Уникальные Hi-Fi-модели: Denon PMA-501 (1977, OCL,PCC)

Интегральный усилитель Denon PMA-501, выпуска 1977 неожиданно оказался в центре моего внимания. Что же такого интересного я в нем увидел?
Denon PMA-501 — одна из двух моделей в линейке. Ее высший собрат Denon PMA-701 имеет на борту 3 трансформатора.
Denon PMA-501 базируется на 2-х трансформаторах, что тоже очень прилично, и в силу немного меньшей мощности по сравнению с 701, конденсаторы так же поменьше емкостью, 4 конденсатора по 6800мФ (вместо 10000мФ). Но в целом Denon PMA-501 почти эквивалентен Denon PMA-701.
Меня заинтриговало, что в данной серии использовалась технология PCC. Было выпущено всего две модели (501 и 701) и они пробыли на рынке лишь небольшое время — с 76 по 78 год.
Уникальная система PCC — Phono Crosstalk Canceller была создана для улучшения качества звучания.

Перевести Phono Crosstalk Canceller можно, как удаление звуковых помех.
Аналогичное по сути, но выполненное отдельно, устройство SX-72 «scratch remover» в начале 90х предлагала фирма Marantz. Эта схема не только улучшает звучание, но и удаляет звук царапин на виниловых пластинках при воспроизведении за счет очень хитрой схемы работы с фазой. Сила нейтрализации помех регулируется двумя ручками.

Возможно станет чуть понятнее, если я приведу корявый перевод от Google смысла PCC-технологии (с сайта http://www.thevintageknob.org/denon-PMA-701.html):

«Так вот две широкие полосы пропускания схемы фазового сдвига отслеживают царапины и треск на каждом стерео канале и переворачивают фазу , когда это необходимо, используя матрицы двух различных сигналов (стерео канал) , чтобы удалить шум из музыкального сигнала.»

Т.е. регулируя чувствительность канала в PCC  с помощью регуляторов PCC левого и правого канала вы можете добиться идеального воспроизведения без треска и в высоком звуковом разрешении, даже с запиленных пластинок!

Технология PCC была настолько нова, что Denon поспешил выпустить на рынок ее в виде отдельного устройства Denon РСС-1000, но без должной рекламы спрос был не так высок, как ожидалось и производство было свернуто в 1978 году. С выходом последних моделей усилителей Denon PMA-501 и 701 эта технология в дальнейшем канула в лету. Это пример уникальной технологии, которая в силу инертности ко всему новому в тот краткий период не смогла набрать необходимой поддержки аудиофилов, чтобы разойтись по всему миру.

Схема же самого усилителя Denon PMA-501 базируется на приципе OCL, т.е. используя безконденсаторный выход, что должно повысить разрешение и прозрачность звука.
В усилитель встроена мощная защита динамиков от повреждения в случае поломки аппарата.
Для того, чтобы улучшить интерференцию между каналами, источники питания разделены на 2 независимые системы с большим током. Так же трансформаторы для улучшения звука намотаны особым образом.


Denon PMA-501 имеет вполне достаточную мощность  65 ват на канал при 4 Ом.
Коэффициент нелинейных искажений  при напряжении 3  вольта — 0.008%, а на полной мощности составляет 0,05%.
Усилитель воспроизводит диапазон от 5 Hz до 50 000 Hz. А его эквалайзер работает с шириной диапазона от 5 до 100 000 Герц.
SNR, соотношение сигнал/шум, очень внушительное, на уровне, кстати, многих флагманов. Указано, что SNR составляет 116 dB или больше. Это косвенно может свидетельствовать о воздушности звучания аппарата.
Другими словами, меня заинтересовало то, что усилитель имеет прекрасные характеристики, на уровне некоторых топовых или предтоповых компонентов, уникальную систему PCC, которая способна расширить вопроизводимый диапазон пластинки, избавить от звука царапин и подарить воздушность звучания.

Кроме того, сам Denon PMA-501 оказался по виду очень красивым, с сияющей лаком верхней крышкой и блестящим серебром фронтом. Так как модели 501 и 701 бывают в продаже крайне редко, являясь раритетом — я не удержался и смог в течении нескольких месяцев поиска поймать Denon PMA-501 в Японии.

 

ПРОСЛУШИВАНИЕ

При включении усилитель сразу показал довольно высокий класс звучания. С СД-проигрывателя Pioneer PD-T05 был  включен диск студии Telarc — Tierney Sutton Blue & Green.

Звук инструментов был предельно отчетлив, голос естественен. Но мне показалось, что мельчашие нюансы — шерох тарелочек как бы оказались сильно задвинуты на задний план. Немного более долгое и пристальное прослушивание дало понять, что причина этого — не рекордное разрешение усилителя. Denon PMA-501 может показать на уровне средней детализации, что конечно приведет к некоему упрощению восприятния сложных звуковых инструментов. Тарелочки немного завуалируются, барабаны могут как бы скомпрессировать немного несколько различных послезвучий в одно. Из за этого это ощущение нереальной четкости звучания. Все инструменты как бы напряглись в демонстрации своих мускулов. Поэтому контробас звучит просто фиерически — невозможно оторваться от прослушивания. Повышение общего разрешения могло бы вывести этот аппарат в самую высшую лигу. Но в своем воплощении он очень уверенно держится в среднем Hi-Fi классе имея свое уникальное звучание.

Прослушивание СД-диска Bill Evans Trio’64 (SHM-CD, Japan) оставило только восторженные эмоции — аппарат уверенно вынимал самую изюминку из звучания инструментов и крайне четко показывал ее слушателю.

Диск Modern Talking The 1st Album так же отыграл с изумительной четкостью (речь не про детализацию, она средняя). Это своя, особая подача звука именно этим усилителем — его визитная карточка.

Прослушивание жанра heavy metal (Accept «Breaker») показало, что усилитель как бы немного не успевает в быстрых песнях за ритмом.

Я заметил, что при прослушивании усилителя на очень большой громкости у звука формируется металлический акцент в звучании тарелочек и гитары, некое бляцание.

Но хочу заметить, что в первые секунды аппарат поражает явным уклоном в Hi-End-качество звучания показывая многие его атрибуты и лишь спустя некоторое время, проанализировав можно понять, где аппарат упрощает, где умело имитирует звучание высшего уровня.

Так же в аппарате Denon PMA-501 так же есть интересный режим Rev меняющий каналы местами.

Разумеется самая интересная функция усилителя «удаление треска с пластинок», но пока я несмог ее протестировать, так как аппарат подерживает только картриджи ММ, а моя вертушка сейчас с картриджем МС. По мере возможности я проведу прослушивание с ММ-картриджем и расскажу о дальнейших звуковых открытиях.

Однозначно, можно сказать, что Denon PMA-501 очень редкий и интересный, по внедренным в него технологиям, усилитель, аналога которому на просторах Hi-Fi аппаратуры не наблюдается.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ