Поход к аудиофилу — B&W CM4, Diatone DS-38, Электроника 150АС-001

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро. Тарам, тарам, тарам, тарам. На то оно и утро.
Невозможно отрицать того факта, что общения с такими же, как ты сам увлеченными аудио людьми, дает новую информацию, опыт и пищу для размышлений.
Поэтому мой очередной поход к товарищу давно увлекающемуся качественной аудиоаппаратурой, преимущественно с Hi-End уклоном не имело смысла откладывать, так как накопилось определенное количество умозаключений по ряду вопросов.
Я уже рассказывал о замечательных акустических системах Accustic Arts, усилителе Xindak XA 6950 работающем в чистом классе А и прочем. На этот раз меня решили порадовать акустикой B&W CM4.
Вообще — это презренные столбики, чтобы было с чего начать разговор. Но в первый момент их внешний вид и звук мне дали ощущение, что я слушаю Tannoy.

Очень похожее ощущение пространства. Ярко выражен вау-эффект — звучание яркое, детальное, вполне эмоциональное.
Со слов товарища в этой акустике используются твитеры от высшей модели  (Наутилусов) с алюминиевым куполом.

Размер колонок приятный. Хотя это и столбики, но они довольно сбитные  по размеру, не каланча, и имеющие в глубину довольно большой кабинет. Смотрятся аккуратно, сеточка очень красиво подчеркивает красоту прямых углов.

Мы прослушали несколько композиций с разным качеством записи. Всегда это было сочное яркое выступления, мне такое нравится.

Я заметил, что несмотря на отличную детализацию, поработка мелких нюансов все же не эталонная, были заметны некоторые упрощения. Но возможно в данном случае имеет смысл больше отнести к цап Yulong D-100?

Второй момент — нижний регистр. Что следовало ожидать от столбообразного форм-фактора — то и получаем. Нет точности. Если средний и верхний регистр — заслушаешься, то нижний регистр более аморфный, несобранный. Были громкие места когда и вовсе акустика не справилась замесив кашу. Но замечу — это происходило на высокой громкости, а размер этих АС у меня вызывает сомнение в том, что они способны удержать качество на таких высоких громкостях.

Поэтому эту акустику разумнее прослушивать на небольшой громкости, тогда и резонансы столбообразного форм-фактора не будут так ярко выражены и контроль нижнего регистра будет лучше.

Честно скажу, несмотря на неубедительную работу нижнего регистра (плохой контроль), мне звучание B&W CM4 действительно понравилось. Напомнило мне в пространственном отношении Tannoy DC6T ($2200), но CM4 были однозначно более интересными в звучании.
Динамики B&W CM4 имеют резиновый подвес средней степени упругости. Они не мягкие, как пушинки, но и не жесткие.
Средний динамик визуально видно сплетен из кевлара.

Время не пощадило чей-то резиновый подвес

В среднем и нижнем динамике используется большая пуля рассекатель. Добро это или зло — решают свойства динамика. Например компания Onkyo одну из моделей своей акустики Onkyo D-212EX сознательно делала без рассекателя на НЧ-динамике указав принципиальные преимущества такого подхода — меньше искажений, глубже звук.

В более роскошной и высокой по уровню модели Onkyo D-302e использовался некоторый компромис — уже и не впадина, но и еще не пуля рассекателя.

А в следующей высшей модели Onkyo D-412EX все же пришла снова к идее пули.

Акустике B&W CM4 так же использует динамики с пулей-рассекателем.
Заключение по прослушиванию B&W CM4 такое — хорошие колонки, могут действительно радовать своего обладателя, это настоящий, хороший, серьезный Hi-Fi . Колонки имеют очень положительные отзывы от зарубежных пользователей и я с ними соглашусь.

Технические характеристики B&W CM4:

Количество полос :3
Драйверы:25 мм ВЧ, 165 мм СЧ/НЧ, 165 мм НЧ
Тип акустического оформления:Фазоинвертор
Чувствительность, дБ:90
Номинальная мощность, Вт:150
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт:50-150
Частотный диапазон, Гц:29-30000
Номинальное входное сопротивление, Ом:8
Магнитное экранирование:Нет
Высота, мм:910
Ширина, мм:200
Глубина, мм:293
Стоимость акустики на момент выхода составляла 749 евро за 1 колонки или соответственно 1498 евро за пару. Так же можно встретить цену за эту пару 1500 долларов. Может быть они стоили 1500 евро в 2001 году  в Евросоюзе (напомню, ЕС существует с 1993 года) и 1500 долларов в Америке. Но это предположение.
Дизайнеры конечно поработали над внешний видом здорово — мне очень нравится.
Вес 1 колонки 18 кг. Для столбиков вобщем-то неплохо, но с паразитными резонансами все равно не справится.
Продолжаем, ходить в гости, все равно, что на увлекательную экскурсию, надеюсь вы со мной согласны.
— Ну если вы больше ничего не хотите…, — сказал Кролик.
— А разве ещё что-нибудь есть? — спросил Винни-Пух. — Пятачок, ты никуда не торопишься?
— Нет, до пятницы я совершенно свободен!
— Ладно, посидим ещё немного, — успокоился Винни-Пух.
Так как в роли Кролика выступал Николай демонстрируя свою аудиосистему, а до пятницы в суботу было еще очень далеко, то необходимо было показать что-то еще.
Таким событием оказались подвесы на его реставрируемой акустике Diatone DS-38. Так как идеей найти простое и экономичное средство для приведения подвесов на Diatone-ах захвачен целый ряд людей, с которыми я периодически созваниваюсь или списываюсь, чтобы было ясно есть ли движение вперед, то было крайне интересно каких успехов добился Николай в этом вопросе.
Суть вопроса теоретически ясна. Подвесы акустики Diatone обработаны неким составом, который от времени дубеет. Сейчас ясно, что этот состав — изменненый каучук с неизвестными присадками, которые по сути и дали эффект задубевания со временем.
Каучук
Каучук растворяется простым ацетоном. И Николай как раз и провел процедуру по одному из предложенных мной вариантов:
1. Размягчить подвесы ацетоном. Это реально работает, но эффект недолог ибо размягченный каучук очень скоро снова задубеет.
2. Добавить в «мягкий» каучук новый пластификатор, который «обновит» жижу подвеса и оставит подвес вечно мягким. В роли пластификатора был пластификатор от эпоксидного клея.
Итого, я посмотрел результат такого экзерсиса на примере довольно дорогих акустических систем Diatone DS-38 стоивших в ретейле 126000 йен за пару в момент выхода в 1975 году!
Изначально подвесы были совсем каменные. На данный момент после проведенной процедуры подвесы тыкаются пальцем, они явно немного «раздубели», но все равно слышен сухой звук сминания подвеса, поэтому я оцениваю эффект, как недостаточно хороший.
Другой человек увлеченный аудио Сергей проводил похожую операцию, но для размягчения подвеса он использовал растворитель для (по-моему) алкидных красок, после чего выскреб старую пропитку с подвеса. Его идея заменить ее некоей черной незасыхающей вечной жижей, которая раньше использовалась для советских динамиков и их подвесов соответственно.
Третий вариант, который скоро будет опробован некоторыми участниками этого «заговора» — «японская» схема, показанная японцем:
https://youtu.be/qA6zP6Xc1PA
А именно — подвес размягчается тормозной жидкостью DOT-4.
После чего выскребается прежний наполнитель и вместо него наносится  смазка для тормозов (Rubber Grease). Сейчас автолюбители скажут что такой не бывает.
Так вот забавно, что зарубежные автолюбители ее прекрасно знают, а наши нет.
Потому что ее аналог у нас в России обзывается, как смазка для суппортов.
На картинке самая убогая и не рекомендуемая MC 1600!
Саму акустику я прослушивать пока не стал, ибо с твердыми подвесами это бессмысленно, гарантированно будет перекос с доминацией верхнего регистра и соответственно повышенной утомляемостью.
Так же остается и третий вариант размягчения подвесов — самый беспроблемный и быстрый, не требуется даже снимать динамик — это японская жидкость.
Но она довольно дорога, и хотя она очень быстро и сильно размягчает подвес, но не обновляет пластификатор, и через полгода вы заметите, что подвесы постепенно снова дубеют. Конечно ничто не мешает вам снова пройтись этой жидкостью. Но мы ведем поиск средства, чтобы подвес после обработки стал вечным по мягкости.
Гуд, я еду в Голивуд!
  И они посидели ещё немного. Потом ещё немного. А потом ещё немного. И ещё немного… пока, увы, совсем ничего не осталось.
 
Но пока еще сюрпризов хватало и хозяин похвалился мне акустикой, реставрацией которой занимается в данный момент.
Сейчас вы отгадаете сами — это самая дорогая и лучшая акустика производившаяся в СССР.
Конечно же Электроника 150АС-001.
 
Это большие кабинеты с двумя дырами под динамики. Отличительной чертой этих АС, которые и сейчас на рынке стоят я бы сказал, очень дорого, для советских изделий  (50-85000 руб в зависимости от уровня вмешательства разных самоделкиных желавших что-то улучшить), это наличие излучателя Хейла.
Высокие и средние частоты через него транслируются крайне линейно. Зарубеждые аналоги акустического трансформатора Хейла имеют меньший размер и глобально более высокую стоимость.
Но если в этих АС прекрасные НЧ-динамики и великолепный излучатель Хейла, то почему же в сети есть масса неоднозначных впечатлений от этих АС, вплоть до утверждений, что это акустика для баров и не более.
Николай мне наглядно показал в чем разница. У него в руках оказалось два совершенно различных излучателя Хейла от одной и той же модели Электроника 150АС-001.
Разгадка крылась в следующем. Первый выпуск акустики Электроника 150АС-001, как и полагается был эталонным. В нем шел огромный излучатель Хейла выфрезерованный из цельного пласта метала. И размер этого излучателя соответствует тембральному балансу в купе с двумя огромными НЧ-динамиками.
Полноценный излучатель Хейла (первая версия)
Но позже произошло «чудо» оптимизации. Во второй версии излучателя он оказывается уже собран из не особо качественно подогнанных пластин и имеет размер меньше В ПОЛТОРА РАЗА!
Шедевр экономности на звучании второй версии
Соответственно и сложенная гармошкой слюда в которой извивалась металическая нить так же меньше по площади в полтора раза!
Для Хейло первой версии
Для Хейло второй версии
АСНиколай показал мне как собирали излучатели Хейла второго выпуска. Он собирался из  частей. Одни части должны были входить в пазы другой детали.
Вы видели как собирали некоторые вещи в СССР?
Ага.
Пазы одной детали Хейла не входили в пазы второй детали Хейла.
И что делать? Затянуть болтами насколько хватит сил. В итоге конечное изделие было неслабо перекошено, скосоеблино просто, о каком итоговом качестве можно было говорить?
Кроме того, я уже упоминул, что вторая версия имела размер слюды в полтора раза меньше, и металлическая нить соответственно была в полтора раза короче, а следовательно… Ну конечно же она офигевала от напряжения подающегося на нее и сгорала. Поэтому очень много существует погоревших излучателей Хейла второй версии. Не потому что слушатель дебил, а потому что кто-то был очень экономным в СССР.
К счастью сейчас есть люди, которые когда-то работали на том заводе и сейчас продолжают делать мембраны для вышедших еще тогда Хейлов. Цена одной пленочки для второй версии в среднем 4-5000 руб, а для настоящего полноразмерного Хейла первоговыпуска — 8000 рублей за 1 пленку (а их надо две, так как колонок же две).
Так же на НЧ динамиках на данный момент из-за времени не выжили подвесы, поэтому акустика Электроника 150АС-001 пока в процессе реанимации. После приведения в порядок (замены) подвесов, излучателей Хейла, кросоверов можно будет послушать это творение советской мысли и вынести вердикт относительно качества их звучания. Потенциально ожидания крайне высокие.
Поэтому даже если вы когда-то слушали Электроника 150АС-001 остается вопрос, а действительно ли вы слушали полноценные 150АС или уже «экономичную» версию.
— Сто делать? — вопросил Кролик. — Ницего! Здать, когда он снова похудеет!

5 Comments on Поход к аудиофилу — B&W CM4, Diatone DS-38, Электроника 150АС-001

  1. даже и не знал о существовании такой советской акустики. увидел в первый раз.

  2. А я с такими встречался.И тоже в далеко не первозданном виде.А ещё были очень любопытные советские электростаты.Всего выпускалось три модели-я коротенько познакомился с одной.Очень любопытный звук.

  3. Думаю тот японец нанес эту пресловутую резиновую смазку не как пластификатор, а чтобы создать пленку на поверхности подвеса для предотвращения дальнейшего высыхания. Он намазал совсем мало и салфеткой протер, так что там очень тонкий слой остался.

  4. Электронику эту не очень то хвалят , некоторые говорят вч нормальные (у второй версии) а нч,сч так себе
    100ас-060 мне кажется лучше будет

Leave a Reply