Что нам стоит, акустику построить: разработка и создание АС на широкополосном динамике

Акустические системы от компаний-гигантов разрабатывают классные специалисты, но порой в процессе создания большее влияние оказывают другие факторы – модные течения, изменившийся вектор развития индустрии, а вы вдруг ощущаете, что из музыки, которую вы слушаете исчезает жизнь. Можно попробовать искать ее в дорогостоящих АС, или, если стремление создавать что-то своими руками вам не чуждо, взять в руки лобзик и создать свою акустику мечты.

Сегодня с нами своим опытом в построении интересных акустических систем, спобных, по словам автора, передать саму жизнь в музыкальном произведении, делится Владимир (г. Саратов). Технические детали придворяются увлекательным историческим экскурсом во времена СССР. Свое мнение или пожелания автору проекта вы можеет высказать в комментариях после прочтения.

Если вы обладаете подобным интересным опытом в построении аудиокомпонентов – пишите мне, делитесь знаниями, а сайт hifi-audio.ru сделает ваши знания доступными всем любителям аудио.

В 2012 году, после длительного перерыва, захотелось слушать музыку. В детстве и до 25 лет у меня всегда было что-нибудь из аппаратуры советского периода. Началось знакомство в1979 году: от кассетного магнитофона «Спутник 402»

до двухблочного усилителя +эквалайзер Орбита 002

и акустики «Электроника 25 ас-027»

Побывали в употреблении магнитофоны катушечные и кассетные, проигрыватели практически все, что производили в СССР. А чего не было у меня, слушалось у друзей. Ходили в гости, менялись пластинками, договаривались переписать ценную пластинку сразу на несколько магнитофонов, чтобы лишний раз не пилить. Это всегда было поводом собраться хорошей компанией (человек 5), весь день слушать музыку и как тогда говорили «тусить».

Импортной техники практически не попадалось. И звучала советская аппаратура 1980-90гг, и волшебно выглядела, и другого не знали, и были счастливы и молоды. Интернет отсутствовал даже в самых смелых фантазиях, а музыка покупалась на виниле и переписывалась на магнитофон.

Коллекция пластинок тогда стоила дороже аппаратуры. Прибавьте стоимость катушек и кассет магнитной ленты, по возможностям импортной, количество которых измерялось шкафами… Так что после приобретения «бюджетной» аппаратуры советского производства было куда тратить нелишние финансы, и до приличной импортной техники дело не доходило.

Как в советской песне: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» Вообще не знали другой страны! И другой аппаратуры. А вот музыку слушали в основном Хард-рок, арт-рок и металл, панк. Странный винегрет в голове, не правда ли?

А это магнитофон Нота с шумоподавлением – одна из самых желанных функций в то время

Потом была армия, интересные 90годы – не до музыки.

А потом супер-пупер формат CD появился. Звучит-то как чисто! Только слушать хочется все меньше. Вот помню: ставишь аналоговую запись и сначала слышишь звуки, потом инструменты, потом мастерство исполнителей, и если повезет, уходишь всё дальше, и музыку не слышишь, но она рождает в тебе видеоряд, образы, настроение. А слушаешь CD и слышишь только первый слой – звуки и всё! И если пытаешься неосознанно погрузиться дальше, понять не только буквы, но и смысл, начинает болеть голова.

А она у меня в те молодые времена вообще никогда не болела. И чтобы она и дальше не болела, нужно было просто не слышать – НЕ СЛУШАТЬ – что подсознательно и сработало. Настал период тишины.

Где-то за дверцей подсознания Желание слушать музыку посидело лет 20, окрепло и вышло на свет уже в виде конкретного плана действий:

  1. цель -получать удовольствие от музыки больше, чем в детстве;
  2. средства – минимальный бюджет+ техническое образование +опыт в электронике + умение самостоятельно обучаться;
  3. ожидаемый результат – выработать понимание технологии воспроизведения музыки без потери эмоциональной составляющей.

Это стратегия. Тактика – выработать техзадание. Это уже проще. Теперь задача – изучить психоакустику.

Пошел от последнего звена – восприятия АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Во-первых, АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ – это самый неоднозначный компонент, с которым связано самое большое разнообразие мнений и суждений. Вот с усилителями проще, и прогресс достаточно нагляден, если не слушать чушь рекламщиков. А вот попробуй пойми, что движет приверженцами тех или иных систем. Почему кто-то любит 3-4-5(!) полосную акустику на бумажных динамиках, а кто- то только полочники. У одиного в небольшой комнате стояли культовые рупорные Klipsch La Scalas, другой переслушал все и остановился на топовых MartinLogan с огромной невесомой пленкой в качестве излучателя. И каждый получает удовольствие от совершенно разного звука. Есть люди, которые часами могут держать внимание на множестве нюансов и запоминают всё, что слышали, из таких обычно получаются дирижеры. Другим нужно 3 аккорда, а четвертый их раздражает. Кто-то любит сложную классику, но старается слушать ее издали, чтобы мелкие погрешности не отвлекали. Кому-то нужен звук, вылизанный на студии, а то и не видевший живого исполнителя, а кому-то подавай драйв рок-концерта, заводящего стадион. Есть и другие породы: аудиофил оценивает красоту звука; меломан оценивает содержание музыкального произведения; хайфайщик – максимальные басы, уходящие в ультразвук верха и количество децибел. В конкретном человеке это сочетается в разных пропорциях и меняется со временем. Вычислять себя для себя плохо получается, а уж вычислять другого – совсем заблудиться можно.

ЭВОЛЮЦИЯ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

  1. Недорогой динамик – бумажный, широкополосный, у него плотный легкий диффузор, никаких рупорных, фазоинверторных оформлений, никаких кроссоверов, акустическое оформление только открытое! Корпус не массивный, дерево, фанера, он обязательно подыгрывает (резонирует), обязательно без добавления низких частот темброблоком. Иначе все плюсы естественности исчезают. Можно слушать подолгу, нет усталости от прослушивания, как ни на какой другой акустике звучит голос, саксофон, и др. акустические традиционные инструменты.
  2. Далее 2-3 полосные на бумаге – Телефункены, Брауны, старые КЭФы, старые Пионеры, обязательно широкомордые, очень желательно на альнико магнитах, все это1965-1982гг. Лучше становится частотный диапазон, по сравнению с широкополосниками теряется вовлеченность, особенно при наличии сложных фильтров, которые тогда не умели точно считать, и малочувствительных динамиков. Самое хорошее из того, что слушал давно – советские колонки Симфония 003(35 лет назад); гораздо лучше – Pioneer 922а, 700 эти – fb бумага и рупорные вч (слушал недавно).
  3. Потом начинаются динамики из металла и композитов – высший пилотаж. Детальность возрастает, резонансы самих динамиков иногда очень раздражают, но некоторые умеют их готовить, например, Technics SB-6 (прообраз Эстонии 21) – очень сначала понравился, на роке, металле, французской электронщине, клубной музыке-супер! Но на живой музыке сильно раздражать начинают, высверливают мозг. Все, кто слушал через некоторое время просят сделать потише. Coral X-III гораздо комфортнее: можно слушать всё. Лучшее, что пока слышал – Ямаха 100х – бериллий и карбон – супер! Хороши дорогие Diatone, Sony APM, Onkyo monitor и прочие подобные по классу. У третьей категории становятся очень важны усилители: разницу в звучании разных усилителей заметит и глухой. Для тяжелых колонок современные усилители стоят дороже колонок или цифровые, неплохие стали последнее время, даже китай(но не всем нравятся, и они тоже сильно разные). Например мне хорош Pioneer а-50dа. Из новых понравились Marantz PM 6001, 2, 4, 7000 серия еще лучше, Exposure хороши, но Yamaha р2200 – рc2002 и даже 1000 вытаскивают из колонок гораздо больше детальности, а красавцев Diatone DS-2000 вообще ни один из современных усилителей за реальные деньги не смог заставить звучать.

Другое дело что не всем и не во всем эта детальность нужна, ведь качество записи старых годов так себе и чтобы послушать старую но любимую с детства музыку и нужны широкополосники и глупо ставить их недостатки им в вину, так же как сравнивать жигули и формулу 1.

Концепция вывела на широкополосный динамик 100 гдш 33-16 ом в открытом щите, плюсы -все частоты с одной точки50гц-12кгц, хорошая импульсная характеристика, отличная чувствительность 97дб, мощЬ-500 вт в пике 16 ом-при такой чувствительности легко для любого усилителя, большая линейность движений диффузора, чем в ящике, простота и дешевизна изготовления. минусы-кривая ачх, нет ни самых низких ни самых высоких частот, грязноват звук на 1. 5кгц и выше от рупорка, узкая направленность по высоким частотам.

Динамики-НОЭМА 100ГДШ33-16

Полоса, Гц 50-17000

Сопротивление, Ом 16

Мощность, Вт 100

Диаметр, мм 346

Высота, мм 139

Чувствительность, дБ/Вт/м 97

Вес, кг 5

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Фанера 16мм 1. 5*1. 5м пополам и еще отрезал полоску для боковых подставок, наклонил чуть назад для устойчивости И направлености динамика. Лобзик, фрезер, саморезы. Для того чтобы динамик был заподлицо с передней плоскостью сзади через пробковую подложку закрепил кольцо из той же фанеры и как в гнездо, положил динамик. Ровно 1 день и к вечеру слушал. Разбирал и доводил позднее- шпаклевка, шлифовка, лак, терминалы, еще дня 3. Фото этого первоначального варианта не сохранились.

Этот вариант работал от Grundig studio rpc 650 tr super hi fi и они неплохо подходили друг другу.

Все что ожидал, получил!Пластинки звучали ОЧЕНЬ МАСШТАБНО! Размер Всех инструментов был огромен, сцена была глубоко и широка!Скептическое отношение каждого кто слушал сменялось на удивленное а через некоторое время на восторженное. Несколько лет музыка в доме звучала практически всегда, в основном негромко, в фоновом режиме, и что интересно и в других комнатах можно было так же хорошо все слышно, не оглушительно и ненавязчиво. Старшее поколение радовалось Окуджаве с Элвисом Пресли. Молодежь ловила новые ощущения от транса. Это эмоциональная и масштабная подача получилась из-за большого чувствительного динамика фишка которого ровный диапазон 80гц-1, 2 кгц. А так же 16 ом динамика без кроссовера это легкая задача для любого усилителя, и действительно все усилители звучали в диапазоне от хорошо до очень хорошо.

Были минусы-при увеличении громкости частотный диапазон портился, вылезали средние частоты. музыку с большой детальностью размазывало в общий фон, хард, металл и прочие композиции насыщенные в нч диапазоне лучше вообще не слушать. Тембра что по вч что по нч добавлять было неприятно. Направленность по вч очень узкая-это свойство рупорков шп динамика.

Кажется что эти минусы важны, но это не так. Напомню что универсальная система это тоже всегда компромисс. Только акценты этого компромисса могут смещаться в зависимости от предпочтений.

Через несколько лет решил добавить вч динамик. остановился на HiVi RT2C-A 6 ”плоский изодинамический ленточный твитер

Pmax Вт 60

Полоса, Гц 2000-40000

Чувствительность, дБ/Вт/м 93

Сопротивление, Ом 8

фильтра подбирал очень долго, 2 порядка порезал нч и 3 порядка вч на 3, 7 кгц, ниже не получалось выиграл очень воздушный вч, намного лучшую, подробную сцену, несколько потерял драйв. Дальше модернизировать конструкцию не увидел смысла.

Вот окончательный вариант.

одновременно слушал и сравнивал Coral X-lll, Pioneer700Е, YAMAHA NS-500M, TECHNICS SB-6, и все по своему хороши, но куда столько! Приходили покупатели, слушали все по очереди, а первыми купили мои самоделки. Теперь они радуют моего хорошего знакомого. А меня система совсем другой концепции. Жалко, было бы место, оставил себе.

1,473 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

29 Comments on Что нам стоит, акустику построить: разработка и создание АС на широкополосном динамике

  1. Эх, как же мне это знакомо! Хорошо написано , не отнять и не добавить. Вот разве что периоды выпадания из музыки у людей случаются не от новых форматов , а скорей от перехода с молодости во взрослую жизнь. У меня СиДи диски появились когда я был ещё молодой и слушал их с таким же самым желанием как и плёнку. Тут дело не в формате , а в том что бывает люди делают паузу. Про ширики тоже всё верно сказано, очень своеобразны и жанровозависимы. Вокал, легкая малосоставная музыка и на небольшой громкости.

  2. Прочитал – очень очень понравилась статья написанная с даром!
    А я скажу самое главное! Какие же хорошие мужики Владимир и Александр. И все кто читает это сообщение!
    Мне иногда так хочется отодвинуть в сторону всю музыку вместе с музыкальными вкусами, собраться и душевно посидеть с ребятами за столом под крепкий чай и бутерброды!
    А подыгрывать нам будет старый приемничек с пищащим звуком, а не мощные привычные динамики)))
    Будет юмор, будут разговоры, но закончим мы обязательно музыкой!
    Это я больше про то, что музыкой редко увлекаются люди не воспитанные и невежи, итд итп…Это элитный интерес и увлечение.
    Сам кстати меняю , развиваю вкусы со временем, благодаря хорошим меломанам из городов соседних наших.
    Похвастаюсь, я как-то начинал и продвигался всегда по большим акустическим системам, но недавно послушал простые но очень добрые полочники Aleks-190 вкусил всю радость полочников!
    И теперь они у меня, брал для себя,для большой души. Когда ранее слабо восхищался полочниками, точнее сказать просто не понимал!
    Спасибо мужикам, что каждый учавствует в моем музыкальном воспитании и не только!
    Музыка,звук – это сладкая зависимость и какая-то часть жизни которая будет до конца.
    И очень понравилось то – что каждый человек увлекается своей музыкой и звуком, если бы было все одинаково – это регресс!

  3. Несколько раз в год собираемся у друга на выходные с банькой и застольем… У него старый Аккорд стерео и куча пластинок от 33 до 78 оборотов. Ставится музыка и расставляются шахматы… Начинается нирвана…

  4. Классная статья.
    Давно и долго ждал пока у Александра появится статья про ширики, потому что они, как и Недавно обозреваемый наушники, тоже заслуживают пристального внимания.
    Приятно, что автор данного материала остановил свой выбор на Новосибирской фирме Ноэма. Они делают действительно качественные динамические головки, как для применения в домашних условиях, так и для профессиональной среды.
    Я сам использовал динамики Ноэма, правда другую, не менее популярную модель 150ГДШ35-8.
    Работали они у меня в закрытом ящике примерно 120 литров. Ни с верху, ни с низу ничем не подпирал. И ребята, на не большой для комнаты в 17-18 квадратов громкости, то как они играли гитару, вокал, и саксофон – просто не вообразимо. Это можно было слушать часами, и от реалистичности аж мурашки по коже. Опять же были и означенные автором статьи минусы (при увеличении громкости грязь в середине, не возможно слушать ничего тяжёлого, электрогитара в кашу и режет ухо ужасно). Можно было выравнить ситуацию фильтром, схему которого кстати по моей просьбе нарисовали отзывчивые специалисты из “Ноэма”. Но потерялся бы основной прикол – чистое прохождение сигнала без фильтров…..
    Работали они у меня тогда от Sansui AU-D707X, источником служил встроенный звуковой чип iMac.
    Сейчас система более совершенная, и опять охото попробовать что нибудь из Ноэмы. Но уже поработать с фильтром.
    Тем более зреет не большой проект : может кто даст определенные советы, буду благодарен и все учту.
    Приобрел накануне концертную акустику состоящую из 15-дюймового басовика, диффузор бумага подвес ткань с пропиткой (8 Ом, 40-2500 Гц, 98 дБ, резонансная 39Гц), и компрессионного ВЧ драйвера, установленного в рупоре, материал диафрагмы титан (8 Ом, 1200-20000 Гц, 107 Дб).
    Послушав ее без использования эквалайзера на не высокой громкости в домашних условиях был приятно удивлен. Вполне слушабельный, не зажатый звук. Отличная детальность на верху, филигранности конечно нет, но детально и красиво. Низ очень плотный и мощный, не гуляший за счёт того, что динамик низко не берет, фильтр видимо так настроен. Серединка немного провалена. Но можно вывести до адекватного уровня эквалайзером.
    В общем что охото сделать и почему пишу именно здесь : Желание сделать корпус для данной акустики выше, чтобы реализовать полноценную 3-х полосную схему, заказать именно 150ГДШ35-8 и использовать его как среднечастотник, срезав фильтром грязь.
    Будет конечно массивно, но надеюсь что звук будет подобающе мощным, густым, и за счёт ширика на сч диапазоне – Очень Красивым, Певучим.
    Вот такие мысли, кто что думает ?

  5. интересная тема.. всегда останавливала дальнейшие движения эта акустика из за габаритов если делать на классических сов. динамиках 2а-9 2а-12 и др. то что звук у них другой это правда отлично дружат с лампой и усилителем худа..
    есть желание попробовать на 15гд-12 габариты у них не смертельные..дифузор 25 см.

  6. @ AvAlex:
    150ГДШ35-8 не для дома вообще. Посмотрите на АЧХ, сплошная аритмия, подвижка с гигантским весом. Что вы там хотите от него услышать, непонятно.

  7. я слушал старые новосибирские динамики еще при ссср….они ничего не вызывали положительного..

  8. AvAlex Цитата:

    В общем что охото сделать и почему пишу именно здесь : Желание сделать корпус для данной акустики выше, чтобы реализовать полноценную 3-х полосную схему, заказать именно 150ГДШ35-8 и использовать его как среднечастотник, срезав фильтром грязь.

    Не подойдет он как среднечастотник. Среднечастотник должен быть с малым весом, купольный или обычный диаметром не больше 150мм. Например SEAS H1262-08, ScanSpeak 15M, или что нибудь из СЧ/НЧ больше выбора, SEAS H1216-08, SEAS H1520-08, Wavecor WF152BD03-01, SEAS H1216-08

  9. AvAlex Цитата:

    @ Breeze:
    Вы его слушали ?

    Именно этот нет. Слушал 150ГДШ35-4 проваленный звук, подходит только для НЧ, для СЧ и ВЧ тяжеловата подвижка.

  10. @ Breeze:
    Буду объективен. На самом деле 150-й по факту не так плох как на бумаге. Очень красиво играет.
    Однако не слушая остальные модели думаю в чем то вы правы и я многого не услышал из того, что предоставляют шп.

    Спасибоо за совет по моделям. Посмотрю все обязательно.
    Ещё было желание сч поставить в рупоре. Как думаете, это реально ?

  11. @ Breeze:
    Вообще изначально было желание собрать подобие JBL 4343. Но учитывая цены на динамики jbl, стоящие в данной акустике понял что не потяну.
    Повторить можно разве что внешний вид а по звуку уже выводить в состояние – нравится как звучит !!!

  12. @ Capitan Tenkesh:
    По поводу старых новосибирских сказать ничего не могу, слушал в свое время ЛОМО 4А-32. Не понравилось. Ноэма звучит лучше. На самом деле это усовершенствованные версии тех самых 4А-32, 4А-28 и подобных !

  13. Capitan Tenkesh Цитата:

    у нас в магазине продаются celestion k12h-200 tc это ширики 40-10 000 30 см

    Наверняка не плохой звук. Но всего до 10000 играют. Не полноценно. Надо верх подпирать.

  14. Вы наверное не понимаете физику совсем. Высокочастотник делают маленьким для снижения веса. Не так то просто разогнать кусок тряпки или металла хотя бы до 7000 колебаний в секунду без завала. Это, относится и к СЧ, тут уже колебания от 350 до 3000, тут уже можно взять диаметр по больше, но чтоб это не увеличивала вес. Обычно укладываются в 150мм.
    А вы хотите чтоб ваш лопух 150ГДШ35-8 с гигантским весом в 50грамм разогнался до 3000 колебаний в секунду, этому не бывать никогда.
    Возьмем например SEAS H1262-08 у него вес подвижки всего 7 грамм.
    Чувствуете разницу 50 и 7 грамм?

  15. @ Capitan Tenkesh:
    Кстати забыл отписаться. Вы мне в комментах советовали как то межблок van damme 55 попробовать. В общем заказал я его. А в результате споров с продавцом и его не большой ошибки получил 4 метра кабеля вместо оплаченных 2-х. Но это отступление.
    По звуку – да, интереснее того, что я слушал ранее. Но какой же он толстый. Часа 3 потратил чтобы нормально припаять его и засунуть в rca.
    В общем 2 кабеля сделал. Доволен. Позже попробую что нибудь подороже.
    За совет респект !)))

  16. Breeze Цитата:

    Вы наверное не понимаете физику совсем. Высокочастотник делают маленьким для снижения веса. Не так то просто разогнать кусок тряпки или металла хотя бы до 7000 колебаний в секунду без завала. Это, относится и к СЧ, тут уже колебания от 350 до 3000, тут уже можно взять диаметр по больше, но чтоб это не увеличивала вес. Обычно укладываются в 150мм.
    А вы хотите чтоб ваш лопух 150ГДШ35-8 с гигантским весом в 50грамм разогнался до 3000 колебаний в секунду, этому не бывать никогда.
    Возьмем например SEAS H1262-08 у него вес подвижки всего 7 грамм.
    Чувствуете разницу 50 и 7 грамм?

    Я вас понял. В физике действительно не копал. К советам всегда прислушиваясь. Для того и нужны форумы.
    По поводу рупора под сч что думаете ?

  17. @ AvAlex:
    хорошо подходят разъемы с али это wbt и nakamichi нутрики увы не для него..

  18. Для СЧ рупор не вижу смысла. Вот в ВЧ да, более четкие образы рисует, но тут смотря какой рупор, а то придется четко по середине сидеть, чуть в права или влево и уже не то.

  19. @ Capitan Tenkesh:
    У меня лежали заказанные с Али monster cable. С натягом на кабель налезли )

  20. @ Breeze:
    Бывает такая лень писать… Но скажу что во многом вы конечно правы. Но вы оперируете обычными рассуждениями, физикой… Я много раз слышал отвратительное звучание легких диффузоров и отличное звучание более тяжелых. Жесткость никто не отменял. Конусы звучат намного хуже куполов и именно поэтому купола предпочтительнее. При гораздо меньшем весе дают большую жесткость. Тема динамиков и акустики это моя стихия и с удовольствием подискутирую. Правильный рупор на СЧ иногда просто необходим и даёт в некоторых случаях хорошие результаты.

  21. Может когда нибудь соберусь и дам хорошую статью на тему акустики и её восприятия, психоакустики и прочего…В своё время я этому обучался на профессиональной основе и возможно кому то это будет даже интересно.

  22. @ Vladimiroff:
    Понятие легче или тяжело довольно растяжимо. 50 грамм для средней и высокой частоты слишком много, с таким весом обязательно звук будет привязан к динамику.
    Для мид баса, баса, суббаса больший вес только на пользу.
    -Жесткость это конечно хорошо, но ее всегда недостаточно. Ударьте по тарелка райд, даже самой толстой, и она все ровно пойдет восьмеркой от звуковой волны, и это если учесть что она сделана из сплава металлов, довольно жестко.

  23. @ Vladimiroff:
    А вот пожалуйста напишите на тему акустики и её восприятия,а то я вот несколько лет читал спец литературу,вот эту большую двухполоску сваял,и статью про нее написал ,а хочется мнения практика с образованием в данной теме.Понимаю,что писать трудно и лениво(это про меня).Но это похоже нужная многим статья будет!

  24. @ AvAlex:
    динамик 150ГДШ35-8 с правленной ачх фильтром потеряет все очарование ,пытался с 100гдш-33 ,чем сложнее его фильтр тем он становился невнятным ,пробовал последовательный кроссовер,тоже ничего у меня не вышло ,зря время тратил как сказал Breeze- сплошная аритмия .это свойство самого динамика,фильтром не правится,только хуже будет.Фильтра у Троэлса пытаются чего-то подобное сделать но это не для меня,дилетанта,и я думаю ,не для Вас, говорю не с целью обидеть.У нас же нет таких средств измерения,как у него.

Leave a Reply