О вкусной и здоровой пище или правильное питание компонентов в Hi-Fi

Для владельцев роскошной японской аппаратуры всегда важно, как питается его система и поэтому наш постоянный участник Alex в своем материале расскажет какие существуют пути  дать аппаратуре вожделенные ею чистые и быстрые 100 вольт.

Скажу сразу, к кулинарии данная статья отношения не имеет.Сегодня мы попробуем поговорить о здоровом питании аппаратуры и в первую очередь о стовольтовых аппаратах из Японии. Вобще-то я не планировал данную статью, но последний проданный мной японский усилитель попал не в те руки и чуть было ни приказал долго жить из-за того что человек вовремя не озадачился приобретением нормального понижающего трансформатора. Конечно «защита от дурака» есть во многих аппаратах. Во многих,но не во всех. И поэтому возможно прочтение данного материала убережёт кого-то от непоправимых ошибок. Мы не будем рассматривать совсем уж клинические случаи вроде этого: «20 декабря 2016 г усилитель пришел из Японии, его воткнули в 220 вольт и он перестал работать. Продаю как есть» (цитата объявления с АВИТО). Мы поговорим о том,как нам получить на выходе 100 вольт, какие существуют варианты и в чём плюсы и минусы каждого из них. Начну с дорогих решений: Понижающий трансформатор (желательно японский) с гальванической развязкой мощностью 1,5-2 квт. Кстати подобной мощности в большинстве случаев достаточно не только для того чтобы запитать усилитель, но и для CD-проигрывателя останется, для проигрывателя виниловых пластинок, чего нибудь ещё — вобщем для всей системы если она вся 100 вольтовая. Мы не берём в расчёт крайности вроде профессионального мощника Ямаха-4002 в спецификации к которому в разделе потребляемая мощность скромно указано-2 квт.

Так вот плюсов у такого питания великое множество,а минус всего один — цена. А она будет вероятнее всего от 15 тысяч рублей и выше. Немало-да,  но если учесть то что вы приобретаете подобный трансформатор как говорится «на всю оставшуюся…» и запитываете ВСЮ систему,то данный ценник вполне оправдан.

(Примечание от Hifi-audio.ru: стоит принять во внимание и тот факт, что эквивалент по звучанию вашей японской аппаратуры в стоимости современных компонентов скорее всего ускачет за 5-7000 долларов и 260 долларов за качественный трансформатор на этом фоне выглядит несущественно. Это как в случае: вы покупаете дорогой автомобиль за несколько миллионов и заливаете в него керосин из лужи по самолетом, потому что это дешево).

Ну и немного о плюсах: Что такое гальваническая развязка.Это прежде всего некий фильтр который отсекает импульсные и ВЧ помехи.У кого то может возникнуть вопрос: А зачем? Ведь в самом усилителе тоже есть гальваническая развязка и она тоже отфильтровывает данные помехи. Отвечаю: Да отфильтровывает, но не все,а процентов скажем 80.

(Примечание от Hifi-audio.ru: в некоторых компонентах так же бывают разъемы питания со встроенным фильтром от помех. Так же есть утверждения некоторых любителей аудио, что и хороший сетевой кабель выступает в роли своеобразного фильтра).

А внешний транс служит в такой ситуации как бы дополнительным фильтром и убирает остальные. Может в результате и не 100,но 95% чистого питания мы получаем. Потом на некоторых таких трансформаторах есть возможность подстроиться под напряжение в сети в вашей квартире. К примеру мой трансформатор на входе выбирает 220/230 или 240 вольт. Поскольку в моей квартире более-менее стабильные 235, то перемычка на трансе установлена на 240. В итоге при напряжении в сети до 240 вольт на выходе мы получаем ровно 100. При скачке напряжения до 250 на выходе будет 105 ну и так далее. Поэтому всем у кого дома имеется 100 вольтовая аппаратура совсем не лишним будет знать напряжение в собственной сети дабы избежать неприятных сюрпризов. От самого дорогого решения мы перейдём к самому дешёвому — тиристорному выпрямителю за триста рублей. НИКОГДА не подключайте НИКАКИЕ аппараты подобным способом! Это сразу в худшем случае смерть аппарата,а в лучшем-сгоревшие предохранители если таковые в аппарате присутствуют.

Также я бы не советовал китайские адаптеры на 110 вольт типа Robiton-теоретически источники сигнала или предварительный усилитель подключить с помощью такого адаптера можно (только не интегральник или мощник!), но только в том случае если в вашей сети не больше 220 вольт.

Робитон вполне допустимое решение для СД-проигрывателя или вертушки, но вы должны понимать его недостатки.

Только тогда на выходе будет 110 — что тоже нежелательно,но более-менее терпимо. Если же у вас в сети 240, то на выходе такого адаптера будет 120, а это уже …

Вобщем лично для себя я данный вариант отмёл после первого же знакомства. Ну и наконец самая массовая категория в которую входят понижающие трансформаторы всех мастей и ЛАТРы.

Работает хорошо и тихо, но при более-менее серьезной нагрузке может начать гудеть.

Если вы совсем уж ограничены в средствах ЛАТР — самое недорогое и наиболее эффективное решение. Только желательно чтобы он был достаточно мощным от полукиловатта и выше (в зависимости от аппетитов вашей аппаратуры) и ещё, поскольку стабилизатора в таком приборе нет — необходимо контролировать напряжение на выходе. Популярный понижающий трансформатор «Штиль» тоже является пусть и несколько компромиссным,но всё же решением. Компромисс в том,что изготавливаются «Штили» из отходов производства, а потому качество у них нестабильное. Нередко абсолютно новые трансформаторы весьма ощутимо гудят сразу, либо начинают гудеть в процессе эксплуатации.

Штиль — значительно лучшее решение. 250-400 ватные работают, можно сказать, бесшумно, на 1,6 квт еле слышно. На 1 квт не тестировался.

Но если кого то это не напрягает — то ради Бога… А кому то может и повезти и изначально попадётся вполне нормально работающий экземпляр. Но это лотерея, к которой я отношусь как Остап Бендер («В азартные игры (с государством или ещё с кем то) — я не играю»). Ну и наконец есть понижающие трансформаторы корейского либо китайского производства. От вполне демократичной цены в 5 тысяч до вполне серъёзных 10 тысяч. Тут тоже надо разбираться по каждой модели. Может попадётся что-то стоящее, а может наоборот. Данная статья обзорная и такого изучения не предполагает, но если будет время, возможность и желание сделать сравнительный тест таких трансформаторов, то я таким шансом попытаюсь воспользоваться. А пока скажу так: Питание-питанием,но на звуке оно сказывается и сказывается заметно. Если взять для сравнения тот же «Штиль» и японский понижающий транс, то разница будет слышна и далеко не в пользу «Штиля». Да «Штиль» стоит 5 тысяч, а японский транс — 15.

(Примечание от Hifi-audio.ru: хотелось бы в комментариях услышать конкретные названия японских моделей, ибо слово «японские трансформаторы» не несет практического смысла, врятли все японские трансформаторы хорошие и наоборот).

Но тут не тот случай когда стоит экономить. Конечно если только у вас не бюджетный усилитель тысяч за двадцать. Тут смысла в дорогом питании нет. Но если вы приобрели аппарат за 60-70-80 и более тысяч-экономить на питании грех. Ну и наконец один конкретный,любопытный пример достаточно универсального устройства. Причём с его помощью можно не только получить сто вольт,но и двести двадцать.Не секрет что напряжение в нашей родной российской сети гуляет как ему вздумается. Если в больших городах проблем такого рода почти нет,то в населённых пунктах поменьше-сколько угодно. Например у одного моего приятеля проживающего в небольшом городке вечером в сети бывает 170, а утром — 230 вольт. И,соответственно если система с утра играет так как и должна — вечером её лучше вообще не включать.И вот в такой ситуации подойдёт прибор о котором я вкратце расскажу. Данное изделие ещё советских времён и является автотрансформатором и стабилизатором одновременно. Гальванической развязки у него нет и это практически единственный минус если не считать габаритов и веса. Один мой хороший знакомый приобрёл партию таких агрегатов и , после небольшой доработки, получился аппарат который выдаёт на выходе помимо стабильных 220 вольт такие же стабильные 100 вольт. А работает аппарат в диапазоне от 100 до 250 вольт. Причём система стабилизации у него весьма чуткая — срабатывает уже при отклонении +/- 2 вольта. Универсальное и практически бескомпромиссное решение для всех случаев жизни и цена в 10 тысяч рублей вполне обоснованна.

Ну и попробуем вывести хоть какое-то резюме.Если у вас изначально вопрос с питанием вашей аппаратуры решён правильно-наслаждайтесь её звучанием и не забивайте голову.Если вы только собираетесь приобрести 100 вольтовый аппарат надеюсь данный материал будет вам полезен.

А если у вас есть аппаратура с питанием 100 вольт, но вы используете какие-то компромиссные решения в плане её питания и вас что-то в звучании вашей системы настораживает (например смазанная динамика,аморфный бас,сцена) не торопитесь менять аппараты, а попробуйте запитать их правильно. Иногда это помогает.Ну вот как то так.

(Примечание от Hifi-audio.ru: напомню, что на эту тему на сайте уже размещался обзор, с которым стоит для полноты картины вам тоже ознакомиться  Японский Hi-Fi и питание 100 вольт — это несложно).

5 Comments on О вкусной и здоровой пище или правильное питание компонентов в Hi-Fi

  1. Я немного неправильно выразился в статье.Правильно будет тиристорный адаптер.Изначально он предназначен для питания лампочек.Главная проблема в том что он во первых обрезает частотную синусоиду сети пополам и вместо 50 Гц мы получаем 25 Гц.А в промежутки между этими располовиненными синусоидами вместо переменного возникает постоянный ток.

  2. Есть ещё путь переделки питания (замена трансформатора). Сам не сталкивался, но, в некоторых аппаратах, достаточно правильно подключить обмотку транса.
    Наверняка ИБП переделать не сложно.

  3. у меня была мысль заказать хороший тор в p2100. К тому же, нужные напряжение и токи известны. Но как его потом продать? )))

    А для винила я взял просто транс (тор) на 30 или 50Вт, не помню уже:

    https://vk.com/wall-141909738_363

    Так как питать от одного транса и винил и мощник — едва ли хорошая идея. Один колебания напряения создаёт, так как транс не идеальный источник тока и имеет сопротивление больше, чем в розетке. А винил наверняка двигателем какие-то помехи создаёт. Небольшие, конечно, но трансы эти дела точно развяжут.

    Да и цена удовольствия небольшая — 600 руб за 50Вт. Подумывал заказать корпуса и пару десятков трансов ваттов так на 15-20 и по доступной цене продавать это друзьям и знакомым как понижающий блок для винила и CD. Но спроса нет, а из-за 2-3 устройств день возиться с этим. Себе же и попроще можно.

  4. Я так и сделал, воткнул самый большой тор, что влез. Получился почти вдвое мощнее, чем был. Да и, если что, старый транс всегда можно назад поставить для продажи. К сожалению, не многие поймут такие доработки, техническая грамотность многих аудиофилов оставляет желать лучшего(

Leave a Reply