Путешествие в аналоговое прошлое

Предлагаю ознакомиться с новым материалом «Alex» Акимова на свободную аудиотему. В этот раз кассетки и магнитофончики позволят вернуться назад в прошлое всем ценителям аудио.

Тема аналоговой записи и аналогового звука интересна далеко не всем, но, тем не менее, любители и просто интересующиеся люди есть и их не так мало как может казаться. В какой то мере и я отношусь к числу последних и потому попробую внести свою лепту в освещение совсем недавнего прошлого. Вообще на эту тему готовится большой материал но раньше осени он вряд ли увидит свет и потому пока небольшой анонс или пилотный выпуск — считайте как угодно.

Темы винила в данном материале я коснусь лишь вскользь, поскольку пока не все предполагаемые тесты завершены (некоторые ещё и вовсе не состоялись) и связанные с этими тестами выводы попросту отсутствуют. Но кое какие эксперименты уже проделаны и их любопытными (с моей точки зрения) результатами я готов поделиться уже сейчас. А началось всё с заочного (поначалу) знакомства с кассетной декой SONY TC-K555ESG — аппаратом явно нерядовым по многим параметрам.

В отличии от своей предшественницы ТС-K555ESR , SONY TC-K555ESG собрана на абсолютно новой платформе и вобрала в себя все технические достижения компании SONY на тот момент. Помимо стандартного для моделей данного уровня набора функций (три мотора, прямой привод, три головки, сквозной канал, автоматический поиск по паузам, автоматическая калибровка ленты и подмагничивания, запись и воспроизведение по таймеру и т.п. ) имеется и ряд отличий. Например моторизованный кассетоприёмник который после установки кассеты и нажатия на кнопку на панели аппарата (или на пульте ДУ) автоматически закрывается и начинает работу в выбранном режиме. Или сапфировые (вечные) подшипники в ЛПМ.

Внутренняя топология аппарата организована таким образом что при центральном размещении ЛПМ и блока питания аппарат идеально сбалансирован по весу ,что в свою очередь способствует равномерному рассеиванию нежелательных резонансов. Шасси деки полностью омеднённое для максимального подавления магнитных помех. Сетевой кабель аппарата выполнен из OFC меди высокой степени очистки. Частотный диапазон,в котором работает данная модель от 10Гц до 23 кГц (для ленты тип 4 Metal) что является рекордным для кассетного магнитофона вообще. Причём цифры — цифрами, но сравнительный тест с «одноклассницами» — деками TEAC ( V-9000 & R-9000 ) выявил безоговорочное преимущество именно SONY.

Конечно существуют ещё деки Nakamichi и в сравнении с верхними моделями этой фирмы SONY ожидаемо проиграет, но Nakamichi — это АБСОЛЮТНЫЙ ТОП или Hi-End среди кассетных дек (выше только студийные аппараты и…звёзды) и сравнивать хорошее с отличным всегда некорректно.

Да и разница в цене в 1,5 — 2 раза и выше свидетельствует об этой самой некорректности. Но в данном случае я не ставил перед собой цели выяснить какая из кассетных дек круче: моим желанием было переписать виниловую пластинку на кассету и посмотреть насколько близко или далеко находится аналоговый первоисточник и его хорошая, но копия.

Но прежде надо было получить максимально высокий по качеству звук с винилового проигрывателя. ММ-головки в процессе тестирования ушли на скамейку запасных и в конечном итоге к финальному туру пришли два претендента из семейства МС-головок: Denon DL-103 и Audiotechnika AT-33E – большего я себе в данной ценовой категории позволить не смог.

У обеих головок были свои плюсы и минусы и процесс выбора был весьма нелёгким. В конечном итоге я остановился на Аудиотехнике, но Денон в поле зрения пока ещё держу. Выбором головки процесс не закончился — необходим был повышающий МС-трансформатор поскольку использовать МС-корректоры интегральных усилителей было достаточно компромиссным решением и я от него отказался практически сразу. Поначалу предполагалось что выбирать среди трансформаторов и не придётся : в наличии был единственный трансформатор FR ( Fidelity Research), модель FRT-3. Но за несколько дней до предполагаемого эксперимента в закромах у знакомого радиолюбителя я обнаружил МС трансформаторы BEAG из студийного фонокорректора выпускавшегося с конца сороковых до 1958 года(!). В СССР в то время только — только начали появляться ламповые монофонические радиолы с корундовой иглой, а многие ещё слушали патефон. То есть получается что в студиях тогда уже были МС — головки в чем мы с товарищем и убедились найдя схему от этого фонокорректора. На ней конкретно было и ММ и МС. Более того сам фонокорректор был явно уникальным.

Его серъёзный конструктив (сам аппарат мы конечно не видели,но схема даёт представление) выуживает из глубин памяти поговорку что «всё новое — это забытое старое». Хочется добавить что незаслуженно забытое. К сожалению повторить такое изделие в наше время довольно проблематично. И в первую очередь из-за схемы на которой указано всё, кроме номиналов комплектующих. Другое дело найти живой такой аппарат и скопировать. Но думаю и это маловероятно. Впрочем я отвлёкся от темы.

Найденные трансы надо было проверить в действии, чем мы незамедлительно и занялись. Результат был не то чтобы предсказуемым — он просто оказался хорошим. И FR и BEAG оказались примерно одного уровня. На мелкие нюансы внимания можно было не обращать. Но тест всё же было решено проводить с FR и исключительно по соображениям удобства: BEAG надо было засунуть в какой — то корпус и оснастить разъёмами, а слепленные на соплях посредством навесного монтажа они были попросту неудобны. Этим я обязательно займусь, но позднее. А пока мы подошли к самому интересному. Итак,запись. Для тех кому за…(40-50) процесс вобщем то обычный — ничего сверхъестественного. Тем более что данная дека может делать всё в автоматическом режиме — вручную надо настроить лишь уровень записи. Тип ленты, уровень подмагничивания и всё прочее сделает автоматика. Но для тех кому интересно делать это вручную такая возможность есть. Я же доверился технике.

Поскольку у магнитофона имелся «сквозной канал» я имел возможность сразу же, «на лету», сравнить звучание оригинала и копии. Но чтобы исключить возможные ошибки психофизического восприятия я сравнил и так и отдельно. Результат такой: копия звучит чуть «мягче» оригинала, чуть более скруглено что — ли. Я бы даже сказал что несколько более комфортно. Потеря детальности есть, но она еле уловима. Правда и писал я на ленту тип 2 (Maxell UDII), а не на «метал» на которой частотный диапазон деки достигает своего апогея.

Будет такая кассета — я попробую повторить эксперимент, но и нынешний результат меня вполне удовлетворил.

Главное эмоциональная составляющая -вовлечение в прослушивание. Так же как и на виниле на кассете этот момент проявился в полной мере. И уже заканчивая данный тест в моей голове вдруг промелькнула шальная мысль: а что будет если я вместо SONY подключу очень бюджетненький TEAC R-560 и послушаю данную кассету на нём.

Надо сказать что этот самый TEAC я приволок в середине февраля текущего года от знакомого который попросил его продать. Поигравшись пару дней и не услышав из недр данного аппаратика сколь либо интересных звуков я поставил его на колонку (больше было просто некуда) накрыл пакетом и вспоминал о нём только тогда, когда в очередной раз продлевал объявление на АВИТО. Процесс переселения кассеты из кассетоприёмника SONY в кассетоприёмник TEAC вызвал ассоциации с пересадкой из Мерседеса в Запорожец. Предполагалось что и разница в звуке будет такая же драматическая. Но…не тут то было. Неожиданно TEAC заиграл настолько убедительно что я не поверил собственным глазам ушам. Ну да, несколько попроще, но не настолько плохо, как я предполагал вначале. Возможно это особенность именно аналогового звука что хорошая запись, даже на достаточно простых аппаратах, звучит достойно. А для того чтобы разница между TEAC R-560 и SONY TC-K555ESG была более наглядной приведу несколько цифр. Первое — цена: 34800 иен (1995) TEAC и 99800 иен (1989) SONY. Второе -вес: 4 кг. TEAC и 12,7 кг. SONY. Как видите разница и в том и в другом случае примерно втрое…Несколько иная разница сейчас на вторичном рынке.

За SONY просят от сорока тысяч и выше, а TEAC я не могу продать за три тысячи уже пять месяцев. Но и это объяснимо. TEAC неплохо звучит, но записывает довольно посредственно. А SONY и то и другое делает достаточно хорошо. Да и в плане антуража SONY выглядит благородно даже на фоне достаточно недешёвых современных аппаратов. TEAC с нескольких метров тоже производит впечатление, но подойдя вплотную вся его замаскированная «пластмассовость» сразу бросается в глаза. Впрочем это не реклама одного аппарата и антиреклама другого — просто таковы реалии и скрывать их нет никакого смысла. Ну и на сегодня пока всё. В планах тестирование катушечного магнитофона и дорогого винилового проигрывателя, а также попытка выяснить что же на самом деле лучше: цифра или аналог. Но всё это не раньше осени а пока: купайтесь и загорайте (если позволяет погода). И слушайте музыку.

15 Комментарии

  1. Есть ли у вас возможность записать с цифры и сравнить восприятие от винила и от цифры?Я к чему-будет ли рипованный с винила флак,записанный на ленту,звучать так-же душевно как и записанный с винила?

  2. Да конечно же я попробовал и цифру в аналог перегнать.Правда уже после написания данного материала.Самый шикарный результат получился при перезаписи с SACD.При слепом прослушивании пара моих приятелей даже не врубились что играет кассета,а не диск.Что касается «аналоговости» то в какой то мере это действительно присутствует так что смысл возможно в таком подходе и есть.

  3. Правда возможно я не совсем правильно понял вопрос и Вы имели ввиду сравнение именно звучания пластинки и цифрового рипа с неё…Но и на этот вопрос могу ответить.Субъективно такой рип звучит лучше чем релиз на си-ди.Правда при условии что это хорошо сделанный правильный рип.То есть как минимум вертушка должна быть уровнем выше среднего,головка тоже и фонокорректор-естественно.Просто в сети очень много рипов сделанных с очень бюджетного тракта.И звучат они соответственно.Но как бы там ни было,а любая копия не может звучать лучше оригинала-это всегда некий компромисс.И если выбирать из двух компромиссов : цифровой виниловый рип или записанная на кассету аналоговая копия в плане «душевности» кассета всё же выиграет.А проиграет в финансовом плане и удобстве.А вот трудоёмкость при создании рипа даже более высокая чем при аналоговой перезаписи.Ведь мало того что и то и другое делается в режиме реального времени,так рип ещё и подвергается дополнительной компьютерной обработке.

  4. Alex Цитата:

    цифровой виниловый рип или записанная на кассету аналоговая копия в плане «душевности» кассета всё же выиграет.

    Я вот никак не могу привыкнуть к цифре,нет в ней того полета что на виниловом тракте…Но многие записи мои они только на CD..вот я и думал купить кассетник и на него записывать с цифры,чтобы хоть как то приблизиться к той «душевности».
    Alex ,если я вас правильно понял, что если записать цифру на кассету то получим тот же мертвый звук что и на цифре?

  5. Не совсем.Всё же цифра записанная на плёнку звучит приятнее.Ну это примерно как современный винил записанный с цифрового мастера.Но во-первых надо тратиться на кассеты-а хорошие очень недёшевы,во-вторых хорошая дека тоже стоит серьёзных денег.А в третьих всё же лучше взять и попробовать этот процесс самому проделать и только потом решать купить или нет.Если Вы живёте в большом городе я думаю реально на день взять кассетную деку под залог и потестировать.А вот если ваш населённый пункт не может похвастать несколькими сотнями тысяч жителей тогда сложнее.

  6. Пленка выступает как сглаживающий фильтр. Поэтому если на простой аппаратуре хочется чтобы было поглаже, то можно записать на ленту с сд.
    Винил и цифровой винил-рип я на слух не различаю.

  7. А если серъёзно,то разница между винилом и рипом с него заметна.Но если рип слушать с качественного источника,а винил с чего то средненького то возможно разница действительно будет ничтожно мала.

  8. Впрочем данная тема достойна отдельного материала потому как слишком много вопросов с различными неизвестными.Одно дело если рип делаешь сам и сам же сравниваешь.И совсем другое рип скачанный из сети.С какого исходника он делался?На какой вертушке,с каким картриджем и иглой,какой корректор,какая программа оцифровщик и т.д. и т.п.

  9. Да, серьёзный аппарат, ничего не скажешь!

    И по МС заразили Вы меня! Едет уже моя Денон 103. Только трансформаторы я не хочу. Думаю попробовать Никитинский фонокорректор повторить. Или варант от Naim. Или то и то, и сравнить их. И ещё есть варианты. Я тут чуть усилков своих распродал, вылез из долгов и нужды, может наделаю плат разных, деталей накуплю и начну.

    Почему и нет? ) Ламповый вариант для ММ звучит очень даже здорово. И преображается потихоньку внутри. К осени хочу выпустить на пробу новую версию. Ну и для сравнения разных ещё полупроводниковых.

  10. Ну а мы сегодня поставили последнюю точку над I.Товарищ привёз кассету Metal и попробовали писать на неё.И ни он,ни я не смогли распознать где звучит оригинал,а где копия.Я конечно не призываю всех скупать кассетники — я и сам до сих пор не знаю надо мне это или нет.Но сам эксперимент оказался любопытным.

  11. hifi-audio.ru Цитата:

    Пленка выступает как сглаживающий фильтр. Поэтому если на простой аппаратуре хочется чтобы было поглаже, то можно записать на ленту с сд.
    Винил и цифровой винил-рип я на слух не различаю.

    Я сам когда то давно так делал. Писал с СД на плёнку и слушал. Просто когда не было нормального проигрывателя дисков , а то что было раздражало своей резкостью это было выходом из положения. Это как типа сейчас с транзистора на лампу перейти ,чтоб сгладить звучание.

  12. Поверьте, смысл есть, даже если у Вас очень хороший си-ди проигрыватель.Ну конечно в том случае если вам аналоговый звук необходим как воздух.А реальный смысл магнитофона всё же не в перезаписи с си-ди на кассету(это был просто эксперимент) ,а в перезаписи с винила на кассету (или катушку).Тут ещё и некая целесообразность прослеживается.Если конечно есть где взять на халяву пластинки для перезаписи.Вот у моего приятеля есть один редчайший альбом.Причём цепанул он меня так что словами не выразить.И оцифровка даже близко не прозвучала к оригиналу.А кассета практически один в один.

Отправить ответ