Авторский ЦАП AK4490 + Amanero + 3 трансформатора. Часть 1

В мои руки попал ЦАП авторского производства на базе чипа Asahi Kasei AK4490 с просьбой сравнения этого аппарата с небезызвестным  китайским ЦАП Inntak Sabre ES9018 + 2x Muses 8920 +2x AD797 + 2x R-Core + Amanero.

Прежде чем перейти к обзору, я приведу текст объявления, которое нашел на avito, по которому автор продает свое изделие в России, и которое разберем позже. Но сразу скажу, ЦАП действительно авторский, а не компиляция китайских плат в своем корпусе.

ЦАП построенный на чипе AK4490 от японской фирмы AKM (Asahi Kasei).
ЦАП обладает очень комфортным мягким звучанием с невероятной детальностью – слышны все нюансы звукозаписи. Построение стереобазы отличное – при прослушивании живых записей создается ощущение что музыканты находятся рядом в комнате!
Особенности ЦАПа:
1. 3 входа – USB, SPDIF и оптический.
2. SPDIF и оптический входа построены на чипе AK4113VF и поддерживают все частоты 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 КГц разрядностью 16/24 бита.
3. USB вход реализован на модуле USB-I2S amanero. Поддерживаются все частоты 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192, 352,8 и 384 КГц разрядностью 16/24/32 бита.
4. USB вход поддерживает воспроизведение DSD потока – DSD64, DSD128 и DSD256 (DSD не щелкает при переключении или прокрутке треков).
5. Переключения между входами производится тумблером без фиксации. Выбранный вход индицируется на лицевой панели и запоминается в энергонезависимой памяти.
6. На выходе ЦАПа установлено реле отключающее выход при переключении входов и при включении ЦАПа (задержка при включении), что исключает посторонние звуки при переходных процессах при включении ЦАПа
6. На плате ЦАПа использованы малошумящие стабилизаторы LP2985. Питание самого чипа AK4490 и аналоговой части ЦАПа построено по схеме ИОН-ФШ-ОУ-транзистор для снижения уровня шумов.
7. Аналоговая часть построена на ОУ OPA1642 от TI и OP42 от Analog Devices по схеме использованной в ЦАПе Lynx D60. На выходе ЦАПа стоит транзисторный буфер как в Lynx D29 на транзисторах KTC3206 работающий в классе А.
8. В плате блока питания использованы трансформаторы hahn elektrobau gmbh – 6 независимых обмоток для различных частей ЦАПа. USB модуль также имеет отдельное питание 5В.
9. В блоке питания установлены качественные фильтры сетевых помех EPCOS и Murata.
9. Использованы качественные комплектующие. Электролиты YAGEO, United-Chemi-Con, Nichcon и Panasonic. Пленочные конденсаторы Rifa и Wima.
10. ЦАП выполнен в небольшом пластиковом корпусе размерами – 260*180*65 мм с ламинированной лицевой панелью.

Прежде чем начнем обзор, немного предварительных ласк.

ЦАП построен на чипе AK4490 (возможно ошибаюсь, надписи очень мелкие, не смог прочитать вечером без увеличительного стекла, но мне кажется что на двух АК4490).

Прослушивание достаточно большого числа аппаратов (Teac UD-503 (2xAK4490), SU1 и другие –  смотрите обзоры на сайте) меня привело к мысли, и графики характеристик тому подтверждение, что чип АК4490 для меня по звучанию лучше, детальнее, чем более поздний AK4495, который мной на слух воспринимается более мягким и мутным.

Эти чипы относятся к парадигме так называемого Velvet Sound. Если проще – чуть приглушенный верх, что позволяет избавиться от сибилянтов, и чуть большая густота звучания создающая тело звуку.

Еще лучше по звуку AK4497, но там уже другой уровень детализации и  совершенно другой архетип звучания, более яркий, от концепции Velvet Sound не осталось и следа.

По корпусу – я слушал экземпляр в бюджетном (пластиковом варианте корпуса). Достав ЦАП из посылки я услышал, что внутри него что-то грюкает – это меня неприятно напрягло и мне пришлось открутить крышку.

Конструкция корпуса – это верхняя и нижняя крышки с боковинами и прорези в них для пластиковой вставки. Вид лицевой панели – это  ламинированная бумажка с надписями от руки. Открыв я увидел, что посторонний звук был от следующего – по дну были приклеены квадратные пластиковые площадки для закрепления проводов.

Одна из площадок отклеилась (скотч он и есть скотч) и свободно летала внутри. Так же один из высоких радиаторов приклеенный чем то желтым, вроде суперклей, так же отклеился от основной платы (благо это не критично, так как к самому транзистору он прикреплен).

С такими бюджетными ошибками монтажа я сталкиваюсь очень часто в китайских изделиях небольшой цены. Ребята, все что вы клеите из пистолета или на скотч, или на суперклей – я вам гарантирую – в реальной жизни оно отвалится – не держит нормально пистолетный клей, не держит нормально скотч.

Проехал цап в зимний период покупателю и половина приклеено ищи внутри отвалившемся. Из недавних отзывов, что я слышал, знакомы жаловался, что приобрел авторский ЦАП на AD1853 и там после транспортировки тоже отвалились приклеенные на транзисторы радиаторы и он так и не смог их снова приклеить – они отваливаются через некоторое время. Поэтому я посоветую крепить такие элементы жестко – болтики с фиксатором в корпус + стяжки для проводочков.

Теперь о монтаже. Автор сделал разводку проводов, если исключить скотч-крепления очень качественно и аккуратно. Стиль – нечто среднее между японским и китайским, т.е. отлично. Есть на первый взгляд места, где соединения проводов могли быть короче, но это не критичные места. Мне кажется в таком корпусе все продумано совершенно оптимально.

Платы действительно авторские, выполнены на заводе – промышленное качество. Пайка очень аккуратная и качественная. Каждый закрепленный контакт в термообжимке – автор изделия молодец, очень аккуратный, приятно смотреть.

Мне понравился блок питания – три трансформатора, ЕМИ-фильтр, здорово.

Модуль Аманеро, как и во всех ЦАП, что я видел находиться отдельно. Единственное – я ранее не видел таких маленких тактовых генераторов, как стоят на нем – не знаю – это лучшие модели или попроще, не вникал, потому что всетаки важно, какой звук будет в итоге.  Аманеро отвечает за USB.

SPDIF на основе AK4113. Я неоднократно прослушивал более свежую версию АК4118 – это довольно качественный чип, с джиттером не более или менее 50пкс.

В целом этот модуль выполнен качественно – есть гальваническая развязка в виде трансформатора, но все же есть следы экономии, я не увидел внешнего клока в этой схеме. Возможно автор делал больший акцент на использование именно USB, но в моей системе задействовать USB проблематично (компьютер очень далеко от ЦАП, 9 метров!) и тут уже важен SPDIF (coax).

Имя автора указано на плате Made in A.L.

К схемотехнике, к компоновке претензий вообще не возникло – очень качественно. Бюджетный корпус конечно накладывает отпечаток, на мой взгляд корпус черного цвета с черной панелью, автор тоже предлагает, выглядит ощутимо лучше, но еще лучше конечно не экономить и взять сразу нормально в метале.

Спереди есть кнопка включения и переключатель входов (USB, Optical, Coax), но мне показалось, что он механически не совсем внятно переключался по тактильным ощущениям, хотя по функциональным – безупречно – щелкнули – переключилось. Возможно при трансфортировке немного переключатель пострадал, а возможно так и было сразу, не могу сказать.

По переключение входов – понравилось, что ЦАП помнит выбранный вход и он остается после выключения и включения устройства.

По операционным усилителям – я такие ранее не слушал, поэтому будем оценивать общее звучание ЦАП.

Технически ЦАП оставил хорошее впечатление – качественные платы, аккуратный монтаж проводов, хотя и не без недочетов (клей, скотч).

 

ПРОСЛУШИВАНИЕ

Для прослушивания я использовал такой тракт:

усилитель мощности Yamaha P2100

Акустические системы Yamaha NS-1000

Цифра из Linux (alsa) через китайский Amanero

идет по коаксиалу.

Межблочный кабель китайскией Canare на китайских WBT.

Вернемся к началу обзора и повторим отрывок из объявления относительно звучания ЦАП:

ЦАП обладает очень комфортным мягким звучанием с невероятной детальностью – слышны все нюансы звукозаписи. Построение стереобазы отличное – при прослушивании живых записей создается ощущение что музыканты находятся рядом в комнате!

Итак, ЦАП обладает очень комфортным мягким звучанием.

Благодаря Velevt Sound это разумеется ожидаемо, начинаем.

Я включил ЦАП на AK4490 и начал экзерсис с помощью легкого джаза, аудиофильных компиляций, которые сразу могу показать качество звучания.

Сразу стало понятно, что ЦАП звучит достаточно достойно, он действительно обладал хорошим музыкальным разрешением. Несмотря на вельвет саунд какие то звуки имели достаточно в данной момент необходимой остроты. Автор устройства добился того, что сибилянтов в вокале небыло вообще.

Разумеется я говорю не вообще о сибилянтах, которых не может не быть – это особенность речи человека, вы не можете не произносить шипящих и свистящих звуков – это противоречит природе. Речь о гипертрофированных проявлениях, когда вокалист выступает как шепелявящий свистун первой категории. Вот здесь ЦАП АК4490 этот фактор полностью нивелировал. Ни Diana Krall, ни другие не раздражали слух шипами. Звучание было густое, с уверенным телом.

Но все же ухо ощущало некоторую приглушенность в верхнем частотном диапазоне, эмоции подавались чуть притушенными. Стереоэффекта так же не стремились к показательной яркости и отчетливости.

Это действительно хороший ЦАП. Его аудиозапись вы сможете послушать во второй части обзора.

Я подумал, что если такой ЦАП стоит примерно 20.000 рублей – то это очень хорошее устройство, которое вполне составит конкуренцию схожим китайским продуктам.

Переключившись на Inntak Sabre ES9018 я включил одну интересную композиции, чтобы проверить разбочивость, не крадет ли звуки AK4490 – там сперва шли щеточки, а позже было такое ощущение, что роняют какие то металлические клетки.

На Sabre закрыв глаза я это видел абсолютно реально и явно – естественность была невероятная, можно было вздрогнуть от правдоподобности.

Переключившись на AK4490 я услышал, что щеточки по прежнему слышны, но не с такой резкостью (проведите аналогию с изображением на ЭЛТ экране и на LCD), а вот падающие сетки здесь не вызывали никакого отклика, они небыли реальными и фиксировались просто как звук.

По результату многочисленных сравнений был сделан вывод, что в звуке Sabre больше воздуха, убедительнее и реальнее пространство, звук поярче, намного интенсивнее видны музыкальные события. События более различимы на музыкальном полотне, поэтому вы ощущаете больше звука и масштаба.

AK4490 не то чтобы зализывает картинку, а как будто ставит на нее матовый фильтр, отчего артефакты сибилянтов вообще исчезают, но немного теряется и искра божия.

И я думаю это не проблема устройства – на АК4490 –  ЦАП, как изделие сделан достойно, но это тот случай когда выше головы не прыгнешь. А голова здесь – это АК4490. Ну не может АК4490, даже две АК4490 быть так же хороши, как флагманский Sabre ES9018 (который 8 канальный между прочим).

По ощущениям от прослушивания ЦАП АК4490 несильно, но уступал ЦАПу на Sabre – было хуже нарисовано пространство, было меньше отчетливо просматриваемых звуковых событий, в целом яркость и резкость была снижена, от чего накал и экспрессия процентов на 10-15 уступали цапу на Sabre 9018.

Классику было интереснее слушать на Sabre, как и хэви метал. С джазом тут в зависимости от предпочтений можно сделать выводы. Если вы бы хотели экстремальную детализацию и пространство, то опять же выбор за Sabre.

Если бы у меня был в системе свой такой ЦАП на АК4490 (отличный ЦАП, если кто-то не понял) и меня спросили доплачу ли я 80 долларов, чтобы перейти на Inntak Sabre на Muses8920 – я бы доплатил. Если бы предложили доплатить 250-270 долларов, я бы отказался. А это и есть разница между их стоимостью на данный момент. Inntak на 250 долларов дороже. Другой вопрос, что лично я ниже уровня Inntak к сожалению уже не готов слушать. Казалось бы разница в звучании небольшая, но как раз тот случай, когда такой мизер перевешивает

Inntak так идеален? Да нет, с чего вы взяли, он имеет бОльшую яркость. лучше отображает стерео эффекты, показывает пространство с большим числом различимых деталей, он микроскоп, он хирург, но и сибилянты в нем на грани фола, вот еще чуть-чуть и свистанет Дайана. Но и слюна в горле у саксофониста брызжет так, что только уворачивайся.

В АК4490 такого нет, там все идеально усреднено, естественно очерченный голос, конечно за счет вуали, вельвета, не украдеш/укроешь, не проживешь.

ЦАП на АК4490 сцену имеет похуже, какие то натуральные события в нем уступают Sabre, но в целом это очень хороший ЦАП по звучанию. Звук детальный, взрослый. Я считал, что он стоит тысяч 20 и подумал, что это вполне по его звуку, хотя если бы было дешевле, то было бы лучше. Но судя по объявлению этот ЦАП вообще стоит 14500. Ребята, на трех трансформаторах, с Аманеро и тд! Если конечно это правда и не замануха.

Я попробовал сравнить ЦАП АК4490 версии 2 с некогда более дешевым  (хотя сейчас он стоит почти столько же) Lite DAC-AH на 8хTDA1543 NOS.

Но нет, после AK4490, Lite DAC-AH показал явно более упрощенную и примитивную картинку с меньшей детализацией – нет – это разные лиги.

Вас возможно интересует и как бы я мог соотнести АК4490 версии 2 с Teac UD-503. Но здесь я могу только обратиться к своей памяти, которая говорит, что реализация в Teac была очень не похожа на обычные вельветные Asahi Kasei и была схожа с Sabre ES9018.

По памяти мне кажется Teac UD-503 был покруче. Но это не лобовое сравнение, а из памяти, так что это скорее не стоящие домыслы, но память рисует картинку именно так. В Teac было отображено очень трехмерное пространство, которому уступил даже мой Inntak.

Итого ЦАП на AK4490 чуть менее прозрачный из-за вельвета, чем Inntak, похуже работает с пространством, менее сочен и ярок.

С другой стороны, детальный (пусть и чуть менее) звук, отсутствие негативных сибилянтов, густое тело звучания – классический АК4490.

Мое мнение – действительно хороший ЦАП, но не высшая лига конечно, но и не начальный, не бюджетный уровень. Очень уверенный середнячок, который поборет довольно много, как китайских, так и брендовых ЦАП в сравнимом или большем бюджете. Но хорошо реализованной не мобильной Sabre он конечно не конкурент в силу возможностей самого чипа. Но недотягивается не глобально, а немного. Inntak-а этот ЦАП на АК4490 не победил, а Lite dac-ah пал от его рук.

До встречи во второй части.

1,030 просмотров всего, 7 просмотров сегодня

Share

5 Comments on Авторский ЦАП AK4490 + Amanero + 3 трансформатора. Часть 1

  1. С другими ОУ этот цап бы послушать, звук был бы другим думаю. От качественных и хорошо подобранных операционных усилителей звук сильно меняется и получить можно разный звук.

  2. Там оу впаяны, но вообще все очень хорошо подобрано. Как мне сказал владелец, цап он купил реально за 14500 + доставка, 300 вроде он сказал. Так вот за 14500 цап просто нечто. Я на слух его оценил, как китайцев за 20ку. За 14500 великолепно.

  3. @ hifi-audio.ru:
    lite dac-ah он же по моему цап с совершено другим характером .. я не думаю что он проиграл.. просто эти два цапа по своему хороши.

  4. Кстати, об операционниках. Моя система – Hood 1969 с Али, SB-7 и цап SU-3, на котором я хорошенько отслушал мусесы 8820, 8920 и 02 – последние дали сумашедшую прозрачность, натуральность и глубину. Может стоит на вашем ЦАПе попробовать (не помню – там ОУ в кроватках или нет)

  5. KostyaAB78 Цитата:

    С От качественных и хорошо подобранных операционных усилителей звук сильно меняется и получить можно разный звук.

    Разный звук не значит правильный.
    Сама возможность смены ОУ говорит о том что аппарат не доработан. Так как просто поменять ОУ и при этом не поменять обвязку, то ничего не получится.
    Я экспериментировал на различный ЦАПах и аудиокартах со сменой ОУ, просто смена, без обвязки, и ничего хорошего я не получил. Да, на одном ОУ получалась супер детальность с хирургической точностью, но гипертрофированный или вялый бас, или выпяченная середина, или выпяченный бас. Многие твикеры скажут: о, как круто, звук другой. Я считаю что звук должен подаваться как единое полотно. Сложнее всего добиться это не сверх-детальности, а качественного баса.

Leave a Reply