Что нам стоит, акустику построить: разработка и создание АС на широкополосном динамике

Акустические системы от компаний-гигантов разрабатывают классные специалисты, но порой в процессе создания большее влияние оказывают другие факторы — модные течения, изменившийся вектор развития индустрии, а вы вдруг ощущаете, что из музыки, которую вы слушаете исчезает жизнь. Можно попробовать искать ее в дорогостоящих АС, или, если стремление создавать что-то своими руками вам не чуждо, взять в руки лобзик и создать свою акустику мечты.

Сегодня с нами своим опытом в построении интересных акустических систем, спобных, по словам автора, передать саму жизнь в музыкальном произведении, делится Владимир (г. Саратов). Технические детали придворяются увлекательным историческим экскурсом во времена СССР. Свое мнение или пожелания автору проекта вы можеет высказать в комментариях после прочтения.

Если вы обладаете подобным интересным опытом в построении аудиокомпонентов — пишите мне, делитесь знаниями, а сайт hifi-audio.ru сделает ваши знания доступными всем любителям аудио.

В 2012 году, после длительного перерыва, захотелось слушать музыку. В детстве и до 25 лет у меня всегда было что-нибудь из аппаратуры советского периода. Началось знакомство в1979 году: от кассетного магнитофона «Спутник 402»

до двухблочного усилителя +эквалайзер Орбита 002

и акустики «Электроника 25 ас-027»

Побывали в употреблении магнитофоны катушечные и кассетные, проигрыватели практически все, что производили в СССР. А чего не было у меня, слушалось у друзей. Ходили в гости, менялись пластинками, договаривались переписать ценную пластинку сразу на несколько магнитофонов, чтобы лишний раз не пилить. Это всегда было поводом собраться хорошей компанией (человек 5), весь день слушать музыку и как тогда говорили «тусить».

Импортной техники практически не попадалось. И звучала советская аппаратура 1980-90гг, и волшебно выглядела, и другого не знали, и были счастливы и молоды. Интернет отсутствовал даже в самых смелых фантазиях, а музыка покупалась на виниле и переписывалась на магнитофон.

Коллекция пластинок тогда стоила дороже аппаратуры. Прибавьте стоимость катушек и кассет магнитной ленты, по возможностям импортной, количество которых измерялось шкафами… Так что после приобретения «бюджетной» аппаратуры советского производства было куда тратить нелишние финансы, и до приличной импортной техники дело не доходило.

Как в советской песне: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» Вообще не знали другой страны! И другой аппаратуры. А вот музыку слушали в основном Хард-рок, арт-рок и металл, панк. Странный винегрет в голове, не правда ли?

А это магнитофон Нота с шумоподавлением — одна из самых желанных функций в то время

Потом была армия, интересные 90годы — не до музыки.

А потом супер-пупер формат CD появился. Звучит-то как чисто! Только слушать хочется все меньше. Вот помню: ставишь аналоговую запись и сначала слышишь звуки, потом инструменты, потом мастерство исполнителей, и если повезет, уходишь всё дальше, и музыку не слышишь, но она рождает в тебе видеоряд, образы, настроение. А слушаешь CD и слышишь только первый слой — звуки и всё! И если пытаешься неосознанно погрузиться дальше, понять не только буквы, но и смысл, начинает болеть голова.

А она у меня в те молодые времена вообще никогда не болела. И чтобы она и дальше не болела, нужно было просто не слышать – НЕ СЛУШАТЬ — что подсознательно и сработало. Настал период тишины.

Где-то за дверцей подсознания Желание слушать музыку посидело лет 20, окрепло и вышло на свет уже в виде конкретного плана действий:

  1. цель -получать удовольствие от музыки больше, чем в детстве;
  2. средства — минимальный бюджет+ техническое образование +опыт в электронике + умение самостоятельно обучаться;
  3. ожидаемый результат — выработать понимание технологии воспроизведения музыки без потери эмоциональной составляющей.

Это стратегия. Тактика — выработать техзадание. Это уже проще. Теперь задача — изучить психоакустику.

Пошел от последнего звена — восприятия АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Во-первых, АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ — это самый неоднозначный компонент, с которым связано самое большое разнообразие мнений и суждений. Вот с усилителями проще, и прогресс достаточно нагляден, если не слушать чушь рекламщиков. А вот попробуй пойми, что движет приверженцами тех или иных систем. Почему кто-то любит 3-4-5(!) полосную акустику на бумажных динамиках, а кто- то только полочники. У одиного в небольшой комнате стояли культовые рупорные Klipsch La Scalas, другой переслушал все и остановился на топовых MartinLogan с огромной невесомой пленкой в качестве излучателя. И каждый получает удовольствие от совершенно разного звука. Есть люди, которые часами могут держать внимание на множестве нюансов и запоминают всё, что слышали, из таких обычно получаются дирижеры. Другим нужно 3 аккорда, а четвертый их раздражает. Кто-то любит сложную классику, но старается слушать ее издали, чтобы мелкие погрешности не отвлекали. Кому-то нужен звук, вылизанный на студии, а то и не видевший живого исполнителя, а кому-то подавай драйв рок-концерта, заводящего стадион. Есть и другие породы: аудиофил оценивает красоту звука; меломан оценивает содержание музыкального произведения; хайфайщик — максимальные басы, уходящие в ультразвук верха и количество децибел. В конкретном человеке это сочетается в разных пропорциях и меняется со временем. Вычислять себя для себя плохо получается, а уж вычислять другого – совсем заблудиться можно.

ЭВОЛЮЦИЯ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

  1. Недорогой динамик — бумажный, широкополосный, у него плотный легкий диффузор, никаких рупорных, фазоинверторных оформлений, никаких кроссоверов, акустическое оформление только открытое! Корпус не массивный, дерево, фанера, он обязательно подыгрывает (резонирует), обязательно без добавления низких частот темброблоком. Иначе все плюсы естественности исчезают. Можно слушать подолгу, нет усталости от прослушивания, как ни на какой другой акустике звучит голос, саксофон, и др. акустические традиционные инструменты.
  2. Далее 2-3 полосные на бумаге — Телефункены, Брауны, старые КЭФы, старые Пионеры, обязательно широкомордые, очень желательно на альнико магнитах, все это1965-1982гг. Лучше становится частотный диапазон, по сравнению с широкополосниками теряется вовлеченность, особенно при наличии сложных фильтров, которые тогда не умели точно считать, и малочувствительных динамиков. Самое хорошее из того, что слушал давно — советские колонки Симфония 003(35 лет назад); гораздо лучше — Pioneer 922а, 700 эти — fb бумага и рупорные вч (слушал недавно).
  3. Потом начинаются динамики из металла и композитов — высший пилотаж. Детальность возрастает, резонансы самих динамиков иногда очень раздражают, но некоторые умеют их готовить, например, Technics SB-6 (прообраз Эстонии 21) — очень сначала понравился, на роке, металле, французской электронщине, клубной музыке-супер! Но на живой музыке сильно раздражать начинают, высверливают мозг. Все, кто слушал через некоторое время просят сделать потише. Coral X-III гораздо комфортнее: можно слушать всё. Лучшее, что пока слышал — Ямаха 100х — бериллий и карбон — супер! Хороши дорогие Diatone, Sony APM, Onkyo monitor и прочие подобные по классу. У третьей категории становятся очень важны усилители: разницу в звучании разных усилителей заметит и глухой. Для тяжелых колонок современные усилители стоят дороже колонок или цифровые, неплохие стали последнее время, даже китай(но не всем нравятся, и они тоже сильно разные). Например мне хорош Pioneer а-50dа. Из новых понравились Marantz PM 6001, 2, 4, 7000 серия еще лучше, Exposure хороши, но Yamaha р2200 — рc2002 и даже 1000 вытаскивают из колонок гораздо больше детальности, а красавцев Diatone DS-2000 вообще ни один из современных усилителей за реальные деньги не смог заставить звучать.

Другое дело что не всем и не во всем эта детальность нужна, ведь качество записи старых годов так себе и чтобы послушать старую но любимую с детства музыку и нужны широкополосники и глупо ставить их недостатки им в вину, так же как сравнивать жигули и формулу 1.

Концепция вывела на широкополосный динамик 100 гдш 33-16 ом в открытом щите, плюсы -все частоты с одной точки50гц-12кгц, хорошая импульсная характеристика, отличная чувствительность 97дб, мощЬ-500 вт в пике 16 ом-при такой чувствительности легко для любого усилителя, большая линейность движений диффузора, чем в ящике, простота и дешевизна изготовления. минусы-кривая ачх, нет ни самых низких ни самых высоких частот, грязноват звук на 1. 5кгц и выше от рупорка, узкая направленность по высоким частотам.

Динамики-НОЭМА 100ГДШ33-16

Полоса, Гц 50-17000

Сопротивление, Ом 16

Мощность, Вт 100

Диаметр, мм 346

Высота, мм 139

Чувствительность, дБ/Вт/м 97

Вес, кг 5

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Фанера 16мм 1. 5*1. 5м пополам и еще отрезал полоску для боковых подставок, наклонил чуть назад для устойчивости И направлености динамика. Лобзик, фрезер, саморезы. Для того чтобы динамик был заподлицо с передней плоскостью сзади через пробковую подложку закрепил кольцо из той же фанеры и как в гнездо, положил динамик. Ровно 1 день и к вечеру слушал. Разбирал и доводил позднее- шпаклевка, шлифовка, лак, терминалы, еще дня 3. Фото этого первоначального варианта не сохранились.

Этот вариант работал от Grundig studio rpc 650 tr super hi fi и они неплохо подходили друг другу.

Все что ожидал, получил!Пластинки звучали ОЧЕНЬ МАСШТАБНО! Размер Всех инструментов был огромен, сцена была глубоко и широка!Скептическое отношение каждого кто слушал сменялось на удивленное а через некоторое время на восторженное. Несколько лет музыка в доме звучала практически всегда, в основном негромко, в фоновом режиме, и что интересно и в других комнатах можно было так же хорошо все слышно, не оглушительно и ненавязчиво. Старшее поколение радовалось Окуджаве с Элвисом Пресли. Молодежь ловила новые ощущения от транса. Это эмоциональная и масштабная подача получилась из-за большого чувствительного динамика фишка которого ровный диапазон 80гц-1, 2 кгц. А так же 16 ом динамика без кроссовера это легкая задача для любого усилителя, и действительно все усилители звучали в диапазоне от хорошо до очень хорошо.

Были минусы-при увеличении громкости частотный диапазон портился, вылезали средние частоты. музыку с большой детальностью размазывало в общий фон, хард, металл и прочие композиции насыщенные в нч диапазоне лучше вообще не слушать. Тембра что по вч что по нч добавлять было неприятно. Направленность по вч очень узкая-это свойство рупорков шп динамика.

Кажется что эти минусы важны, но это не так. Напомню что универсальная система это тоже всегда компромисс. Только акценты этого компромисса могут смещаться в зависимости от предпочтений.

Через несколько лет решил добавить вч динамик. остановился на HiVi RT2C-A 6 »плоский изодинамический ленточный твитер

Pmax Вт 60

Полоса, Гц 2000-40000

Чувствительность, дБ/Вт/м 93

Сопротивление, Ом 8

фильтра подбирал очень долго, 2 порядка порезал нч и 3 порядка вч на 3, 7 кгц, ниже не получалось выиграл очень воздушный вч, намного лучшую, подробную сцену, несколько потерял драйв. Дальше модернизировать конструкцию не увидел смысла.

Вот окончательный вариант.

одновременно слушал и сравнивал Coral X-lll, Pioneer700Е, YAMAHA NS-500M, TECHNICS SB-6, и все по своему хороши, но куда столько! Приходили покупатели, слушали все по очереди, а первыми купили мои самоделки. Теперь они радуют моего хорошего знакомого. А меня система совсем другой концепции. Жалко, было бы место, оставил себе.

61 Kомментарий

  1. Эх, как же мне это знакомо! Хорошо написано , не отнять и не добавить. Вот разве что периоды выпадания из музыки у людей случаются не от новых форматов , а скорей от перехода с молодости во взрослую жизнь. У меня СиДи диски появились когда я был ещё молодой и слушал их с таким же самым желанием как и плёнку. Тут дело не в формате , а в том что бывает люди делают паузу. Про ширики тоже всё верно сказано, очень своеобразны и жанровозависимы. Вокал, легкая малосоставная музыка и на небольшой громкости.

  2. Прочитал — очень очень понравилась статья написанная с даром!
    А я скажу самое главное! Какие же хорошие мужики Владимир и Александр. И все кто читает это сообщение!
    Мне иногда так хочется отодвинуть в сторону всю музыку вместе с музыкальными вкусами, собраться и душевно посидеть с ребятами за столом под крепкий чай и бутерброды!
    А подыгрывать нам будет старый приемничек с пищащим звуком, а не мощные привычные динамики)))
    Будет юмор, будут разговоры, но закончим мы обязательно музыкой!
    Это я больше про то, что музыкой редко увлекаются люди не воспитанные и невежи, итд итп…Это элитный интерес и увлечение.
    Сам кстати меняю , развиваю вкусы со временем, благодаря хорошим меломанам из городов соседних наших.
    Похвастаюсь, я как-то начинал и продвигался всегда по большим акустическим системам, но недавно послушал простые но очень добрые полочники Aleks-190 вкусил всю радость полочников!
    И теперь они у меня, брал для себя,для большой души. Когда ранее слабо восхищался полочниками, точнее сказать просто не понимал!
    Спасибо мужикам, что каждый учавствует в моем музыкальном воспитании и не только!
    Музыка,звук — это сладкая зависимость и какая-то часть жизни которая будет до конца.
    И очень понравилось то — что каждый человек увлекается своей музыкой и звуком, если бы было все одинаково — это регресс!

  3. Несколько раз в год собираемся у друга на выходные с банькой и застольем… У него старый Аккорд стерео и куча пластинок от 33 до 78 оборотов. Ставится музыка и расставляются шахматы… Начинается нирвана…

  4. Классная статья.
    Давно и долго ждал пока у Александра появится статья про ширики, потому что они, как и Недавно обозреваемый наушники, тоже заслуживают пристального внимания.
    Приятно, что автор данного материала остановил свой выбор на Новосибирской фирме Ноэма. Они делают действительно качественные динамические головки, как для применения в домашних условиях, так и для профессиональной среды.
    Я сам использовал динамики Ноэма, правда другую, не менее популярную модель 150ГДШ35-8.
    Работали они у меня в закрытом ящике примерно 120 литров. Ни с верху, ни с низу ничем не подпирал. И ребята, на не большой для комнаты в 17-18 квадратов громкости, то как они играли гитару, вокал, и саксофон — просто не вообразимо. Это можно было слушать часами, и от реалистичности аж мурашки по коже. Опять же были и означенные автором статьи минусы (при увеличении громкости грязь в середине, не возможно слушать ничего тяжёлого, электрогитара в кашу и режет ухо ужасно). Можно было выравнить ситуацию фильтром, схему которого кстати по моей просьбе нарисовали отзывчивые специалисты из «Ноэма». Но потерялся бы основной прикол — чистое прохождение сигнала без фильтров…..
    Работали они у меня тогда от Sansui AU-D707X, источником служил встроенный звуковой чип iMac.
    Сейчас система более совершенная, и опять охото попробовать что нибудь из Ноэмы. Но уже поработать с фильтром.
    Тем более зреет не большой проект : может кто даст определенные советы, буду благодарен и все учту.
    Приобрел накануне концертную акустику состоящую из 15-дюймового басовика, диффузор бумага подвес ткань с пропиткой (8 Ом, 40-2500 Гц, 98 дБ, резонансная 39Гц), и компрессионного ВЧ драйвера, установленного в рупоре, материал диафрагмы титан (8 Ом, 1200-20000 Гц, 107 Дб).
    Послушав ее без использования эквалайзера на не высокой громкости в домашних условиях был приятно удивлен. Вполне слушабельный, не зажатый звук. Отличная детальность на верху, филигранности конечно нет, но детально и красиво. Низ очень плотный и мощный, не гуляший за счёт того, что динамик низко не берет, фильтр видимо так настроен. Серединка немного провалена. Но можно вывести до адекватного уровня эквалайзером.
    В общем что охото сделать и почему пишу именно здесь : Желание сделать корпус для данной акустики выше, чтобы реализовать полноценную 3-х полосную схему, заказать именно 150ГДШ35-8 и использовать его как среднечастотник, срезав фильтром грязь.
    Будет конечно массивно, но надеюсь что звук будет подобающе мощным, густым, и за счёт ширика на сч диапазоне — Очень Красивым, Певучим.
    Вот такие мысли, кто что думает ?

  5. интересная тема.. всегда останавливала дальнейшие движения эта акустика из за габаритов если делать на классических сов. динамиках 2а-9 2а-12 и др. то что звук у них другой это правда отлично дружат с лампой и усилителем худа..
    есть желание попробовать на 15гд-12 габариты у них не смертельные..дифузор 25 см.

  6. @ AvAlex:
    150ГДШ35-8 не для дома вообще. Посмотрите на АЧХ, сплошная аритмия, подвижка с гигантским весом. Что вы там хотите от него услышать, непонятно.

  7. я слушал старые новосибирские динамики еще при ссср….они ничего не вызывали положительного..

  8. AvAlex Цитата:

    В общем что охото сделать и почему пишу именно здесь : Желание сделать корпус для данной акустики выше, чтобы реализовать полноценную 3-х полосную схему, заказать именно 150ГДШ35-8 и использовать его как среднечастотник, срезав фильтром грязь.

    Не подойдет он как среднечастотник. Среднечастотник должен быть с малым весом, купольный или обычный диаметром не больше 150мм. Например SEAS H1262-08, ScanSpeak 15M, или что нибудь из СЧ/НЧ больше выбора, SEAS H1216-08, SEAS H1520-08, Wavecor WF152BD03-01, SEAS H1216-08

  9. AvAlex Цитата:

    @ Breeze:
    Вы его слушали ?

    Именно этот нет. Слушал 150ГДШ35-4 проваленный звук, подходит только для НЧ, для СЧ и ВЧ тяжеловата подвижка.

  10. @ Breeze:
    Буду объективен. На самом деле 150-й по факту не так плох как на бумаге. Очень красиво играет.
    Однако не слушая остальные модели думаю в чем то вы правы и я многого не услышал из того, что предоставляют шп.

    Спасибоо за совет по моделям. Посмотрю все обязательно.
    Ещё было желание сч поставить в рупоре. Как думаете, это реально ?

  11. @ Breeze:
    Вообще изначально было желание собрать подобие JBL 4343. Но учитывая цены на динамики jbl, стоящие в данной акустике понял что не потяну.
    Повторить можно разве что внешний вид а по звуку уже выводить в состояние — нравится как звучит !!!

  12. @ Capitan Tenkesh:
    По поводу старых новосибирских сказать ничего не могу, слушал в свое время ЛОМО 4А-32. Не понравилось. Ноэма звучит лучше. На самом деле это усовершенствованные версии тех самых 4А-32, 4А-28 и подобных !

  13. Capitan Tenkesh Цитата:

    у нас в магазине продаются celestion k12h-200 tc это ширики 40-10 000 30 см

    Наверняка не плохой звук. Но всего до 10000 играют. Не полноценно. Надо верх подпирать.

  14. Вы наверное не понимаете физику совсем. Высокочастотник делают маленьким для снижения веса. Не так то просто разогнать кусок тряпки или металла хотя бы до 7000 колебаний в секунду без завала. Это, относится и к СЧ, тут уже колебания от 350 до 3000, тут уже можно взять диаметр по больше, но чтоб это не увеличивала вес. Обычно укладываются в 150мм.
    А вы хотите чтоб ваш лопух 150ГДШ35-8 с гигантским весом в 50грамм разогнался до 3000 колебаний в секунду, этому не бывать никогда.
    Возьмем например SEAS H1262-08 у него вес подвижки всего 7 грамм.
    Чувствуете разницу 50 и 7 грамм?

  15. @ Capitan Tenkesh:
    Кстати забыл отписаться. Вы мне в комментах советовали как то межблок van damme 55 попробовать. В общем заказал я его. А в результате споров с продавцом и его не большой ошибки получил 4 метра кабеля вместо оплаченных 2-х. Но это отступление.
    По звуку — да, интереснее того, что я слушал ранее. Но какой же он толстый. Часа 3 потратил чтобы нормально припаять его и засунуть в rca.
    В общем 2 кабеля сделал. Доволен. Позже попробую что нибудь подороже.
    За совет респект !)))

  16. Breeze Цитата:

    Вы наверное не понимаете физику совсем. Высокочастотник делают маленьким для снижения веса. Не так то просто разогнать кусок тряпки или металла хотя бы до 7000 колебаний в секунду без завала. Это, относится и к СЧ, тут уже колебания от 350 до 3000, тут уже можно взять диаметр по больше, но чтоб это не увеличивала вес. Обычно укладываются в 150мм.
    А вы хотите чтоб ваш лопух 150ГДШ35-8 с гигантским весом в 50грамм разогнался до 3000 колебаний в секунду, этому не бывать никогда.
    Возьмем например SEAS H1262-08 у него вес подвижки всего 7 грамм.
    Чувствуете разницу 50 и 7 грамм?

    Я вас понял. В физике действительно не копал. К советам всегда прислушиваясь. Для того и нужны форумы.
    По поводу рупора под сч что думаете ?

  17. @ AvAlex:
    хорошо подходят разъемы с али это wbt и nakamichi нутрики увы не для него..

  18. Для СЧ рупор не вижу смысла. Вот в ВЧ да, более четкие образы рисует, но тут смотря какой рупор, а то придется четко по середине сидеть, чуть в права или влево и уже не то.

  19. @ Capitan Tenkesh:
    У меня лежали заказанные с Али monster cable. С натягом на кабель налезли )

  20. @ Breeze:
    Бывает такая лень писать… Но скажу что во многом вы конечно правы. Но вы оперируете обычными рассуждениями, физикой… Я много раз слышал отвратительное звучание легких диффузоров и отличное звучание более тяжелых. Жесткость никто не отменял. Конусы звучат намного хуже куполов и именно поэтому купола предпочтительнее. При гораздо меньшем весе дают большую жесткость. Тема динамиков и акустики это моя стихия и с удовольствием подискутирую. Правильный рупор на СЧ иногда просто необходим и даёт в некоторых случаях хорошие результаты.

  21. Может когда нибудь соберусь и дам хорошую статью на тему акустики и её восприятия, психоакустики и прочего…В своё время я этому обучался на профессиональной основе и возможно кому то это будет даже интересно.

  22. @ Vladimiroff:
    Понятие легче или тяжело довольно растяжимо. 50 грамм для средней и высокой частоты слишком много, с таким весом обязательно звук будет привязан к динамику.
    Для мид баса, баса, суббаса больший вес только на пользу.
    -Жесткость это конечно хорошо, но ее всегда недостаточно. Ударьте по тарелка райд, даже самой толстой, и она все ровно пойдет восьмеркой от звуковой волны, и это если учесть что она сделана из сплава металлов, довольно жестко.

  23. @ Vladimiroff:
    А вот пожалуйста напишите на тему акустики и её восприятия,а то я вот несколько лет читал спец литературу,вот эту большую двухполоску сваял,и статью про нее написал ,а хочется мнения практика с образованием в данной теме.Понимаю,что писать трудно и лениво(это про меня).Но это похоже нужная многим статья будет!

  24. @ AvAlex:
    динамик 150ГДШ35-8 с правленной ачх фильтром потеряет все очарование ,пытался с 100гдш-33 ,чем сложнее его фильтр тем он становился невнятным ,пробовал последовательный кроссовер,тоже ничего у меня не вышло ,зря время тратил как сказал Breeze- сплошная аритмия .это свойство самого динамика,фильтром не правится,только хуже будет.Фильтра у Троэлса пытаются чего-то подобное сделать но это не для меня,дилетанта,и я думаю ,не для Вас, говорю не с целью обидеть.У нас же нет таких средств измерения,как у него.

  25. @ AvAlex:
    У меня уже три года трудятся в серийных акустических системах Ноэма АС-751 динамики 150ГДШ35-4, которые изготовили для меня по спецзаказу. Так я вам доложу, что их звучанием я более чем доволен. Спустя год после покупки я пристегнул к ним через фильтр 2-го порядка ленточные твитеры Fountek Neo X 2.0 и высокие частоты заиграли новыми гранями. Я не могу себе представить, что можно как-то улучшить звучание моей системы. Для сведения: источники — компьютер через USB, спутниковое радио по телевизору плазменному Panasonic TX-PR65VT60 через оптику, медиа-плеер и CD-плеер также по оптике подают музыкальный материал на ЦАП DAC SMSL M9, который соединяется с усилителем Apart Champ-2 балансными кабелями. Для обеспечения такого соединения я применил переходник от 2.5 мм балансного выхода на наушники к XLR разъемам. Качество звука на этом выходе просто феноменальное. Проверял с помощью самодельных наушников на базе корпуса от Beyerdynamic DT 931 с китайскими капсюлями-репликами Tesla Т1 с балансным посеребренным кабелем. Я больше не встречал такого качественного звука ни в каких других даже очень дорогих наушниках. Таким образом SMSL M9 служит ЦАПом и предварительным усилителем одновременно в этой связке, так как уровень звука я регулирую именно в нем, а регуляторы в усилителе всегда в положении на 3 часа (85 процентов от максимума). Еще раз повторюсь: невозможно представить себе лучшее звучание акустики, причем на большом диапазоне громкости (хорошо звучат и на малой и на большой мощности) и у меня не возникает в связи с этим никакого желания что-либо еще улучшать. Раньше такие позывы были регулярными и я много каких усилителей и акустических систем перебрал и переслушал. Представляю, как отнесутся к такому заявлению искушенные «слухачи», но я уверен в своих ощущениях и даже иногда подумываю, может пригласить одного такого к себе в гости, чтобы проверить, вдруг ошибаюсь и мне на ухо слон наступил…

  26. constyura Цитата:

    Ноэма АС-751

    Его тоже надо резать, в районе 2.5-3.5кцconstyura Цитата:

    Я не могу себе представить, что можно как-то улучшить звучание моей системы.

    Всегда можно что-то улучшить или изменить.

  27. @ Breeze:
    На широкополосную акустику я подаю полный сигнал, а частота среза на ленточники — с 2800 Гц. И на верхних частотах эти динамики поют, сливаясь в восхитительную симфонию. Только на самых верхних я слышу вклад Fountek-ов, просто разумом понимая, что бумага широкополосников не может так излучать. А в остальной части спектра музыка звучит натурально, слитно, плотно мощно и масштабно. У меня был опыт использования широкополосников Ноэма 100ГДШ33-8 в самодельных корпусах на Крымской геологической базе МГУ. Там в течении нескольких лет озвучивалась пятью колонками обширная территория на склоне горы Сельбухра. Использовались при этом сначала старинные ламповые усилители Ломо, а затем безымянный польский усилитель с удивительной способностью звучать полминуты после отключения за счет накопленного заряда в кондесаторах. Звук при этом был просто бесподобным. А если учесть, что колонки были установлены на крышах камералки и музея и дистанция до слушателей была от 30 метров до пары километров, это вовсе удивительно. Студенты и преподаватели поражались и восхищались качеством музыки. И если первые требовали сделать погромче, то другие — наоборот (но это другая история…). Я сам подолгу завороженно слушал и наслаждался музыкой, сидя на лавочке метрах в 50-ти от ближайшего динамика. И я всегда мечтал заполучить такие динамики у себя дома. И воплотил свою мечту только сравнительно недавно, наплевав на отговорки друзей и «специалистов», о чем нисколько не жалею. Жалею лишь об упущенном времени и потраченных зря финансах на другие варианты.

  28. constyura Цитата:

    На широкополосную акустику я подаю полный сигнал, а частота среза на ленточники – с 2800 Гц.

    Это уже не акустика, а балаган. Ставьте фильтр.

  29. @ Breeze:
    Вы сподвигли меня на эксперимент: я еще раз попробовал подключить широкополосники Ноэма через фильтр и послушал несколько часов получившийся сетап. По итогу услышал, что в середине пропало все богатство звука. Стало неинтересно даже продолжать опыты. Ведь получилось, что динамик Ноэма воспроизводит спектр частот до 2800 Гц, а далее все ложится на ленточник Fountek, а как он излучает голос — это просто безобразие. По хорошему надо резать в районе 5000-6000 Гц. Тогда есть теоретическая возможность что-то хорошее услышать. Таким образом я повторил свои давнишние эксперименты с подключением широкополосников и вновь убедился, что идея подавать на них полный сигнал является единственно правильной. Сшивка в диапазоне частот 2800 Гц и даже 5000-6000, самых информативных и важных для музыки разрушает гармонию. Так что остаюсь на своем варианте и это не балаган, а нечто другое:
    О, сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель.

  30. @ constyura:
    И такое заключение вы сделали за один день?
    Раз уж решили сшивать, то оставить нужно для прослушки минимум на неделю и не трогать.
    Раз уж Fountek излучает голос – просто безобразие, то как вариант подберите L-pad цепочку и согласуйте с низом.
    Тут еще важен какого порядка фильтр, поиграйтесь с ним.
    А так у вас в любом случаи балаган.

  31. @ constyura:
    У Вас на ачх 159 гдш привлекательное место с которого интересно срезать 3,7 кгц ,там естественный спад поможет увеличить безболезненно крутизну спада ,только мне пришлось сделать частоту среза вч и нч фильтра разной,с промежутком 300 гц, у Вас вч динамик другой и промежуток тоже другой, и лучше двигать вч динамик назад,для чего сделал плавную регулировку,примерно 13 см Получилось ,так что магнитные системы динамиков по вертикали почти совпали,и при точной фазировке моно розовый шум точно в центре,как бы шариком слышится.все это из личного опыта

  32. @ Capitan Tenkesh:
    Как Вы правы! организация зоны совместного звучания двух динамиков это каждый раз компромисс ,и искусство с разными приоритетами,главное чтоб эта полоса не испортила все хорошее что каждый из динамиков может подать.А в идеале активный кроссовер,лучше регулируемый ,на али их есть,и по каналу на динамик.Тоже пробовал.кроссовер дбх 223 и два стереоусилителя,результат порадовал.

  33. Capitan Tenkesh Цитата:

    мне кажется чем меньше преград тем лучше…

    А мне кажется лучше гармония, пусть хоть даже на пути 3-х литровые банки стоят, главное чтоб звучало все это гармонично.

  34. @ constyura:
    А еще не понимаю как Вы справились с разной чувствительностью динамиков примерно дб на 8 150ГДШ35 чувствительнее чем Fountek Neo X 2.0 ,тогда делитель на 150ГДШ ставить для понижения его чувствительности?Наверно не захочется терять чувствительность. А не ставить так и Fountek на его фоне не слышен . И совсем не по датшиту заставлять Fountek играть так низко,при 2-м порядке фильтра.жалко его ,искажать будет.Второе-чем ниже играет вч динамик,тем ему достается больше мощности.А он не особо мощный.25 вт это не на нем,а перед его кроссовером(обычно 3-го порядка). А 150 вт на 150ГДШ это правда.вот еще один повод резать выше.в общем все это муторно,поэтому и предлагал биампинг-плюсов больше, не накосячить проще.

  35. @ constyura:
    по датшиту фунтика 2.3 кгц 2-м порядком написано! -вообще не верю ,может для небольших прикомпьютерных пукалок ватт на 20 пойдет.и то не стоит.

  36. electric0 Цитата:

    @ constyura:
    по датшиту фунтика 2.3 кгц 2-м порядком написано! -вообще не верю ,может для небольших прикомпьютерных пукалок ватт на 20 пойдет.и то не стоит.

    Нет, для более серьезных СЧ/НЧ, а не 150ГДШ. И диаметром не больше 180мм, у 150ГДШ излучаемая зона больше, чувствительность выше, так что сшить с ВЧ будет проблематично, он просто перекричит. А ставить глушилку на 150ГДШ нежелательно.

  37. у нас в магазине продаются динамики широкополосные celestion K12H-200TC 12 дюймов 98 дб 50-10 000 400 вт никто не сталкивался с такими и стоит ли с ними заморачиваться?

  38. Capitan Tenkesh Цитата:

    celestion K12H-200TC

    Пищалку придется добавлять в районе 5кгц, опять же из-за большой чувствительности сшит с ВЧ будет проблематично.

  39. Breeze Цитата:

    Capitan Tenkesh Цитата:

    celestion K12H-200TC
    Пищалку придется добавлять в районе 5кгц, опять же из-за большой чувствительности сшит с ВЧ будет проблематично.

    разве в/ч не бывают с такой же чуйкой.?

  40. electric0 Цитата:
    А в идеале активный кроссовер,лучше регулируемый ,на али их есть,и по каналу на динамик.Тоже пробовал.кроссовер дбх 223 и два стереоусилителя,результат порадовал.
    Интересен Ваш опыт с активным кроссовером. Давно хотел попробовать, да все руки не доходили. Вы реально сравнивали звучание акустики с использованием активного кроссовера и использованием пассивных фильтров в колонках? Разница ощутима на слух, если вообще есть? По идее быть должна-не зря же профессиональные мониторы сделаны по такому принципу. У меня сейчас акустика подключена по bi-amping, и подвигла меня на это замена «пищалок». Я правильно понимаю, что у dbx 223 регулируемая частота раздела? Взял бы dbx, да в стойку не войдет. У Behringer CX2310 «уши» отстегиваются, но характеристики хуже. На Али Вы это имели ввиду: https://ru.aliexpress.com/item/1000004518602.html. Пробовать не доводилось?

  41. @ Capitan Tenkesh:
    бывают,рупорные,дорогие обычно,сшиваются с шп как можно ниже,1-2 кгц,тогда не так важно что у шп на средних кривая ачх,тогда рупорок лучше чтобы не был на шп,и это просто мидбас.раньше полно таких конструкций было.Оно того стоит,если комната большая.

  42. @ SenyaG:
    дбх оптимально,их много,они недорогие,профессиональные,с ним настраивать частоту раздела одно удовольствие,я так и делал,с али можно потом взять,с фиксированной частотой,примерно такой как Вы нашли.нормальный вполне.А дбх можно и спрятать,потом.его же не нужно все время крутить.Да, у меня с активной фильтрацией звук более живой был,кроссоверы акустики меньше понравились,но я и не прфессионал,и не советую туда глубоко лезьть.много нужно знаний,приборов,безэховую камеру,на слух всего не настроишь.хотел еще сказать хоть Ваши и мои шп похожи ,но вч у нас разные,так что это будет Ваш проект,а регулируемый кроссовер это единственный на мой взгляд вариант его завершить успешно.У меня получилось,но больше не стану.

  43. Capitan Tenkesh Цитата:

    разве в/ч не бывают с такой же чуйкой.?

    Ну я же сказал «проблематично». Пищалку надо будет подобрать с большой чуйкой, и не факт что удачно. Обычно сшивают с НЧ/СЧ с чуйкой 89-91 дб, а тут 98, при малой громкости еще нормально, на средней уже задавит.

  44. electric0 Цитата:

    @ SenyaG:
    дбх оптимально,их много,они недорогие,профессиональные,с ним настраивать частоту раздела одно удовольствие,я так и делал,с али можно потом взять,с фиксированной частотой,примерно такой как Вы нашли.нормальный вполне.А дбх можно и спрятать,потом.его же не нужно все время крутить.Да, у меня с активной фильтрацией звук более живой был,кроссоверы акустики меньше понравились,но я и не прфессионал,и не советую туда глубоко лезьть.много нужно знаний,приборов,безэховую камеру,на слух всего не настроишь.хотел еще сказать хоть Ваши и мои шп похожи ,но вч у нас разные,так что это будет Ваш проект,а регулируемый кроссовер это единственный на мой взгляд вариант его завершить успешно.У меня получилось,но больше не стану.

    Спасибо. Я Вас понял. Т.е. действительно, фазовые искажения, которые имеют место быть в пассивных фильтрах в данном случае отсутствуют, что и не удивительно. Но, как обычно, слух у каждого свой, и он не всегда совпадает с законами физики.

  45. @ electric0:
    Ваш комментарий я оценил очень высоко. Грамотно излагаете. И поселили тем самым во мне сомнения… Я считал, что когда перекрываются на некоторой полосе частоты широкополосника и твитера, то в результате интерференции звуковых волн происходит усиление синфазных звуковых колебаний и наоборот — ослабление противофазных. И в итоге я слышу издалека вклад ленточных твитеров в симфонии музыки, хотя даже при приближении вплотную, не слышу их почти совсем. Чувствительность их действительно отличается порядочно. Сегодня сделал следующее: подключил каскадом кабелями XLR второй точно такой же усилитель Apart Champ-2 и подсоединил к нему ленточники Fountek через фильтры второго порядка с частотой раздела 2800 Гц (биампинг). На малой громкости поиграл с уровнями усиления (покрутил регуляторы на усилителях), послушал как отдельно звучат пищалки (искажений нет) и широкополосники и понял, что в этом направлении есть перспектива для экспериментов. Звучание понравилось сразу. Завтра продолжим опыты, а то домашние выгонят на улицу с колонками вместе. Процессор dbx — очень перспективный прибор для дальнейших улучшений. Может и займусь его покупкой. Спасибо за правильные советы.

  46. @ SenyaG:
    конечно не совпадает,как минимум кроме физики,которая далеко не уровня школьного курса,в слухе еще физиология и психика:)

  47. @ constyura:
    Отлично!проект развивается!Если хорошо сформулируете дальнейшие возникшие вопросы,то,может и Vladimiroff подскажет, у него, похоже опыт неплохой.Насколько сильна интерференция ?(не забываем у нас две колонки-одна интерференция,вч и нч динамики между ними-вторая, ,комната для прослушивания-третья).Вот каждый может попробовать эксперимент.Включить на компе какую нибудь программу-генератор синуса,моно ,поставить к примеру 50 гц,500 гц,2кгц 5 кгц и подвигаться по комнате.взад-вперед,вправо-влево,вверх-вниз,медленно.Осторожно,не сожгите динамики!громкость достаточно небольшую.Результат эксперимента ,обещаю,удивит.

  48. Capitan Tenkesh Цитата:

    Apart Champ-2

    А вот в магазине попросить подключить ? если не обращать внимание на нч то мне хватает понять нравится-не нравится голос динамика.Почему-то кажется он хуже ноэмы,вроде фирма их для гитарных кабинетов делала

  49. electric0 Цитата:

    @ electric0:
    celestion k12h-200tc имел в виду

    конструкции акустики на этих динамиках уже пестрит интернет..

  50. @ Capitan Tenkesh:
    100% будет впечатлять на инстументальной и электронной музыке,солирующие гитары,контрабасы,виолончель и т. д.Мазать композиции с несколькими инструментами,играющими в одном диапазоне и 100% человеческий голос,особенно высокий женский будет звучать отличяясь от стандартных,привычных вариантов,менее разборчиво.А понравится это или нет именно Вам зависит только от Ваших музыкальных предпочтений.Например симфонии Малера,Шестаковича ,исполняемые большим симфоническим оркестром или голос Эммы Шаплин,скрипки будет точно нельзя слушать

  51. А может «фишка» в том с каких динов (диаметров) снимается звук, то и на выходе в виде динамиков должны быть. Или мы пытаемся с 12 дюймов от гитарных стеков перейти на 6-ти дюймовые и получить без «песка»?
    Кто как думает?

  52. constyura Цитата:

    Таким образом я повторил свои давнишние эксперименты с подключением широкополосников и вновь убедился, что идея подавать на них полный сигнал является единственно правильной.

    Всё правильно — не нужно прислушиваться к диванным теоретикам, а доверять исключительно собственным выводам. Я так же сделал свои двухполосные АС на шириках Визатон — подключил напрямую, безо всяких фильтров, а сверху подпёр высокочастотником компрессионного типа, с небольшим рупорком. Длина рупора позволила вывести центры излучения обоих ДГ в линию, что хорошо для формирования фазы. Кроме того высокочастотник имеет абсолютно ровный импеданс и так, как он подключён через резистор и конденсатор, то он работает совместно с шириком в довольно широком диапазоне. Основная трудность была совместить их работу в этом диапазоне,но когда это достигнуто, то звучание шикарное. Это позволяет достигнуть не только отличную динамику и детальность, но практически воссоздать ощущение музыкального события в конкретной обстановке.

  53. Учел уроки проекта данной статьи и постоил следущую самоделку. Да недешево,за эту цену мог взять 1000м ямаху,может и 1000х бы повезло, с японии. Сейчас перевозки оттуда подорожали и похоже джапекс неактуален стал. Jenzen SEAS ER http://www.troelsgravesen.dk/Jenzen-SEAS-ER.htm . Все мои условия оказалсь в виде готового проекта уважаемого Троэлса .Конечно не он один уважаемый ,но именно в этом проекте мои и его мысли совпали,не во всем. ВЧ,СЧ,фильтра,передняя панель-Троэлс.Корпус у меня назад-полуовал с переборками как у самолета или корабля, жестче оригинала. Нч-дин другой,сис дорог в финансы не влез. Индуктивности дешевле и лучше оказались у Мавин-групп ,а их намотка на кольцевом сердечнике из распылленного железа-лучшее что можно подобрать для высокой индуктивности и малого сопротивления кроссовера нч. Конденсаторы -полипропилен- китай. Попробовал бумагу- масло,к 73-16, Полипропилен дженсон.но оказалось- красные аудиофиллер лучше.Резисторы млт или другие металлооксидные,те же дженсен- без разницы.звукопоглощение внутрь тоже подобрал не сразу.Пробовал варианты закрытый корпус,фазоинвертор-вариовент на сч(они там в отдельном боксе как и остальные динамики.Подбирал фаоинвертор к нч(не всегда большая толщина лучше).Было интересно,потом несколько надоело.где-то 3 месяца на все.До финишной отделки… ,да лень уже,мне и светлая фанера нравится.почти год слушаю,и полностью устраивает. Те же ямахи с диатонами ,фокалы с динаудио возможно и лучше за существенно большие деньги. но здесь плюс- корпус,он по сравнению с акустикой до 1 млн.-молчит(% 5-7 подпевает) а не поет свои песни на 20-40 % от динамиков.Коку надо-спрашивайте,кто хочет ругайте,а я буду и дальше слушать.

Отправить ответ