секрет какой аппарат сейчас стоит ?
    И брендовый ли был ламповый усилитель ?

    Извиняюсь. Вопрос к Alex !!!!!

  5. И ещё хочу добавить по ламповой технике, что во преки тому, что слушал вживую (а это были аппараты, которые легко переиграли, хоть и не сильно, мой тогда ещё Sansui AU-D707X) верю, что ламповый усилитель может играть потрясающе во всех смыслах. Да, возможно по уровню детализации транзисторный и уж тем более цифровой будут впереди. Но разве детализация является основой музыки ? И ещё вопрос, если сравнить естественное звучание инструмента а затем тоже самое прослушать на ламповом, транзисторном и цифровом усилителе…..где по вашему мнению будет играть ближе к оригиналу с большей долей вероятности ? Думаю что как раз на лампе.
    Наткнулся давным давно на youtube канал Алексея (MrShaman42). В одном из давнишних роликов он демонстрировал не дорогую акустику Otto. Усилительной частью служили два ламповых моноблока Luxman, и транзисторный пред Luxman. Играл трек с альбома Jacques Loussier Trio — Baroque Favorites, название трека Marcello: Concerto in D Minor for Oboe : III. Presto
    Так вот, я понимаю что данное видео, а точнее звук из него я слушал через призму фильтров и кодеков youtube, но такой чистоты, натуральности и прозрачности звука (особенно на барабанных партиях) в данной композиции я не смог добиться ни на одной аппаратуре. Принимая во внимание, что Алексей при снятии звука использует профессиональное оборудование склонен думать что характер передан верно.
    Отсюда и вывод : ламповая усилительная аппаратура в грамотном исполнении и хорошем сетапе может играть потрясающе.
    Вот ссылка на видео : https://youtu.be/ti1ik84vSes

  6. я вот слушал простой ламповый усилитель rogers cadet- 3 если посмотреть во внутрь то там вообще пусто !!! какой то супер минимум деталей…но звучит шикарно с правильно подобраной акустикой. а усилитель прибой типа ламповый там вообще нет звука отродясь…бывают же такие нонсенсы.

  7. простота не значит плохо тот же усилитель джона ли худа 1969 звучит просто великолепно.

  8. Capitan Tenkesh Цитата:

    я вот слушал простой ламповый усилитель rogers cadet- 3 если посмотреть во внутрь то там вообще пусто !!! какой то супер минимум деталей…но звучит шикарно с правильно подобраной акустикой. а усилитель прибой типа ламповый там вообще нет звука отродясь…бывают же такие нонсенсы.

    К сожалению в советской технике того периода такие нонсенсы поголовно. Нет там хорошего звука (да простят меня фанаты советской техники)!

  9. Обидно ещё и то, что свою акустику Электроника 75АС-065 (по моему такая модель) мы в свое время, если не ошибаюсь по приказу Сталина пуля в пулю слизали с легендарной Otto SX-P1.
    Не слушал ни первую ни вторую. Но есть чуйка что Otto звучит лучше )))))))

  10. AvAlex Цитата:

    Capitan Tenkesh Цитата:

    я вот слушал простой ламповый усилитель rogers cadet- 3 если посмотреть во внутрь то там вообще пусто !!! какой то супер минимум деталей…но звучит шикарно с правильно подобраной акустикой. а усилитель прибой типа ламповый там вообще нет звука отродясь…бывают же такие нонсенсы.
    К сожалению в советской технике того периода такие нонсенсы поголовно. Нет там хорошего звука (да простят меня фанаты советской техники)!

    но их целая армия фанатов советской техники меняющих электролиты в надежде что их хлам заиграет…скорее это просто бизнес найти на помойке сов одиссей поменять там емкости и выставить на продажу и всегда что удивительно найдется почитатель оного» шедевра»

  11. Capitan Tenkesh Цитата:

    а слушал недавно у товарища acuphfase 305 тоже очень понравился..

    Не сомневаюсь. Accuphase делают очень качественную, высокого уровня аппаратуру. В ту же кассу и McIntosh ))).
    По моделям к сожалению не ориентируюсь. Надеюсь удастся послушать как нибудь именно ламповые моноблоки тех лет вживую ))) Уверен — Там живёт «Звук» )

  12. AvAlex Цитата:

    Обидно ещё и то, что свою акустику Электроника 75АС-065 (по моему такая модель) мы в свое время, если не ошибаюсь по приказу Сталина пуля в пулю слизали с легендарной Otto SX-P1.
    Не слушал ни первую ни вторую. Но есть чуйка что Otto звучит лучше )))))))

    по моему электронику слизали с фишер 1200

  13. китайских усилителей ламповых на сегодняшний день великое множество но я бы не рискнул никогда купить даже на 300 лампе предварительно не послушав..

  14. Capitan Tenkesh Цитата:

    AvAlex Цитата:

    Capitan Tenkesh Цитата:

    но их целая армия фанатов советской техники меняющих электролиты в надежде что их хлам заиграет…скорее это просто бизнес найти на помойке сов одиссей поменять там емкости и выставить на продажу и всегда что удивительно найдется почитатель оного” шедевра”

    Все верно, чистой воды бизнес. У людей теплые воспоминания о том времени, вот и хотят иметь у себя в распоряжении технику тех лет. А другие этим пользуются.
    Ну а если о звуке в них говорить то абсолютно применимо выражение : «Ничего слаще морковки то и не ели», поэтому и наслаждаются Бригами и Барками……

  15. Capitan Tenkesh Цитата:

    AvAlex Цитата:

    по моему электронику слизали с фишер 1200

    Так это одно и то же с Otto. Могу поделиться ссылкой на того же MrShaman42, он там подробно рассказал о данной системе.

  16. а еще есть тульское предприятие-артель по выпуску ламповых усилителей.. есть такой у моего знакомого подожду пока его настигнет финансовый кризис..потом куплю ради интереса…и еще в ростове делают довольно простые и хорошие усилители ламповые.

  17. Capitan Tenkesh Цитата:

    китайских усилителей ламповых на сегодняшний день великое множество но я бы не рискнул никогда купить даже на 300 лампе предварительно не послушав..

    Тут вопрос в деньгах. Думаю те же Yaqin с Aliexpress за свои 40-50 т.р. будут звучать очень интересно.
    Винтажный аппарат купить будет гораздо более затратно. Но и звучать будет что называется «с гарантией» !!!

  18. Capitan Tenkesh Цитата:

    а еще есть тульское предприятие-артель по выпуску ламповых усилителей.. есть такой у моего знакомого подожду пока его настигнет финансовый кризис..потом куплю ради интереса…и еще в ростове делают довольно простые и хорошие усилители ламповые.

    Можно подробнее ? Что за компании ? Где можно приобрести ?

  19. Capitan Tenkesh Цитата:

    простота не значит плохо тот же усилитель джона ли худа 1969 звучит просто великолепно.

    Вы по Худу усилитель сами собирали или слушали реализацию с Ali ?

  20. @ AvAlex:
    алли…ART-AUDIO-LAB так называется тульская артель на кооперативных началах..

  21. отто, фишер и санье — это одна и та же фирма. Точнее фирма то Sanyo, а отто и фишер ее подразделения — отто для японии, фишер для евроупы.
    да, ссылки на сайты ростовских и тульским лампоразработчиков дайте — интересно посмотреть.
    Я смотрю ютуб , встречаются красивые изделия и звук, например:

    https://youtu.be/pcxQx9P7mlw?t=471

  22. @ AvAlex:
    Сейчас слушаю Accuphase.Ламповый был(и есть)Melody AstroBlack50(с апгрейдом: родные балансные трансы заменены на японские Tamura)

  23. @ hifi-audio.ru:
    ростовскую фирму vovans хорошо знает он там трансформаторы заказывает. а тульскую стоит набрать ART AUDIO LAB и все появиться.

  24. 4 Вт конечно не айс. Баса не видать как своих ушей. На средние и ВЧ пойдет, на бас транзисторный придется собачить.

  25. Breeze Цитата:

    4 Вт конечно не айс. Баса не видать как своих ушей. На средние и ВЧ пойдет, на бас транзисторный придется собачить.

    у меня был дорогущий однотактник на 300 лампе мощность 3 вт слушал с акустикой cerwen wega 80 годов чуйка была 105дб мощности было с избытком а баса уж слишком..учитывая 40 см басовики..

  26. Capitan Tenkesh Цитата:

    cerwen wega

    cerwen wega высокая чуйка достигается большим количеством динамиков, еще и крупный мидбасовик, чаще суют туда 2 лапуха. Ламповик на 3 и даже 5 ватт никогда не даст качественный бас, а количественный и разбухший сколько душе угодно, мне не жалко — забирайте.
    Я вообще не любитель высокочувствительной акустики, в таких бас не живет. Такая акустика не умеет набирать энергию.
    Акустика высокого класса обычно 84-86Дб не более.

  27. Breeze Цитата:

    Capitan Tenkesh Цитата:

    cerwen wega
    cerwen wega высокая чуйка достигается большим количеством динамиков, еще и крупный мидбасовик, чаще суют туда 2 лапуха. Ламповик на 3 и даже 5 ватт никогда не даст качественный бас, а количественный и разбухший сколько душе угодно, мне не жалко – забирайте.
    Я вообще не любитель высокочувствительной акустики, в таких бас не живет. Такая акустика не умеет набирать энергию.
    Акустика высокого класса обычно 84-86Дб не более.

    каждому свое..

  28. AvAlex Цитата:

    Otto SX-P1

    По приказу Сталина?)) Вот так мифами и обрастает советская редкая техника)

  29. Что касается многих пространных вопросов, то ещё туда-сюда, хотя если копнуть по каждому, можно много чего сказать. Но что качается схемотехники, технической части, то тут полный … Не нужно делать никаких умозаключений и, тем более, давать советы там, где вы ничего не понимаете :) Не нужно углубляться в эти подробности. Можно так же пройтись галопом по европам. Без конкретики. Тогда и читаться будет лучше.

  30. Я пишу о том, что мне интересно, свои впечатления, свои выводы. Если не согласны — напишите свой материал, который будет лучше.

  31. @ vovans:
    со схемотехникой(аналоговой)вроде всю жизнь общаюсь,большиш косяков в статьях не замечаю,что есть,не сильно режет глаз,а Вы на что обратили внимание? менять полярность напряжения нити накала ?

  32. @ electric0:
    Да, развести землю правильно, это то ещё дело в ламповой технике. И тут нужен опыт. Нужно в принципе понимать, как её разводить и какие токи где допускать. Нить накала, если она даже переменкой сделана, можно вообще «приподнять» над землёй и тогда будет фиолетово в плане фона, переменка там или не переменка. Фон тут — это вообще не от накала зависит.

    Ну и хороший вывод, что 50 Гц, оказывается, из сети к нам идёт ) Лень искать конкретную формулировку.

  33. @ hifi-audio.ru:
    Александр, я не говорю, что не интересно. Я вообще это не рассматриваю и не обсуждаю. Но технические подробности — не ваш конёк. Часть умозаключений по технической части я бы опустил и в целом материал ничего не потерял бы.

    Что до писать, то и я иногда пишу, что интересно. Куда деваться. И по моим текстам замечания есть. И, быть может, более серьёзные. Все мы люди. И корректоров у нас нет )

  34. Почитал статью с интересом, надо сказать , что статья в целом не столь о технических подробностях схемотехники и решений, сколь о логике аудиофилов. Из ламповой техники, у меня только буфер для Д класса, в прошлом был самопальный усилитель по схеме двойное моно с 6п14 на выходе. Трансы все были военные, зелёного цвета, не разборные. Они не шумят от слова совсем. Приятный усилочек был, со своими особенностями, не шедевр в плане звука, да чесслово тогда приличных АС у меня не было, чтобы оценить, кмк АС от вертака кантата 205 не совсем то.
    Другое дело гнуснопрославленный, советский Одиссей, этот девайс звучанием вышибал массу положительных эмоций, но не долго, несколько лет. Потом конденсаторы приказали долго жить и Одиссей был подарен детскому садику для муз сопровождения зарядки.

  35. Ламповая схемотехника только выглядит простой.В реальности чего-то приятных ламповых усилителей практически не встречается.Может и можно сделать так,чтобы хоть по какой либо позиции хороший ламповый усилитель превзошел хороший транзисторный.Кто нибудь встречал такое?Более- менее приятный усилитель слышал и сейчас он есть и работает у хорошего знакомого.Но мастер ,его сделавший был 1954 года рождения,работавший в нии на ламповом заводе,сам разработчик ламп.Выше уровень профессионализма не представляю.Он говорил что учел более 15 параметров каждой лампы,а обычно учитывают не более 5.Все это было сделано на базе усилителя прибой,от которого нетронутыми остались только выходные трансформаторы ,времени на них не хватило.И несмотря на все трудности его создания я бы предпочел транзисторный усилитель.

  36. У этого же знакомого есть ламповые усилитель для наушников и фонокорректор того же мастера ,вот они звучат !!!

  37. @ electric0:
    Тут уже было одно тупое сравнение — акустика VS наушники. Теперь появилось второе тупое и дилетантское — лампа VS транзистор.
    Третье, уверен, будет сравнение кто лучше еб….я — блондинка VS брюнетка.

  38. все хорошо и лампа и транзистор и германий главное все это правильно состыковать и тогда получится то самое..ОРГАЗМ!!!!

  39. лично я сторонник лампы в предварительных каскадах. Но когда читаю про зелёные военные трансформаторе на выходе …. ))) мягко говоря, жуть берёт )

  40. Зеленые военные трансформаторы стояли по питанию (собственные трансформаторы радиол подвывали), модули усилителя был выдраны целиком из 2 радиол Урал без изменений. Собственно поэтому и возникла схема двойного моно.
    Такие же трансформаторы можно было найти на выход, но не я один об этом думал, а РЛС и станций связи в ремонт привозили не много, на всех не хватало. Собственно из их списанных зипов пополнялись запасы новых ламп со звездочкой ВП.

  41. Надыбать списаный ламповый усилок ЗЧ со станции связи удавалось не многим, за этот мусор можно было легко присесть по линии 1 го отдела, поэтому блоки эти, после извлечения из них ламп, в присутствии военпреда, уничтожали под прессом, лампы, тумблеры, разъемы, трансформаторы, кабели военпреда не интересовали, также как и проволочные резисторы и пр. барахло. Это все выпаивали и тащили на рынок.
    Единственный усилитель со станции связи стоял в РТЛ, его включали в обеденный перерыв, весило это устройство килограммов 100, без трансформаторов и объем имело примерно кубометр. Его возили в столовую под НГ, где подключали к колонкам S-120 . Дурнины там хватало, звук был очень не плох, хотя помещение столовой не образец акустического зодчества.
    Второй по крутизне ламповый прибор был из гидроаккустического комплекса , как он попал в РТЛ с соседнего предприятия я не знаю, тамошние парни как-то прицепили на вход к нему СД плеер , — это было круто, массогабаритные характеристики этого усилка очень близки к таковым у пианино Лирика .

  42. @ Breeze:
    оригинал высказывания лучше у рауля санчеса:Все это до боли напоминает вопросы из серии:

    Кто лучше — Даша или Глаша?

    А кого мне сегодня о-ать — Петю или Дуню? Или, может, обоих?

    А кто е-л осла? Голос из зала: я. Ну и как?

  43. кто сталкивался с сд проигрывателями на цапе BB pcm 1701p 2 шт. интересны ли они по звуку ? или как говорит мой сосед это вчерашний звук ?

  44. в чем он простой? Чип редкий.
    Я слушал 1702, 1704.
    У васильтека на этом чипе отмечены сидишники:
    DENON DCD-1560 2 x PCM1701P – SM5813AP
    DENON DCD-1630 2 x PCM1701P – SM5813AP
    DENON DCD-1630G 2 x PCM1701P – SM5813AP
    KENWOOD DP-5020 2 x PCM1701P – SM5818AP
    KENWOOD DP-6020 2 x PCM1701P – SM5818AP
    KENWOOD DP-7020 2 x PCM1701P – SM5813AP
    KENWOOD DP-8020 2 x PCM1701P – SM5813AP
    LUXMAN D-103U 2 x PCM1701P – SM5813AP
    LUXMAN D-105U 2 x PCM1701P – SM5813AP
    LUXMAN D-500 2 x PCM1701P-K – SM5843AP
    LUXMAN DZ-03 2 x PCM1701P – SM5813AP
    LUXMAN DZ-112 2 x PCM1701P – SM5813AP
    LUXMAN DZ-122 2 x PCM1701P – SM5813AP

    У знакомого был DENON DCD-1630G. Он сказал, что тот попроще, чем Denon 1650AL (4х1702), но тоже хороший.
    Следовательно звучит достаточно хорошо.

  45. @ hifi-audio.ru:
    взял вариант kenwood dp-5020 ради интереса к 1701 как говорится лучше один раз услышать…действительно удивил..так удивил..

  46. Ездил на базар, купил лампы для будущих самоделок, новые, разных годов, от 58 и выше.
    Взял 4 штучки 6п3с. Одну проглядел, в ней ключ отломан, может потом поменяю на исправную, если поменяют. Считаются очень хорошими по звуку.
    Взял пару 6п6с. В однотакте считаются еще лучше.
    Взял пару 6н14п — классика.
    Взял пару 6н8с.
    Все лампы новые, одной партии или близкой.
    Взял разъемчиков керамических под лампы
    И у меня были кое какие запасы ламп:
    предв:
    6н1п-ев -2шт
    6н2п-ев — 2шт
    6н3п -2шт
    6н8с — 2
    6ж1п — 2

    выходные:
    6п3с — 3 + 1 сломаная
    6п6с — 2
    6п14п — 2
    6п14п-ев 2шт пентод (срок работы 5000 часов)
    6п14п б/у? (500 часов)
    6п-18п -2шт
    6п43п-е 3 шт
    6ж38п -4
    Короче есть чем в будущем поразвлекаться

  47. @ hifi-audio.ru:
    Слабенькие же по мощности эти лампы,акустика которая есть у Вас по чувствительности не для них.Получите плохой результат который ничего Вам не покажет.Может сходим в гости к аудиофилу у которого тот переделанный ламповый Прибой?

Отправить ответ